Конспект урока по русскому языку на тему «Сложноподчинённые предложения»
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему «Сложноподчинённые предложения»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
08.01.2017
Конспект урока по русскому языку на тему «Сложноподчинённые предложения»
Тип урока: обобщение полученных знаний о сложноподчинённом предложении Формы: индивидуальная; работа в группах, фронтальная. Оборудование: ПК, презентация, карточки с заданием Цели: обучающие: Проверка уровня формирования знаний о классификации сложноподчиненных предложений Умение находить главное и придаточное предложения умение определять вид придаточного по значению развивающие: Развивать логическое мышление и языковое чутье. Развивать навыки самоконтроля и самооценки. воспитательные: Воспитывать умение работать в группе, внимательно слышать и слушать мнение другого человека, уметь комментировать ответ своего товарища Должны знать: Чем отличается СПП от других видов СП Виды Способы соподчинения придаточных Должны уметь: Распознавать СПП и их виды Изображать схемы Расставлять знаки препинания в СПП 2. Место урока в системе занятий. Данный урок является заключительным, обобщающим по теме «Сложноподчинённые предложения». Предлагаемый урок направлен на закрепление изученного материала и на выявление уровня знаний по данной теме. Задания, предложенные учителем по данной теме, являются актуальными в рамках подготовки к ОГЭ Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания. Урок включает в себя три формы работы: Фронтальная: ученики отвечают на вопросы по изученному раннее материалу Групповая: В основном весь урок строиться по принципу групповой работы. Ученики получают карточки с заданием, задания по ходу урока усложняются, расширяется спектр проверки знаний учащихся. Ребята работают всем коллективом, без помощи учителя, через некоторое время отвечает один ученик из группы или несколько по цепочке, ответы сверяются со слайдом, комментируются другими ребятами. Индивидуальная: Слабые ученики работают самостоятельно по карточках, их ответ проверяется учителям и так же комментируется другими учениками.Word
3. СППobobwayuwij_urok_po_teme.doc

                

Обобщающий урок по теме: «Сложноподчинённое предложение» 

Цели урока:

1)обобщение знаний о видах сложноподчинённых предложений, выявление степени усвоения материала по данной теме, проверка умения анализировать подобные  предложения, ставить в них знаки препинания;

2)развитие индивидуальных способностей, логического мышления учащихся, умения анализировать текст;:

3) уметь называть виды придаточных предложений и тип подчинения в СПП, объяснять постановку знаков препинания;

4) формировать культурную компетентность.

Задачи урока

1. Образовательные:

- формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)

2. Развивающие:

-уметь правильно формулировать своё высказывание;

-развивать навыки самостоятельной работы,

- отрабатывать зрительно – слуховую память и внимание.

 

Задачи урока:

Оборудование: доска, карточки с заданием, презентация, оценочный лист.

 

                                              Ход урока.

1)Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

2) Фронтальный опрос.

I. Словарная работа

На слайде ( Слайд 3)

Сложн…подч…нё…ое предл…жжение, главное и пр…даточное предл..жения, гра… атическая основа, опре…делительные, из…яснительные, об…стоятельстве…ые пр..даточные, ук..зательные слова, подч…нительные с…юзы и с…юзные слова

 

- Молодцы, правила вы все знаете, давайте проверим, как вы владеете этими знаниями на практике

Но прежде чем мы перейдём к нашей теме, давайте устроим разминку, вспомним, когда у нас ставятся запятые с сложносочинённых предложениях

 ( 3 минут)

Расставьте знаки препинания в предложениях. Дифференцированное задание. ( Слайд 5)

1.     То светило солнце то шел дождь.

2.     На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны.

3.     Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку.

4.     В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

5.     Ответы учащихся.

Проблемная ситуация. Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую.

 

Комментарий учителя. В сложносочиненном предложении запятая не ставится:

1.     Если его части объединены общим второстепенным членом.

2.     Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

(4мин)

 

- А теперь переходим к нашей теме урока. Ребята, чем мы будем заниматься? Правильно, мы будем определять виды придаточных, способы соподчинения придаточных и изображать схемы предложений.

Вы поделены на две группы, каждой из которой я буду предлагать свои задания. После того, как каждый из участников группы закончит устно отвечать, я прошу соседнюю группу прокомментировать выступление своих одноклассников, можно дополнить ответ.

 

Задание. Определите вид придаточного. (Слайд 6)

1.Мы не знали, где остановимся на ночлег.

2.Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок,
3.Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть.

4. Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое.

5.Я понял упорное злоречие, которым Швабрин её преследовал.

6.Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.

7. Хотя всё, казалось бы, было готово, в дорогу сумели выйти только через два дня.

8. Однако через неделю лодки пришлось оставить, потому что река стала мелкой

9. Несмотря на то, что садовод пересадил левкои вовремя, они сбросили листья и приостановились в росте

10. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.

Задание

Запишем предложения под диктовку, объясним орфограммы, представим структуру предложений в виде схем; определим, чем прикрепляются придаточные предложения к главным (один человек работает у доски, остальные в тетрадях).

1) Опытные шахматисты могут играть вслепую, не смотря на доску, что очень трудно для начинающих.

2) Софья слишком поздно поняла, что Молчалин её никогда не любил.

3) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы  рождаемся и живем.

                                                                               (В. М. Песков.)

Схемы предложений: 1) [ ], (что...); 2) [ ], что ( ); 3) [...там], (где...)..

( 7мин)

 

Графический диктант.

Посмотрите на предложения и сделайте к ним схемы. ( Предложения на слайде 7-8)

 Группа №1
1) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
2) Сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском больше нет.
3) На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.
4) Как измерить то, что страна пережила.
5) Нет истины там, где нет любви.
6) Когда вы продумываете поведение героев произведения, оцените их поступки.

7) Путь экспедиции, в состав которой входило несколько местных проводников, начался недалеко от побережья.

 

Группа №2

1Посмотрите же, что вы наделали.

2 Я понял, почему эта странная девочка меня привлекает

3 Если бы вы знали, какой наш край благодатный!

4 Мы всё больше рассуждали о том, как именно должно работать

5 Мы свами благоразумные люди и представить себе не можем, как глубоко она чувствует

6 Я не помню, как я дошёл до города

7 Всё, что мы сейчас в заповеднике делаем, происходит от любви к Пушкину.

 ( 3 мин)

                                    

Р.Р. На экране спроецирован текст стихотворения А. Ахматовой «Перед весной». Выразительно прочитайте стихотворение, определите средства художественной выразительности языка. (Слайд 9)

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело- сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь.

А песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением, поёшь.

( 2 мин)

- А теперь найдите сложноподчинённое предложение, определите вид придаточного. Найдите односоставные предложения, определите их вид. (Ответ учащихся, оценка).

(2 мин)

Задание усложняется. Вам нужно расставить знаки препинания в СПП, сделать их схему, определить вид придаточных, назвать способ соподчинения придаточных. (слайд 10)

Задания для группы №1

1) Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга.

2) Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега,

Где на холмы под лавровые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

3)Скажите мне: кто видел край прелестный,

Где я любил, изгнанник неизвестный.

  (3 мин)                      

                                       (Александр Пушкин)

Задания для группы №2 (слайд 11)

1.Денькогда ты узнала впервые,

Что есть Индия — чудо чудес,

Что есть тигры и пальмы святые —

Для меня этот день не исчез.

                                       (Н. Гумилёв)

 

2.Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

3.Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

                                        (А. Сурков.)

 

 

Задание.
-А теперь поработаем с текстом, который лежит перед вами. Вам нужно найти в этом тексте СПП и охарактеризовать их.

 

1.Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. (2) Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».

3.Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. (4) Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.

(5) Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь, радуясь, что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно резко. (6) Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо. Внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах – это олень Песчаных холмов!

(7) Какой он был величественный! (8) Ян глядел на него с благоговейным восторгом. (9)Стрелять в него теперь, когда он отдыхал, не подозревая об опасности, было бы преступлением... (10)Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно, он должен выстрелить!(11) ружьё дрогнуло в руке Яна....

(12) В этот момент олень повернул голову и посмотрел прямо на охотника. (13) Ян и олень Песчаных холмов встретились наконец лицом к лицу. (14) Олень стоял, как изваяние. (15) Он стоял и смотрел прямо в глаза Яну.

