Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по числам"
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по числам"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 3
3 кл
29.01.2017
Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по числам"
Презентация к уроку по теме "Изменение глаголов по числам"
Конспект урока по предмету.docx

Конспект урока по предмету «Русский язык»

Тема: «Изменение глаголов по числам» (3класс, апрель)

Цель: формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам.

Задачи:

·        научиться различать число глаголов;

·        изменять форму числа глаголов.

 

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; строить речевые высказывания в устной форме; представлять информацию в виде  алгоритма.

Регулятивные: учить действовать по плану, находить и справлять ошибки, проверять и оценивать результат;

Коммуникативные: повышать культуру речи и грамотность, расширять словарный запас слов, вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде, участвовать в работе пары, распределять роли, договариваться друг с другом.

Личностные: развивать  навыки сотрудничества со сверстниками в паре,  умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 Оборудование:

·        компьютерная презентация

·        карточки для учащихся

 Литература:

Ø «Правописание в начальных классах» М.Р.Львов, Москва «Просвещение», 1990

Ø «Весёлая грамматика» В Волина, издательство «Знание» Москва, 1995

Ø «Практический курс по русскому языку для начальной школы» издательство «АСТ» Москва, 1998

Ø «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2 класс » Г.А.Бакулина, Москва, 2001

Ø «Сборник диктантов и самостоятельных работ по русскому языку» В.П. Канакина, Москва «Просвещение», 2014

 

 

Ход урока.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.  

-Встали все красиво, тихонечко все сели. Закройте глазки и мысленно скажите себе «Я внимателен, я хорошо думаю, я догадлив, я уверен в себе».

-Сегодня на уроке предстоит сложная работа, нам понадобятся ваши знания, светлый ум, и, конечно же, ваше огромное желание учиться и узнавать новое.

-Я желаю вам успехов и удач!

- Какой раздел русского языка мы изучаем?  (части речи)

- С какой частью речи мы работали на последних уроках? ( глагол)

- Что такое глагол? (  это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?...)

- Что интересного о глаголе вы узнали на прошлом уроке? (глаголы имеют неопределённую форму)    

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? ( что делать? что сделать?)

- На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме? ( на –ть, -ти, -чь)

2. Проверка домашнего задания.

- Дома вы выполняли упр. №182 на стр.106.

- Что вы должны были сделать? (списать  и подчеркнуть глаголы в неопределённой форме)

- Проверьте правильность выполнения по образцу:

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно  слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда  нечего сказать.

- Оцените себя. ( на листе рефлексии)

- Какая мысль выражена в этом предложении? (надо уметь внимательно слушать людей и если чего- то не знаешь надо спросить, узнать)

- Какая часть речи помогла  нам указать действия? (глагол)

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам… (глагол)

-Как вы думаете, мы всё узнали об этой части речи? (наверное, нет)

- Продолжим  наше путешествие по стране «Глаголия»

 

 

3.Подготовка к основному этапу.

Даны глаголы:  играть, думает, прыгать, рисуют, слушают, решает.

- У вас на столах лежат карточки со словами.

- Прочитайте слова.

- Что общего у этих слов? (это глаголы).

-Можно ли эти глаголы разделить на группы? (да)

- На какие группы можно разделить? (глаголы в неопределённой форме и  не в неопределённой форме)

В парах разделите эти слова на 2 группы. Проверьте себя. ( слайд).

Оцените на листе рефлексии.

- Отложите глаголы1 группы (в неопределённой форме) в сторонку.

- Посмотрите на глаголы 2 группы. А на какие ещё 2 группы можно разделить эти глаголы? ( на глаголы, обозначающие несколько действий и глаголы, обозначающие одно действие)

- Как вы думаете, над какой темой урока мы будем с вами работать? (число глаголов)

- Правильно, мы сегодня на уроке будем говорить о числе глаголов.

- Какую бы вы задачу поставили перед собой? (научиться определять число глаголов).

А домашнее задание будет связано с нашей темой урока.

Информация о домашнем задании.

-Давайте посмотрим домашнее задание. Откройте учебники на стр. 110 упр.№191.

-Прочитайте задание под первым кружочком.

- Что вам необходимо сделать? ( Списать, разделяя запись на предложения, вставляя пропущенные буквы в окончания глаголов. Указать число глаголов.

А как это сделать вы узнаете в ходе работы на уроке.

- А некоторым ребятам я выдам карточку - помощник, которая поможет  им при выполнении домашней работы.

- Прочитайте задание под вторым кружком, это по желанию.

Карточка-помощник:

В траве трещ(а, и)т кузнечики. Скрип(я,и)т жук. Ворку(е,ю)т дикие голуби. Стуч(и,а)т по деревьям дятлы. Пищ(а,и)т рябчики. Жужж(и,а)т  золотая пчёлка. По(ю, ё)т певчие дрозды. Трещ(а,и)т  сойка.

 

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

-Давайте посмотрим. Читает 1 ученик.

1.Как изменяются глаголы?

