Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика +1
5 кл
31.03.2017
Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).
Презентация к уроку.
открытый урок.docx
формировать коммуникативные и регулятивные Дата: 24 октября 2012 год. Класс: 5 «А» Предмет : Урок словесности ( русский язык и литература). Тема: Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение. Цели: Создать условия для развития любви и понимания поэзии через сравнение осенних пейзажей с пейзажами в поэтических и музыкальных произведениях. Задачи: - универсальные учебные действия. - повысить стремление к творческой работе, способствующей развитию способностей ребёнка, формирование связной речи; - закрепить знания учащихся об определениях, литературных приёмах: олицетворение, эпитет, метафора. - пополнить словарный запас учащихся; - развивать речь, память, мышление, воображение; - учить видеть красоту природы; - способствовать духовному становлению личности; Оборудование: 1.Тексты литературных произведений: Ф.И.Тютчев, И.А.Бунин, А.К.Толстой. 2. Презентация «Золотая осень». 3. Осенние листочки. 4. Музыка П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь.» А.С.Пушкин, План и ход урока. I. Оргмомент: а) Перед началом урока дети делятся на 4 группы ( 5- 6 человек) и рассаживаются определенным образом и выбирают капитана команды. б) на парте у каждого: тетрадь по русскому языку, учебник « Русский язык», тексты литературных произведений. в) Список литературных терминов: сравнения, метафоры, олицетворение. эпитеты, II. Начало урока: а) Взаимовосприятие в группах: (Слайд 1). - Здравствуйте! Садитесь! Сегодня у нас не обычный урок, а урок словесности. Что это такое? На этот вопрос мы ответим в конце урока. А сейчас посмотрите на доску и прочитайте эпиграф : «Природа - волшебное зеркало, отражающее душу и характер каждого, кто умеет в него заглянуть.» (Слайд 2) - Ещё раз внимательно послушайте эпиграф и постарайтесь объяснить слова этого эпиграфа. - Как вы поняли этот эпиграф? - Давайте и мы попытаемся заглянуть в это волшебное зеркало хоть одним глазком и увидеть, почувствовать душу природы, окружающей нас. (Звучит музыка. Дети слушают ее и анализируют.) 1. Вопросы о музыке: - Попытайтесь вспомнить и определить, знакома ли вам эта музыка, знаете ли вы композитора и о чем она нам рассказывает? - Знакома ли вам эта музыка? - Кто написал эту музыку? (слайд 3). - О чём нам она рассказала? - Какими словами можно описать известного композитора?( грустная, задумчивая, печальная, медленная…) Термин «эпитет» (слайд 4) - Эти слова, которые вы назвали, - называются эпитетами. Они характеризуют музыку с разных позиций и восприятия. Вопросы: музыку нежная, 1) Какой частью речи являются эти слова? 2)Каким членом предложением они являются? . - Какую картину вы себе представили, прослушав эту музыку? 2. Работа с картинами. (Слайды 5-9 с природой -5шт) - А теперь посмотрите, какие полотна создали русские художники, изображая осень. - Что объединяет все эти картины? (На слайде фамилии художников и названия картин). III. Постановка темы и целей урока (слайд 10). - Прослушав музыку, разобрав эпитеты, просмотрев картины русских художников, назовите тему нашего урока. -Как вы думаете, ребята, чем мы будем дальше заниматься на уроке? - Мы с вами уже заглянули в волшебное зеркало природы и многое увидели и услышали. Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека. На уроке нас ждёт встреча сразу с несколькими поэтами, каждый из которых рисует свою осень. IV. Работа в группах.( Слайды11-17) - Сейчас мы продолжим самостоятельную работу в группах над текстами стихотворений. (1 группа: Слайд 11-И.А.Бунин, 2 группа: А.К.Толстой (слайд 12), 3 группа: Ф.И.Тютчев (слайд 13), 4 группа А.С.Пушкин (слайды14) стихотворение и задание). - Прочитайте самостоятельно эти стихотворения. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел (Работа в группах. У каждой группы свое и описал осеннюю погоду по-своему, но что-то роднит эти строки. Что же? Попробуем ответить на этот вопрос, когда прочитаем эти строки. - О чем эти стихи? - Подготовьтесь к выразительному чтению и прочитайте. - По каким приметам в каждом стихотворении можно догадаться, что речь идет о наступлении осени, о ранней осени, о поздней? - Можно ли назвать эти стихи пейзажной лирикой? Почему? (Рисуют картины природы – пейзаж; в стихах выражаются чувства поэтов, их настроение…) - Вспомните, какие изобразительно-выразительные средства языка помогают автору нарисовать, а читателю представить, вообразить какую-либо картину. (Слайд 15). - Найдите изобразительно-выразительные средства в тексте. - А теперь вы работаете в группах, у каждой группы своё задание (СЛАЙД 16). 1 группа: найти сравнения в стихотворении И.Бунина (слайд 17). 2 группа и 4 группа: найти эпитеты в стихотворениях А.Толстого и А.С.Пушкина (слайд 18 и 19) 3 группа: Найти олицетворения в стихотворении Ф.Тютчева(слайд 20). V.Физминутка. (СЛАЙД 21-21). - А сейчас мы немного отдохнём: закрепим знания об эпитетах. Если я буду называть эпитеты, которые подходят к слову дождь, то вы - хлопаете в ладоши над головой, а если не подходят, то приседаете. Дождь. Мелкий…Холодный…Косой…Кислый…Трусливый… Грибной…Жёлтый…Грозовой… Перелётный…Обложной…Редкий. Моросящий… VI. Работа с учебником. - А сейчас переходим к работе по учебнику. а) Чтение определения на стр.86 - Прочитайте на с. 86 правило «Что такое определение» про себя. Прочитайте правило вслух. б)- Посмотрите в окно, вокруг себя и приведите примеры определений. в.)- А сейчас мы продолжим работу в группах. 1 группа работает с текстом упражнения 186 (1 часть), 2 группа - с текстом упражнения 186 (2 часть), 3 группа и 4 группа работают по карточкам с текстом И. Соколова-Микитова. Задания для групп: спишите тексты, подчеркните главные члены предложения и определения по образцу (слайд 23). V. Самопроверка (карточки с правильно выполненными заданиями ). - Теперь мы проверим выполненную работу по образцу, но проверять работу будем у своего соседа, который сидит с правой стороны. Передайте тетради и проверяем работу простым карандашом, а на полях ставим оценку за работу. - Посмотрите на задание 4 группы. В этом тексте много изобразительно-выразительных средств. - Назовите эпитеты, метафоры, олицетворения (слайд 24). В этом тексте многие глаголы указывают на цвет. VI. Словарная работа (слайд 25). Багряный, лиловый, бордовый, оранжевый, жёлтый, чёрный, золотой, янтарный, пурпурный, блёклый. - Прочитайте слова. Что объединяет все эти слова? - Вам за минуту надо запомнить как можно больше слов и записать их в тетрадь без ошибок в течение одной минуты. VII. Физкультминутка №2(мудра)(слайд 26). VIII. Самостоятельная работа (слайд 27). упражнение 187. Вставить в карточку слова-определения. - Переходим к последнему нашему заданию. - У каждого из вас лежит на парте карточка к этому упражнению. Вы должны вставить в неё подходящие по смыслу слова-определения. Затем капитан команды или представитель зачитывает получившийся текст. IX. Итог урока : ( играет музыка, на экране слайды (28- 35)«Осень») - Что такое урок словесности? - Назовите тему сегодняшнего урока. -Чему мы сегодня научились? X. Д.з. (слайд 36) Выучить стихотворение наизусть по выбору об осени. е) Рефлексия. (СЛАЙД 37) Поднимите руки, если вы согласны с одним из высказываний. д)Оценки за урок . У вас на столе лежат осенние листочки, подпишите их. На них поставьте себе оценку, какую вы считаете нужной и прикрепите их на доску.

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена года. Осень. Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, русский язык и литература).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017