Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Оценка 5
Исследовательские работы +1
doc
русский язык
3 кл
28.04.2017
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)
Урок по теме «Обобщение по теме «Имя прилагательное». Цель урока - обобщение знаний учащихся по заявленной теме. На уроке обобщен и графически представлен материал по изученной теме. Особое внимание направлено на формирование и развитие исследовательских умений учащихся (умение видеть проблему, умение давать определение, умение классифицировать, умение представлять результаты своей деятельности). Урок направлен на формирование инициативности, активности учащихся, роста интереса к учёбе, укрепления веры в свой успех, приобретения навыков самостоятельности и организованности, работы в коллективе, желания и умения использовать полученную за рамками урока и учебников информацию.
Конспект урока русского языка 3 класс.doc
Проект урока         Предмет, класс: русский язык, 3класс         Тема: «Обобщение по теме «Имя прилагательное»         Тип урока: обобщающий           Выполнил учитель начальных классов  высшей категории МБОУ «Школа №43» Безрукова Е.И.                                                                      Нижний Новгород 2017 Цели и задачи урока 1. Обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное»  (значение, изменение по числам и родам, синтаксическая роль), оценить уровень усвоения теоретического материала и умение применить знания в нестандартной ситуации, продолжить работу по обогащению и активизации  словарного запаса учащихся, формированию орфографического навыка, грамматических понятий. 2. Развивать исследовательские умения: умение классифицировать, умение видеть проблемы, умение давать определение, умение  представлять результаты своей работы 3. Воспитывать любовь и интерес к родному языку, умение работать в коллективе 1. Организационный момент  – 0,5 мин. 2. Сообщение темы урока, постановка целей урока– 3 мин. 3. Работа в группах (классификация) – 5 мин.  Структура урока 4. Представление результатов работы (1­4 группы) – 8 – 9 мин. 5. Составление словосочетаний по заданной схеме (изменение прилагательных по числам и родам) – 4 мин.  6.  Физкультминутка – 1 мин. 7. Представление результатов работы 5 группы (прямое и переносное значение прилагательных) – 3 мин.     Составление предложений с прилагательными в  прямом и переносном значении – 3 мин. 8. Представление результатов работы 6 группы (словообразование прилагательных) – 4 мин. 9. Работа с учебником – 8 мин. 10. Подведение итогов урока – 2­3 мин. 11. Сообщение домашнего задания и инструктаж – 1­2 мин. Оборудование  Карточки для работы в группах; Магнитная доска, маркеры, листы для оформления выполненной классификации; Опорная схема по теме «Имя прилагательное» (восстанавливается по ходу урока); Модель словосочетания; Учебник «Живой родник» (русский язык); Карточки с текстами для выполнения домашнего задания. Диагностика знаний, умений и навыков учащихся Учащиеся знают: Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог). Грамматические категории имени прилагательного (число, род, взаимосвязь с именем существительным). Части слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Члены предложения (главные члены, второстепенные – определение, дополнение, обстоятельство). Типы текста (повествование, описание, рассуждение). Учащиеся умеют: Ставить цели и задачи урока, соотносить намеченные цели с результатами деятельности на уроке. Выделять из ряда слов имена прилагательные. Проводить классификацию слов по какому­либо основанию. Представлять результаты работы в группе. Составлять и записывать предложения. Подбирать слова к словообразовательной модели слова. Содержание  урока Деятельность учителя  1. Организационный момент  2. Сообщение   темы   и   постановка   целей урока. Ребята,   какую   тему   мы   изучаем   на   уроках русского   языка   на   протяжении   