2.В каком числе употребляются глаголы?

3. Что обозначают глаголы в единственном числе?

4. Что обозначают глаголы во множественном числе?

 

 

4.Минутка чистописания.

-Но сначала, как обычно, минутка чистописания.

-Выполним упражнения для глаз и рук.

-упражнение для глаз (поморгайте быстро, закройте глаза и посидите спокойно, считая до 5)

-для рук (помассажируйте пальчики, разотрите ладони и встряхните)

 

-Внимательно посмотрите на данную запись:

Д!   едмн   мнед    едмн   мнед

-Запишите эти сочетания букв каллиграфически правильно.

- Оцените себя.

- Догадайтесь, почему я написала эти сочетания букв? ( они связаны с нашей темой)

5.Работа с новой темой. Выявление места и причины затруднения.

Проблемная ситуация: (работа в парах)

На партах у вас лежат карточки. Возьмите карточку №1.

 Вам необходимо из двух столбиков подобрать и составить  пары так, чтобы поучилось верное сочетание слов.

девочка                           цветут
девочки                          собирает
подснежник                   собирают
подснежники                 цветёт

Работа с каждой парой слов.

- Назовите, какие пары у вас получились?

- У кого получились такие же пары? (слайд)

девочка                             цветут
девочки                            собирает
подснежник                    собирают
подснежники                   цветёт

Оцените себя.

 

 

-Можно сказать девочка собирают? (Нет, «девочка — в ед.ч., собирают - во мн.ч.»).

-Можно сказать «девочки собирает»?( нет, «девочки- во мн.ч. , собирает – в ед.ч.»

-Глаголы «собирает» и «собирают» имеют одинаковое значение. (да)

- Чем они отличаются? («собирает» — обозначает действия одного лица, «собирают» — обозначают несколько действий).

-Значит глагол «собирает» в каком числе?

- А глагол «собирают»?

-Как определили, в каком числе стоит глагол? (Посмотрели, сколько действий обозначает глагол).

-Глагол «собирает» изменяется по числам? (Да).

- Почему? ( собирает - ед.ч., собирают - мн.ч.)

-Быть может, только этот глагол изменяется по числам? (Нет, «цветёт» — «цветут»).

Итак, глаголы изменяются по числам? (Да).

-Что обозначает глагол  в единственном числе? (Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета)

- Что обозначает глагол  во множественном числе? (Если глагол обозначает действие двух или более предметов, то он стоит во множественном числе).

- На какие вопросы отвечают глаголы в ед. числе? (что делает? что сделает?)

- Во мн. числе? (что делают? что сделают?)

- Выделите окончания у глаголов.

-Почему оно меняется? (т.к.  глаголы разного числа)

-Что изменяется в глаголе при изменении его по числам? (окончание)

 

- Давайте проверим наш вывод по учебнику: с.109 (читают дети про себя, потом читает 1 ученик вслух)

- Что нового вы узнали о глаголе?

- О каком открытии не сказано в учебнике? (при изменении глагола по числам, меняется и его окончание).

-Оцените себя, как вы поняли правило.

 

Составление алгоритма.

-Используя наши выводы и правило на стр.109  попробуйте  составить алгоритм, который  поможет вам правильно определять число глагола.

 

- На партах у вас лежит  карточки – шаги. Они   перепутаны. Наведите порядок.

1) Найди в тексте или в предложении глагол.

2) Посмотри, сколько действий обозначает глагол.

3) Если глагол обозначает одно действие и отвечает на вопрос что делает?, то это будет глагол единственного числа.

4) Если глагол обозначает  два и несколько действий и отвечает на вопрос что делают?, то это будет глагол множественного числа.

Учащиеся работают на листах, составляют алгоритм.

Проверка. Прочитайте 1 шаг, 2 шаг, 3 шаг, 4 шаг .

Оцените себя.

 

6.Физ.минутка.

 А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

 

7.Закрепление нового материала.

Продолжаем наш урок. Посмотрите, мы уже с вами сделали несколько открытий, а теперь пришло время  потренироваться в определении числа глагола, используя алгоритм, который вы составили.

 

Возьмите карточку №2.

Дифференцированное задание.

- Задания у всех разные.

Карточка №2

1 группа:  у глаголов  определите число.

Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. Рыхлый снег остался только в тени. На лесных озёрах треснул лёд. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись почки. Кричат весёлые воробьи.

Карточка №2

2 группа: найдите глаголы и определите  число.

Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. Рыхлый снег остался только в тени. На лесных озёрах треснул лёд. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись почки. Кричат весёлые воробьи.

Карточка №2

3 группа: используя слова для справок составьте текст ; у глаголов определите число.

________дружная весна. ____________тёплое солнышко. Рыхлый снег _______ только в тени. На лесных озёрах _________ лёд. _________ шумные ручьи. На берёзах __________ почки. _________ весёлые воробьи.

 Слова для справок: остался, светит, треснул, журчат, надулись, кричат, пришла

 

- При выполнении пользуйтесь алгоритмом, который  вы составили.

