ТЕМА : «Предмет и слово»
Русский язык (1 класс)
Учебник: Букварь В.В. Репкин
Страницы: с 4 по 5
Наглядно-демонстрационные материалы:
мяч, цветок, портфель, коробочка, фишки
Вводная часть:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
‒ Ребята! Вы готовы помочь друг другу в преодолении трудностей, в изучении нового материала? Тогда улыбнитесь друг другу. Садитесь и проверьте, все ли у вас готово к уроку.
А теперь проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Основная часть:
‒ Русский язык – наш родной язык: по-русски мы говорим, думаем, пишем. Но ведь есть и другие языки. Можете ли вы назвать некоторые из них?
– У каждого народа – свой язык. Чем один язык отличается от другого? (Словами.)
‒ Да, один язык от другого отличается словами. Вы знаете какие-нибудь слова на английском языке? А говорить по-английски вы умеете? А по-немецки говорить умеете? Почему? На каком языке говорим мы с вами?
‒ Посмотрите на предмет и скажите, как его название звучит по-русски? по-английски? по-немецки?
Учитель показывает рисунок кошки или собаки.
– Предмет один, а слова, которыми мы этот предмет называем, на разных языках звучат по-разному.
‒ А русские слова вы знаете? Пусть каждый из вас скажет одно русское слово. Слова обозначим фишками и будем их собирать в коробочку. Посмотрим, как много слов вы знаете.
Учитель проходит по рядам и собирает фишки.
– Молодцы! Вы, конечно, знаете очень много русских слов и говорить по-русски умеете. А знаете ли вы, что такое слово?
Дети отвечают.
– Сейчас вы еще не можете правильно ответить на этот вопрос: «Что такое слово?» – но уже к концу урока узнаете о слове много нового.
‒ Я вам сейчас покажу одну вещь. Вы все ее хорошо знаете. Называть ее не нужно. Скажите, что с ней можно сделать?
Учитель показывает цветок.
(Понюхать, сорвать, подарить.)
‒ А теперь я спрячу эту вещь и скажу слово цветок. Что можно сделать со словом цветок? Можно ли со словом цветок сделать то же, что мы сделали с вещью? Можно ли слово цветок поставить в вазочку, положить на стол, понюхать? Что же можно сделать со словом? (Слово цветок можно произнести, услышать, прочитать, написать.)
‒ Подарить, понюхать, положить на стол, как мы это делали с предметом, слово нельзя. Так чем же различаются предмет цветок и слово цветок?
Дети отвечают.
– У меня есть другая вещь.
Учитель показывает машинку.
– Что можно сделать с этим предметом? (Покатать, разобрать, поставить на стол.)
‒ Кто хочет выйти и показать, что с ним можно сделать?
Дети выполняют задание.
– Хорошо. Теперь я уберу этот предмет и произнесу слово, которым мы этот предмет обозначаем, – машина. Можно ли покатать слово машина, разобрать, поставить на стол? Что можно сделать со словом машина?
Дети отвечают.
– Сейчас я вам покажу слово.
Учитель показывает портфель.
– Я показываю вам слово? Вы согласны? (Нет, это не слово, а предмет.)
‒ Что можно сделать с этим предметом? А со словом портфель можно делать то же самое? Какая же разница между этим предметом и словом портфель?
Дети отвечают.
Завершающая часть:
– Узнали вы сегодня что-то новое о слове? Что можно делать со словами? А что можно делать с вещами и предметами?
‒ Слова и предметы – это не одно и то же. Слова можно говорить, писать, слушать, читать, а вещи можно передавать друг другу, трогать руками, прятать, и еще много такого можно делать с предметами, чего со словом не сделаешь.
‒ Вы все очень хорошо отвечали. Но вот для чего нужны слова? На этот вопрос мы еще не ответили. Постараемся узнать об этом на следующем уроке.
Домашнее задание:
‒ Сумеете вы дома рассказать папе и маме, что мы делали сегодня на уроке? А сказать, что можно делать со словами? Можно об этом рассказать своей любимой игрушке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.