Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ МЯГКОСТЬ И ТВЁРДОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
10.04.2017
Данный урок построен с учетом требований федеральных государственных требований начального общего образования.Цели деятельности учителя: обеспечить условия для закрепления понятия о роли гласных в обозначении мягкости и твёрдости согласных на письме; упражнять в наблюдении и написании слов с «опасными» местами; развивать умения слышать звучащее слово, производить звукобуквенный анализ слов, отличать текст от набора предложений.
Планируемые результаты (предметные): отличают текст от набора предложений, записанных как текст; осмысленно, правильно читают целыми словами; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; называют звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивают понятия «звук» и «буква»; делят слово на слоги, ставят ударение; определяют роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука); обозначают мягкость согласных звуков на письме; определяют количество букв и звуков в слове; пишут большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; ставят пунктуационные знаки конца предложения; списывают с печатного образца и пишут под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения
гласные буквы.doc
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ МЯГКОСТЬ
И ТВЁРДОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Цели деятельности учителя: обеспечить условия для закрепления
понятия о роли гласных в обозначении мягкости и твёрдости согласных на
письме; упражнять в наблюдении и написании слов с «опасными» местами;
развивать умения слышать звучащее слово, производить звукобуквенный анализ
слов, отличать текст от набора предложений.
Планируемые результаты (предметные): отличают текст от набора
предложений, записанных как текст; осмысленно, правильно читают целыми
словами; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; называют
звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные –
звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не
смешивают понятия «звук» и «буква»; делят слово на слоги, ставят ударение;
определяют роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные
звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость
или мягкость согласного звука); обозначают мягкость согласных звуков на
письме; определяют количество букв и звуков в слове; пишут большую букву в
начале предложения, в именах и фамилиях; ставят пунктуационные знаки конца
предложения; списывают с печатного образца и пишут под диктовку слова и
небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Закрепление орфографических правил, которые повторялись на
предыдущем уроке.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке
с помощью учителя; проговаривают последовательность действий; дают свою
трактовку правил, терминов, объяснений тех или иных написаний, обозначений
на основе работы с учебным материалом, выбора необходимых сведений из
учебника и сообщения учителя.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной
форме.
1. В ы п о л н е н и е т е с т а .
Каждый ученик получает тест (2 варианта). Зачеркните буквы, которые нельзя писать в этих словах:
I в а р и а н т
II в а р и а н т
2. С б о р т е с т о в для проверки учителем.
II. Работа над каллиграфией.
Личностные УУД: осознают роль языка и письменной речи в жизни людей;
понимают важность и необходимость овладения навыками красивого,
разборчивого, аккуратного почерка для дальнейшего практического жизненного
опыта.
Регулятивные УУД:
определяют и формулируют назначение своей
деятельности и учебной жизни с помощью учителя; учатся высказывать свое
предположение (версию) на основе работы с учебным материалом, работать по
предложенному учителем плану; сверяют написание букв и их элементов с
образцами.
Познавательные УУД: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делают выводы в результате совместной работы с партнером (в паре),
одноклассниками и учителем.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной
форме; слушают и понимают речь других.
В зоопарке на полянку
Под высокою сосной
К медвежонку в день рожденья
Крокодил шёл со змеёй.
Медвежонок очень рад,
Он и нас звал в зоосад.
В гости мы к нему пойдём,
Буквы лучшие возьмём.
«М» – подарим медвежонку,
Крокодилу «л» дадим,
Не шипела чтоб змея,
Мы напишем букву «я». 1. Н а п и с а н и е э л е м е н т о в б у к в и букв л, м, я.
– Поймайте змейку за конец и продолжите до конца строки.
– Какие элементы объединяют буквы м, л, я? Напишите буквы.
2. Н а б л ю д е н и е за составом и написанием слов.
– Прочитайте слова (записаны на доске).
– В каких словах встретили «опасные» места? Подчеркните их. (Лимон,
мель, земля, лиль.)
Л..мон, мель, з..мля, лил, мел, лиль.
– Назовите слова, в которых совпадает количество звуков, а количество букв
нет. (Мел – мель, лил – лиль.)
– Назовите в словах гласные буквы, согласные.
3. С а м о к о н т р о л ь .
– Подарите зверькам по одной самой красивой букве.
III. Работа с непроверяемыми написаниями (словарноорфографическая
работа).
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; подчиняют
свои действия алгоритму; работают по предложенному учителем плану;
проверяют написание непроверяемых слов в словаре, опираются на правила,
орфографические нормы.
