Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста" (11 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста" (11 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл—11 кл
05.05.2017
Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста" (11 класс)
Заданием повышенной сложности на ЕГЭ является написание сочинения-рассуждения по тексту. Обучению написания такого сочинения учителя посвящают немало времени. Предлагаю разработку такого урока по подготовке к ЕГЭ. На уроке проводится комплексный анализ текста С.Залыгина "Читая Гоголя". В качестве образцов приводятся варианты вступления.Урок по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту Залыгина
Комплексный анализ текста.doc
Конспект урока по русскому языку в 11 классе. Тема урока: «Комплексный анализ текста». Цели и задачи:  1. подготовка к написанию сочинения – рассуждения; 2. развитие умений анализировать текст; 3. воспитание любви к русской культуре; 4. практическое   использование   навыков   анализа   текста   в написании сочинения – рассуждения. Оборудование:   портрет Н.В.Гоголя;  раздаточный   материал:   план­памятка   «Комплексный анализ текста», текст для анализа «Читая Гоголя». Ход урока. 1. Объявление целей и задач урока.              В системе уроков подготовки к ЕГЭ мы отрабатываем навыки письменной работы по предложенному тексту. Сегодня   на   уроке   мы   продолжим   эту   работу.   На   первом   уроке   займемся комплексным анализом текста, а на втором вы должны будете написать сочинение – рассуждение по данному тексту. Это может быть рецензия, отзыв, эссе. У вас на столах лежит текст С.Залыгина «Читая Гоголя». В тетрадях есть план комплексного анализа текста. В соответствии с этим планом мы и построим свою работу по анализу предложенного текста. 2. Работа над текстом. Целью   комплексного   анализа   текста    является   понимание   авторского замысла. ­ Что такое авторский замысел? Создавая текст, автор стремится реализовать три цели:  поделиться с читателями своими мыслями;  сделать свою авторскую позицию эмоционально яркой и нравственно привлекательной;  учесть интересы адресата, сделать текст адресным. В соответствии с этим он и выбирает ту сферу общения, в которой его мысль и авторская позиция будут успешно восприняты читателем. ­ Какую мысль стремится передать в тексте С.Залыгин? (О   значимости   Гоголя   для   русской   и   мировой   литературы,   о   своей   любви   к Гоголю). ­ В каком стиле речи написан текст? (Научно­популярная статья). ­ Почему вы так считаете? (Текст предназначен широкому кругу читателей, общеупотребительная лексика и   терминология   (литературное   направление,   романтизм, художественно­социологическое исследование).   реализм, ­ По   законам   какого   типа   речи   раскрываются   тема   и   основная   мысль   текста? Какова тема и основная мысль? (Тема   –   Гоголь.   Тип   речи   –   рассуждение.   Тезис   –   Гоголь   велик   –   является основной мыслью текста. Она предъявлена в первом предложении и является вступлением   к   тексту.   Последнее   предложение   текста,   которое   можно рассматривать   как   заключение,   содержит   более   широкую   формулировку основной мысли). ­ Если есть тезис, то нужны доказательства: 1. 2. 3. «Ревизор», «Мертвые души», «Игроки» ­ образцы истинно мировой литературы (2 предложение). Гоголь подобен Менделееву (3 предложение) Он был предтечей многих современных направлений. Композиция текста хрестоматийна: 1­ый абзац содержит тезис, последующие 4 – доводы и затем примеры, их иллюстрирующие. Последний абзац содержит вывод. Вступление   и   заключение   очень   коротки,   это   делает   текст   энергичным, позволяет  быстро включить читателя в содержание.     Основная композиционная линия украшена фигурой градации: 1­ый, 2­ой довод – нисходящая   (мировая   –   русская),   2­ой,   3­ий   доводы   –   восходящая   (русская   – всеобщая).       Работа над ИВС. ТРОПЫ: 1. Эпитеты представлены скромно: …в зрелом, т.е. гоголевском произведении. 2. Метафоры есть, но их мало: (3) таблица человеческих характеров, (4) он рассматривает… свойство человека, (2,12,14). Метафоры подчеркивают мысль о напряженности творческих поисков Гоголя. 3. Развернутые метафоры: (2) «…тот язык мира, на котором человек познает человечество». Метафоры   украшены   фигурой  лексического   повтора.   Это   придает   фразе афористичность, фраза запоминается. 4. Сравнения:  3,6,7,22   предложения   –   Гоголь   сопоставляется   с   великими   именами   мирового масштаба. (8) «Бросим взгляд на его творчество в целом» ­ эта фраза готовит к вопросно­ ответному ходу – гипофоре во 2 части текста. ФИГУРЫ РЕЧИ: Ведущей в тексте является фигура повтора, необходимая для того, чтобы убедить читателя. Она используется в разных своих вариациях: 1. Синтаксический   параллелизм  (9   –   21)   имитирует   диалог.   Назывные предложения в «репликах» делают этот диалог энергичным. 2. Анафора   в   сочетании   с   парцелляцией  (6,   7)     делает   этот   фрагмент значимым. 3. Уже отмечался  лексический повтор (2). Встречаем его еще в предложениях 1,3,9,12,14. 4. С   помощью  инверсии  (12,14,15)   автор   добивается   динамичности   своего рассуждения и доверительной интонации.    Итак, авторский замысел таков:  внешне привычная мысль: «Гоголь велик» донесена четко, просто и в то же время авторитетно, лаконично, емко, энергично;  авторская позиция (восхищение Гоголем) приглушена, не навязывается, но ощущается в тексте;  надеясь на эрудицию читателей, автор увлекает его игрой своей мысли и убеждает в значимости Гоголя в мировой литературе и в необходимости чтения его произведений. 3. Подготовка к сочинению.         Вступление  должно быть эмоциональным, коротким. В нем можно говорить об актуальности поднимаемой проблемы. Можно начать с впечатления, которое текст (его проблема) произвел на вас.      В   заключении  должно   быть   отражено   ваше   видение   проблемы,   необходимо представить значение творчества Гоголя в мировой литературе.    Помните, что объем сочинения должен быть не менее 150 слов. Образцы вступлений:  Авторское начало:  Н.В.Гоголь оставил огромное литературное наследие, о котором много писалось и говорилось. Кажется, трудно добавить к сказанному что­то новое, но вот блестящая научно­популярная статья С.Залыгина раскрывает нам Гоголя с новой стороны.  Проблемное начало: Автор   статьи   С.Залыгин   обращается   к   творчеству   Н.В.Гоголя   и   заставляет   нас задуматься   о   роли   великого   писателя   в   мировой   литературе,   о   его   влиянии   на возникновение современных направлений: реализма, бытописания.  Лирическое начало: Кто   из   нас   не   испытывал   в   минуты   душевной   смуты   потребности   обратиться   за советом   к   хорошей   книге?   Для   меня   такими   книгами   являются   произведения Н.В.Гоголя. Зачитываясь его творениями, я не отдавала себе отчета, что Гоголь «был предтечей если не всех, то очень многих современных литературных направлений». Понять это мне помогла научно­популярная статья С.Залыгина. 4. Написание сочинения

Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017