Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
26.03.2017
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым» в рамках системно-деятельностного подхода.Технологическая карта урока.
Цели урока:
Личностные:
- способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры монологичного и диалогичного ответа;
- способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения;
-строить продуктивное речевое взаимо¬действие со сверстниками и взрослыми;
- адекватно восприни¬мать устную и письменную речь
Регулятивные
- формировать умение делать выводы, сравнивать их с выводами учебника
- планиро¬вать последовательность действий и при необходимости изме¬нять ее;
- осуществлять самоконтроль, самооценку
Предметные
-повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации;
-закрепить сведения о грамматической основе предложения и способах их выражения;
-выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым
Конспект урока.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11
155331 Ивановская обл., г.Вичуга, ул.Парковая, д.8, тел. / факс (49354) 24436
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВИЧУГА
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс»
А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Автор: Виноградова Зоя Владимировны,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
МБОУ СОШ №11 Тема урока:
Базовый учебник:
Цели
Тире между подлежащим и сказуемым.
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва.
Москва: Издательский центр «ВентанаГраф», 2012 г.
Личностные:
способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры монологичного и диалогичного ответа;
способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование
современных средств обучения;
строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно воспринимать устную и письменную речь
Регулятивные
формировать умение делать выводы, сравнивать их с выводами учебника
планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
осуществлять самоконтроль, самооценку
Предметные
повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации;
закрепить сведения о грамматической основе предложения и способах их выражения;
выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым
Урок усвоения новых знаний
Тип урока.
Формы работы учащихся. Коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в паре.
Необходимое техническое
оборудование.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, документокамера. Этапы
урока
Этап 1.
Организац
ионный
этап
Цель этапа
Включение
учащихся в
деятельность
на личностно
значимом
уровне.
Этап 2.
Мотивацио
нный этап
Вхождение в
тему урока.
Планирование
своей
деятельности,
формулирова
ние
задач
урока
Структура и ход урока
Действия учителя
Создание ситуации для психологического настроя
обучающихся
У нас сегодня праздник, праздник знаний. Мы должны
постараться провести его так, чтобы все дети нашего класса
получили удовольствие от урока и подарок, а подарком будет
новое полученное знание.
Девизом нашего урока будет пословица: «Ученье – это свет»
(учащиеся записывают пословицу в тетрадь и объясняют
смысл).
Для того, чтобы вспомнить основные орфографические
правила, которые вы знаете, проведем орфографическую
минутку, какие буквы пропущены и почему:
(Слайд 1)
С…езд
Извес…ный
Действия
обучающихся
Результат
Личностные УД:
Самооценка готовности
к уроку.
Учащиеся включаются в
учебную деятельность.
Учебно
познавательный
интерес к
данному уроку.
Регулятивные УД:
целеполагание;
Коммуникативные:
ответы на вопросы.
Познавательные:
доказательства.
Фронтальная работа.
Приводят свои варианты
цели и задач урока.
Учащиеся отвечают на
поставленные вопросы,
и
Личностные:
Осознание
ценности
изучаемого
материала
практической
его важности
Метапредметн
ые УД:
Самостоятельно
е
формулирование учебных задач и
цели
урока,
умение выявлять
проблему,
выбирать
действия
достижению
цели.
по
определяют тему урока.
Ноч…
Тр…пинка
Адр…с
К рощ…
Сне…
Искрит(?)ся
Сем…я
Учащиеся объясняют орфограммы и вставляют
пропущенные буквы.
Слова расположены именно в таком порядке
неслучайно, догадайтесь почему ( по 1 буквам слов получится
слово СИНТАКСИС).
Задаются вопросы по ранее изученному материалу
(фронтальная работа):
Что изучает синтаксис?
Словосочетания
Предложения
Город писатель в наш известный приехал.
Составьте словосочетание, используя изпредложенных
одно или два слова. Одно из словосочетаний мы запишем в тетрадь и разберем его:
какой? х
Известный писатель (именное)
Прил. + сущ.
