Конспект урока по русскому языку на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" (9 класс, русский язык)
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" (9 класс, русский язык)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
04.04.2017
Конспект урока по русскому языку на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" (9 класс, русский язык)
Конспект урока предназначен для учителей русского языка по теме "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" в 9 классе к учебнику Львова. В конспекте даётся представление о прямой речи, показаны схемы постановки знаков препинания при прямой речи. Материал доступен для 9 класса, представлены интересные задания по теме.
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. 9 класс.doc
Учитель: Грекова Наталья Анатольевна. Класс: 9 кл. Тема: «Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи». Цели урока:  Образовательная ­ дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков препинания при обращении; Воспитательная ­ воспитать чувство ответственности.  Развивающая ­ развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи Методы:   ­ индуктивный метод при языковом исследовании; ­ сравнительный анализ; ­ аналитическая беседа Формы работы: коллективная, индивидуальная, парная. Межпредметные связи: литература. Оборудование и дидактический материал: ПК учителя, презентация; интерактивная доска  для показа презентации, раздаточный материал, учебник­Львова С.И. Русский язык. 9 класс:  учебник для общеобразовательных учреждений. В 2­х частях. ­ М.: Мнемозина, 2009 (§25) Технологии:           ­ сотрудничество «учитель – ученик» ­ проблемно­диалоговая; ­личностно­ориентированное обучение ­ здоровьесберегающая технология ­ технология коммуникативного взаимообучения. ­ информационно­коммуникативная технология Ход урока. 1. Организационный момент. 1.1  Приветствие. 1.2  Проверка готовности рабочих мест. 1.3  Сообщение темы и цели урока. 2. Проверка домашнего задания.  2.1  Задание: записать высказывание, используя разные способы передачи чужой речи. 2.2   Проверочная работа. 1. Какие способы передачи прямой речи есть? 1) Предложения с косвенной речью 2) Предложения с обращением 3) Предложения с прямой речью 4) Предложения с вводными конструкциями 5) Предложения с деепричастным оборотом 6) Предложения с дополнением, называющим тему чужой речи 2. Какое это предложение  Мой брат сердито сказал, чтобы я оставался дома.  «Бабушка, ­ сказал Егорушка, ­ я спать хочу» По гражданским делам, как говорили, это был искуснейший адвокат. И долго дедушка о горькой доле пахаря говорил. 1) Предложение с прямой речью 2) Предложение с косвенной речью 3) Предложения с деепричастным оборотом 4) Предложение с водным предложением 5) Предложения с обращением 6) Предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. 3. В каком примере не нарушены речевые нормы?  1) Он сказал то, что не придёт сегодня. 2) Учитель похвалил меня и сказал, что ты молодец.  3) Мне сказали то, что меня очень удивило.  4) Тёркин говорил товарищам­бойцам, что я не гордый. 3. Изучение нового материала. 3.1 Повторное сообщение темы и цели урока. 3.2 Что такое прямая речь? Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того,  кто её произнёс, подумал, написал… Состоит:                                    слова автора + «прямая речь»                                                     Автор гл., обозначающие процессы речи и мысли, действия, чувства:  сказать, спросить, сообщить,  подумать, усмехнуться, расстроиться прямая речь сама чужая речь стили текста: научный, официально­деловой:  цитаты (подтверждение мысли) художественный: средство создания характера персонажа, речевой портрет героя прямая речь выделяется на фоне авторской интонацией схемы прямой речи:  А: «П!?...».                                   «П!?...», ­ а/А «П, ­ а, ­ п!»      «П, ­ а. ­ П!»        «П!? – а. ­ П!»                «П, ­ а:­ П» !!!  прямая речь внутри авторских слов: А: «П», ­ а.                    А: «П!?»  ­ а.             3.3   Цифровой диктант.  Задание: выписать номера предложений с прямой речью.   1) Вы скажете, что нравственность от этого проигрывает.  2) Будет и того, что болезнь указана, а как лечить её – это уж бог знает!  3) Завтра будет славная погода!   сказал я.  4) А поболтать было о чём: кругом народ дикий, любопытный, каждый день опасность,  случаи бывают разные…  5) Как же у них празднуют свадьбу?  спросил я у штабс­капитана.  6) Говорили про него, что он любит таскаться за Кубань с абреками.  7) Будет потеха!  подумал я, кинулся в конюшню. 8) Только он мне отвечал, что дикая черкешенка должна быть счастлива…  9) Однако же после некоторого молчания я ему сказал, что если отец станет её требовать, то надо будет отдать.  10) А ведь вышло, что я был прав: подарки подействовали только вполовину.  11) Он взял её руку и стал её уговаривать, чтоб она его поцеловала.  12) Нехорошо  подумал я  Верно, чёрная кошка между ними  проскочила». (Проверка по опорной карточке) Предложения с прямой речью 3, 5, 7, 12.           3.4Работа с учебником: упр. 624 1 ряд: предл. 1, 3 2 ряд: предл. 4, 5 3 ряд: предл. 10, 7 3.5 Диалог. В худ. произведениях для передачи чужой речи может использоваться диалог. ­ Что такое диалог? ­ каждая реплика без кавычек пишется с абзаца (красной строки), перед каждой репликой ставится  тире.             3.6 Работа с учебником: упр. 625 (устно) Задание: распределите диалог по репликам.               3.7Индивидуальная работа по карточкам (по вариантам).      1 в. Найди предложение, соответствующее схеме « П, ­ а, ­ П».  а) Я старик и меня любят здесь промолвил он вполголоса они не посмеют. б) Бог знает что он теперь со мной сделает  думал юноша. в) Вне себя от ярости этот человек поднял страшный крик вишь как оно всё повернулось!  2 в. Найди предложение, соответствующее схеме «П! – а. – П».  а) Он беспрестанно восклицал про себя Какие чудовища Ну и болваны. б) Какое восхваление честности мысленно восклицал он это единственная добродетель в мире. в) Ага, попался теперь  заключил он про себя.            3.8 Работа в парах.  Задание: перед вами прямая речь и слова автора. Найдите пару для каждой части.  Запишите, расставьте знаки препинания.  1. Прочти мне стихи друг мой  2. Александр хлопал и кричал  3. Что называете вы поэзией?  1. спросил я.  2. попросил он.  3. Браво!            3.9  Оформи данное высказывание как прямую речь. (по выбору).   1. Сильные жизненные потрясения исцеляют от мелких страхов.            (О. Бальзак)   2. Нет ничего страшнее самого страха.                                                         (Ф. Бэкон)   3. Стыд и честь – как платье: чем больше потрёпаны, тем беспечнее к ним относишься.   (Апулей)  4. Итог урока. 4.1   ­ Какой способ передачи чужой речи мы сегодня изучали? Задание: найди речевые и пунктуационные ошибки и исправь их.    1 ряд: Уж сколько раз твердили миру: «Что лесть гнусна, вредна…»   2 ряд: Лисицу спрашивал Сурок, что куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки.   3 ряд: Осёл увидел Соловья и говорит ему, что ты, дружище, сказывают, петь великий мастерище. 5.  Домашнее задание: п. 25, схемы при прямой речи, 1 в – упр. 632 (1 часть), упр. 624 (2, 6 пр) 1 в – упр. 632 (2 часть), упр. 624 (8, 9 пр) 6. Организация на перемену. Карточки с заданием. 1 в. Расставить знаки препинания.  а) Я старик и меня любят здесь промолвил он вполголоса они не посмеют. б) Бог знает что он теперь со мной сделает  думал юноша. в) Вне себя от ярости этот человек поднял страшный крик вишь как оно всё повернулось!  Задание: Найдите пару для каждой части.   Запишите, расставьте знаки препинания.  1. Прочти мне стихи друг мой  1. спросил я. 2. Александр хлопал и кричал  3. Что называете вы поэзией?  2. попросил он.  3. Браво!   Задание:  оформи данное высказывание как прямую речь. (по выбору).   1. Сильные жизненные потрясения исцеляют от мелких страхов.            (О. Бальзак)   2. Нет ничего страшнее самого страха.                                                         (Ф. Бэкон)   3. Стыд и честь – как платье: чем больше потрёпаны, тем беспечнее к ним относишься.    (Апулей)  Задание: найди речевые и пунктуационные ошибки и исправь их.    1 ряд: Уж сколько раз твердили миру: «Что лесть гнусна, вредна…»   2 ряд: Лисицу спрашивал Сурок, что куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки.   3 ряд: Осёл увидел Соловья и говорит ему, что ты, дружище, сказывают, петь великий мастерище. 2 в. Расставить знаки препинания.  а) Он беспрестанно восклицал про себя Какие чудовища Ну и болваны. б) Какое восхваление честности мысленно восклицал он это единственная добродетель в мире. в) Ага, попался теперь  заключил он про себя. Задание: Найдите пару для каждой части.  Запишите, расставьте знаки препинания.  1. Прочти мне стихи друг мой  2. Александр хлопал и кричал  3. Что называете вы поэзией?  1. спросил я.  2. попросил он.  3. Браво!   Задание: оформи данное высказывание как прямую речь. (по выбору).   1. Сильные жизненные потрясения исцеляют от мелких страхов.            (О. Бальзак)   2. Нет ничего страшнее самого страха.                                                         (Ф. Бэкон)   3. Стыд и честь – как платье: чем больше потрёпаны, тем беспечнее к ним относишься.   (Апулей)  Задание: найди речевые и пунктуационные ошибки и исправь их.    1 ряд: Уж сколько раз твердили миру: «Что лесть гнусна, вредна…»   2 ряд: Лисицу спрашивал Сурок, что куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки.   3 ряд: Осёл увидел Соловья и говорит ему, что ты, дружище, сказывают, петь великий мастерище. 2 в. Расставить знаки препинания.  а) Он беспрестанно восклицал про себя Какие чудовища Ну и болваны. б) Какое восхваление честности мысленно восклицал он это единственная добродетель в мире. в) Ага, попался теперь  заключил он про себя. Задание:  Найдите пару для каждой части.  Запишите, расставьте знаки препинания.  1. Прочти мне стихи друг мой  2. Александр хлопал и кричал  3. Что называете вы поэзией?  1. спросил я.  2. попросил он.  3. Браво!   Задание: оформи данное высказывание как прямую речь. (по выбору).   1. Сильные жизненные потрясения исцеляют от мелких страхов.            (О. Бальзак)   2. Нет ничего страшнее самого страха.                                                         (Ф. Бэкон)   3. Стыд и честь – как платье: чем больше потрёпаны, тем беспечнее к ним относишься.   (Апулей)  Задание: найди речевые и пунктуационные ошибки и исправь их.    1 ряд: Уж сколько раз твердили миру: «Что лесть гнусна, вредна…»   2 ряд: Лисицу спрашивал Сурок, что куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки.   3 ряд: Осёл увидел Соловья и говорит ему, что ты, дружище, сказывают, петь великий мастерище.

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" (9 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017