Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. (3 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
01.04.2017
Постановка учебной задачи, Работа в парах: определение частей речи, работа с транскрипцией, фонетический разбор. Составление плана работы по новому материалу. Формулировка правила. Сравнение своих выводов с выводом в учебнике. Распределить слова-отгадки в соответствии с правилом. Самостоятельная работа по упражнению в учебнике.Конспект урока русского языка по теме Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. 3 класс "Школа России"
русский язык.docx
Тема: Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих
и его отсутствие у существительных мужского рода.
Цели:
1.Учебные:
способствовать овладению способом правописания имён существительных с
щипящими на конце слова
существительных с шипящей на конце
навыки правильного написания
формировать практические
2.Познавательные:
развивать умение самостоятельно выделять
познавательную цель
способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать
и формулировать
3.Воспитательные:
содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах
воспитывать интерес к русскому языку
Оборудование:
конверты с заданиями
План урока
1.Организационный момент.
Ребята, отгадайте загадку:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
(это имя существительное)
Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению имен существительных.
2.Постановка учебной задачи и определение темы.
Хочу предложить вам поработать в парах.
Вам предложены 4 пары транскрипции слов. Работайте по плану:
План работы:
1.Прочитайте слова.
2.Определите часть речи.
3.Определите род.
4.Проанализируйте последний звук.
1 [к'ирп'ич' ] [р'эч' ]
[камыш] [т'иш ]
[нош] [рош]
[л'эщ'] [в'эщ']
Дети обсуждают в парах, анализируют, делают вывод.
(это имена существительные,мужского и женского рода, с шипящим звуком на
конце слова)
Назовите слова 1 пары. Какой звук их объединяет? Что можете сказать об
этом звуке?
(согласный,глухой,всегда мягкий,шипящий)
Какую букву на письме он обозначает? (Ч)
Возьмите листочек из конверта. Что изображено на листочке? (цветок с
четырьмя лепестками)
Украсим один лепесток буквой Ч.
Назовите слова 2 пары. Какой звук их объединяет? Дайте характеристику
этому звуку.
(согласный, глухой, всегда твёрдый, шипящий)
Украсим второй лепесток буквой Ш.
Назовите слова 3 пары. Какой звук их объединяет? Дайте характеристику
этому звуку.
(согласный, глухой, всегда твёрдый, шипящий)
Украсим третий лепесток буквой Ж.
Назовите слова 4 пары. Дайте характеристику звуку, который объединяет эти
слова.
(согласный, глухой, всегда мягкий, шипящий)
Продолжайте украшать последний лепесток последней буквой , а пока
пишете, подумайте, что их объединяет?
(эти буквы обозначают шипящие звуки)
Запишите на листочке шипящие
3.Выявление места и причины затруднений.
Запишите под транскрипцией слова каждой пары (дети записывают слова как
умеют).
Сравните, как написано на доске, а как у вас.
(написали с ошибками)
Это орфограмма, которую будем изучать на уроке.
Попробуйте озвучить тему урока.
(письмо имен существительных с шипящей на конце слова)
Как вы считаете, умеем ли мы писать существительные с шипящей на конце?
(не умеем писать такие слова)
4.Открытие детьми нового знания.
2 Что нужно знать, чтобы проверить правильно ли вы записали слова с
шипящей на конце?
(правило)
Попробуйте сформулировать правило:
С этими же словами работайте в парах по плану:
План работы:
1.Прочитайте слова.
2.Определите часть речи.
3.Определите род.
4.Проанализируйте последний звук.
5.Разбейте слова на две группы в два столбика.
Дети высказывают свои предположения, обсуждают, доказывают свою точку
зрения и делают вывод:
(у существительных женского рода после щипящих пишется мягкий знак, а у
существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется)
Найдите подтверждение своим выводам в учебнике на стр.31. Прочитайте
правило.
Вернемся к словам на доске, которые записывали в начале урока. Найдите и
прочитайте существительные женского рода, проверьте, правильно ли вы их
записали? Теперь найдите существительные мужского рода. Проверьте.
Физкультминутка.
5.Первичное закрепление.
Дополните столбики, записав отгадки.
1.Часть суток от вечера до утра (ночь)
2.Помещение для стоянки, заправки и ремонта автомобилей. (гараж)
3.Предмет для игры сплошной или полый внутри шар из упругого
материала.(мяч)
4 .Мелкие деньги. ( мелочь)
5. Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике. ( брошь)
6. Крупное ластоногое морское животное с усатой мордой и длинными
клыками.
Человек, занимающийся плаваньем в открытом водоеме зимой. ( морж)
Проверка правописания слов с шипящей на конце.
Теперь можете правильно писать слова с шипящей на конце, применяя
правило?
