Конспект урока по русскому языку на тему "Чередование звуков в корнях слов" (2 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
05.03.2018
Сочетание индивидуальных, фронтальных, парных форм работы, позволяет сформировать у учащихся умения самостоятельно добывать знания, умение работать в коллективе, умение слышать себя и своих товарищей, умение оценивать свою и общую работу. С точки зрения здоровьесбережения на уроке предусмотрена периодическая смена активизации деятельности доминантного анализатора, соблюден двигательный режим, использованы упражнения для снятия физической и эмоциональной утомляемости.Конспект урока по русскому языку на тему "Чередование звуков в корнях слов" (2 класс)
Урок русского языка 2 класс.docx
Урок русского языка 2 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
(Учебник «Русский язык» Н. А. Чураковой 2 класс 1 часть)
Конспект урока составила: учитель начальных классов МОУ «СОШ сп Верхний Акбаш»
Тенова А.Т.
Тема: «Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме».
Цели:
проверить усвоение орфограммы «написание парных согласных в корне в середине и на
конце слова»;
начать практически работать с историческими чередованиями, создав контекстные условия
для их узнавания;
повысить мотивацию обучения;
воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: Учебник «Русский язык» Н. А. Чураковой 2 класс 1 часть, тексты с
иллюстрациями для работы в группах, дидактические тренажёры «словарные слова» для
работы в парах, мультимедиа проектор.
Тип урока: изучения нового материала
Структура (план) урока:
Орг. момент
Актуализация знаний
Постановка проблемы
Открытие новых знаний
Первичное закрепление
Работа в парах, группах
Итог урока.
Ход урока.
I.Организационный момент. Визуально проверить подготовка класса и каждого ученика
к уроку. (1 – 2 минуты)
II.Постановка цели, актуализация знаний в начале урока
1. Работа с предложением.
Б.жит Ваня с к.ровушками на речку.
Запишите предложение в тетрадь с комментированием. Ученики записывают, поясняя
каждую орфограмму.
2. Словарная работа. Слово «коровушка»из словаря, но в словаре нет такого слова…(Дети напоминают, что в
словаре слова живут в начальной форме. Можно найти слово «корова».
Работа в парах. Тренажёр «Словарные слова».У доски индивидуально работает ученик,
вставляет пропущенные буквы. Взаимопроверка сигнальными веерами гласных букв.
III. Актуализация опорных знаний.
1.Введение в тему урока через проблему.
Подберите родственные слова к слову «бежит». На доске появляется запись: бежит – бег,
бегун.
Выделите корень. Что заметили в корнях родственных слов?
В корне родственных слов происходит чередование буквы, которую мы видим.
Ученики делают вывод и объявляют тему урока.
2.Формирование темы урока с помощью учебника.
Откройте содержание учебника и найдите тему сегодняшнего урока «Чередование звуков
в корнях слов, которое видно на письме» Откройте нужную страницу учебника.
IV. Изучение нового материала.
1.Работа по учебнику
река – речной
рука – ручной
молоко – молочный
Слова речной, ручной, молочный закрыты. Дети должны устно подобрать родственные
слованазвания признаков к словам рука, река, молоко. После этого выдели корни слов в
парах.
Сравнить чередующиеся звуки и обсудить название темы урока: почему же это
чередование звуков так называется – чередование, которое мы видим на письме? Потому
что оно обозначается разными буквами.
А могут ли быть чередования звуков, которое мы не видим на письме?
В словах, которые мы писали в диктанте, были ли чередования. Звуков: «уда[ф]
уда[в]ы»? «звероло[ф] звероло[в]ы»? (Было. Это чередование звуков [ф] [в].) (Примеры
тоже записать на доске!)
Видно ли оно на письме? (Нет! В обоих случаях мы пишем буквы В: удав – удавы,
зверолов звероловы). А в случаях река – речной, рука – ручной, молоко молочный есть чередования звуков?
Каких? (Пусть ещё раз произнесут!)
Обозначено ли оно на письме? (Конечно. Здесь уже используются разные буквы, и мы это
видим).
2. Выполнение упражнений.
Упражнение 103, стр. 140
Начать практически работать с историческими чередованиями, создавая контекстные
условия для их узнавания. Выписать только пару слов: У РЕКИ РЕЧНАЯ. Обратить
особое внимание на то, что во второй строчке нет родственных слов, а значит, не может
быть и чередования звуков в общем корне слова.
Подберите к слову РУЧНАЯ однокоренное слово.
Покажите чередование звуков [ч] и [к] в корне слов РУЧНАЯ и РУКА.
Выписать формы слова РУЧЕЙ, которые есть в стихотворении
(У РУЧЬЯ, К РУЧЬЮ, РУЧЕЙ).
В корне слова могут чередоваться и другие звуки например [х] и [ш].
V. Динамическая пауза.
VI. Закрепление новых знаний.
Упражнение 104, стр. 141
Продолжить работать с историческими чередованиями; пропедевтика словообразования.
Провести работу с «Обратным словарём». Она требует не просто выписать несколько слов
с основой на –Х , но и выбрать из них такие, от которых можно образовать слова с
уменьшительноласкательным значением: ЗАПАХ – ЗАПАШОК, СМЕХ – СМЕШОК,
ОРЕХ – ОРЕШЕК, СТИХ – СТИШОК, ГОРОХ – ГОРОШЕК, СЛУХ – СЛУШОК, ПЕТУХ
– ПЕТУШОК, ПАСТУХ – ПАСТУШОК. Работу сначала необходимо выполнить устно,
примеривая каждое слово к заданию, а затем письменно. Слова «ОРЕШЕК» и «ГОРОШЕК»
необходимо записать на доске, обратив внимание детей на орфограмму.
VII. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой
VIII. Творческая работа в группах.
Каждой группе предлагается деформированный тест и 3 иллюстрации.
Восстановите текст и выберите иллюстрацию, где изображено то, о чём говорится в
тексте. IX. Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке?
Были оценены ответы учащихся.
X. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Если вам всё удалось – просигнальте зелёным цветом, если
вы не очень собой довольны на уроке – красным.
Конспект урока по русскому языку на тему "Чередование звуков в корнях слов" (2 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Чередование звуков в корнях слов" (2 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Чередование звуков в корнях слов" (2 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Чередование звуков в корнях слов" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.