 

- Проверка. Какой получился текст?

 - Назовите глаголы  в единственном числе. ( остался, светит, треснул, пришла).

- Почему эти глаголы единственного числа? ( т.к. обозначают 1 действие)

- Назовите глаголы во множественном числе? ( журчат, надулись, кричат)

- Почему эти глаголы множественного числа? ( т.к. обозначают несколько действий)

-Оцените себя.

Итак, как определить число глаголов? ( рассказывает 1 ученик)

Выполним задание на слух.

Я вам буду диктовать предложения, вы должны будете выписать глаголы в 2 столбика ед.ч и мн.ч.

Когда будете записывать глаголы, не забывайте про алгоритм, чтобы правильно распределить глаголы.

У некоторых ребят на партах лежит карточка– опора. Воспользуйтесь её.

ед.ч( 1 действие)

мн.ч.( два или несколько действий)

Например:        тает

           летят

 

Весна приходит в середине мая. В городах и сёлах с крыш течёт вода. Висят длинные сосульки. Радостно чирикают воробьи. Ярко светит весеннее солнышко. Скоро прилетят из южных стран грачи и скворцы.

-Взаимопроверка.  Поменяйтесь тетрадями. Посмотрите на экран и проверьте друг друга.

Проверка:

ед.ч                           мн.ч.

приходит                висят

течёт                       чирикают 

светит                     прилетят

 

- Вернули тетради друг другу. Оцените себя.

Кто  записал все глаголы по числам правильно?

- Кто допустил ошибку?

Оцените себя.

 

-Нас ждёт новое задание. Возьмите карточку №3. ( слайд)

Урч…т  лягушки,  мыч…т корова, по… т соловьи, крич… т обезьяна.

 

Прочитайте словосочетания. Запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в окончания глаголов. Когда будете записывать, вспомните, отчего зависит окончание глаголов и не забывайте обращаться к алгоритму.

- Давайте проверим.

Урчат лягушки, мычит корова, поют соловьи, кричит обезьяна. ( слайд)

- Какое окончание вы написали  и почему? ( по цепочке:  в слове урчат написали окончание -ат-, т.к.  лягушки мн. ч. и глагол будет мн.ч.) О каком правиле должны помнить? ( ча-ща пиши с -а) и т. д.

Оцените себя.

-Что вы делали, для того, чтобы правильно написать  окончание у глаголов?

 ( определяли число)

-А сейчас вы  попробуете себя в роли корректора.

-Возьмите карточку №4 (это задание будете выполнять  в парах)

- Вам надо проверить текст, всё ли там верно написано, и  если есть ошибки, исправьте их.

1-2 группе:

Весна растопили снежные сугробы. Деревья украсилась листвой. В воздухе закружилась насекомые. С юга прилетела жаворонки, скворцы, ласточки.

3 группе:

Весна растопили снежные сугробы. Деревья украсилась листвой. В воздухе закружилась насекомые. С юга прилетела жаворонки, скворцы, ласточки.

Проверьте себя.( на слайд)

Весна растопила снежные сугробы. Деревья украсились листвой. В воздухе закружились насекомые. С юга прилетели жаворонки, скворцы, ласточки.

- Почему ученик допустил ошибки? (неправильно определил число глаголов)

- Назовите глаголы, в которых ученик неверно написал окончания,   и докажите почему?( растопила, т.к. весна ед.ч. и глагол будет ед.ч; украсились; закружились; прилетели)

- Кто нашёл все ошибки?

- Кто был не очень внимательным?

Надеюсь, что при выполнении домашнего задания, вы не допустите ошибок.

-Оцените себя.

- Наш урок подходит к завершению.

9.Подведение итогов.

- Вернёмся к нашим вопросам.

- Прочитайте их.

-На все ли вопросы с вами ответили?

- Всё запланированное выполнили.

10.Рефлексия.

-В течение урока вы оценивали свои знания. Посмотрите на свои достижения.

 -Сделайте выводы.

- Кто поставил себе +; +-;   

- Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок? ( мордочки)

- Работали хорошо…, были активны на уроке …..

- Спасибо всем за урок.

 

 

 

 


 

Конспект урока по предмету «Русский язык»

Конспект урока по предмету «Русский язык»

Ход урока. 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Ход урока. 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Подготовка к основному этапу.

Подготовка к основному этапу.

Минутка чистописания. -Но сначала, как обычно, минутка чистописания

Минутка чистописания. -Но сначала, как обычно, минутка чистописания

Можно сказать девочка собирают? (Нет, «девочка — в ед

Можно сказать девочка собирают? (Нет, «девочка — в ед

Оцените себя, как вы поняли правило

Оцените себя, как вы поняли правило

Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко

Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко

Вернули тетради друг другу. Оцените себя

Вернули тетради друг другу. Оцените себя

Проверьте себя.( на слайд) Весна растопил а снежные сугробы

Проверьте себя.( на слайд) Весна растопил а снежные сугробы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017