нескольких уроков? Сегодня по этой теме у нас последний урок. Как, по вашему, будет организована работа на уроке? Деятельность учащихся Комментарии  Взаимное приветствие. Проверка   готовности   детей   к   работе, организации рабочего места, посадки. Настрой на серьёзную, вдумчивую   работу в атмосфере доброжелательности. Подготовка   детей   к   активному   восприятию учебного повышение материала,     Мы изучаем тему «Имя прилагательное». познавательного   интереса   у   учащихся,   их заинтересованности. Будем   вспоминать   и   повторять   все,   что Учитель   оформляет   названные   цели   в   виде узнали об имени прилагательном. опорной схемы: Давайте   сформулируем   цели   нашего   урока более конкретно. 1. Назвать вопросы, на которые отвечает имя  прилагательное. 2. Определить его значение. Имя прилагательное Вопросы                           Значение       Изменяется 3. Определить,  как изменяется имя  Член предложения        прилагательное. 4. Определить  синтаксическую роль  Роль в речи   (Данная   схема   по   ходу   урока   будет 3. Итак, начнем.  Что   такое   имя   прилагательное?   Дайте прилагательного в предложении;  роль  прилагательного в речи. Имя   прилагательное   –   это   часть   речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? определение. какое? какие? Каждой   группе   даны   слова,   которые   нужно классифицировать какому­либо по     обоснованию.   Вам   нужно   определить   это обоснование и провести классификацию. Группа   1.  Аккуратный,   металлический, сладкий,   кирпичный,   пресный,   соленый, Учащиеся выполняют задание по группам. небрежный, бумажный, скупой.   лохматый,   горьковатый,   лесной, Группа   2.  Карий, изумрудный,   речной,   пурпурный,     черный,   школьный, огромный,  крохотный, маленький. Группа   3.  Шаткий,   молодые,   грустные, поздний,   зеркальный,   робкие,   тряпичный, заполняться) Учащиеся   разделены   на   6   групп   по   4­5 человек.  1­2   группы   –   учащиеся   низкого   и   среднего уровня развития (9 человек). 3­4 группы – учащиеся среднего и высокого уровня развития (10 человек). 5­6   группы   –   учащиеся   высокого   уровня развития (8 человек). Задание   на   классификацию   дано   с   учетом уровня развития учащихся в каждой группе. Во   время   групповой   работы   учитель контролирует деятельность учащихся, особое внимание уделяя учащимся 1­2 группы. звездный, вязкие, смелый, черный, синие. Группа   4.  Звездное,   безмолвная,   густые,   жгучая, пытливый,   смешной,   хрупкие, весенние, трогательное, счастливая, ночные. Группа   5.  Свежий   хлеб,   свежий   ветер, железное   ведро,   железная   воля,   теплая встреча, теплое молоко, мягкий свет, мягкая подушка. Группа   6.  Стыдливый,   лживая,   обидчивый, бодливый, крикливый,     правдивая, гневливая,     правдивый, улыбчивый, дождливый, переменчивый. 4. Приступаем   к   проверке   выполнения задания. Заслушаем отчеты 1­4 групп. Группа 1.  Слова мы разделили на 3 группы по значению: материал, вкус, черта характера Представляя результаты своей деятельности, группа вывешивает на магнитную доску лист ­Аккуратный, небрежный, лохматый, скупой. ­ Металлический, бумажный, кирпичный.  с   выделенными   группами   слов,   называет   по   которому признак   (обоснование) ­ Пресный, соленый, горьковатый, сладкий. проводили классификацию. Группа 2.   Мы выделили  3 группы слов  по значению : цвет, место, размер. ­ Карий, черный, пурпурный, изумрудный. ­ Школьный, лесной, речной. ­ Огромный,  крохотный, маленький. Какой вывод можно сделать из выступлений 1­2 групп? Имена   прилагательные   обозначают  признак предмета,  а именно: материал, вкус, черты характера, цвет, место, размер. А кроме этого? Форму, запах, время и др. Приглашаем 3 и 4 группы. Группа 3.   Наша группа слов была разделена на 2 группы: прилагательные единственного и множественного числа ­   Шаткий,   поздний,   зеркальный,   смелый, черный, тряпичный, звездный.  ­ Молодые, грустные, робкие, вязкие, синие. Группа 4.   Мы разделили сначала на 2 группы по   числам,   а   потом   увидели,   что   в   группе прилагательных   единственного   числа   можно выделить   еще   3   группы:   прилагательные мужского, женского и среднего родов.  Мн.ч.   ­   Густые,   хрупкие,   весенние,   ночные. Ед.ч.­ М.р.­ Пытливый, смешной. С.р. ­ Звездное, трогательное.  По   мере   выступления   заполняется   опорная схема: Имя прилагательное – это часть речи Вопросы           Какой? Какая? Какое? Какие? Значение  вкус, черты характера, цвет, место, размер,      признак предмета: материал, форма, запах, время и др. Изменяется               по числам, по родам Член предложения        Роль в речи Ж.р. ­ Счастливая, жгучая, безмолвная. Молодцы! Вы все правильно сделали. 5. Следующее   задание:   составьте   и Горячий чай (кофе, суп, привет); Работа   над   грамматическими   понятиями запишите словосочетание по схеме Горяч        + сущх. Рассмотрите несколько различных случаев. Как   схематично   можно   изобразить предложенные вами словосочетания? Горячая чашка (кастрюля, пора); Горячее молоко (какао, сердце); Горячие обеды (сосиски, деньки).                             ­ый                             ­ая                             ­ое числа,   рода,   связи   имени   прилагательного   с именем существительным. Данная   схема   позволит   акцентировать внимание   учащихся   на   то,   что   окончание является выражением грамматической формы От   чего   будет   зависеть   окончание прилагательного? От чего зависит род имени прилагательного? Молодцы! Вы сделали правильный вывод. 6. Итак, работа проделана серьезная. Сейчас прервемся и отдохнем немного. Физкультминутка. 7. Попросим ребят 5 группы  рассказать,                             ­ие От рода имени прилагательного.  слова. От рода имени существительного, с которым оно связано по смыслу. Охрана здоровья. Смена видов деятельности. Мышечная релаксация. Группа   5.    Наши   словосочетания   мы Продолжаем   развивать   умение   учащихся как они выполнили задание по классификации своей группы слов. объединили   в   2   группы:   словосочетания   с прямым   значением   прилагательного   и представлять результаты своей деятельности с   одной   стороны   и   оценивать   работу   своих переносным значением: Свежий хлеб                   свежий ветер  товарищей – с другой. железное ведро               железная воля  теплое молоко                теплая встреча  мягкая подушка              мягкий свет Отличная работа! Молодцы! Кроме   этой   классификации,   можно   разбить Классификация у учащихся высокого уровня данные словосочетания на 3 группы по родам. прошла по двум основаниям. Мы   вернемся   к   нашим   словосочетаниям   с Работа   над   понятиями   «прямое»   и прилагательным «горячий». В каком значении можно употребить это слово? В прямом и переносном. Горячий (­ая, ­ее, ­ие) суп, кастрюля, молоко, «переносное» значение слова,  активизация  и расширение словарного запаса учащихся. Какие словосочетания употреблены в прямом значении? камни и т.д. Горячий (­ая, ­ее, ­ие) привет, характер, пора, Акцент   –   на   точное   употребление прилагательных в таких сочетаниях в речи. В   переносном?   Что   они   обозначают? Обратите   внимание   на  точное   употребление таких словосочетаний в своей речи. голова, сердце, деньки. Развитие умения видеть проблему (подбор к одному несколько прилагательному     существительных с разным значением). Составьте и запишите предложения с данным словосочетанием: 1­3 группы – употребив в прямом значении 4­5   группы   ­   употребив   в   переносном Учащиеся самостоятельно составляют и  записывают предложения. Развитие навыков устной и письменной речи Дифференциация по степени трудности. значении. Определением. Каким   членом   предложения   является прилагательное? Выделение   синтаксической   роли   имени прилагательного. Добавляем запись в опорную схему: 8. А   теперь   заслушаем   результаты Группа   6.  