(16) Мысль об убийстве теперь казалась невозможной. (17) Казалось, они читали в глазах и сердцах друг друга. (18) Ян не мог отнять у него жизнь, и то, что давно уже зарождалось в нём, что незаметно укреплялось и зрело, заговорило вдруг властно и громко:

 (19) Ступай спокойно, без страха. (20) Мы никогда с тобой не встретимся. (21) Прощай!»

(7 мин)
• Найдите в тексте:
Все придаточные предложение, определите способы соподчинения там, где можно это сделать. Сделайте схему этих предложений.

 

Задание для 2 группы
(1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
(2)3десь он познакомился с Машей. (3 )Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4) Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5) Однажды он принес воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей. 
(6)Он видел все в розовом свете рядом с этой Машей. (7) Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена. 
(8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шел рядом и нес мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой.
(9)Девушка как-то быстро поняла, что он все время хочет есть. (10)И стала подкармливать его бутербродами с колбасой. (11) У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением. (12)Никогда в жизни потом он не ел такой колбасы. 
(13)Однажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (14)Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (15)Но мороженое! (16)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (17)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо. 

 

 

В это время два ученика из разных групп работаю индивидуально. Задание.   

Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложению. (Слайд 12)

Задание для первого ученика:

1.     Когда я в первый раз привёл собаку домой все были в отъезде

2.     Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов

3.     Его отец имел оружейную мастерскую и был богатым человеком

4.     Четыре года молодой человек прилежно учился

  5. Глаза мальчика загорелись радостным огнём, и он облегчённо засмеялся

Предложения для второго ученика: (слайд 13)

Пренебрегая болью, он начал заново учиться ходить

Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, была просторной и светлой

Как-то летом Лёвка помахал рукой Серёжке

Марья Ивановна выглянула из окна.

Марья Ивановна вздохнула, провела рукой и медленно   пошла домой.

 

Из каждой пары простых предложений составьте сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия или степени

Сравните полученные конструкции с данными и скажите, какие из них более эмоциональны. (3 мин) (Слайд 14)

 

Задание для группы №1

1. Во дворе бушевал сильный огонь. Всякая попытка перебежать в соседнее помещение привела бы только к ненужным потерям. 2) Густой едкий дым  плотно наполнял кабинет. Нельзя было даже различить окно на противоположной стороне комнаты. 3) Появление катера было неожиданным. Никто даже не попытался стрелять.

 

Задание для группы №2 (Слайд 15)

 4) Первый удар орудий был оглушителен. Казалось, берега пошатнулись от этого грома. 5) Воздух становился редок. Было больно дышать. 6. Воздух был полон острой свежести. Она бывает после грозы.

 

 

   Найдите в приведенном отрывке из письма А.Кафинькина (сочиненного Ф.Раневской), речевые и грамматические ошибки: (Слайд 16)

«Татьяна!

Привет из Парижа. Я нахожусь в преддверии для наблюдений над явлениями. Конечно, город на уровне, плохого не скажу, но и хорошего мало… Как вы знаете из газет, была в Париже, который безумно люблю Там проходила «Неделя марксистской мысли». Я всю неделю делилась мыслями с другими нашими советскими. Сейчас начинаю изучать всё по – ихнему, для обмена опытом наша комиссия, где я работаю над проблемами, уже пришла к выводу. По слухам, следующая командировка намечается в Австралию, так что  по приезде с Парижа придется углубиться в изучение австралийского языка. Теперь моя специальность – «наше будущее». Скоро увидите моё фотографие за круглым столом прогнозистов – оптимистов.»

( 2 мин)

 

Устранение ошибки: (Слайд 17)

1.     К светскому обществу князь Андрей относился с презрением, в котором принужден бывать.

2.     Собака гуляла с тётей Валей, у которой был надет намордник.

3.     Белка – зверь, которая живёт на дереве.

4.     Борис, дядя которого решает отослать в Сибирь, приходит проститься.

5.     Володя заинтересовался, что написал Саша.

6.     Воробьев, которые осторожно подлетают, особенно удивляют часы, которые стоят на вырытом в землю столике.

(4 мин)

 

Конструирование предложений. (Слайд 18)

Составить предложения по данным схемам, используя визуальный ряд слайда:

1) [ ],(которые...).