Что необходимо сделать, чтобы из словосочетания
получилось предложение? Давайте запишем получившее
предложение в тетрадь:
В наш город приехал известный писатель. (можно дать
характеристику предложения) (Слайд 2)
Сколько тайн синтаксиса мы открыли с вами на
предыдущих уроках
Переход к теме урока на основе эвристической беседы.
- Сегодня мы продолжим разговор о тайнах и
законах, но не синтаксиса ,а русской пунктуации. Что
изучает пунктуация? Послушайте, пожалуйста,
стихотворение, с помощью которого, мы сможем
ответить на этот вопрос.
Чтение учителем стихотворения Ванды Хотомской о знаках
препинания:
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно, Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Также частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.
Беседа по прослушанному стихотворению:
-О чем идет речь в стихотворении?
– О каких знаках препинания рассказывается в
стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?
Назовите их, пожалуйста.
Не случайно у нас на доске висит мудрая фраза:
«Удивление ? путь к познанию» (Слова прикреплены
на магнитной доске на листах бумаги формата А4. Знак
тире закрыт табличкой с вопросительным знаком).
Но вот беда знак препинания закрыт, и мы не знаем,
что стоит в этом предложении…
-Как вы думаете могул ли все знаки препинания, перечисленные
вами, употребляться в одном предложении?
-С правилом постановки какого знака препинания мы
должны познакомиться сегодня на уроке, как вы думаете?
Предположите, какова тема урока? О каком знаке пойдет
речь сегодня на уроке?
О чем мы будем с вами говорить на этом уроке?
(Проговорят всевозможные материалы)
Сделать этоещё невозможно, даже очень сложно, но для того,
чтобы вам стало полегче, я предлагаю вам поработать в парах Этап 3.
Актуализац
ия знаний
Уточнение
правила
постановки
тире между
подлежащим
и сказуемым
и выполнить следующие задание
Организует деятельность обучающихся по выявлению
способов решения учебной задачи: определению способа
получения недостающих знаний и перечня тех источников, в
которых они могут быть найдены.
1.Сегодня мы узнаем еще одну тайну предложения. Для этого
работаем в парах.
прочитайте
предложения,(предложения разрезаны на листочках, задача
детей распределить их на столбики)
Возьмите карточки,
Распределите предложения в два столбика.
Ответьте на вопрос: «По какому принципу вы разделили
предложения в два столбика?»:
Внизу ласково плескалось море
Вечером прошла гроза.
Москва – столица
нашей Родины.
Муравьи – санитары
леса.
Зашумел в лесу золотой дождь.
Пословица
мудрость народа.
Я люблю русскую природу.
–
Снегирь
пухленькая
красногрудая
птичка.
Познавательные УД:
Предметные :
2.Безошибочное
определение
грамматической
основы
предложения на
основе уже
имеющихся
знаниях.
Метапредметн
ые:
1.Научились
правильно
строить свои
ответы и
высказывания
Устная работа по
заявленным вопросам;
работа с учебником;
выполнение
практических
упражнений
Регулятивные УД:
Работа в группах
Работа в парах
Коммуникативные УД:
Учащиеся рассуждают и
выражают свои точки
зрения, учитель
обобщает ответы
учащихся.
Учащиеся дают ответы,
учитель подводит
учащихся попробовать
самостоятельно
сформулировать ответ
– Знание – это
сила.
Ученье – путь к
уменью.
Что стоит в предложениях 2 столбика. Правильно, тире, а не
черточка. Не дефис, как ее часто называют.
2.В предложениях второго столбика стоит черточка?
Учитель объясняет:Оказывается, черточка в русском языке
называется поразному (на доске запись):
Черточка
(можно записать на доске)
Пунктуация Орфография
Знак разделения Соединительная
черта между
частями слова
Тире Дефис
А теперь можете ли вы сказать о каком знаке
препинания пойдет речь на уроке?
Конечно же , о тире!
Открыть знак в предложении: Удивление путь к познанию
3. Объяснение новой темы.
Продолжим наблюдения над записанным нами предложением
В наш город приехал известный писатель.
Какие два записанных на доске слова, если их
поставить рядом, не будут являться словосочетанием,
почему?
