Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
10.04.2017
Цели деятельности учителя: обеспечить условия для закрепления знаний об обозначении мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я, ь, углубления представления учеников о тексте, развития умений видеть в словах орфограмму, анализировать заглавие и соотносить его с содержанием; совершенствовать каллиграфические навыки; воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Планируемые результаты (предметные): отличают текст от набора предложений, записанных как текст; осмысленно, правильно читают целыми словами; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; составляют устный рассказ по картинке; делят слово на слоги, ставят ударение; обозначают мягкость согласных звуков на письме.
Гласные буквы.docрр.doc
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ
МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Цели деятельности учителя: обеспечить условия для закрепления
знаний об обозначении мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я, ь,
углубления представления учеников о тексте, развития умений видеть в словах
орфограмму, анализировать заглавие и соотносить его с содержанием;
совершенствовать каллиграфические навыки; воспитывать любовь и интерес к
русскому языку.
Планируемые результаты (предметные): отличают текст от набора
предложений, записанных как текст; осмысленно, правильно читают целыми
словами; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
составляют устный рассказ по картинке; делят слово на слоги, ставят ударение;
обозначают мягкость согласных звуков на письме.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организационный момент.
З а п и с ь д а т ы в т е т р а д и .
II. Работа над каллиграфией (тетрадь, с. 13).
Личностные УУД: целенаправленно и мотивированно относятся к процессу
становления своего каллиграфического навыка.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные УУД: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
учебника.
1. Б е с е д а п о р и с у н к у .
– Кого вы видите на рисунке? (Дракона.)
– Как вы думаете, к персонажам каких сил в русских народных сказках он
относится – добрых или злых?
– Кто чаще всего сражается с драконами? (Богатыри.)
– Обычно богатыри всегда побеждали подобных злодеев силой, хитростью
или расколдовывали их, и драконы становились на сторону справедливости и
добра. Вы сможете победить его своим красивым письмом, правильно
написанными буквами.
В гости к нам пришёл дракон.
Как огромен, грозен он.
Вовсе гость не страшен, Вид его отважен.
Хочет, чтобы каждой голове
Вы буквы подарили,
Не одну, а сразу две.
Как писать их, не забыли?
Буквы ровные, строчны́е,
Ф – красивые, прямые.
2. З а р и с о в к а о ч к о в и сравнение их с буквой.
3. А н а л и з и н а п и с а н и е строчной буквы ф (два способа написания
соединения).
4. А н а л и з с л о в .
– Объедините слова по их значению.
– Распределите слова на две группы: 1 – отвечающие на вопрос кто? и 2 –
отвечающие на вопрос что?
– Проговорите слова шёпотом по слогам. Определите количество слогов в
каждом слове.
– Какие слова нельзя переносить? Почему?
– Запишите слова. Поставьте ударение.
– В каком слове вы не обозначили ударение? Почему? (Франт – один слог.)
5. С а м о к о н т р о л ь .
– Настало время усмирить дракона. Соедините с изображением его обеих
голов по две самые красивые буквы.
III. Введение в новую тему.
Личностные УУД: имеют познавательные интересы и учебные мотивы,
руководствуются ими в своей деятельности.
Регулятивные УУД: учатся высказывать свое предположение (версию) на
основе работы с материалом учебника.
Познавательные УУД: умеют работать с учебной литературой; находят
ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной
форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают
речь других.
1. Г р а м м а т и ч е с к а я с к а з к а .
ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ ЗВУКИ Както в стране Грамматике взбунтовались согласные звуки и обратились к
королеве Азбуке:
Спросил однажды звук капризно:
«Как мне узнать про этот признак?
Я мягкий? Твёрдый? Знать хочу!
Когда ответ я получу?»
Выручил королеву Азбуку известный фокусник. Звали его Мягким знаком.
Стоило ему подойти к какомунибудь слову – и оно делалось совершенно
неузнаваемым: глагол Ел превращался в существительное Ель, а консервная
Банка – в теплую Баньку. Расхвастался Мягкий знак: «Я самый волшебный!»
Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя
умеем показывать фокусы».
Выбежали буквы Е, Ё, И, Ю, Я, встали рядом с твёрдыми согласными. И
существительное Пыл в один миг превратилось в глагол Пил, прилагательное
Лысый – в Лисий, существительные Пальцы, Лук, Нос, Воз – в Пяльцы, Люк,
Нёс, Вёз.
По ходу чтения учитель открывает н а д о с к е з а п и с и :
ел – ель
банка – банька
пыл – пил
лысый – лисий
пальцы – пяльцы
лук – люк
нос – нёс
воз – вёз
– О каком языковом явлении рассказывает сказка?
– Какие буквы обозначают мягкость согласных? (е, ё, и, ю, я, ь.)
– Назовите в словах пары твёрдых и мягких согласных.
– Прочитайте название раздела на с. 22 учебника.
IV. Сообщение темы, постановка цели урока.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке
с помощью учителя.
V. Повторение изученного материала.
Личностные УУД:
выражают положительное отношение к процессу
познания.
Регулятивные УУД: корректируют собственную деятельность: вносят
изменения в процесс обучения русскому языку с учетом возникших трудностей и
ошибок.
Познавательные УУД: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятные для
партнера высказывания.
1. С л о в а р н а я р а б о т а .
Н а д о с к е с л о в а :
Ве́тер, воробе́й, дива́н, де́вочка, карти́на, ряби́на, ребя́та, коньки́, обе́д, сапоги́,
помидо́р, учи́тель, чемода́н, я́блоня, шёл, алфави́т.
Все слова, в которых есть мягкие согласные, взяты из учебника (с. 61).
Учитель может записать на доске только часть слов. Их количество
зависит от работоспособности и уровня подготовленности учащихся
конкретного класса. Большой объем рассчитан на непроизвольное
запоминание написанного.
– Запишите слова, отвечающие на вопрос кто?
Учащиеся коллективно под руководством учителя читают слова и
находят те, которые отвечают на вопрос кто?
З а п и с ь в т е т р а д и :
Воробе́й, де́вочка, ребя́та, учи́тель.
– Обозначьте точками под буквами соответствующие звуки.
– Какими буквами обозначена мягкость согласных?
– Почему в слове девочка мягкость не обозначена ь?
– Обозначает ли мягкость согласного буква и в слове учитель?
2. В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я 22, с. 22.
– Прочитайте первые два предложения.
– Какие слова отличаются одной буквой? (Рад – ряд.)
– Какими звуками отличаются эти слова? ([р], [р’].)
– Запишите эти звуки.
Аналогично проводится работа со следующими двумя предложениями.
– Спишите только те слова, в которых гласные е, ё, и, ю, я обозначают
мягкость: мяч – яма, лес – ель, лён – ёж, люк – юг, пила – игра.
– Подчеркните гласные, которые обозначают мягкость согласных.
3. Р а б о т а п о р и с у н к у , с. 22.
– К какому из предложений упражнения 22 относится рисунок Эли?
– Почему все игрушки в необычных костюмах? (Они вообразили себя
жителями замка.) – Назовите слова по рисунку, в которых есть мягкие согласные звуки.
(Дерево, шляпа, река, конь, перья, башня, сапоги и др.)
– Как на письме будет обозначена мягкость согласных звуков в этих словах?
(Буквами.)
Первоклашкималыши
Лесом шли и полем шли,
Пробирались сквозь кусты,
К замку вскоре подошли.
Заглянули за забор,
Тявкнул им в ответ Трезор.
Фокусник в том замке жил,
Зайти в гости нам предложил.
По ступеням мы поднялись,
В тёмном зале оказались.
Свет включили, тихо сели,
Научиться захотели
Действияфокусы совершать –
Очень грамотно писать.
4. И г р а «Фокусы с буквами и словами».
– Вспомните сказку, которую вы читали в начале урока, и попробуйте
оказаться на месте фокусников: превратите твёрдые согласные в мягкие и
наоборот:
флаги – … (флаги)
рис – … (рысь)
Тома – … (Тёма)
мыл – … (мил)
пыл – … (пил)
высок – …(висок)
– Как можно превратить:
мел – в мелкое место;
угол – в топливо;
шест – в число;
полку – в танец;
галку (птицу) – в камень?
(Нужно дописать ь, получим слова: мель, уголь, шесть, полька, галька.)
5. Р е ш е н и е п р о б л е м н о г о в о п р о с а .
– Какие согласные не поддаются фокусницамбуквам ь, е, ё, и, ю, я? (Всегда
остаются мягкими [ч’], [щ’], [й’]; твёрдыми [ж], [ш], [ц].) 6. В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я 23, с. 23 (по «шагам»).
– Прочитайте предложения.
– Можно ли их назвать текстом? Почему?
– О чём этот текст? (О весне.)
– Как его можно озаглавить?
– Спишите текст.
– Подчеркните гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков на
письме.
– В каких словах буквы ё, и стоят после согласных, но не обозначают
мягкость? (Чёрные, грачи.)
– Почему?
– В каком слове мягкость согласного звука на письме обозначена не гласной
буквой, а другой? (Появилась.)
VI. Итог урока.
Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы
класса и учителя; преобразовывают информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: умеют формулировать собственное мнение и
доказательно отстаивать свою позицию; оформляют свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: умеют оценивать правильность ответов и выполненных
действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
– Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных звуков на письме?
– Какая ещё буква обозначает мягкость согласных звуков? Всегда ли это
происходит? (Нет, например, в слове «семья» – ь разделительный.)
– Каким согласным звукам не нужна роль букв е, ё, и, ю, я, ь? Будут ли эти
буквы обозначать мягкость согласных, если они стоят после ч, щ, ж, ш, ц?
– Запишите на зелёной полосе тетради слоги с гласными, которые обозначают
мягкость согласных звуков.
Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.