Конспект урока по русскому языку на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова»
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
16.11.2018
Цель: углубить понятие о сложноподчиненном предложении.
Задачи:
- повторить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения;
- освоить средства связи придаточного предложения с главным, совершенствуя при этом пунктуационные навыки;
- формировать навык использования сложноподчиненных предложений в речи
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знание классификации сложных предложений;
- анализировать языковые явления;
- определять тип связи между предикативными частями предложений;
- уметь расставлять знаки препинания в СПП;
- оформлять на письме конструкцию сложных предложений.
Метапредметные:
- уметь свободно и правильно излагать свои мысли в письменной и устной форме;
- соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность).
Личностные:
- участвовать в творческом созидательном процессе;
- мотивировать свои действия;
- уметь слушать ответы одноклассников, соблюдать культуру ведения диалога.
СПП_9_класс_открытый_урок_русского.doc
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Павелецкая средняя общеобразовательная школа №1»
Скопинского муниципального района Рязанской области
Конспект урока русского языка
в 9 классе на тему: «Понятие о сложноподчиненном предложении.
Подчинительные союзы и союзные слова»
Разработал
учитель русского языка и литературы
Карпова Е. В.
р. п. Павелец 20182019 учебный год
Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные
союзы и союзные слова»
Цель: углубить понятие о сложноподчиненном предложении.
Задачи:
повторить главные признаки, по которым выделяются придаточные
предложения;
освоить средства связи придаточного предложения с главным,
совершенствуя при этом пунктуационные навыки;
формировать навык использования сложноподчиненных предложений в речи
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
знание классификации сложных предложений;
анализировать языковые явления;
определять тип связи между предикативными частями предложений;
уметь расставлять знаки препинания в СПП;
оформлять на письме конструкцию сложных предложений.
Метапредметные:
уметь свободно и правильно излагать свои мысли в письменной и устной
форме;
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность).
Личностные:
участвовать в творческом созидательном процессе;
мотивировать свои действия;
уметь слушать ответы одноклассников, соблюдать культуру ведения
диалога.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы.
№
1
Этап работы
Содержание этапа
Организационный
момент
Цель, которая
должна быть
достигнута
учащимся:
Проверка подготовленности к
уроку;
организация внимания и
внутренней готовности;
фиксация отсутствующих. Подготовиться к
продуктивной
работе на уроке.
Цель, которую
хочет достичь на
данном этапе
учитель:
способствовать
подготовке
учащихся к
продуктивной
работе.
Задачи:
создать
положительный
эмоциональный
настрой;
помочь принять
правильную
рабочую позу;
напомнить о
важности
аккуратной работы
в тетради.
Методы:
словесные
Проверка
домашнего
задания
Цели, которые
учитель ставит
перед учениками:
проверить уровень
усвоения ранее
изученного
материала о
сложном
2
Какой раздел русского языка
изучается? (синтаксис)
Что из этого раздела вы
изучили?
Какое предложение называется
ССП? (которые имеют две или
более грамматических основ и
могут
употребляться
самостоятельно)
Приведите примеры ССП из
домашнего задания. ( учащиеся предложении;
умение правильно
приводить примеры
СПП;
Цель, которую
учитель хочет
достичь: проверить
умение учащихся
правильно находить
СПП и расставлять
знаки препинания.
Методы
организации
работы: учебный
диалог,
Самостоятельная
работа учащихся.
Методы
стимулирования:
похвала.
Изучение нового
учебного
материала
Актуализация
опорных знаний .
Цель, которая
должна быть
достигнута
учащимися:
научиться
правильно
3
А)
зачитывают предложения)
о
Учитель:
Дома вы прочитали параграф
205
строении
сложноподчиненного
предложения, поэтому сейчас мы
посмотрим на доску, где записан
текст, и поработаем с ним
На доске записан текст.
«М…л…сердие, пр…ветливость, устанавливать связь
между главным и
придаточным
предложением.
Цель, которую
хочет достичь
учитель: создать
проблемную
ситуацию для
подведения к теме
урока.
Методы:
побуждающий от
проблемной
ситуации
диалог .
Б)
Постановка
учебной задачи
Цель:
сформулировать
цель урока.
д…брота делают человека кр…
сивым. Лицо человека, которое
ч…сто иск…жается злобой,
становит… ся безобразным. Дело
в том, что злая реакция на
окружающее, грубость и
(не)понимание окружающего –
это признак душевной и духовной
слабости, (не)способности жить.
Человек, который (не) умеет
понять другого, об…дняет свою
жизнь и мешает жить другим».
(Д.Лихачев)
Задания к тексту:
спишите текст, обозначьте
орфограммы, проанализируйте их
сравните два предложения
(текст на доске)
1 Лицо человека,
часто
искаженное злобой, становится
безобразным.
2 Лицо человека, которое часто
искажается злобой, становится
безобразеым.
Отличаются ли эти предложения
по смыслу?
(нет, не отличаются)
А по структуре? Докажите.
