Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение способов решения орфографических задач" 3 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
10.05.2018
Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение способов решения орфографических задач" 3 класс направлен на знакомство учащихся с терминами: историзмы, архаизмы – это определенная категория лексики. К ним относятся давно устаревшие слова. Неологизмы - это новые слова, которые обладают оттенком новизны по сравнению с другими словами языка.
рус.яз 3 класс Гармония.docx
РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС «ГАРМОНИЯ»
ТЕМА: Повторение способов решения орфографических задач.
Цель: познакомить со словами, которые устарели, и словами,
появляющимися в языке, обогащать словарный запас учащихся.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Работа над ошибками, допущенными в изложении.
1. А н а л и з р е ч е в ы х о ш и б о к.
(Учитель выносит на доску предложения из работ учащихся, содержащих
речевые ошибки.)
2. А н а л и з о р ф о г р а ф и ч е с к и х о ш и б о к.
(Дети записывают слова, в которых были допущены ошибки, объясняют их
написание, подбирают 3–5 слов на то же правило.)
III. Знакомство с устаревшими словами.
Выполнение упр. 573 с. 103
1. – Словарный состав русского языка постоянно меняется: исчезают одни
слова, появляются другие. Слова «уходят» из языка не сразу: сначала они
становятся редко употребляемыми, потом исчезают совсем. Есть слова,
которые навсегда исчезли из русского языка, так как исчезли и предметы,
которые они обозначали. Например: сока, кольчуга, орало.
Для учителя. Такие слова называются историзмами.
– Есть и слова, которые перестают употребляться не потому, что исчезают
соответствующие понятия, а потому, что слово заменилось другим словом с
тем же значением. Например: перст – палец, чело – лоб, уста – рот (губы).
Для учителя
. Такие слова называются архаизмами. 2. И г р а «Объясни слово».
– Многие устаревшие слова в нашей речи «живут» в пословицах и
поговорках.
Беречь как зеницу ока.
Косая сажень в плечах.
Как аршин проглотил.
Гроша медного не стоит.
– Запишите выражения, подчеркните устаревшие слова.
– Как вы понимаете значение выражений?
3. Н а д о с к е з а п и с а н о п о 3 с л о в а.
Стрелец, солдат, красноармеец.
Ракетчик, пушкарь, артиллерист.
Винтовка, лук, автомат.
– Какие из этих слов появились раньше? – Какие слова устаревают?
– Запишите слова в порядке их появления в русском языке.
4. – Какие слова пришли на смену тем, что указаны на рисунке?
5. И г р а «Угадайка».
В сказке М. Горького «Случай с Евсейкой» рассказывается о том, как
мальчик однажды свалился в воду. Рыбы долго оглядывали его, не понимая,
на кого же он похож. Вот одна из них восклицает:
– Хорошхорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск. Айяяй!
– Погодите, я, может, еще авиатором буду, – говорит Евсей.
– Вы догадались, кем хочет стать Евсейка?
– Каким словом в русском языке заменилось слово «авиатор»?
– Ответьте письменно на вопрос, употребив современное слово.
Физминутка.
IV. Знакомство с новыми словами.
1. – С развитием науки, техники, промышленности, культуры язык
постоянно пополняется новыми словами, которые служат названиями новых
предметов, явлений, понятий.
Для учителя. Новые слова называются неологизмами. 2. – А вот новые слова, которые появились в наши дни. К одним вы уже
успели привыкнуть, к другим – еще нет. Придумали конструкторы такой
прибор, который сам, без летчика, ведет самолет. Ведь и он требует, чтобы у
него было название. Какое же слово дали ему люди?
«ТУ» летит
Во мраке ночи
Отдыхает в кресле
Лётчик.
Гладкая дорожка,
Подремлю немножко.
Автомат – автопилот
Сам ведёт самолёт.
Г. Сапгир
– Как же назвали автоматического летчика?
– Запишите ряд слов, начинающихся с авто.
3. О т г а д а й т е з а г а д к у.
Мы забрались в этот шар,
На волнах качаемся,
Потихоньку, не спеша
В море опускаемся.
Дело наше вот такое:
Изучаем дно морское. (Батискаф.)
Г. Сапгир
4. « У г а д а й к а ».
– Какое из слов моложе других?
Корабль, автомоход, парусник.
Лётчик, космонавт, пилот, авиатор.
5. С л о в а , о б р а з о в а в ш и е с я п о о б р а з ц у.
– Новые слова могут образовываться и по образцу старых.
приземлиться – прилуниться
тракторист – бульдозерист
– Почему со словами происходят такие изменения? – Даже маленькие дети, которые знают еще немного слов, создают свои
новые слова по образцу известных.
Говорили Вове:
– Вова,
Хоть немного съешь второго!
Вова встал,
Взглянул на рыбу,
Что поджарена была.
– Я напервился, спасибо! –
И пошёл изза стола.
И. Демьянов
– Какое слово придумал Вова?
– По образцу, каких слов оно создано?
V. Итог урока.
– О каких словах вы узнали?
– Почему слова устаревают?
– Откуда берутся новые слова?
VI Задание на дом: записать по 4 слова, ушедших из русского языка и
новообразованных, объяснить (устно) их значение.
Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение способов решения орфографических задач" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение способов решения орфографических задач" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение способов решения орфографических задач" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение способов решения орфографических задач" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение способов решения орфографических задач" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.