Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)

Оценка 5
Работа в классе
docx
русский язык
7 кл
12.01.2017
Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)
конспект урока_Грамматические нормы_7 класс_Беркимбаева Ж. А..docx
Конспект урока учителя русского языка и литературы Беркимбаевой Жанны Абдрашевны Конспект урока по русскому языку. Класс: 7 Тема: Умеем ли мы говорить правильно? (Грамматические нормы.) Цель: овладевать грамматическими нормами употребления имен существительных, развивать   умение находить и различать грамматические ошибки. Формировать навыки использования  нормированной речи, формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую  ценность. Метапредметные: ставить и формулировать задачи в познавательной деятельности, осуществлять  контроль своей деятельность в процессе достижения результата, осознанно использовать речевые  средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей, оценивать свою  деятельность Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. Индивидуальный опрос у доски: 1) «Определи пару» Ш..пот –                             з..рница ­             и..резанный ­ Деревя..ый –                      стаж..р ­                 пред..стория ­     Могуч.. –                            купле..ый ­            оч..рование ­ (не) прочитанная книга ­пр..оритет ­         ц..тировать ­ 2) Исправьте ошибки там, где необходимо: ЛЯЖЬТЕ (лягте) на пол, ДВУМЯСТАМИ рублями, НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО, пять КИЛОГАММ (килограммов), ШЕСТИСТАМИ (шестью) учениками, ОБА друга, ИНЖЕНЕРА (инженеры),  ДОГОВОРА (договоры), в ТРЁХСТАХ метрах, отряд ПАРТИЗАНОВ (партизан), по ОБОИМ  (обеим) сторонам, ИХНИЕ (их) заботы, прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ (поздний), ОБГРЫЗАННЫЙ  (обгрызенный), около ПЯТИСТА (пятисот) километров. 3) Расставьте ударение: каталОг, квартАл, слИвовый, щавЕль, Отрочество, христианИн, ломОть,  бАнты, шАрфы, тУфля, цепОчка, сирОты, нефтепровОд, экспЕрт, диспансЕр, корЫсть, красИвее,  обеспЕчение. Индивидуальная работа по карточкам.(3­й  ряд) Класс: грамматическая разминка с последующей взаимопроверкой.  1 ученик проверяет вслух. (Учитель выборочно проверяет на оценку.) ­ Ваша задача подобрать к несклоняемому сущ. прилагательное и определить род. ­ Но прежде вспомним, как определить род у несклоняемого сущ? (Плотное) жалюзи, (маленький) шимпанзе, (разноцветный) какаду, Сухуми (красивый), Онтарио  (глубокое),салями (колбаса) – женского рода; кольраби (капуста) – женского рода,  пенальти (удар) – мужского рода; (горячий) кофе, (вкусный) сулугуни, (настоящая) леди, рефери  (судья м. р.), драже (сорт мелких конфет округлой формы), тюль,  (интересное) ноу­хау (ср. р.  знания, идеи, технологии, необходимые для производства, осуществления чего­либо). ­ Сдаёт тетради на проверку 1 ряд. Проверка индивидуальной работы. 3. Целеполагание. Постановка целей и задач урока. ­ На что было направлено повторение? Какой раздел русского языка мы повторили? ­ Если тема урока «Умеем ли мы говорить правильно?» то, о чём пойдёт речь на уроке? Конспект урока учителя русского языка и литературы Беркимбаевой Жанны Абдрашевны ­ Какова цель нашего урока? 