Конспект урока по русскому языку на тему «Простое и сложное предложении. Знаки препинания в сложном предложении» (5 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему «Простое и сложное предложении. Знаки препинания в сложном предложении» (5 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—6 кл
05.01.2017
Конспект урока по русскому языку на тему «Простое и сложное предложении. Знаки препинания в сложном предложении» (5 класс)
Материал урока русского языка на тему «Простое и сложное предложении. Знаки препинания в сложном предложении»
Простое и сложное предложении_открытый урок.docx

Тема Урока: «Простое и сложное предложении. Знаки препинания в сложном предложении»

Руденко Алена Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №93 г. Воронежа

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о сложном предложении, отработать умения правильно ставить знаки препинания в нем

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать структурные отличия простых и сложных предложений, признаки деления сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные), опознавательные признаки постановки запятой между простыми предложениями в сложном – наличие двух и более грамматических основ, союза между простыми предложениями; функцию запятой между простыми предложениями в составе сложного – знака разделения, правило постановки запятой в сложном предложении; схемы сложных предложений, случаи возможного смешения сложных предложений и предложений с однородными членами с союзами а, и; уметь определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного; обосновывать постановку запятой в сложном предложении; составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами а, и.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения

Наблюдения над якыком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

 

Наглядно-демонстрационный материал

 

Основные понятия

Сложное предложение, сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, бессоюзная связь

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы

организации

взаимо-

действия

Формируемые умения (УУД)

Промежу-

точный контроль

1.Актуа-

лизация

и пробное

учебное

действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

- Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране Синтаксис – одной из самых красивых и богатых стран в мире, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. А отправимся мы в путь на волшебном паровозе, который поведет сказочный герой – Колобок.

Раздается гудок.

- В добрый путь, ребята!

Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечисляют признаки простого предложения

 

Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это,  вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

 

 

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

 

Эвристическая беседа по теме урока

- Колобок желает проверить домашнее задание, готовность ответить на вопросы. Он меня спрашивает: «А что это за страна под названием Синтаксис?» (Синтаксис (греч. «составление» - это раздел науки о языке, изучающий строение и значение словосочетаний, предложений, текста.)

- А с какой страной он граничит? (С «Пунктуацией»)

-  Что изучает пунктуация? (Пунктуация (от лат. «пунктум» - «точка») – раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.)

-Сколько знаков препинания в русском языке и какие?

- Чем отличается простое предложение от сложного?

Посмотрите на предложения:

1. Вода поднялась и зат..пила  бобровую хатку. 2. Солнце св..тило  ярко, и снег  быстро растаял. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны.

- Прочитайте предложения.  Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте 2, 4 предложения. Найдите в них общее. ( Это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми)

- Прочитайте 1, 3 предложения. Отметьте в них общее. (В первом, третьем и седьмом  предложениях две грамматические основы).

- Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи. (Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи - повествование)

- Чему учит нас этот текст? (Любить и охранять природу).

 

Просмотр презентации с тестовыми заданиями

- Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях»).

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

- Итак, перед нами город «Сложное предложение»

- Какие задачи мы должны решить, исходя из названия города? (Из чего состоит сложное предложении? Чем отличается от простого предложения? Как соединены между собой части сложного предложения? Чем разделяются? Какие бывают сложные предложения?)

Слайд с задачами:

Признаки простого предложения.

Средства связи.

Знаки препинания.

Виды сложного предложения.

- Решить сегодня все задачи мы не сможем, так как город очень велик и на каждую задачу потребуется определенное время. Попробуем ответить на несколько вопросов. Но главное в решении вопроса, что такое «сложное предложение» (можно прочитать параграф учебника)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Фронтальная

Познавательные: способны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Устные ответы

2.Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, анализ синтаксических конструкций

- Чем же сложное предложение отличается от простого? Чтобы ответить на этот вопрос, Колобок предлагает нам понаблюдать над предложениями, появившимися на нашем пути.

А) Наблюдение над предложениями.

Задание. Сопоставьте два предложения. Подчеркните грамматические основы в обоих предложениях, начертите их схемы. Объясните постановку знаков препинания; дайте характеристики предложениям.

Снег на улице лежит плотным ковром.

По обе стороны улицы зажигались фонари, и в окнах домов показались огни.

1-е предложение повест, невоск, простое, распростр, двусост, грамм.основа –снег лежит.

Схема: [     ].

2-е предложение повест, невоскл, сложное, состоит из 2-х грамм основ, распр, двусост.

Схема: [     ],и [    ].

Б) Делаем вывод.

(В 1-м предложении – одна грамм.основа, это простое предложение, во 2-м – две грамм.основы, два простых предложения, их соединили вместе, сложили. Это сложное предложение. В сложном предложении несколько грамм.основ)

- Ответили ли мы на первый вопрос Колобка? (Да)

Слушают других; наблюдают за синтаксическими единицами, выполняют задание

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточнения информации

 

Физкультминутка

- А сейчас Колобок предлагает отдохнуть. Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти...

 

 

 

 

3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

- Колобок предлагает нам поиграть. Я сейчас буду читать предложения, если предложение простое поднимаем правую руку, если сложное – обе руки.

