Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
13.07.2017
Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)
технологическая карта урока.docx
Технологическая карта урока Класс: 5 класс Предмет: русский язык Тема: Морфемный разбор слова. Морфемные словари. Цель: научить морфемному разбору слова, познакомить со школьным словарём строения слов русского языка З.А.Потихи. Задачи: 1. Обобщить знания о морфемах слова. Научить выполнять морфемный разбор слова, пользоваться морфемным словарём. 2. Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы по теме. 3. Воспитывать ответственность, чувство товарищества, стремление к индивидуальной самореализации. Условия обеспечения учебной деятельности (УМК, используемая технология, материально-техническое обеспечение): УМК:Ладыженской Т.А. Русский язык. 5 класс.- М., «Просвещение», 2012., презентация, дидактические материалы. № п / п 1 . Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Самоопре деление к Подготовка класса к работе. Мотивация. Подготовка класса к работе. Личностные: Действия деятельн ости Организа ционный момент На слайде. ласковость Здравствуйте! Добрая слова   Стёрлась   на   нет   в   ежедневном   привете. Здравствуйте!   Это   же   –   будьте   здоровы,   Это   же   –   дольше   живите   на   свете. (Е.Шевелёва)   Будьте здоровы. – Здравствуйте. Присаживайтесь. Вы пришли на урок русского языка. Традиционно его высказыванием о языке. начинаем         Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем — отвлеченные мысли, внутренние  чувствования, "жизни беготня", крик негодования и  искрящаяся шалость.  Александр Иванович Герцен ­ писатель, публицист, философ ­Как вы понимаете слова русского писателя?( С  помощью слов русского языка легко выразить любые  мысли и переживания). ­Как  вы считаете, части слова, морфемы, помогают этой лёгкости  передачи чувств и мыслей? Мы убедимся в  этом позже. Настраиваются на работу. Объясняют высказывание А.Герцена. Отвечают на вопросы. смыслообразования регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли Познавательные: Логические - анализ объекта 2 . Актуализа ция знаний и Переход от старого знания к новому: -Над каким разделом русского языка мы сейчас работаем? (Морфемика) Отвечают на вопросы. Работают в паре, заканчивают начатые предложения. Личностные: действия фиксация затруднен ий в деятельн ости На слайде Задание для работы в парах: закончите письменно начатые предложения 1.Морфемика изучает… 2.Мне известны морфемы: …(можно значками) 3.Морфемный разбор слова включает в себя выделение… -Какое предложение было сложнее всего закончить? Почему? -Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: Оценка (выделение и осознание того, что известно и что еще подлежит усвоению); Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков 3 . Постановк а учебной задачи Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему урока. (Постепенное появление на слайде) - Опираясь на тему урока учитель предлагает сформулировать учебные задачи. Обучающиеся формулируют тему урока: «Морфемный разбор слова. Морфемные словари» Обучающиеся формулируют учебные задачи: -Научиться выполнять морфемный разбор слова. -Познакомиться с морфемным Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели 4 . Построен ие проекта выхода из затруднен ия в процессе решения первой задачи урока На слайде 5 . Первично е закрепле ние На слайде Учитель предлагает обучающимся составить план достижения первой задачи: -Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы выполнить первую поставленную задачу? (Чтение образца и порядка разбора, работа с учебником) -Прочитайте, какой порядок и образец разбора предлагают нам авторы учебника. (Параграф 81, стр. 27-28) -Возможно ли данный материал представить в виде небольшой, но запоминающейся схемы?Как? ЗАДАНИЕ для работы в парах: Составьте такую схему, используя значки морфем, в своём справочнике, обсудив её содержание с соседом по парте(можно горизонтальную, можно вертикальную). Сравните со схемой на слайде. -У кого получилось похоже? ФИЗМИНУТКА Организует самостоятельную работу обучающихся: ЗАДАНИЕ. Выполните морфемный разбор следующих слов с объяснением БЕЗЗАБОТНЫЙ( прилагательное, окончание –ый, основа –беззаботн-. Окончание указывает, что слово является прилагательным, употребляется в м.р., словарём. Читают материалы учебника (параграф 81, стр.27-28) Составляют схему морфемного разбора в виде значков(работают в парах). Участвуют в коллективном обсуждении. Строят ответы на вопросы учителя, разбирают слова по морфемам, соблюдая необходимый образец. Личностные: нравственно- этическое оценивание Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; Логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков. коммуникативные – планирование, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Личностные: действия нравственно- этического оценивания; формирование потребности в самовыражении ед.числе, им.п .Корень –забот-, однокоренные слова забота, заботиться. Приставка без-. Она указывает на отсутствие признака. Суффикс прилагательного –н-) КНИГИ (существительное, окончание -и, основа книг-. Окончание указывает, что существительное стоит во множественном числе, им.п. Корень книг-, однокоренные слова книжный, книжонка) ПОДБЕЖАТЬ (глагол, окончание –ть, основа подбежа-. Окончание указывает, что глагол стоит в неопределённой форме. Корень – беж-, однокоренные слова бег, бежать, бегущий. Приставка под-, указывает на сближение. Суффикс –а-, образующий глагольную форму) САДИК (существительное, окончание нулевое, основа садик. Нулевое окончание указывает на то, что существительное употребляется в ед.ч, ип.п., м.р. Корень сад-, однокоренные слова сад, садовый, посадить. Суффикс –ик- указывает на небольшой размер сада) . ВПЕРЁД (наречие, нет окончания, основа вперёд-. Корень – перёд-, однокоренные слова перёд, передний. Приставка в- указывает на направление движения) -Давайте вспомним начало урока, высказывание писателя А.Герцена. – Убедились ли вы в том, что морфемы помогают лёгкости передачи наших чувств и мыслей? Теперь вы умеете правильно выполнять морфемный разбор. Обратимся ещё раз к теме урока. 6. Самостоят ельная Регулятивные: контроль, оценка; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: умение слушать , участвовать в коллективном обсуждении Учащиеся планируют выход из затруднения Личностные: формирование потребности в работа Карточки. Представляют результаты самостоятельной работы. Участвуют в обсуждении. Проверяют самостоятельно выполненное задание самовыражении; Регулятивные: контроль, коррекция, оценка ( выделение и осознание того, что уже усвоено), осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме; постановка и решение проблем творческого характера; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в групповой работе . -Как вы считаете, как правильно нужно поступить, если вам трудно разобрать слово по морфемам?(Обратиться к словарю) -С какими словарями мы уже знакомы? (Толковый, орфографический, орфоэпический, синонимов и антонимов) Оказывается, что есть словари строения слов русского языка. Один из них лежит у вас на партах. Это «Школьный словарь строения слов русского языка» Зиновия Ароновича Потихи. В нём слова располагаются преимущественно по алфавиту, каждая морфема отделяется друг от друга наклонной линией. Для закрепления материала предлагаю поработать в небольших группах по 5 человек и выполнить следующие задания: 1. Запишите слова в 4 столбика, соответственно схемам, выделите морфемы, проверьте себя по словарю строения слов: Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка Корень, окончани е Приставка, корень, окончание 2. Задание на смекалку. Из предложенных слов вам необходимо Корень, суффикс, окончание Приставка, корень, суффикс, окончание взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. 7 . 8 . Рефлекси я деятельн ости (итог урока) Организует рефлексию Оцените себя, свою работу на уроке принятой у нас системой самооценки ?.! (? – чего-то недопонял, надо повторить, . – материал мне понятен, я в нём разобрался,но немного ошибался, ! – я всё прекрасно понял, я доволен собой) -Вспомните задачи урока. Всё ли мы рассмотрели? Что ещё необходимо доделать? Домашне е задание Предлагает свои варианты домашнего задания(обязательное и дополнительное): 1.Параграф 81, справочник, знать хорошо, упр.432, стр.28 по заданию. 2Творческое. Найти и подготовить краткое сообщение о морфемных словарях русского языка. - Участвуют в обсуждении домашнего задания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности; личностные: смыслообразование Личностные:действ ия смыслообразования ( потребность в самовыражении и самореализации) Регулятивные: целеполагание Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные: познавательная инициативность (способность с помощью вопросов получать нужную информацию)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Морфемный разбор. Морфемные словари" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2017