4. Изучение нового материала. ­ А теперь посмотрите на слова, представленные на слайде. 1) Проблемная ситуация: ­ Прочитайте слова. ­ Как вы думаете, верно ли употреблены эти слова? дверьми                            дверями дочерьми                         дочерями лошадьми                         лошадями ­ Выскажите свои предположения. ­Правы ли вы, прочитаем в учебнике. Откроем учебник на стр. 117, прочитаем правило. 2) Работа с учебником. ­ Итак, какие ещё слова в Т. п. мн. ч. имеют окончание  ­МИ­ ? (дети, люди) ­ Какой вывод можно сделать? 3) Проблемный вопрос: ­ Ну а теперь ещё одна грамматическая загадка. ­ Какой вариант слова употреблён правильно? Диаспора армян или диаспора армянов? Большой выбор сапог или сапогов? (Диаспора ­ часть народа, проживающая вне страны своего происхождения, образующая  сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания) ­ Правильно ли вы ответили, посмотрим в таблице. 4) Рассмотрите таблицу. Имена существительные, обозначающие названия национальностей, в основном в форме Р. п. мн. ч.  имеют нулевое окончание: НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ: АРМЯН ГРУЗИН ОСЕТИН БАШКИР ТАТАР ТУРКМЕН БУРЯТ ЦЫГАН БОЛГАР АНГЛИЧАН НО: МОНГОЛОВ КАЗАХОВ КИРГИЗОВ ТАДЖИКОВ УЗБЕКОВ ТУНГУСОВ ХАКАСОВ ЯКУТОВ ХОРВАТОВ НЕГРОВ УДМУРТОВ Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р. п. мн.  ч. имеют нулевое окончание: И. п. БАХИЛЫ БОТИНКИ ПОГОНЫ БУТСЫ САПОГИ Р. п.   множественного числа БАХИЛ БОТИНОК ПОГОН БУТС САПОГ Конспект урока учителя русского языка и литературы Беркимбаевой Жанны Абдрашевны БРЮКИ ТУФЛИ ГЕТРЫ ЧУЛКИ ВАЛЕНКИ ШОРТЫ МОКАСИНЫ БРЮК ТУФЕЛЬ ГЕТР ЧУЛОК ВАЛЕНОК ШОРТ МОКАСИН НО:ГОЛЬФЫ ­ ГОЛЬФОВ  ЛАМПАСЫ ­ ЛАМПАСОВ ДЖИНСЫ ­ ДЖИНСОВ  НОСКИ ­ НОСКОВ КЕДЫ – КЕДОВ  РЕЛЬСЫ ­ РЕЛЬСОВ КЛИПСЫ – КЛИПСОВ Вывод: ­ Подведём итог вышесказанному. О каких грамматических нормах вы сегодня узнали? 5. Закрепление. 1)Работа с текстом. ­ Прочитайте текст, поставьте выделенные слова в Р. п. мн. ч.. Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и  малых народов. Самый многочисленный народ — русские.  Татары – крупнейший после русских народ в России. В XV – XVI вв. происходило формирование  отдельных групп татары…(татар) – Среднего Поволжья и Приуралья, Нижнего Поволжья и  Сибири. Множество народов живёт на Северном Кавказе. Осетины, лезгины, чеченцы, аварцы  объединяет  гостеприимство. Россия — уникальная страна по религиозному составу населения: на её территории проживают  представители трёх мировых религий.  Православие широко распространено среди русские ,украинцы, белорусы, мордвы,  удмурты,  осетины,  якуты и других народов. Для татары, башкиры, казахи характерно такое  вероисповедание, как ислам. Буддизм исповедуют в России буряты, тувинцы и калмыки.  Каждый народ чтит свои обычаи, которыми он дорожит.  Самое главное в совместной жизни — научиться с уважением относиться к традициям  представителей другой национальности. ­ Определите тип речи? (рассуждение)  ­ Какова тема и идея текста? Вывод: ­ С какой грамматической нормой мы встретились в этом задании? 