Конспект урока по русскому языку на тему "Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?"
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку на тему "Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
15.10.2017
Конспект урока по русскому языку на тему "Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?"
Это первый урок в разделе «И снова о главном работнике в языке – слове» (10ч). УМК «Гармония». Урок «открытия» новых знаний построен с использованием элементов системы НФТМ-ТРИЗ, который предусматривает реализацию основных дидактических принципов через изменение структуры урока и их оригинальное наполнение. При составлении урока учтены возрастные особенности детей. Для поддержки интереса на уроке использована ролевая (ситуационная) игра, которая связана с решением двух проблемных вопросов, которые задал ребятам их младший друг Антон:«Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?» Формой проведения ролевой игры стал урок-исследование.
урок русского языка 4 класс.docx
Конспект урока по русскому языку с элементами системы НФТМ ­ТРИЗ в 4 классе.   Тема урока: Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления? Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с жизнью слов, почему слова рождаются, почему иногда стареют и уходят из активного употребления, применения имеющихся знаний в практической деятельности; развитие умения ставить и решать проблему; развитие мышления, речи; побуждение учащихся к активности, самостоятельности; воспитание умения сотрудничать на уроке.                                                              Ход урока Блок 1. Мотивация Учитель: Сегодня к нам в гости пришёл ваш младший друг Антон. Ему нужна ваша помощь. Он приготовил для вас вопросы, на которые сам пока ещё не может ответить. Мы, конечно, как старшие друзья постараемся ему помочь. А я буду вашим инструктором. (На доске пословица.) Мир освещается солнцем, а человек знанием. Антон интересуется, почему так говорят?  Ребята высказывают свои мнения (высказывания могут быть разными) Учитель: Мы с вами уже почти 4 года по крупицам собирали вот в эту  шкатулку свои знания(на столе деревянная шкатулка, к которой много раз  обращались на разных уроках,  обыгрывая, будто раз за разом ребята собирают в неё новые интересные и важные открытия).Сегодня мы добавим в неё новые открытия. А имеющиеся знания вам очень пригодятся. Ну, вперёд за новыми знаниями! Блок 2. Содержательная часть.  Ослво   (на доске)  Попробуйте, ребята, так расставить буквы, чтобы получилось название того, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.  СЛОВО  Задание 1 Учитель: В русском языке большое количество пословиц и поговорок со словом слово. Вспомните одну, часто употребляемую пословицу. На доске подсказка (картинка воробья) Слов.  не в . р . бей, выл . тит – не п.йма.ш. . Учитель: Запишите пословицу в тетрадь, решая все орфографические задачи. Взаимопроверка   (работа   в   парах).   Ребята   обмениваются   тетрадями,   один   ученик   вставляет   и   объясняет   написание орфограмм. Пожмите руку тем, кто работу выполнил правильно. Учитель: Выскажите свое мнение, почему так говорят? Могут быть разные мнения: Задание 2. (Антон обращается к ребятам с вопросами.) ­ Почему главный работник в ­ слово? Сколько слов в русском языке? Ребята: Слова называют всё, что нас окружает. Из слов мы составляем предложения, выражая свои чувства и мысли. Слов в русском языке много. Учитель: А как ответить так, чтобы предложение выглядело убедительно, что слов много? Попробуйте, используя картинки (слайды) составить красивое предложение. Сколько звёзд на ночном небе? (Слайд с изображением ночного звёздного неба) Сколько песчинок на морском берегу? (Слайд с изображением морского песчаного берега) Учащиеся составили предложение. Слов в русском языке столько, сколько песчинок на морском берегу, звёзд на ночном небе… Учитель: Итак, Антон получил ваши ответы на свои вопросы. Поэт В. Шибаев написал такие строчки: Всему название дано –  И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным­полно,  И безымянных нет У Антона возникли к вам новые вопросы: ­  Ребята, могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?  Учитель: Как вы считаете, ребята? (Дети высказывают разные точки зрения.) Чтобы ответить на эти проблемные вопросы, проведём небольшое   исследование. В этом исследовании вам потребуются ваши добрые помощники, хранители слов – словари. Вот перед вами толковый словарь (показывается) В. И. Даля. В этом словаре даётся толкование более 200 тысяч слов. Существуют и другие словари. А какие словари есть в вашем учебнике? ­ Орфографический, толковый и словарь трудностей. ­ Они вам сегодня пригодятся. Задание 3. (Работа по учебнику. Упражнение 530.) ­   Списать   предложение,   выделить   орфограммы,   вставить   пропущенные   знаки   препинания   и   дать   характеристику предложения. (Проверка выполнения задания.)     Подобрать и записать  синоним к слову Вселенная  Вселенная, космос.  Учитель: С 1961 года Россия стала называться космической страной. Почему? (Ответы детей) ­ Какие родственные слова появились к этому слову? Космос – космонавт – космодром Прочитайте, что они обозначают? (Работа с толковым словарём). Запишите в тетрадь, выделите орфограммы, запомните их написание. ­ Ребята, могут ли новые слова приходить в язык? Как вы,думаете, они появляются? ­ Да могут, когда человек изобретает новые предметы. ­ Посмотрим, верен ли ваш вывод. Прочитаем упражнение 531 в тетради­задачнике, стр. 4. Блок3.Технологическая разгрузка. Физкультминутка про светофор.  Блок 4. Головоломка. ­ Какое новое слово, которое появились сравнительно недавно, вы встретили в стихотворении во время физкультминутки? Запишите его. Светофор­   Давайте,   ребята,   ещё   раз   напомним   нашему   младшему   другу,   правила   перехода   улиц   и   почему   их   важно соблюдать. (Дети    рассказывают, на какой свет следует переходить дорогу). Ребята, попробуйте помирить корни слов, чтобы они снова жили в одном слове. Запишите слова, которые у вас получатся в первый столбик, если они на ваш взгляд появились недавно. Пыль, ход. вод, снег, сос, лаз; пылесос снегоход водолаз Что можно сказать о правописании этих слов? ­ Это сложные слова, соединительные гласные между корнями – о, или – е. Блок5.Содержательная часть. Задание 1.Антон: Мне сказали, что в слове ракета прячется другой вид транспорта. Помогите мне, ребята, найти это слово. ракета­ карета. ­ Что это за вид транспорта? (Дети дают свои суждения). Пользуемся мы сейчас им? Почему?  Дети: Это средство передвижения устарело, мы передвигаемся на современных видах транспорта. ­ Запишем его во второй столбик.                                             карета ­ Как выглядела карета, вы узнаете, посмотрев небольшой фильм о разных видах транспорта. Ваша задача     продолжить запись в первый столбик слов, которые на ваш взгляд появились недавно.  Презентация « От кареты до ракеты» Учитель:   Антон   тоже   записал   такие   слова.   На   доске   появляются   слова,   записанные   Антоном   с   некоторыми орфографическими ошибками.   Мошина  электравоз. парахот самолёт рокета корабли Учитель: Ребята, вы согласны с Антоном? (Ребята не соглашаются со словом корабли и объясняют, что это слово не новое, оно  появилось     давно.  Ребята  корректно  объясняют  младшему   другу,  как  надо  записать слова  грамотно  и  доказывают почему.) ­ Спасибо, ребята, за помощь Антону. Упражнение 531(Работа в парах.) ­ Выписать во второй столбик непонятные слова, которые мы сейчас не употребляем в своём языке. Найти их толкование. Где будете искать? ­ В толковом словаре с.112 (Дети выписывают во второй столбик слова)    лучина  горница закрома. Учитель: Почему эти слова для вас непонятны? ­   Нет   таких   предметов   или   мы   их   редко   встречаем.   (Показываются   слайды,   на   которых   изображены   эти   устаревшие предметы) Учитель: Проверим наше предположение, упражнение 532, стр. 73(учебник) ­ Можем ли мы сейчас убедительно ответить на проблемные вопросы, которые перед  нами были  поставлены в начале урока. ­ Могут ли слова приходить в язык и выходить из употребления? И почему это происходит? Антон внимательно вас слушает, ведь это он первым задал этот вопрос. Учащиеся:   Да,   слова   могут   приходить   в   язык,   когда   появляются   новые   предметы,   а   также   они   могут   исчезать,   когда предметы устаревают и выходят из употребления. Блок 6.Интеллектуальная разминка Учитель: А теперь поработаем в группах.   Продолжаем записывать слова в два столбика. В первый – устаревшие слова, а во второй­ недавно появившиеся (Каждая группа получает карточки с набором текста, где есть и устаревшие слова и новые). Из предложений выписать слова по заданию в два столбика и постараться объяснить лексическое значение слов. Задания для групп. Эти   средства   детский   дом получил от спонсоров. Мой   милый,   хороший   купи мне галоши. Проверка   Блок 7. Резюме А на печке раз мужик щуку решетом поймал. Красочные   магазинов внимание прохожих. витрины привлекают   По   телевизору   мы   каждый день смотрим рекламу. Шутил спрятался под тын.   Мартын,   да Скачет   сито   по   полям,   а корыто   по   лесам.   На   день рождение   мне   подарили ноутбук.  ­ Какие новые открытия мы с вами сделали? Учащиеся: Слова могут приходить в наш язык, а иногда и выходить из употребления, как в жизни бывает –рождаться и умирать.    Дома вы продолжите записывать новые и устаревшие слова. В каждый столбик запишите по 5 слов.     А теперь закройте глаза, и выразите своё отношение  к  нашему уроку. (На магнитной доске 2 вида смайликов: весёлый  и грустный.)  Спасибо вам за творчество, знания, старание, сплочённость. Вы молодцы!

Конспект урока по русскому языку на тему "Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?"

Конспект урока по русскому языку на тему "Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?"

Конспект урока по русскому языку на тему "Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?"

Конспект урока по русскому языку на тему "Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?"

Конспект урока по русскому языку на тему "Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?"

Конспект урока по русскому языку на тему "Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?"

Конспект урока по русскому языку на тему "Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?"

Конспект урока по русскому языку на тему "Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?"

Конспект урока по русскому языку на тему "Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?"

Конспект урока по русскому языку на тему "Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2017