( учащиеся находят главные
члены предложения и доказывают,
что первое предложение с
причастным оборотом, а второе –
сложноподчиненное, потому что
есть
зависимая часть –
предложение,
придаточное
пользуясь
карточками
подсказками. )
Приложение №1 В)
Открытие новых
знаний.
Цель: создание
проблемной
ситуации,
обеспечивающей
восприятие
осмысления и
первичного
запоминания
знаний.
Методы: учебный
диалог
Что мы должны знать для
нахождения СПП?
( Учащиеся сами формулируют
задачи урока: главные признаки –
определять СПП)
Что общего у второго и
четвертого предложений?
( придаточные стоят в середине
главного)
Сделайте вывод о строении
СПП. ( Состоит из главного и
придаточного; придаточное
может стоять перед главным,
после него и в середине главного.)
Первичная
проверка
Учащиеся строят схемы
предложений, выделяют понимания
Цель:
установление
правильности и
осознанности
усвоения нового
учебного материала
5
Закрепление
учебного
материала:
Цель: учиться
редактировать и
конструировать
СПП
Цель, которую
ставит перед собой
учитель: создавать
условия для
формирования
умения
редактировать и
конструировать
СПП
Задачи:
обогащение речи
учащихся
нравственной
придаточное и главное
предложение.
Посмотрите, при помощи чего
придаточное предложение
присоединяется к главному.
Подготовьте ответ на вопрос:
«Основные средства связи
придаточного предложения с
главным». Подготовьте опорную
схему (Приложение №2)
1. Работа в парах: проговаривание
конспекта друг другу.
2.По конспекту у доски отвечает
один ученик.
Работа в группах.
Учащиеся делятся на 4 группы,
каждая из которых получает
карточку с заданием
Карточка №1. Задание: записать
предложение в исправленном
виде.
Карточка №2 задание:
продолжить предложение,
используя придаточные,
определить средства связи.
Карточка №3 Задание :
составить памятку из четырех
СПП, используя подчинительные
союзы и союзные слова
Карточка №4. Задание:
расставить знаки препинания,
выделить средства связи в СПП.
(Приложение №3)
Проверка выполненной работы –
взаимопроверка тематикой.
Методы: учебный
диалог
Виды
деятельности
работа в группах,
взаимопроверка и
самооценка знаний.
6
Домашнее задание
Цель: закрепить
умение находить
СПП,составлять
схему, создавать
минисочинение
(рассуждение) на
морально
этическую тему)
7
Рефлексия
Цель: осознание
учащимися своей
УД, самооценка
результатов
деятельности .
Параграф 205, упр 70 (выписать
СПП, составить схему), создать
собственное рассуждение на тему:
«Что такое милосердие?»
Что мы сегодня изучали?
Что мы делали на уроке?
Что вызвало затруднение?
Чем будем заниматься на
следующем уроке?
Оцените свою работу на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Карточка №1
Записать предложения в исправленном виде.
1. Герой произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным,
бодрым.
2. Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.
3. Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить.
4. Ведь счастье зачастую, где его не ждёшь, оказывается совсем не там. 5. Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране.
Карточка №2
Продолжить предложения, используя придаточные. Определить
средства связи придаточного предложения с главным.
1. Природу надо беречь…( почему ?)
2. Запоминаются те книги… ( какие?
3. На привал лучше расположиться там…(где?)
4. Не забывай о том… ( о чём?)
5. На привал лучше расположиться там (где ?)
Карточка№3.
«Если хотите понравиться людям»
Задание. Составить памятку из четырёх сложноподчинённых предложений,
используя подчинительные союзы, союзные слова и …советы Д.Корнеги.
чаще улыбайтесь;
искренне интересуйтесь жизнью других людей;
умейте выслушать до конца говорящего с вами;
говорите об интересующемся вашего собеседника;
искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди
Карточка №4.
Спишите, расставьте знаки препинания, укажите, чем связаны
придаточные предложения с главным. 1. Внимание к другому, чуткость делают сердце человека мягче, щедрее.
2. Человек, который не способен поддержать другого в трудную минуту,
откликаться на его боль, постепенно черствеет и становится суровым.
3. Дело в том, что отзывчивость, милосердие – это признак душевной и духовной
полноценности человека, способность жить среди людей.
О П О Р Н А Я С Х Е М А
Средства связи придаточного предложения с главным.
ПС СС
(подчинительные
союзы )
(союзные слова)
чтобы что который
потому что как кто
будто когда какой
так как
как будто
не члены предло члены пред
ложения ложения
Конспект урока по русскому языку на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова»
Конспект урока по русскому языку на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова»
Конспект урока по русскому языку на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова»
Конспект урока по русскому языку на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова»
Конспект урока по русскому языку на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова»
Конспект урока по русскому языку на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова»
Конспект урока по русскому языку на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова»
Конспект урока по русскому языку на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова»
Конспект урока по русскому языку на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова»
Конспект урока по русскому языку на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова»
Конспект урока по русскому языку на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.