Писатель приехал
Грамматическая основа предложения или
подлежащее и сказуемое.
(Вспомним, что мы знаем о подлежащем и сказуемом)
На какие вопросы отвечает подлежащее?
А Сказуемое? (Работа со схемой)
(Слайд 3) Предлагаю вам поработать с предложениями и подтвердить
свои знания на практике.
Прочитайте и запишите в тетради данные предложения.
(Слайд 4)
Найдите грамматические основы.
Между какими членами предложения стоит тире в
предложении?
Знание – высшее богатство.
Книга – лучший дар дружбы.
Чтениелучшее учение.
Какова же тема нашего с вами урока? Можем ли
теперь ее сформулировать?
Тире между подлежащим и сказуемым (Слайд 5) Чем мы будем заниматься на уроке?
Какова цель нашего с вами урока:(Слайд
1 ряд формулирует в виде вопроса
2 ряд формулирует в виде тезиса
Вместе с учителем. (Слайд 6)
Познакомиться с правилом постановки тире между
подлежащим и сказуемым.
Учиться находить предложения, в которых ставится
тире между подлежащим и сказуемым.
В каких же случаях ставится тире в предложении? Для того,
чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах. Я
предлагаю вам провести исследование самостоятельно или с
помощью подготовленных мною вопросов –подсказок.
(Приложение 2)
Для исследования предлагаются предложения, с которыми
дети работали на карточках. Те предложения, где стоит тире.
(Работа выполняется прямо на карточках)
1.Группа. Москва – столица нашей Родины.
2.Группа. Пословица – мудрость народа
3. Группа. Муравьи – санитары леса. 4.Группа. Снегирь – пухленькая красногрудая птичка.
5. Группа. Знание – это сила.
6. Группа. Ученье – путь к уменью.
Приложение 2.
Алгоритм работы
1 шаг – подсказка Определи грамматическую основу
предложения (найди подлежащее и сказуемое)
2 шаг – подсказка – Выясни, какой частью речи выражено
подлежащее и сказуемое.
3 шагподсказка Определи падеж каждого главного члена (и
подлежащего, и сказуемого)
4 шаг – подсказка – Сделай вывод: «Если подлежащее и
сказуемое выражены ________в ________падеже, то между
ними ставится ____________».
Делают вывод сначала в группах,потом один от группы
проговаривает вслух. (Тетради для обзора классу кладутся
под документокамеру)
* Если подлежащее и сказуемое выражены именами
существительными в форме именительного падежа, то
между ними ставится тире.
А может ктото смог составить схему по правилу
постановки тире между подлежащим и сказуемым? Этап 4.
Закреплени
е
материала
Группы высказывают свои предположения по
проблемному вопросу.
Верны ли наши предположения, где мы может это узнать?
Затем сверяем предположения с учебником.(стр.65)
Организует работу учащихся, оказывает консультативную
помощь в использовании материалов, анализирует результаты
работы.
Физкультминутка.
Юные исследователи должны отдохнуть, т.к. очень устали
в результате плодотворной работы на уроке.
Закрепление
умений.
4 Первичное закрепление.
1.Работа с записью 2х предложений (по выбору учащегося) на
доске в тетрадь с последующим объяснением изученного
правила.
Пришло время поработать с нашими высказываниями
записанными на доске.
Учениеэто свет.
Удивлениепуть к познанию.
Объясните, почему в пословицах, которые являются девизом
нашего урока стоит тире.
Есть еще один способ проверки. Если между подлежащим
и сказуемым можно поставить слово – помощник «это», то
перед этим словом нужно поставить тире, как например в
Познавательные УД:
Личностные:
Выполнение задания.
Групповая работа.
Индивидуальная работа.
Развитие
коммуникативных УД,
обеспечивающих
возможность
сотрудничества.
1.Успешно
выполненные
задания.
2.Самооценка и
адекватное
реагирование на
свои результаты.
Регулятивные УД:
контроль, коррекция,
выделение и осознание
того, что уже усвоено и
что ещё подлежит
усвоению. Осознание
качества и уровня
усвоения темы урока. одном из этих предложений: «Ученье – это свет».
