Конспект урока по русскому языку на тему: "Синонимы и антонимы" (3 класс Школа России).
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл
30.09.2017
Конспект урока по русскому языку на тему "Синонимы и антонимы" для 3 класса, программа Школа России. В конспекте указаны: цели урока, его тип, форма работы на уроке и планируемые результаты: предметные и метапредметные. А так же какое оборудование использовалось на уроке. В конспекте расписаны этапы урока, вопросы учителя и предполагаемые ответы детей.Конспект урока
Урок рус.яз. 27.09.17.docx
Планконспект открытого урока русскому языку
на тему: «Синонимы и антонимы» 27.09.2017г.
Предмет: Русский язык
Тема урока: синонимы и антонимы.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, полученных во 2 классе с элементами
проблемного изложения материала.
Цель: систематизировать знания о синонимах и антонимах, научиться находить их в
тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы), классифицировать их по частям речи,
обобщить знания об их роли в предложении, учится контролировать себя, давать
самооценку формирования личностных качеств, в результате чего ученик учится
учиться.
Форма работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа,
деятельностный подход.
Планируемые результаты:
Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных
социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, формирование самооценки;
УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения,
формируют навык самоконтроля и познавательной активности;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной
форме, выявляют пробелы в знаниях и умениях, развивают логическое мышление,
анализируют пословицы;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют
контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение
окружающих.
Личностные – развивают орфографическую зоркость, внимание, мышление,
воображение, формируют навыки самоконтроля.
Оборудование урока: учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, печатные
карточки, листы оценивания своих знаний.
Этап урока:
I.
Организационный
момент.
Ход урока:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте все в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
II.Повторение
Дети открывают тетради, записывают число, классная работа. изученного.
Актуализация
знаний.
III.Постановка
проблемы урока.
( На доске буквы: г у р щ д ц)
•Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.
•Эта буква обозначает непарный звонкий твердый
согласный.
•Эта буква обозначает гласный звук.
•Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.
Какое слово у вас получилось?
Друг.
Какая орфограмма в этом слове?
Парная согласная в корне слова.
Проверка друг нет друга.
Как вы понимаете лексическое значение слова друг? Где
мы можем его посмотреть?
В толковом словаре.
Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.
Друг это человек , к которому испытываешь симпатию.
Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.
Один ученик выходит и читает из словаря Ожегова
значение слова «Друг».
Какие пословицы вы знаете о дружбе?
( на доске в разнобой висят карточки со словами из
пословицы).
• Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Друг познается в беде.
Старый друг лучше новых двух.
(пословица на отдельных карточках, собираем её на доске,
записывают дети в тетрадь).
Подберите к слову друг слова близкие по значению.
(запишите их в тетрадь возле слова друг)
Приятель, товарищ.
Что общего у этих слов? (Ребята, я спросила, что общего
у этих слов?)
Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи
существительное.
Как такие слова называются …(синонимы.)
Слова близкие по значению.
Учитель вывешивает на доску карточку со словом
синонимы.
Прочитайте стихотворение и найдите слова
противоположные по значению. (распечатка лежит у
каждого на парте).
Далеко мой стук
Слышится вокруг. Червякам я враг,
А деревьям друг.
Что общего у этих слов?
Враг – друг. (запишите эти слова себе в тетрадь)
Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи
и т.д.
Такие слова называются …( антонимы.)
Слова, противоположные по значению.
Учитель вывешивает на доску карточку со словом
антонимы.
Сформулируйте тема урока?
Слова синонимы и антонимы.
Какая цель нашего урока?
научиться находить и распознавать в тексте синонимы и
антонимы.
Работа с учебником: с.42 правило читаем.
После прочтения правила, проговариваем его своими
словами, приводим примеры.
По вариантам выполняем задание:
I вариант подбирает синоним к слову зябнуть (мерзнуть)
II – вариант подбирает синоним к слову
грустить (печалиться). Записываем в тетрадь.
Самопроверка по словарю в конце учебника, поставить
себе на полях «+» или «» за выполнение задания.
Какой частью речи являются все слова, которые мы
записали с вами сегодня на уроке в тетрадь?
Возвращаемся к пословице про друга и подчеркиваем в
ней волнистой линией прилагательные.
Существительные, прилагательные, глаголы.
Но есть и другие части речи, которые мы с вами ещё не
проходили, тоже имеют синонимы и антонимы, например:
громкотихо, мойтвой, веселорадостно и т.д.
Встаём. Игра с мячом (я кидаю мяч любому ученику и
говорю слово, он мне кидает мяч обратно и называет синоним
или антоним):
1.подбираем словасинонимы (путешественникпутник,
картинаэскиз, грустныйпечальный, смелыйотважный,
помидортомат).
2.подбираем словаантонимы (умный, здравствуй, красивый,
жара, день, доска (нет антонима), кровать (нет антонима).
Садимся.
Давайте сделаем ещё один вывод:
Не у всех слов есть слованедруги, словаантонимы. Не может
их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других
IV.Формирование
темы и цели
урока.
V.Открытия
нового знания.
VI.Физминутка.
VII.Закрепление
учебного материала.
слов, то же самое касается и синонимов.
Постоянная
обратная связь
от детей,
выполняют ли
они задания или
нет, получается
ли у них или нет.
Закрепление.
Учебник стр. 44 упр. 73.
2 первых предложения записывают мальчики;
2 следующих предложений записывают девочки.
Работаем у доски с обратной стороны, выходят по одному
мальчику и девочке.
Проверяем правильность выполнения задания с доской.
Какой ещё мы можем сделать вывод?
Есть более точные синонимы.
Все справились с заданием, покажите мне знаком?
Поставьте на полях карандашом себе «+», за правильное
выполнение этого задания.
Самостоятельная работа.
С утра до вечера светило жаркое (жгучее) солнце. Мы
загорали под его жаркими (палящими) лучами.
(Вывешиваю на доску или пишу на маленькой доске)
Понравились ли вам предложения по конструкции?
Почему?
Как можно избежать повторения слов в предложении?
Замените.
Взаимопроверка: дети меняются тетрадями друг друга и
ставят «+» или «».
Для каких целей мы применяем в речи синонимы и
антонимы?
Благодаря использованию синонимов и антонимов речь
становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
VIII.Итог урока.
Рефлексия.
Над какой темой мы сегодня работали?
Синонимы и антонимы.
Какую задачу мы перед собой ставили?
Научиться подбирать антонимы и синонимы к словам,
правильно использовать их в своей речи.
Научились?
Да.
Какое сейчас время года в природе?
Осень.
Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в
классе. У вас на партах лежат по три листочка, красные,
желтые и зеленые. Посмотрите по своей тетради на «+» и
«», которые вы себе ставили:
•у кого все «+», поднимите красный листочек.
•у кого есть «+» и «» , поднимите желтый листочек.
•у кого одни «», поднимите зеленый листочек. Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.
IX.Домашнее
задание.
Записываем в дневники домашнее задание: учебник стр. 44,
упр. 72.
Конспект урока по русскому языку на тему: "Синонимы и антонимы" (3 класс Школа России).
Конспект урока по русскому языку на тему: "Синонимы и антонимы" (3 класс Школа России).
Конспект урока по русскому языку на тему: "Синонимы и антонимы" (3 класс Школа России).
Конспект урока по русскому языку на тему: "Синонимы и антонимы" (3 класс Школа России).
Конспект урока по русскому языку на тему: "Синонимы и антонимы" (3 класс Школа России).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.