2) [ ], (где...)?

3) [там.., (где...),...].

4) Чтобы ( ),[ ].

3мин

Примеры предложений:

1) Как прекрасны виноградные гроздья, которые ласкает последний солнечный луч.

2) А вы бывали в осеннем лесу, где царит тишина?

3) Там, где дорожка поворачивает налево, на фоне золотой листвы зеленели пушистые ели.

4) Чтобы убрать с парковых аллей опавшую листву, Кузьмич встал очень рано

 

 

Подведение итогов.

Рефлексия

Вопросы для закрепления теоретических знаний:

1.     Чем различаются ССП и СПП?

2.     Какие способы прикрепления придаточных предложений вы знаете?

3.     Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

4.     Какую роль играют указательные слова?

5.     Как образуются составные подчинительные союзы?

6.     Каково место придаточных предложений по отношению к главному?

7.     Какую функцию выполняют знаки препинания между предложениями в составе СПП? (Разделительную.)

8.     Характерны ли сложноподчиненные предложения для разговорного стиля речи?

 

- Ребята, на партах у вас лежат оценочные листы, найдите свою фамилию и напротив неё поставьте себе оценку за урок

 

Д/З. Повторение параграфов & 22-24, 28

 Проверочная работа по вариантам.

Проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения»

Вариант- 1.

 

Задание: Укажите вид соподчинения придаточных в данных предложениях:         

1.      Верочка снисходительно наблюдает, как мальчики возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.

2.      Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною

3.      И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.

4.      Надежда кричала, что она потратила неделю  на приготовление  праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга

5.      Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окресности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина.

6.      Каждый человек, без всякого сомнения, должен отлично знать, что было когда-то на той земле, где он сегодня живёт,- неожиданно дёрнув головой, учитель судорожно передохнул.

7.      Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттоного брига, на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу

8.      Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола и берёзы, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь.

9.      Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как её тоже не принимали в хореографический кружок.

 

 

Вариант- 2.

Задание: Укажите вид соподчинения придаточных в данных предложениях:          

1.     Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

2.     Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет и остаться мне голодным

3.     В общем, там какие- то люди прилетели на Луну и на особых аппаратах продвигались к тому месту, где начиналась неведомая часть планеты, потому что Луна повёрнута к нам одной стороной.

4.     Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас из родственников.

5.     Этот жест означал, что не всё потеряно , что парашют, сделанный из наволочки, может ещё пригодится

6.     Перед ней лежало письмо, которое она перечитывала несчётное количество раз и которое знала наизусть

7.     Иногда ты мне кажешься очень хитрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения

8.     С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них.

9.     А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли, проскользнул к стенке за спинами ребят к двери, взялся за её ручку, осторожно нажал, чтобы открыть без скрипа и сбежать

 


Обобщающий урок по теме: «Сложноподчинённое предложение»

Обобщающий урок по теме: «Сложноподчинённое предложение»

Молодцы, правила вы все знаете, давайте проверим, как вы владеете этими знаниями на практике

Молодцы, правила вы все знаете, давайте проверим, как вы владеете этими знаниями на практике

Вы поделены на две группы, каждой из которой я буду предлагать свои задания

Вы поделены на две группы, каждой из которой я буду предлагать свои задания

В. М. Песков.) Схемы предложений: 1) [ ], (что

В. М. Песков.) Схемы предложений: 1) [ ], (что

Р.Р. На экране спроецирован текст стихотворения

Р.Р. На экране спроецирован текст стихотворения

Задания для группы №2 (слайд 11) 1

Задания для группы №2 (слайд 11) 1

Внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах – это олень

Внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах – это олень

На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а

На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а

Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, была просторной и светлой

Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, была просторной и светлой

Как вы знаете из газет, была в

Как вы знаете из газет, была в

Примеры предложений: 1) Как прекрасны виноградные гроздья, которые ласкает последний солнечный луч

Примеры предложений: 1) Как прекрасны виноградные гроздья, которые ласкает последний солнечный луч

Вариант- 1. Задание: Укажите вид соподчинения придаточных в данных предложениях: 1

Вариант- 1. Задание: Укажите вид соподчинения придаточных в данных предложениях: 1

Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками

Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017