Познавательные УУД: находят ответы на вопросы в тексте учебника,
словарных статьях; преобразовывают информацию из одной формы в другую;
применяют известные правила в написании орфограмм и «опасных» мест.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной
форме; слушают и понимают речь других; взаимодействуют с соседом, работая в
паре, анализируют и проверяют выполненные задания.
Ч т е н и е и осложнённое с п и с ы в а н и е (с предварительной коллективной
подготовкой).
Р_сýнок, мéс_ц, п_нáл, кв_ртира, п_сýда, к_стрюля, ст_кáн, учéбн_к.
– Обозначьте ударение в каждом слове, выделите безударные гласные в
словах («опасное» место).
– Назовите слова, в которых все согласные твёрдые. Подчеркните их.
Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
IV. Постановка и формулирование основной учебной задачи и темы
урока.
Регулятивные УУД: целеполагание – определяют и формулируют цель
деятельности на уроке с помощью учителя; планирование – высказывают свое
предположение (версию) о теме, учебной задаче на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, а также на основе
предварительного ознакомления с предложенным учителем учебным
материалом; учатся работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: понимают содержание учебных текстов (материалов),
выделяют и осмысливают отдельные слова, термины, понятия, как житейские,
так и языковедческие; умеют анализировать условия и требования учебной
задачи.
Коммуникативные УУД:
слушают и понимают речь учителя,
одноклассников; строят понятные для партнера высказывания; владеют
вербальными и невербальными средствами общения.
1. С о о т н е с е н и е с о с т а в а б у к в и звуков в парах слов.
– Прочитайте слова парами.
рад нос сэр тук мыл
ряд нёс сер тюк мил
– По какому принципу записаны слова в парах?
– Какую роль играют гласные буквы в этих словах?
– Прочитайте слова в верхнем ряду. Определите первый согласный звук.
Какой он – твёрдый или мягкий?
– Прочитайте слова в нижнем ряду. Определите первые согласные звуки.
Какие они – твёрдые или мягкие?
2. Б е с е д а .
– Сколько в русском языке гласных звуков? Назовите их.
На д о с к е т а б л и ц а : – Рассмотрите таблицу. Охарактеризуйте ее состав. Что заметили?
– Прочитайте её хором.
– Прочитайте ее в паре с соседом (а – я, о – ё и т. д.).
– Назовите гласные, которые пишутся после твёрдых согласных.
– Назовите гласные, которые пишутся после мягких согласных.
V. Повторение и систематизация знаний о роли гласных букв.
Личностные УУД: осознают роль языка и речи в жизни людей; эмоционально
«переживают» текст, выражают свои эмоции; понимают эмоции других людей,
сочувствуют, сопереживают.
Регулятивные УУД: принимают познавательную цель и практическую задачу
деятельности на уроке с помощью учителя, ориентируются и проговаривают
последовательность действий по их реализации, строят действия в соответствии
с планом, составленным коллективно под руководством учителя.
Познавательные УУД: ориентируются в учебнике; находят ответы на
вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в результате совместной
работы класса и учителя; преобразовывают информацию из одной формы в
другую.
Коммуникативные УУД: формулируют выводы, доказывая написание
парных согласных в словах; принимают и выполняют коллективные игровые
действия, правила.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 6 по «шагам» (с. 8).
Д о п о л н и т е л ь н ы е з а д а н и я и в о п р о с ы :
– Наденьте на слова «звуковую» одежду (записать транскрипцию).
– Какой согласный звук [х] встретился во всех словах – твёрдый или мягкий,
звонкий или глухой?
– Будут ли обозначать мягкость согласных буквы ю, и, е в словах юх, их, ех?
2. В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я 7 (с. 8).
1) Работа над значением слов.
– Прочитайте слова в правом столбике. Как вы их понимаете?
– Где можно найти объяснение значения слова? (В толковом словаре.)
– Прочитайте первое незаконченное предложение, добавьте подходящее
слово, соедините его линией с предложением. – Прочитайте второе предложения, добавьте подходящее слово, соедините
его линией с предложением.
– Прочитайте третье предложение… и т. д.
– Можно ли эти три предложения назвать текстом? Почему нельзя?
– Как обозначены границы предложений?
2) Выполнение заданий упражнения 7.
– Назовите слова из упражнения 7, в которых есть мягкие согласные.
– Какими буквами обозначена мягкость согласных в этих словах?
– Почему в слове «звучало»: мягкость ч не обозначена?
