формировать коммуникативные и регулятивные
Дата: 24 октября 2012 год.
Класс: 5 «А»
Предмет : Урок словесности ( русский язык и литература).
Тема: Времена года. Осень. Второстепенные члены
предложения. Определение.
Цели: Создать условия для развития любви и понимания
поэзии через сравнение осенних пейзажей с пейзажами в
поэтических и музыкальных произведениях.
Задачи:
-
универсальные учебные действия.
- повысить стремление к творческой работе, способствующей
развитию способностей ребёнка, формирование связной
речи;
- закрепить знания учащихся об определениях, литературных
приёмах: олицетворение, эпитет, метафора.
- пополнить словарный запас учащихся;
- развивать речь, память, мышление, воображение;
- учить видеть красоту природы;
- способствовать духовному становлению личности;
Оборудование:
1.Тексты литературных произведений:
Ф.И.Тютчев, И.А.Бунин, А.К.Толстой.
2. Презентация «Золотая осень».
3. Осенние листочки.
4. Музыка П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь.»
А.С.Пушкин,
План и ход урока.
I.
Оргмомент: а) Перед началом урока дети делятся на 4 группы ( 5-
6 человек) и рассаживаются определенным образом и
выбирают капитана команды.
б) на парте у каждого: тетрадь по русскому языку,
учебник « Русский язык», тексты литературных
произведений.
в) Список литературных терминов:
сравнения, метафоры, олицетворение.
эпитеты,
II. Начало урока:
а) Взаимовосприятие в группах:
(Слайд 1).
- Здравствуйте! Садитесь! Сегодня у нас не обычный
урок, а урок словесности. Что это такое? На этот
вопрос мы ответим в конце урока. А сейчас
посмотрите на доску и прочитайте эпиграф :
«Природа - волшебное зеркало, отражающее душу и
характер каждого, кто умеет в него заглянуть.»
(Слайд 2)
- Ещё раз внимательно послушайте эпиграф и
постарайтесь объяснить слова этого эпиграфа.
- Как вы поняли этот эпиграф?
- Давайте и мы попытаемся заглянуть в это волшебное
зеркало хоть одним глазком и увидеть, почувствовать
душу природы, окружающей нас.
(Звучит музыка. Дети слушают ее и анализируют.)
1. Вопросы о музыке:
- Попытайтесь вспомнить и определить, знакома ли
вам эта музыка, знаете ли вы композитора и о чем
она нам рассказывает?
- Знакома ли вам эта музыка?
- Кто написал эту музыку? (слайд 3).
- О чём нам она рассказала?
- Какими словами можно описать
известного композитора?( грустная,
задумчивая, печальная, медленная…)
Термин «эпитет» (слайд 4)
- Эти слова, которые вы назвали, - называются
эпитетами. Они характеризуют музыку с разных
позиций и восприятия.
Вопросы:
музыку
нежная, 1) Какой частью речи являются эти слова?
2)Каким членом предложением они являются?
. - Какую картину вы себе представили, прослушав
эту музыку?
2. Работа с картинами.
(Слайды 5-9 с природой -5шт)
- А теперь посмотрите, какие полотна создали
русские художники, изображая осень.
- Что объединяет все эти картины?
(На слайде фамилии художников и названия
картин).
III. Постановка темы и целей урока (слайд 10).
- Прослушав музыку, разобрав эпитеты, просмотрев
картины русских художников, назовите тему нашего
урока.
-Как вы думаете, ребята, чем мы будем дальше
заниматься на уроке?
- Мы с вами уже заглянули в волшебное зеркало природы и
многое увидели и услышали. Увидеть и рассмотреть осень,
услышать её звуки и уловить запахи, насладиться
разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись,
музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем,
насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько
оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной
может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова,
художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о
настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.
На уроке нас ждёт встреча сразу с несколькими поэтами,
каждый из которых рисует свою осень.
IV. Работа в группах.( Слайды11-17)
- Сейчас мы продолжим самостоятельную работу в
группах над текстами стихотворений. (1 группа: Слайд
11-И.А.Бунин, 2 группа: А.К.Толстой (слайд 12), 3
группа: Ф.И.Тютчев (слайд 13), 4 группа А.С.Пушкин
(слайды14)
стихотворение и задание).
- Прочитайте самостоятельно эти стихотворения. Их
стихи были написаны в разное время, каждый увидел
(Работа в группах. У каждой группы свое и описал осеннюю погоду по-своему, но что-то роднит
эти строки. Что же? Попробуем ответить на этот
вопрос, когда прочитаем эти строки.
- О чем эти стихи?
- Подготовьтесь к выразительному чтению и
прочитайте.
- По каким приметам в каждом стихотворении можно
догадаться, что речь идет о наступлении осени, о
ранней осени, о поздней?
- Можно ли назвать эти стихи пейзажной лирикой?
Почему? (Рисуют картины природы – пейзаж; в стихах выражаются чувства
поэтов, их настроение…)
- Вспомните, какие изобразительно-выразительные
средства языка помогают автору нарисовать, а
читателю представить,
вообразить какую-либо
картину.
(Слайд 15).
- Найдите изобразительно-выразительные средства в
тексте.
- А теперь вы работаете в группах, у каждой группы
своё задание (СЛАЙД 16).
1 группа: найти сравнения в стихотворении И.Бунина
(слайд 17).
2 группа и 4 группа: найти эпитеты в стихотворениях
А.Толстого и А.С.Пушкина (слайд 18 и 19)
3 группа: Найти олицетворения в стихотворении
Ф.Тютчева(слайд 20).
V.Физминутка.
(СЛАЙД 21-21).
- А сейчас мы немного отдохнём: закрепим знания об
эпитетах. Если я буду называть эпитеты, которые
подходят к слову дождь, то вы - хлопаете в ладоши
над головой, а если не подходят, то приседаете.
Дождь.
Мелкий…Холодный…Косой…Кислый…Трусливый…
Грибной…Жёлтый…Грозовой…
Перелётный…Обложной…Редкий.
Моросящий…
VI. Работа с учебником. - А сейчас переходим к работе по учебнику.
а) Чтение определения на стр.86
- Прочитайте на с. 86 правило «Что такое определение» про
себя. Прочитайте правило вслух.
б)- Посмотрите в окно, вокруг себя и приведите примеры
определений.
в.)- А сейчас мы продолжим работу в группах. 1 группа
работает с текстом упражнения 186 (1 часть), 2 группа - с
текстом упражнения 186 (2 часть), 3 группа и 4 группа
работают по карточкам с текстом И. Соколова-Микитова.
Задания для групп: спишите тексты, подчеркните главные
члены предложения и определения по образцу (слайд 23).
V. Самопроверка (карточки с правильно выполненными
заданиями ).
- Теперь мы проверим выполненную работу по образцу, но
проверять работу будем у своего соседа, который сидит с
правой стороны. Передайте тетради и проверяем работу
простым карандашом, а на полях ставим оценку за работу.
- Посмотрите на задание 4 группы. В этом тексте много
изобразительно-выразительных средств.
- Назовите эпитеты, метафоры, олицетворения (слайд 24). В
этом тексте многие глаголы указывают на цвет.
VI. Словарная работа (слайд 25).
Багряный, лиловый, бордовый, оранжевый, жёлтый, чёрный,
золотой, янтарный, пурпурный, блёклый.
- Прочитайте слова. Что объединяет все эти слова?
- Вам за минуту надо запомнить как можно больше слов и
записать их в тетрадь без ошибок в течение одной минуты.
VII. Физкультминутка №2(мудра)(слайд 26).
VIII. Самостоятельная работа (слайд 27).
упражнение 187. Вставить в карточку слова-определения. - Переходим к последнему нашему заданию.
- У каждого из вас лежит на парте карточка к этому
упражнению. Вы должны вставить в неё подходящие по
смыслу слова-определения. Затем капитан команды или
представитель зачитывает получившийся текст.
IX. Итог урока : ( играет музыка, на экране слайды (28-
35)«Осень»)
- Что такое урок словесности?
- Назовите тему сегодняшнего урока.
-Чему мы сегодня научились?
X. Д.з. (слайд 36)
Выучить стихотворение наизусть по выбору об осени.
е) Рефлексия. (СЛАЙД 37)
Поднимите руки, если вы согласны с одним из высказываний.
д)Оценки за урок .
У вас на столе лежат осенние листочки, подпишите их. На
них поставьте себе оценку, какую вы считаете нужной и
прикрепите их на доску.
Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).
Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).
Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).
Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).
Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).
Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.