2) *** 1. Работа в группе: ­ Представьте, что вы корреспонденты, которым поручили осветить тему «Нужно ли есть овощи и фрукты и все ли могут это себе позволить?», используя имена  сущ., обозначающие название овощей и фруктов в Р. п. мн.ч.  2. Группа: упр. 299 стр. 117. Составить текст. Класс: «Найди ошибку» ­  Среди словосочетаний найдите ошибки и исправьте их.  1) 1)САМЫЙ УМНЕЙШИЙ ученик (самый умный) 2) ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ деревьями Конспект урока учителя русского языка и литературы Беркимбаевой Жанны Абдрашевны 3) ЛЯЖЬТЕ на пол (лягте) 4) ПРОМОК под дождём 5) ШЕСТИСТАМИ  учениками (шестьюстами) 6) пара САПОГОВ (сапог) 7) много ВАЛЕНКОВ (валенок) 8) согласно РАСПИСАНИЯ 9) ОБГРЫЗАННОЕ (обгрызенное) 10) пара ДЖИНС (джинсов) 11) блеск ПОГОНОВ (погон) 13) в ВОСЬМИСТА городах (в восьмистах) 14) несколько ШОРТОВ (шорт) Вывод: ­ С какими трудностями столкнулись, выполняя задание? Проверка *** ­ Ну а теперь посмотрим, насколько вы усвоили грамматические нормы, выполним самостоятельно  цифровой диктант. 3) Цифровой диктант. (2­а уч­ка работают у доски) (взаимопроверка) ­ В каких предложениях нет грамматических ошибок? 1. Новое поступление чулок и носок. (­) 2.Разожгём костёр. (­) 3. Взвесил не менее трёхсот граммов. (+) 4.  Делегация англичан и болгар прибыла вовремя. (+) 5.Сотрудника уволили согласно приказу. (+) 6.Сразу по приезду в село все отправились в магазин. (­) 7.Две пары новеньких ботинок стояли на полке.  (+) ОТВЕТ: 3, 4, 5, 7. Подведение итогов урока: ­ Тема нашего урока звучала так: Умеем ли мы говорить правильно? ­ Попробуем ответить на этот вопрос. ­ Что необходимо для того, чтобы говорить правильно? ­ Что вызвало затруднение на этом уроке? Домашнее задание: упр. 300 Конспект урока учителя русского языка и литературы Беркимбаевой Жанны Абдрашевны 1) Имена существительные, обозначающие названия национальностей, в основном в форме Р. п. мн.  ч. имеют нулевое окончание: НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ: АРМЯН ГРУЗИН ОСЕТИН БАШКИР ТАТАР ТУРКМЕН БУРЯТ ЦЫГАН БОЛГАР АНГЛИЧАН НО: МОНГОЛОВ КАЗАХОВ КИРГИЗОВ ТАДЖИКОВ УЗБЕКОВ ТУНГУСОВ ХАКАСОВ ЯКУТОВ ХОРВАТОВ НЕГРОВ УДМУРТОВ 2) Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р. п.  мн. ч. имеют нулевое окончание: И. п. БАХИЛЫ БОТИНКИ ПОГОНЫ БУТСЫ САПОГИ БРЮКИ ТУФЛИ ГЕТРЫ ЧУЛКИ ВАЛЕНКИ ШОРТЫ МОКАСИНЫ Р. п.   множественного числа БАХИЛ БОТИНОК ПОГОН БУТС САПОГ БРЮК ТУФЕЛЬ ГЕТР ЧУЛОК ВАЛЕНОК ШОРТ МОКАСИН 1) Имена существительные, обозначающие названия национальностей, в основном в форме Р. п. мн.  ч. имеют нулевое окончание: НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ: АРМЯН ГРУЗИН ОСЕТИН БАШКИР ТАТАР НО: МОНГОЛОВ КАЗАХОВ КИРГИЗОВ ТАДЖИКОВ УЗБЕКОВ Конспект урока учителя русского языка и литературы Беркимбаевой Жанны Абдрашевны ТУРКМЕН БУРЯТ ЦЫГАН БОЛГАР АНГЛИЧАН ТУНГУСОВ ХАКАСОВ ЯКУТОВ ХОРВАТОВ НЕГРОВ УДМУРТОВ 2) Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р. п.  мн. ч. имеют нулевое окончание: И. п. БАХИЛЫ БОТИНКИ ПОГОНЫ БУТСЫ САПОГИ БРЮКИ ТУФЛИ ГЕТРЫ ЧУЛКИ ВАