Конспект урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи" (4 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи" (4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
18.01.2017
Конспект урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи" (4 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку на тему "Самостоятельные и служебные части речи" в 4 классе используется с целью выявления особенностей самостоятельных и служебных частей речи, определения их роли в предложении,развития творческих, языковых и лингвистических способностей, умения критически мыслить.Конспект урока по русскому языку на тему "Самостоятельные и служебные части речи"
Самостоятельные и служебные части речи.doc
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи».  Цели:  • выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи,  систематизировать знания о них. Доказать значимость служебных частей речи, определить их роль в предложении и тексте;  • развивать творческие способности учащихся; умение мыслить критически;  развивать языковые и лингвистические компетенции;  • способствовать сплочению детского коллектива, прививать навык  сотрудничества, путём работы в группах сменного состава.  Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.                                                     Ход урока  I. Организационный момент.  Прозвенел звонок и смолк,  Начинается урок.  Вы тихонечко все сели,  Друг на друга поглядели,  Улыбнулись, раз и два,  Начинаем, детвора?  – А девиз у нас, каков?  « Больше дела, меньше слов»  II. Определение темы и целей урока.  Задание: Составьте и запишите предложения из данных слов, ставя их в  нужную форму.  Бабушка, любить, свои, внуки.  Она, рассказывать, они, русские, сказки.  Готовить, они, вкусный, угощение .  ­ Прочитайте получившийся текст.  ­ Из каких частей речи состоят данные предложения?  ­ Что общего между всеми этими частями речи?  ­ Надпишите названия частей речи над словами.  ­ Попробуйте составить предложения из данных слов:  в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как ­ Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?  ­ К какой группе относятся данные части речи?  ­ Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Назовите тему.  ­ Определим задачи урока. Для этого нам необходимо заполнить таблицу  Н­р:  Знаем: Хотим узнать: Узнали:  Бывают самостоятельные и служебные части речи.  К самостоятельным относятся: … (перечислить)  К служебным относятся: …  У каждой части речи есть свои морфологические признаки. Чем отличаются  служебные и самостоятельные части речи?  Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи?  Какие части речи важнее?  Можно ли обойтись без служебных частей речи?  ( Я знаю, что в русском языке есть части речи. Они делятся на служебные и  самостоятельные. Но не понимаю, чем они отличаются друг от друга? И зачем вообще нам нужны служебные части речи?)  (учитель озвучивает цели урока)  ­ Ребята, какие разделы русского языка вы знаете?  ­ А какой раздел русского языка изучает части речи? (Ответы детей)  ­ Открываем тетради, записываем число.  III. Работа по теме урока.  А) Учащимся предлагаются небольшие карточки, на которых записаны слова,  относящиеся к различным частям речи. Дети должны разделиться на группы,  соответственно этим частям речи.  Задание.  ­ Создайте на ватмане презентацию вашей части речи, отразив её основные  морфологические признаки. (Для помощи на обратной стороне карточек есть  наводящие вопросы).  По завершении работы проводиться защита проектов.  Б) Задание: Детям предлагается разбиться на пары (это осуществляется при  помощи цифр, имеющихся на карточках) и попытаться определить признаки,  присущие самостоятельным и служебным частям речи. По завершению работы, путём организации диалога, выясняется к каким  выводам пришли учащиеся при парной работе. По результатам проведённого  исследования заполняется таблица:  Самостоятельные части речи                                        Служебные части речи  (cid:151)  имеют лексическое значение;                           (cid:151)  имеют морфологические признаки;  (cid:151)  являются членами предложения;  (cid:151)  всегда можно задать вопрос;  (cid:151)  имеют морфемы.                                                (cid:151)  не имеют лексического  значения;                                                                                   (cid:151)  не имеют морфологических  признаков;                                                                                   (cid:151)  не являются членами  предложения;                                                                                   (cid:151)  невозможно задать вопрос;                                                                                   (cid:151)  не имеют морфем;                                                                                   (cid:151)  не изменяются.  В) Редактирование текста.  ­Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст.  Солнце … небу гуляло  … … тучу забежало.  Глянул заинька … окно,  Стало заиньке темно.  Наступила темнота,  … ходи … ворота:  Кто … улицу попал –  Заблудился … пропал.  (Дети записывают и далее зачитывают свои тексты)  ­ С помощью каких слов вам удалось восстановить текст?  ­ В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете  можно ли обойтись без них? Почему? (без служебных частей речи мы не  сможем высказать свои мысли правильно) ­ Запишите в тетрадь правильный вариант  (Самопроверка)  ­ Выпишите сочетания “предлог + существительное”.  ­ Для чего служат в предложении предлоги?  (Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении)  ­ Подчеркните грамматические основы предложений.  ­ Какую роль в предложении выполняют союзы?  (Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе  сложного и предложения в тексте)  IV. Закрепление.  А) Детям предлагается вновь вернуться в группы, в которых они работали по  трое и выполнить ряд заданий (по уровням)  1 уровень. Распределить слова по частям речи.  Сад, прекрасный, он, над, хорошая, может, говорить, и, в, но, кудрявый, у, тот, я, на, под, ребята, играл, мы, открытый, с, наш, а, кто­то, мальчик, пишут, кот  (проверка работы в парах) . 2 уровень. От предложенных существительных образуй и запиши  однокоренные прилагательные, глаголы и наречия. Дополнительно запиши по  три предлога и союза.  Веселье –  Холод –  Мороз –  Зелень –  Б) Д/з. Напишите мини­сочинение на тему: «Моя любимая часть речи».  V. Итог урока.  Во время подведения итогов заполняется 3 графа таблицы  «Знаю. Хочу. Умею» Далее учащимся предлагается оценить работу друг друга на уроке.  В конце каждый ребёнок оценивает собственную работу на уроке, соотнося её  с предложенными критериями.

Конспект урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017