Конспект урока по русскому языку. Тема "Падежи имён существительных " (3 класс, "Начальная школа 21 века")
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
03.04.2018
Урок обобщение и закрепление знаний о падежах имени существительного. На уроке проводится работа по развитию памяти и внимания, индивидуальная работа с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.1), работа в парах и группах. При проведении физкультминуток используются кинезиологические упражнения: "Колечки", "Кулак, ребро, ладонь".
Конспект урока %22Падежи имени существительного%22.docx
Русский язык, 3 класс, С.В. Иванов «Русский язык»
УМК «Начальная школа XXI века». 2 часть. с.2224
Дата проведения урока: 07.02.2018 г.
Составитель урока: Новосельцева А.Ю., учитель начальных классов, высшая категория.
Тема урока: «Падеж имён существительных» (ур.82)
Дидактическая цель: обобщение и закрепление знаний учся падежей имён существительных,
падежных вопросов, вспомогательных слов, совершенствования умения определения падежа слова в
предложении.
Тип урока: урок обобщении и закрепления знаний.
Задачи урока:
Образовательные: активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и
падежных вопросов; формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и
вспомогательному слову; способствовать развитию умения склонять имена существительные,
распознавать падежи.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность
работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей; развивать познавательный интерес к
языку, логическое мышление; развивать и совершенствовать речь учащихся.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку, взаимопонимание и взаимопомощь.
Методы обучения:
Словесные (беседа, фронтальный опрос);
Наглядные (наглядный тренажерпрезентация, демонстрационный материал, карточки для
индивидуальной работы);
Практические (упражнения);
Поисковые (частичнопоисковые);
Аналитический;
Самостоятельной работы учеников.
Форма работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная
Средства обучения: Учебник, карточки для коллективной и групповой работы, индивидуальные
карточки, компьютер, музыкальное сопровождение для релаксации: «игра на саксофоне»
создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку;
Ход урока.
I. Организационный момент
Проверьте, ребята: вы готовы начать урок?
Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: "Каждый день жизнь прибавляет частицу
мудрости".
Как вы ее понимаете?( Мы узнаем чтото новое.)
Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно,
достаем и используем.
II. Физкультминутка («Колечки»)
III. Выведение темы урока. Постановка цели.
1. Будьте внимательны. Я открою доску на 3 секунды, вы должны запомнить и записать так же как у
меня на доске.
змшк (Слайд 2)
Что вы заметили? Как вы думаете, почему буква з выделена зелёным цветом?
Какое слово зашифровано? (зимушка)
Что вы можете сказать о слове? (Имя существительное) Докажите.
2. Следующее задание поможет нам узнать более точную тему урока.
(Слайд 3)
Запишите в тетрадь слова, вставляя и выделяя орфограммы. Ша_ка, п_льто, пого_ка, м_тель, варе_ка.
Объясните написание слов.
Что заметили? (Получилось слово ПАДЕЖ)
Сформулируйте тему урока. (Падеж имени существительного)
Запишите тему урока в тетрадь.
Какие цели мы поставим перед собой?
Вспомним …
Узнаем …
Научимся применять …
IV. Работа в группах.
Вспомним правила работы в группах.
У вас карточки с заданием. Узнайте о каком падеже идёт речь и расскажите о нём по плану.
1. Название падежа.
2. Вспомогательное слово.
3. Вопросы.
4. Предлоги.
Каждая группа расскажет о своём падеже. Сначала прочитайте определение по которому вы
узнавали падеж, а потом расскажите о нём.
V. Работа по периметру «Собери таблицу».
Проверим как вы внимательно слушали друг друга.
Что первое называли ребята? (Падеж)
Ваня выйдет к доске и поставит падежи по порядку.
Проверим. Молодец.
Название падежей восстановили. Что ещё надо вспомнить? (Вспомогательные слова, вопросы и
предлоги)
Задание: 1 ряд ищет вспомогательные слова и ставит их рядом с нужным падежом,
2 ряд – вопросы,
3 ряд – предлоги.
Как узнать правильно ли восстановили таблицу? (Посмотреть в учебнике)
Откройте учебник и проверьте.
Для чего нам надо знать падежи?
VI. Определение падежа у имени существительного.
Как определить падеж имени существительного? (Нужно задать вопрос. По вопросу и предлогу
определить падеж)
1. Работа у доски «цепочкой».
Стучал по дереву, прыгал в снег, гулял у реки, думал о весне, вырезал ножницами, катался с
горы, увидел звезду, прятался за деревом.
2. Работа в парах. (Карточки)
Найти существительные в нужном падеже.
Проверка
(Слайд 4)
VII. Определение падежа имени существительного в предложении.
1. Прочитайте строки великого русского поэта С. Есенина. (Слайд 5)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Прочитайте орфографически.
Закройте глазки и повторите ещё раз.
Откройте глаза? Что заметили? (Появилась схема)
Восстановим стихотворение по схеме. Назовите орфограммы в словах.
Запиши по памяти, выделяя орфограммы.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. (Слайд 6) Вспомним, какая тема урока. Значит, что нам надо сделать? (Определить падеж имён
существительных)
Можем ли мы сразу определить падеж? (Нет).
Давайте подумаем с чего будем начинать.
(Составляем алгоритм определения падежа у существительных в предложении. Этапы алгоритма
появляются на доске.)
Где мы можем проверить правильно ли мы составили алгоритм? (В учебнике)
Найдите в учебники алгоритм. На какой странице? (с. 12 – 13)
2. Коллективная работа над предложением. (Слайд 7)
Прочитайте предложения. Что заметили? (Нет связи слов в предложении)
На двор стоял кувшин с вода.
Вода в кувшин замёрзла.
Что надо сделать? (Поставить существительные в нужный падеж.)
Что надо сделать чтобы поставить существительное в нужный падеж? (Найти слово с которым
связано существительное и от него задать вопрос)
Стоял (где? на чем?) на дворе,
Кувшин (с чем?) с водой, ставим окончание ой.
Замёрзла (в чем?) в кувшине, окончание е.
Прочитайте и запишите исправленные предложения. Подчеркните грамматическую основу.
Определим падеж у существительных. Приготовьте сигнальные карточки.
VIII. Домашнее задание.
Повторить падежи.
Выполнить задание на карточках по уровням.
IX. Рефлексия.
Что повторили на уроке?
Назовите падежи и вопросы.
Чему учились на уроке?
Достигли ли мы поставленных целей?
Оцените свою работу.
1. Карточки для работы в парах.
Выпиши имена существительные в дательном падеже. Выдели окончания.
по снегу, у лисицы, о зиме, с другом, по дороге, в лесу, у речки, под снегом, при встрече, от радости, к
избушке, за лесом, без помощи, по тропинке, перед домом, на улице.
Приложение.
Выпиши имена существительные в родительном падеже. Выдели окончания.
по снегу, у лисицы, о зиме, с другом, по дороге, в лесу, у речки, под снегом, при встрече, от радости, к
избушке, за лесом, без помощи, по тропинке, перед домом, на улице.
Выпиши имена существительные в творительном падеже. Выдели окончания.
по снегу, у лисицы, о зиме, с другом, по дороге, в лесу, у речки, под снегом, при встрече, от радости, к
избушке, за лесом, без помощи, по тропинке, перед домом, на улице.
Выпиши имена существительные в предложном падеже. Выдели окончания.
по снегу, у лисицы, о зиме, с другом, по дороге, в лесу, у речки, под снегом, при встрече, от радости, к
избушке, за лесом, без помощи, по тропинке, перед домом, на улице.
(Для ОВЗ, вариант 7.1) Выпиши имена существительные в дательном падеже.
Обрати внимание: Вопросы дательного падежа КОМУ ? ЧЕМУ ? Предлоги: К, ПО
по снегу, у лисицы, о зиме, с другом, по дороге, в лесу, у речки, под снегом, при встрече, от радости, к
избушке, за лесом, без помощи, по тропинке, перед домом, на улице.
Проверь: в дательном падеже 4 существительных.
2. Карточки для работы в группах.
Карточка № 1
1. Узнай падеж по определению.
Имя предмета – начальная форма наименования.
2. Расскажи о падеже по плану:
1. Название падежа.
2. Вспомогательные слова.
3. Вопросы падежа.
4. Предлоги падежа.
5. Назови 2 имени существительных в данном падеже.
Карточка № 2
1. Узнай падеж по определению.
Буквально означает «полученный с рождения».
2. Расскажи о падеже по плану:
1. Название падежа.
2. Вспомогательные слова.
3. Вопросы падежа.
4. Предлоги падежа.
5. Назови 2 имени существительных в данном падеже.
Карточка № 3
1. Узнай падеж по определению.
Произошло от слова «дать», так как его значение – обозначить адресата, того, кому
чтото дают.
2. Расскажи о падеже по плану:
1. Название падежа.
2. Вспомогательные слова.
3. Вопросы падежа.
4. Предлоги падежа.
5. Назови 2 имени существительных в данном падеже.
Карточка № 4
1. Узнай падеж по определению.
Назван так потому, что существительное, является причиной, вызывающей само
действие.
2. Расскажи о падеже по плану:
1. Название падежа.
2. Вспомогательные слова.
3. Вопросы падежа.
4. Предлоги падежа.
5. Назови 2 имени существительных в данном падеже.
Карточка № 5
1. Узнай падеж по определению. Связан с глаголом «творить» и означает орудие действия.
2. Расскажи о падеже по плану:
1. Название падежа.
2. Вспомогательные слова.
3. Вопросы падежа.
4. Предлоги падежа.
5. Назови 2 имени существительных в данном падеже.
Карточка № 6
1. Узнай падеж по определению.
Падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется.
(Первоначально этот падеж назывался «сказательным»)
2. Расскажи о падеже по плану:
1. Название падежа.
2. Вспомогательные слова.
3. Вопросы падежа.
4. Предлоги падежа.
5. Назови 2 имени существительных в данном падеже.
3. Карточки для домашней работы.
1. Выпиши имена существительные.
Человек, ранняя, погода, бегут.
2. Запиши словосочетания и определи падеж имён существительных.
Подошли к реке (…), любуюсь природой (…), летят в небе (…), ходят по траве (…)
Карточка 1.
Карточка 2.
1. Выпиши существительные в дательном падеже.
По реке, через лес, от школы, к лесу.
2. Запиши текст и определи падеж у выделенных существительных.
Под скалой сидело сорок с лишним волков. Волк – одиночка уже около года был их
вожаком. В юности он два раза попадал в волчий капкан. На скале совета никто не разговаривал.
Конспект урока по русскому языку. Тема "Падежи имён существительных " (3 класс, "Начальная школа 21 века")
Конспект урока по русскому языку. Тема "Падежи имён существительных " (3 класс, "Начальная школа 21 века")
Конспект урока по русскому языку. Тема "Падежи имён существительных " (3 класс, "Начальная школа 21 века")
Конспект урока по русскому языку. Тема "Падежи имён существительных " (3 класс, "Начальная школа 21 века")
Конспект урока по русскому языку. Тема "Падежи имён существительных " (3 класс, "Начальная школа 21 века")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.