3) Формулирование вывода.
– Закончите предложения:
– Если согласные звуки твёрдые, то после них пишутся гласные… (а, о, у, ы,
э).
– А если согласные мягкие, то после них стоят гласные… (я, ё, е, и, ю).
– Это правило не относится к согласным звукам [ж], [ш], [ц], так как они
всегда… (твердые), и [ч’], [щ’], так как они всегда… (мягкие).
– Об этом надо помнить, когда вы пишете сочетания гласных после шипящих:
жиши, чаща, чущу.
3. И г р о в о е з а д а н и е «Каких животных пригласила львица Эля?».
Львица Эля составила из слогов названия животных, которых она хотела бы
пригласить в школу, но проказница обезьянка смешала все слоги, а потом сама
написала названия животных.
– Вот что у неё получилось (н а д о с к е ):
РЫЖАФИ ШИМЫ КЁИЖ
– Каких животных намеревалась пригласить в школу львица Эля? (Жирафы,
мыши, ёжик.)
Мы ногами топтоп,
Мы руками хлопхлоп!
Мы глазами мигмиг,
Мы плечами чикчик.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли,
К телу их потом прижали
И подскоки делать стали. Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раздва, раздва,
Заниматься нам пора!
4. И г р о в о е з а д а н и е «Узнай нужный звук».
Н а д о с к е :
Лук – люк, вол – вёл, мал – мял, пыл – пил.
– Обозначьте точками разных цветов соответствующие звуки (твёрдые
согласные – синим цветом, мягкие – зелёным, гласные – красным.)
5. В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я 8 (с. 9) по «шагам».
6. П о л е з н ы е с о в е т ы от дядюшки Этикета.
– Прочитайте, о каких полезных советах рассказывает дядюшка Этикет.
Чаще проветривай класс –
Это важный совет – раз.
Дыши глубоко и ровно – совет второй –
Усталость, переутомление долой!
Товарищам всегда помогай,
Их в обиду никому не давай.
Будь активным в мероприятиях школы и класса.
Жизнь твоя будет тогда интересна, прекрасна!
– Какой этикет установлен в нашем классе?
– Найдите «опасные» места в предложениях. Объясните написание «опасных»
мест.
– Спишите первое предложение. Подчеркните «опасные» места.
– Отметьте точками гласные, обозначающие мягкость согласных.
– Обозначает ли мягкость согласных буква и в словах дыши, жизнь?
VI. Работа над звукобуквенным анализом слов.
Регулятивные УУД: составляют план и определяют последовательность
действий в проведении звукобуквенного анализа слов, в работе над значением
слов.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной
форме; учитывают позиции собеседника; корректно и тактично отстаивают свою
точку зрения.
– Узнайте слова по транскрипции:
[м’о’т], [л’от], [л’эф], [м’эл].
– Посоветуйтесь с соседом, такие ли слова у него получились, как у вас. – Запишите правильно с помощью букв любое слово, которое вы узнали, в
тетрадь. (Мёд, лёд, лев, мел.)
VII. Итог урока, рефлексия.
Регулятивные УУД: соотносят результаты своей деятельности с оценкой
учителя; адекватно принимают оценку одноклассников и учителя.
Познавательные УУД: делают выводы о результатах совместной работы
класса и учителя; преобразовывают учебную и познавательную информацию из
одной формы в другую; умеют выбирать обобщенные стратегии для
формулирования вывода, проводить анализ своих действий и выполненной
работы.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной
форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают
речь других; умеют задавать партнерам уточняющие вопросы, уступать,
убеждать; позитивно относятся к процессу общения.
– Какие гласные буквы указывают на твёрдость согласных звуков?
– Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных на письме?
– Сколько гласных букв в русском языке? Сколько звуков?
– Прочитайте вывод в тетради.
– Напишите на зелёной полосе все гласные буквы.
– Какие «открытия» в русском языке сделал сегодня каждый из вас? (Свои
мнения высказывают 3–4 ученика.)
Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ МЯГКОСТЬ И ТВЁРДОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ МЯГКОСТЬ И ТВЁРДОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ МЯГКОСТЬ И ТВЁРДОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ МЯГКОСТЬ И ТВЁРДОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ МЯГКОСТЬ И ТВЁРДОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ МЯГКОСТЬ И ТВЁРДОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ МЯГКОСТЬ И ТВЁРДОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса,УМК Школа 2100 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ МЯГКОСТЬ И ТВЁРДОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.