ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Дилара Ахмедова свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Конспект урока по русскому языку на тему,, Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.
Файл:

Урок на тему Слова с полногласными и неполногла.doc - Конспект урока по русскому языку на тему,, Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.


Все файлы публикации > Урок на тему Слова с полногласными и ....doc
Конспект урока по русскому языку на тему,, Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Урок № 46.
Тема: Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.
Цель: Продолжить работу по изучению фонетических особенностей старославянских слов и
исконно русских по происхождению; развивать умения находить слова с полногласием и
неполногласием в современном русском языке; отработать правописание старославянизмов с
полногласием и неполногласием; воспитывать интерес к истории развития русского языка.
Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки с заданием.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания.
2. Орфографическая работа.
Касаться; вырасти; подрастут; прикоснуться; гореть; растения; предположить;
сгореть; слагать; касаюсь; предполагать; коснись; предлагать; разрослись; загораться.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
ІV. Объявление темы и цели урока.
V. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
В современном русском языке можно выделить три основные группы наиболее
употребительных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.
1 группа. Исторически однокоренные полногласные и неполногласные формы, существующие в
современном русском языке параллельно.
2 группа. Слова, выступающие в русском литературном языке только с полногласными
сочетаниями (неполногласные варианты полностью утрачены).
3 группа. Слова, которые в русском литературном языке выступают только с неполногласными
сочетаниями; соответствующие им полногласные варианты полностью отсутствуют.
2. Работа с карточкой (один учащийся работает у доски, а остальные – в тетрадях).
­ Вставьте пропущенные буквы.
Чужая ст___р___на
отворить в___рота
спросить о зд___ровье
ст___р___жить вход
к___роткая память
д___р___гой друг
свежее м___л___ко
ч___р___дования в корнях
3. Проблемный вопрос.
Одному ученику так понравились слова с такими чередованиями, что в своём сочинении он
написал такое предложение: «Царские хоромы охранял сторож». Но одно слово он употребил
неуместно. Как вы думаете, какое?
­ Да, слово «сторож» более современное, здесь должно быть слово однокоренное, но с
неполногласием – «страж».
­ А вы сможете придумать предложение, где бы встретились слова с таким чередованием?
Прочитайте вслух.
4. Самостоятельная работа.
­ Вставьте пропущенные буквы.
М__л__ко — мл__копитающее;
1

Конспект урока по русскому языку на тему,, Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

х__л__док — охл__ждение;
обл__чный — об__лочка — обл__чение;
пр__рвать — п__р__рвать;
зл__тоглавый — з__л__той;
м__л__дой — мл__денец;
гл__венствовать — г__л__ва;
прин__р__виться — своенравный;
г__р__дской — огр__ждение;
б__р__жок — прибрежный;
п__л__тно — пл__точек;
сокр__щение — к__роткий;
с__лодка — сл__дковатый;
вр__тарь — в__р__тник;
чр__змерный — ч__р__сполосный;
д__р__вянный — др__весина;
отстр__нить — ст__р__на
VІ. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником.
Упражнения 149­150, с. 80 (устно и письменно).
VІІ. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.
Закончите высказывания.
­ Сочетаниями в корне ­оро­, ­оло­, ­ере­ называются...
­ Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными.
­ Слова глас и голос – братья, потому что...
­ В слове охл..дить в корне надо писать гласный ..., так как...
­ Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно русских слов
являются….. сочетания.
­ Слова брат, трава не имеют неполногласия, так как…
VІІІ. Домашнее задание.
Найти в Прологе к поэме «Руслана и Людмила» А. С. Пушкина (упражнение 147 (1), с. 79) слова
с неполногласием. Сделать вывод об их роли в художественном тексте.
2

Конспект урока по русскому языку на тему,, Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Работа с карточкой.
­ Вставьте пропущенные буквы.
Чужая ст___р___на, отворить в___рота, спросить о зд___ровье, ст___р___жить вход,
к___роткая память, д___р___гой друг, свежее м___л___ко, ч___р___дования в корнях.
Самостоятельная работа.
­ Вставьте пропущенные буквы.
М__л__ко — мл__копитающее; х__л__док — охл__ждение; обл__чный — об__лочка —
обл__чение; пр__рвать — п__р__рвать; зл__тоглавый — з__л__той; м__л__дой —
мл__денец;
гл__венствовать — г__л__ва; прин__р__виться — своенравный; г__р__дской — огр__ждение;
б__р__жок — прибрежный; п__л__тно — пл__точек; сокр__щение — к__роткий; с__лодка
— сл__дковатый; вр__тарь — в__р__тник; чр__змерный — ч__р__сполосный; д__р__вянный
— др__весина; отстр__нить — ст__р__на.
Работа с карточкой.
­ Вставьте пропущенные буквы.
Чужая ст___р___на, отворить в___рота, спросить о зд___ровье, ст___р___жить вход,
к___роткая память, д___р___гой друг, свежее м___л___ко, ч___р___дования в корнях.
Самостоятельная работа.
­ Вставьте пропущенные буквы.
М__л__ко — мл__копитающее; х__л__док — охл__ждение; обл__чный — об__лочка —
обл__чение; пр__рвать — п__р__рвать; зл__тоглавый — з__л__той; м__л__дой —
мл__денец;
гл__венствовать — г__л__ва; прин__р__виться — своенравный; г__р__дской — огр__ждение;
б__р__жок — прибрежный; п__л__тно — пл__точек; сокр__щение — к__роткий; с__лодка
— сл__дковатый; вр__тарь — в__р__тник; чр__змерный — ч__р__сполосный; д__р__вянный
— др__весина; отстр__нить — ст__р__на.
Работа с карточкой.
­ Вставьте пропущенные буквы.
Чужая ст___р___на, отворить в___рота, спросить о зд___ровье, ст___р___жить вход,
к___роткая память, д___р___гой друг, свежее м___л___ко, ч___р___дования в корнях.
Самостоятельная работа.
­ Вставьте пропущенные буквы.
М__л__ко — мл__копитающее; х__л__док — охл__ждение; обл__чный — об__лочка —
обл__чение; пр__рвать — п__р__рвать; зл__тоглавый — з__л__той; м__л__дой —
мл__денец;
гл__венствовать — г__л__ва; прин__р__виться — своенравный; г__р__дской — огр__ждение;
б__р__жок — прибрежный; п__л__тно — пл__точек; сокр__щение — к__роткий; с__лодка
— сл__дковатый; вр__тарь — в__р__тник; чр__змерный — ч__р__сполосный; д__р__вянный
— др__весина; отстр__нить — ст__р__на.
3

Конспект урока по русскому языку на тему,, Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Работа с карточкой.
­ Вставьте пропущенные буквы.
Чужая ст___р___на, отворить в___рота, спросить о зд___ровье, ст___р___жить вход,
к___роткая память, д___р___гой друг, свежее м___л___ко, ч___р___дования в корнях.
Самостоятельная работа.
­ Вставьте пропущенные буквы.
М__л__ко — мл__копитающее; х__л__док — охл__ждение; обл__чный — об__лочка —
обл__чение; пр__рвать — п__р__рвать; зл__тоглавый — з__л__той; м__л__дой —
мл__денец;
гл__венствовать — г__л__ва; прин__р__виться — своенравный; г__р__дской — огр__ждение;
б__р__жок — прибрежный; п__л__тно — пл__точек; сокр__щение — к__роткий; с__лодка
— сл__дковатый; вр__тарь — в__р__тник; чр__змерный — ч__р__сполосный; д__р__вянный
— др__весина; отстр__нить — ст__р__на.
4

Конспект урока по русскому языку на тему,, Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

5

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл