Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
30.05.2017
Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)
презентация к уроку русского языка на тему: Как обозначить мягкость согласного на письме.
открытый урок по рус.яз..doc
Тема урока : Как обозначить мягкость согласного на письме .        Цели:  Обучающие: o  o уточнить представление о роли мягкого знака как показателя мягкости  согласного звука в слове. o воспроизвести знания об изученных правилах письма.  Развивающие: o  o развивать умение соотносить произношение и написание слов с мягким  знаком, обозначать мягкость согласного на конце слова и перед другими  согласными мягким знаком. o способствовать развитию орфографического навыка. o активизировать мыслительную, познавательно­языковую и коммуникативно­ речевую деятельность учащихся.  Воспитывающие: o  o создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению  родного языка. Оборудование.  Учебник «Русский язык» ­ 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва,   «Просвещение»,. «Рабочая тетрадь на печатной основе по русскому языку – 2 класс» В.П. Канакина,  В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение»,г.  Таблица для определения уровня эмоционального комфорта учащихся.  Таблица букв для минутки чистописания.  Картинный словарь (видеоряд, ИКТ)  Индивидуальные листы с заданиями тестового характера.   Игра «Грамматический хоккей». Знаки равенства и неравенства. I. Организационный момент Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Вот книжки на столе, А вот – тетрадки. Не хочется играть Мне с вами в прятки: Пусть ручка плавно поплывёт В тетрадке по реке бумажной, Сегодня в классе у ребят Урок ответственный и важный. В добрый путь, друзья: (Звучит музыка, на экране идёт космическая заставка) Рассказ учителя: Я предлагаю вам совершить удивительное путешествие по звёздному  небу. На уроках окружающего мира мы познакомились со многими созвездиями. А самое  древнее – это созвездие Тельца. Телец– это бык. Многие древние народы  считали это  животное священным. Самая яркая звезда в созвездии Тельца носит название Альдебаран.  Именно с этой далёкой звезды приземлился к нам на урок Робот, который привёз с собой  несколько заданий для вас. Итак, друзья, за работу! () Актуализация знаний. (Работа по группам – рядам) Учитель: Ребята, отгадайте загадку: Буквы­значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, а называется всё …(АЛФАВИТ). ­ Сколько букв в русском алфавите? ­ Сколько согласных? ­ На какие две группы можно разделить все согласные звуки? (твёрдые и мягкие). ­ Назовите среди гласных только те буквы, которые обозначают мягкость  предшествующего согласного звука? (е,ё,и,ю,я). Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Согласные звуки и буквы для их  обозначения». На партах у вас листы со словами. Ваша задача изменить слова так, чтобы первыё твёрдый  согласный стал мягким. Для этого вам необходимо вспомнить, какими гласными буквами  обозначается мягкость согласного звука на письме. 1 ряд 2 ряд 3 ряд лук ­ рад ­ воз ­ ток ­ мыл ­ был ­ нос ­ пыл ­ рука ­ лото ­ мышка ­ мор ­ Проверка: Учитель: Какие слова у вас получились? ­ Какие гласные буквы помогли вам превратить твёрдый согласный в мягкий? (е,ё,ю,и,я) Вывод: Буквы я, е, ё, и, я указывают на мягкость предшествующего согласного звука. II. Чистописание.  А теперь внимательно посмотрите на экран и определите, о  какой букве мы будем сегодня говорить на уроке. Подсказка: она встречается в каждой строке данного набора. ­ Что это за буква? (мягкий знак). ­ Эта буква гласная или согласная? ­ Какая особенность у этой буквы? (Она не обозначает звука) А какую же работу в русском языке выполняет эта буква? ( Она указывает на мягкость  предшествующего согласного звука) Вывод:  Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного  звука. III. Словарная работа  1. Картинный диктант.  Учитель: А теперь внимание. Из космоса мы получили снимки, которые инопланетяне не  могут объяснить. Робот просит нас помочь назвать каждый снимок одним словом и  выполнить запись этого слова в тетрадях. 1. тёплая верхняя одежда (пальто) 2. профессия человека в школе (учитель) 3. школьная принадлежность для письма(тетрадь) 4. 5. время года с листопадом и дождями (осень) 6. любитель долгого зимнего сна (медведь) 7. обувь для игры в хоккей (коньки) зимняя птица с красной грудкой (снегирь) ­ Что это за слова? (словарные) ­ Почему их так называют? (Они с непроверяемыми или  труднопроверяемыми написаниями) – Как не допустить ошибки в их написании? (Их  нужно запомнить или проверить по словарю)Давайте проверим, как вы умеете  записывать словарные слова. Смотрите на экран и соотносите слово со своей записью.  (Комментирование слов по образцу: в слове « пальто» ­ 2­ой слог ударный, нужно  запомнить безударную гласную букву «а») Вывод: Слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями надо запомнить или  проверять по словарю. 2. Конкретизация темы урока. Учитель: Что общего во всех этих словах? (Буква мягкий знак) ­ На какие две группы можно разделить эти слова по местоположению мягкого знака? (Мягкий знак в середине слова и мягкий знак на конце слова) ­ Прочитайте слова первой группы (пальто, коньки) ­ Прочитайте слова второй группы (учитель, тетрадь, снегирь, осень, медведь) Какую работу выполняет мягкий знак? (Указывает на мягкость предшествующего  согласного) Вывод: Сегодня на уроке мы будем с вами развивать умения слышать мягкие согласные  звуки в словах и писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова. IV. Работа по теме урока. 1. Сообщение темы урока. Учитель: Прочитайте тему урока в учебнике  Чтение темы урока: Мягкий знак. Чтение главного вопроса: Как обозначить мягкость согласного звука на  письме в конце и в середине слова? 2. Воспроизведение знаний о мягком знаке 1) Выполнение упражнения. (Работа в постоянных группах – рядах). Прочитайте пословицы. 1. Скромность всякому к лицу. 2. Бережливость – не скупость. 3. Совесть – верный советчик. Объясните их смысл. Какие качества в людях цените вы? ­ Спишите по одной пословице и подчеркните букву, которая не обозначает звука? ­ Какую букву вы подчеркнули? (мягкий знак) 2) Определение роли мягкого знака. Чтение сведений о языке с. 3. (Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь  указывает на мягкость предшествующего согласного звука: день, пень). 3) Соотнесение количественного состава звуков и букв в словах.  А) Игра «Кто быстрее считает?». (Работа в группах постоянного состава. У каждого ученика на парте лежит  комплект, состоящий из знаков «=» и «>» ) Учитель: Я буду называть слова, а вы должны быстро сосчитать сколько в слове звуков  слышится и сколько букв потребуется для его написания. Если количество звуков и букв  совпадёт, то вы показываете знак равно, а если не совпадёт – знак неравенства. Дом, конь, сыр, рис, рысь, угол, письмо, стол, мост, соль. ­ Почему в некоторых словах звуков было меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не  обозначает) Физкультминутка     ДЛЯ ГЛАЗ Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить новое задание. Пришельцы из космоса  успели побывать и в ваших тетрадочках, поэтому в словах исчезли последние буквы. Ваша  задача: эти буквы вернуть. Текст упражнения: Сире__, тюле__, ладо__, грус__, зве__, те__,оку__, де__, шко__ник, колоко__чик, тю__пан, васи__ки ию__, скатер__ . Вывод.  Какая буква не обозначает звука? (Ответы детей). ­ На что указывает мягкий знак? (На мягкость предшествующего согласного). 3. Грамматический хоккей. А сейчас Я предлагаю вам сыграть в наш любимый грамматический хоккей. Правила игры  таковы: игроки1­ой команды должны придумать и записать слова с мягким знаком в  середине, а игроки 2­ой команды – с мягким знаком на конце. Каждое правильно  записанное слово приближает вас на один ход к воротам соперника. Выигрывает та  команда, которая первой забьёт гол в ворота.  (по 5 слов) 4. Работа с правилом :. Учитель: Прочтите ещё раз главный вопрос нашего урока. Вы можете на него ответить?  (Ответы детей). Давайте сравним ваши ответы с правилом в учебнике : Правило: Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными  обозначается мягким знаком (ь): коньки, декабрь. V. Обобщение работы.  Работа с тестом. Учитель: Настал момент подведения итогов нашей работы. У вас на партах находятся  тесты. Ответив на вопросы теста, мы сумеем с вами выяснить, что вы узнали сегодня на  уроке. (Самостоятельная работа учащихся). Оцени себя сам Фамилия, имя: 1. Какая буква звука не обозначает?  1. ь 2. й 3. я 2. Какое слово будет лишним?  1. тень 2. кольцо 3. урок 3. Подбери пару к слову конь. 1. кот 2. кон 3. кол 4. Какую букву нужно написать в этих словах вместо пропусков пис…мо,  пал…то, ден… .  1. согласную 2. гласную 3. мягкий знак 5. Какие буквы обозначают на письме мягкость согласных звуков?  1. а, о, у, ы, э. 2. е, ё, ю, и, я, ь. Самопроверка теста . Учитель: Взгляните на экран, найдите ключ к тесту. Проверьте свою работу. За каждый  правильный ответ поставьте себе «+».Посчитайте все свои знаки «+». А теперь внимание на экран: если у вас 5 плюсов – вы молодец! Если 4 – очень хорошо! Если 3 –неплохо! 1 или 2  – не волнуйтесь, в следующий раз вам обязательно повезёт! Если 0 –сегодня не ваш день, но у вас всё получится! VI. Итог урока. Учитель: ­ Что познавательного было в сегодняшнем уроке? ­ А чем запомнится вам наш  урок? Завершение сюжетной линии урока. Учитель: Вы замечательно потрудились! И я думаю, что Робот остался доволен  знакомством с вами. А сейчас ему пора домой на свою родину звезду Альдебаран в  созвездии Тельца.  Мы – жители планеты Земля. Наша Родина– Россия. Мы живём в самом сердце России и  владеем несметным богатством: великим,могучим, красивым и певучим родным русским  языком. А в Солнечной системе много разных планет и больших и малых. И кто знает,  может быть, из неведомых космических далей кто­нибудь наблюдает за нами. VII. Домашнее задание .

Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Как обозначить мягкость согласного на письме" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017