6.Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют упражнение 53 в учебнике .
Проверка.
7.Включение в систему знаний и повторение.
3 Когда же пишется Ь на конце существительных?
Составим алгоритм правописания Ь после щипящих.
Чтобы грамотно писать существительные с шипящими на конце слова, мы
должны определить:
1шагчасть речи
2шагсуществительное с шипящей на конце
3 шагопределяем род (ж р.с Ь, м. р. без Ь)
Проговорите шаги алгоритма.
8Домашнее задание:
упр.51
по желанию – составить рассказ, в котором будет как можно больше
существительных с шипящей на конце.
9.Рефлексия учебной деятельности.
Оцените свою работу и работу товарищей на уроке на карточке:
я научился…..
я узнал…..
мне было интересно ….
у меня вызвало затруднение …..
хочу сказать спасибо……
4 3.Заключение.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приемов и методов,
которые
формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать
необходимую информацию,
делать выводы
и умозаключения.
выдвигать гипотезы,
Системнодеятельностный подход
методологическая основа
стандартов общего образования нового поколения. Системнодеятельностный
подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской
идентичности.
чтобы
целенаправленно вести за собой развитие.
Обучение должно быть организовано так,
Главная задача новых образовательных стандартов обеспечить его
общекультурное, личностное и познавательное развитие, сегодня важно не
столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить
таким важным умением, как умение учиться.
Поэтому, неслучайно в начальной школе наибольшее распространение
получила «технология системно деятельностного метода обучения».
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает
знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно
познавательной деятельности.
Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики
будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя
главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
Этот принцип я взяла за основу содержания своего урока. Чему должен
научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к
бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили
голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её.
Именно в действии порождается знание.
Я, считаю, что все уроки, должны внести свою частичку в развитие
ребёнка, быть очередным шагом вперед.
Легко ответить на вопрос: «Какой урок ценнее, современнее: тот,
который построен по одному общему сценарию, или урок с гибкой
структурой?» Ещё К. Д. Ушинский категорически отвергал уроки,
5 построенные на основе схематизма и трафарета. Поэтому хороший
современный урок – это урок, когда ученик познаёт себя, делает открытия,
ищет верные решения, сомневается, радуется.
Как человек учится чемулибо? Очевидно, что для того, чтобы учиться
чемулибо, ученик должен дать себе соответствующую установку
поставить цель.
Итак, ученик поставил перед собой цель чтото узнать. У него возникло
затруднение.
Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить
следующие действия:
Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)
Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)
Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который
включается составление плана, определение способа и средств достижения
цели).
Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с
целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в
какой степени).
Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два
шага.
Первый шаг до постановки цели деятельности направлен на
выяснение того, чему надо учиться.
Задача второго шага поставить цель и самому найти нужные знания и
умения.
Я спроектировала урок «открытия» нового знания:
1. Мотивация учебной деятельности ( 12 мин.)
2.Актуализация знаний
3. Выявление места и причины затруднений
4. Построение проекта
5. Открытие детьми нового знания
6. Первичное закрепление
7.Самостоятельная работа
6 8.Включение в систему знаний и повторение
9. Рефлексия учебной деятельности.
Тип урока можно обозначить, как урок постановки учебной задачи. На 1
этапе были использованы групповая и фронтальная формы работы, на втором
и третьем этапах урока детям была предложена групповая форма работы.
Проектировался поисковый тип активности учащихся. При введении
учебного задания я старалась опираться на ранее изученный материал.
На каждом этапе урока детьми осуществлялся контроль своих действий.
На мой взгляд, урок достиг цели, так как дети выделили проблему и вывели
правило о правописании Ь знака на конце существительных после шипящих.
Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики
будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя
главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
7 4.Список используемой литературы.
1. Асмолов А. Г. Системнодеятельностный подход к построению
образовательных стандартов / А.Г. Асмолов . М.: Просвещение, 2008. №2.
2. Гревцова И. Системнодеятельностный подход в технологии
школьного обучения / И. Гревцова // Школьные технологии, 2003. № 6.
3. Дмитриев С. В. Системнодеятельностный подход в технологии
школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии, 2003. N 6.
30 с.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
М.,Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образованияМ.: Просвещение.2014
6. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм
реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. – М.: Просвещение.
2011.№4. 96 с.
7. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться» / Л.Г. Петерсон. М.:
Просвещение, 2006. 167 с.
8. Методические рекомендации по организации урока в рамках
системнодеятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393102468
9.Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические
О.
практикипод редакцией кандидата педагогических наук Т.
Автайкиной/Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК2013
8 5. Приложение
1. Страницы учебника
9 10 11
Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.