2.Творческий диктант. Измените предложения так, чтобы
между подлежащим и сказуемым стояло тире.(Работа в
группах) (Слайд 7)
1.Без ума голова будет кочкой.
2.Не всякое слово является пословицей.
3.Родной язык считается нашим достоянием.
Проверка (Слайд 8)
1.Без ума голова кочка.
2.Не всякое слово пословица.
3.Родной язык наше достояние
4. Закрепление изученного (самостоятельная работа).
Обобщение.
Самостоятельная работа по вариантам. На карточках записаны
предложения. Нужно поставить тире между подлежащим и
сказуемым в тех предложениях, где это необходимо.
Постановку тире объяснить графически (Приложение 3)
Приложение 3
1 вариант 1. Лес пахнет дубом и сосной.
2. Глинка великий русский композитор.
3. В зарослях ивняка закричала какаято птица.
4. Март первый весенний месяц.
5. Мой папа водитель.
2 вариант
1. Бамбук самый легкий материал.
2. Мы изучаем историю и литературу.
3. Лев царь зверей.
4. Долгий осенний закат догорел.
5. Моя мама швея.
Правильные предложения.
1 вариант
1. Лес пахнет дубом и сосной.
2. Глинка великий русский композитор.
3. В зарослях ивняка закричала какаято птица.
4. Март – это первый весенний месяц. 5. Мой папа водитель.
2 вариант
1. Бамбук самый легкий материал.
2. Мы изучаем историю и литературу.
3. Лев это царь зверей.
4. Долгий осенний закат догорел.
5. Моя мама швея.
Взаимопроверка
Самопроверка по готовому эталону,
оценивание своей работы (Ребята меняются тетрадями,
проставляя плюсики, рядом с правильными ответами)
Критерии проверки.
5 правильных ответов – оценка 5
4правильных ответа – оценка 4
3правильных ответа – оценка 3
2правильных ответа – оценка 2
(Не ставим двапредлагаем еще поработать, и постараться
разобраться с материалом) Количество
баллов
Оценка
одноклассн
ика
Самооценка
Оценка учителя
Вывод по уроку:
Какую тайну русского языка мы с вами сегодня
открыли? Что еще нового узнали?
Давайте постараемся сделать вывод по уроку, а
поможет нам стихотворение:
(Чтение учителем стихотворения о тире):
Когда свои подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
Тире – моё короткое названье,
Не палка я, а очень важный знак.
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак!
- Что же такое тире по мнению автора этого стихотворения?
(Тире – очень важный знак препинания.) (Слайд9)
Этап 5.
Рефлексия
Осознание
учащимися
своей учебной
деятельности,
самооценка
результатов
Предлагает ответить на вопросы
Какова была тема урока?
Какую цель вы ставили перед собой? Достигли?
Что научились делать?
Над чем еще предстоит работать?
Ответы учащихся
Личностные:
Самостоятельно выбрать
тему домашней работы.
Развитие регулятивных
УД.
Личностные:
1.Осознание
обучающимися
своей учебной
деятельности деятельности
своей и
класса
Познакомиться с правилом постановки тире между
подлежащим и сказуемым.
Научиться находить предложения, в которых ставится
тире между подлежащим и сказуемым.
Работа с схемой (Слайд 10)
Ребята, посмотрите ,пожалуйста, а на какой ступеньке
находитесь вы в конце урока, а может вы прошли все ступени и
добрались до самого верха
Выполнить все
требования к домашней
работе
Коммуникативные:
Обсудить возникающие
затруднения по
домашней работе
2.Самооценка
результатов
своей
деятельности и
всего класса.
Ситуация успеха (Слайд 11)
Или (другой вид рефлексии. по желанию учителя)
Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;
Рефлексия достижения цели с использованием
«дерева целей», оценки «приращения» знаний и
достижения целей (высказывания Я не знал…
Теперь я знаю…);
Домашнее
задание
Базовый: На оценку 4Упр.74.стр.66
Повышенный: На оценку 5Упр.75 стр.66
Этап 6.
Домашнее
задание
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Конспект урока по русскому языку для 5 класса к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.