В   нашем   случае   классификация Член предложения           определение задание Достаточно сложное       на деятельности группы 6. проходила   по   способу   образования прилагательного.   Мы   разбили   слова   на   3 классификацию.   Основание   –   различные суффиксы имен прилагательных. группы:   слово   образовано   с   помощью суффиксов: ­лив­  Стыдливый,   бодливый,   дождливый, гневливый, крикливый.  ­ив­  Правдивый,  лживый. Все верно. ­чив­ Улыбчивый, переменчивый обидчивый. Вопрос ­ всему классу: какие еще суффиксы используются   для   образования   имен прилагательных? Приведите примеры. 9. В   каком   типе   текстов   чаще используются прилагательные? Примером такого текста нам послужит текст «Лесной великан». Познакомьтесь с текстом. ­ н­ (красный, конный, зимний и др.) ­ ист­ (серебристый, ребристый, кустистый) ­ ск­ (русский, английский, испанский и др.) ­ оват­ (беловатый, глуховатый, староватый) В текстах – описаниях. Активизация   знаний   учащихся   по словообразованию, активизация словаря. Активизация знаний о типах текста. Учащиеся   сначала   самостоятельно   читают Развитие   умения  самостоятельно  работать с В какой части текста дается описание лося? текст, затем один из учащихся – вслух. текстом. Перечитайте ее.  Что конкретно описано в этой части?  Во 2 части. Было бы полным описание этого красавца без прилагательных?   Попробуйте   прочитать текст, опустив все прилагательные. Какой вывод можно сделать? Морда, рога, ноги, окраска шерсти. Развитие умения давать определения. Нет,   без   прилагательных   текст   стал   сухим, Сравнительный анализ двух текстов. невыразительным.   Называются   только   части тела   лося,   а   какие   они   –   нам   трудно представить. Имена   прилагательные   делают   нашу   речь выразительной,   яркой,   богатой,   образной. Прилагательные   помогают   более   точно Роль в речи:         делают речь выразительной, яркой, богатой, образной. Задание к упражнению даю по группам: 1­2 группы – списать часть, в которой дается описать любой предмет. описание лося, подчеркнуть прилагательные. 3­4 группы ­ списать часть, в которой дается Учащиеся   самостоятельно   выполняют задание. Дифференциация по степени трудности. описание лося, подчеркнуть прилагательные и определить их род. 5­6   группы   –   записать   описание   лося   по   прилагательные, памяти,   подчеркнуть определить их число и род. Развитие орфографического навыка, навыка  самоконтроля. 10. Итак,   сегодня   мы   отлично Все   поставленные   в   начале   урока   цели   мы Рефлексия.  поработали. Давайте подведем итоги. Какие цели мы ставили в начале урока и как мы их достигли? Что явилось результатом нашей работы?  Что можно было добавить в эту схему? достигли, со всеми заданиями справились. Опорная схема по имени прилагательному. Имя прилагательное – часть речи Примеры   прилагательных   по   каждому пункту. Вопросы           Какой? Какая? Какое? Какие?      признак предмета: материал, Значение  вкус, черты характера, цвет, место, размер, форма, запах, время и др. Изменяется               по числам, по родам Член предложения            определение 11. Сообщение   домашнего   задания и инструктаж.  Домашнее   задание   будет   творческим: дополнить данный текст.  1­2 группы – определить род прилагательных. 3­4   группы   –   дополнить   текст   2­3 предложениями. 5­6 группы – составить 2­3 вопроса к тексту 12. работу! Урок окончен. Спасибо вам за Роль в речи           делают речь выразительной, яркой, богатой, образной. Подробное домашнего задания. выполнения     объяснение Дифференциация домашнего задания  по уровню творчества Развитие умения задавать вопросы.

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Обобщение" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017