·         Пришла долгожданная весна.

·         Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.

·         Появились первые клейкие листочки.

·         Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.

·         Выбирается из берлоги медведь.

·         Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.

Слушают учителя

Групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.

Вопросы

4.Творческая практическая деятельность

Решение проблемной ситуации. Письменная работа по группам

Предложения.

Хвост прикрыл, а глаза впились.

Он увидел, что глаза закрылись.

Раздался шорох, где лежали вещи.

Налаживает (песенку) синица, пустит (дробь) дятел.

- Чем отделяется одно предложение от другого? (Запятой)

- Что их соединяет в одно целое? (Союз)

- Обведите союзы кружочком, чтобы легче было запомнить, что же соединяет простые предложения в сложное.

- Перечитайте последнее предложение. Чем соединяются простые предложения в составе сложного? При помощи чего? (Интонации)

- Как можно назвать предложения, которые связываются при помощи союзов? (Союзные)

- А при помощи интонации, без союзов? (Бессоюзные)

- Так ли важна интонация?

- Для чего она служит? (Определяет границы предложений, помогает отделить одно предложение от другого)

- Еще одно задание нам предлагает Колобок.

Перед вами предложения.

Три дня не было мороза, и туман невидимо работал над снегом.

Нынче жарко парит, на дворе тепло.

Небосклон, на котором горели звезды, казался выше.

Иногда солнце пекло так жарко, что нагревалась даже трава.

Низкие тучи бежали по небу, дул сильный ветер.

Сад выл и шумел, в воздухе кружились желтые мокрые листья.

Задание:

1-й вариант выписывает предложения с союзной связью;

2-й вариант – с бессоюзной связью

Работают с заданием. Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы, выполнение письменной работы

5.Первичное закрепление с комментированием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

- Какую задачу мы помогли решить Колобку? (Выяснили, что простые предложения в составе сложного могут связываться при помощи союзов – союзные предложения, при помощи интонации – бессоюзные предложения)

- Ребята, сегодня мы очень хорошо поработали, пришло время проверить, чему научились. Колобок вам предлагает задания, выполните их.

Проверочная работа.

 1. Выпишите цифру, которая обозначает союзную связь.

Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.

2. Выпишите цифру, которая обозначает союзную связь.

Всю ночь зима вязала(1), плела  кружевные узоры(2), чтобы принарядились деревья.

3.Укажите верную характеристику предложения .

Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.

1.      простое предложение с однородными членами

2.      союзная связь

3.      бессоюзная связь

4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.

Утром вода спала( ?) и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

1.      простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

2.      сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

3.      простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

4.      сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

5. Выбрать определение сложного предложения.

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

6. Выбрать один из способ связи простых предложений в сложное.

1.С помощью обобщающих слов.

2.С помощью союзов.

3.С помощью порядка слов.

7.Выбрать схему сложного предложения.

1.[–  =], [–  =].

2.[–  =].

3.[–  =,  =,].

8. Найти сложные предложения.

1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.

2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. 

3.Над лугами  шел  холодный дождь, и  ветер  налетал  косыми ударами.

9. Найти простые предложения с одно­родными членами.

1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые желтые листья.

2. Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.

3.Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга:  1-2, 2-2, 3-2, 4-2, 5-3, 6-2, 7-1, 8- 2,3, 9-3.

- Поставьте оценки: «5»-нет ошибок, «4»- 1 или 2 ошибки, «3»- 3 ошибки.

Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Групповая, фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, сравнения, классификации, самостоятельно формируют цель; осуществляют поиск необходимой информации

Листы обратной связи

6.Подведение итогов. Рефлексия

Обобщение полученных сведений, оценивание

- Сегодня очень хорошо работали, у нас получился очень увлекательный урок. Колобок остался доволен.

-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”,  прежде  чем ставить запятую?

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: формируют собственные мысли , высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся на уроке

 


 

Тема Урока: «Простое и сложное предложении

Тема Урока: «Простое и сложное предложении

Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране

Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране

Утром вода спала , и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке

Утром вода спала , и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке

Итак, перед нами город «Сложное предложение» -

Итак, перед нами город «Сложное предложение» -

Схема: [ ]. 2-е предложение повест, невоскл, сложное, состоит из 2-х грамм основ, распр, двусост

Схема: [ ]. 2-е предложение повест, невоскл, сложное, состоит из 2-х грамм основ, распр, двусост

Решение проблемной ситуации. Письменная работа по группамПредложения

Решение проблемной ситуации. Письменная работа по группамПредложения

Работают с заданием. Отвечают на вопросыФронтальная, индивидуальнаяПознавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников

Работают с заданием. Отвечают на вопросыФронтальная, индивидуальнаяПознавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников

И запятая не нужна 2. сложное предложение, перед союзом

И запятая не нужна 2. сложное предложение, перед союзом

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга: 1-2, 2-2, 3-2, 4-2, 5-3, 6-2, 7-1, 8- 2,3, 9-3

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга: 1-2, 2-2, 3-2, 4-2, 5-3, 6-2, 7-1, 8- 2,3, 9-3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017