Урок русского языка в 4 классе (22.01.16)
Тема: Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
Цели: учить писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже
Ход урока
1. Орг. момент (мотивация) Думать – интенсивно!
Работать – оперативно!
Если спорить – доказательно!
Всем - обязательно!
(запись числа, классной работы)
2. Минутка чистописания Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром пушинки? (Зима)
Письмо какой буквы будем повторять? Расскажите о ней. Запишите чередуя большую и маленькую буквы. Что записано ниже? Запишите слова, вставляя буквы. Проверьте. Какое слово можно назвать лишним? Почему? (заяц – вставили я; зелёное – орфограмма проверяемая безударная гласная в корне; зелёное – 4 слога, зелёное – прилагательное) Перечислите грамматические признаки этого прилагательного.
Что видим? Прочитайте. Что прочитали? Объясните смысл. Запишите. Подчеркните грамматическую основу. Назовите основу.
Оцените свою работу на этом этапе урока.
3. Словарная работа. Запишите, вставляя пропущенные буквы.
Февраль, декабрь, январь, календарь, месяц, прекрасный, погода.
Проверьте себя. Оцените работу.
4. Актуализация знаний. Что общего в словах? Какое лишнее? Почему? Что такое прилагательное? Как изменяется прилагательное? С какой частью речи связано? Каким членом предложения является? Что такое склонение? Склонение прилагательных какого рода изучаем? Почему вместе изучаем мужской и средний род?
5. Самоопределение к деятельности. Составьте словосочетания с прилагательным прекрасный в мужском роде, в среднем роде.
Запишите 1 вариант словосочетание прекрасный день в Р.п. и Д.п.
2 вариант словосочетание прекрасное утро в Р.п. и Д.п.
Проверим.
Как вы думаете, почему я вас попросила записать эти словосочетания в Р.п.? (повторить) Д.п.?
6. Постановка учебных задач.
Предположите тему урока. Какие задачи поставите?
7. Физминутка. Сделаем разминку, чтобы с новыми силами работать
Лепим, лепим снежный ком,
Глазки сделаем потом.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем, и прыжок.
И продолжим наш урок.
8. Работа по теме урока. А) на какой вопрос отвечают прилагательные м.р. в Д.п.? на какой вопрос отвечают прилагательные ср.р. в Д.п.? Какие окончания у прилагательных м.р. в Д.п.? Какие окончания у прилагательных ср.р. в Д.п.?
Б) расскажите по схеме
В) Что видите? Почему текст? Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу слова. Какого тема текста? Какая основная мысль? Какие слова вставили? Что общего у них?
Февраль
Пришёл суровый февраль. Звери и птицы не рады … морозу. Трудно ходить оленю по … снегу. Голодной птице морозный день – это смерть. В непогоду ребята идут подкармливать своих пернатых друзей.
Г) Работа по учебнику с.21 упр.40 (цепочкой) (чтение предложения. Откуда это предложение? Отчего зависит окончание прилагательного? Как проверить?
9. Физминутка для глаз.
10. Самостоятельная работа. Запишите словосочетания, вставляя окончания прилагательных.
Из ближн… села, к крайн… подъезду, для любим… дедушки, родн… краю, по быстр… ручью, из соснов… бора, по син… морю, по крепк… льду.
Самопроверка по слайду. Оцените работу. С какими прилагательными вы работали?
11. Тест.
1) Окончания –ого, -его имеют имена прилагательные мужского рода в:
А) Р.п. Б) И.п. В) Д.п.
2) Укажите строчку, в которой все имена прилагательные в Д.п.
А) сильному ветру, синего моря, большого счастья
Б) к школьному другу, на высокое дерево, близкому дому
В) к новому году, любимому дедушке, по журчащему ручью
3)Укажи строку, в которой все прилагательные имеют одинаковые окончания
А) сильн.. дождь, красн.. шар, больн.. друг
Б)по ярк.. солнцу, к весёл.. празднику, гладк.. льду
В) родн.. города, летн.. дня, по солнечн.. утру
4) В Д.п. употреблено имя прилагательное:
А) каменный
Б) сильному
В) морского
Самопроверка: А, В, Б, Б Оцените работу
12. Подведение итогов
13. Рефлексия
14 Д/з упр.41
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.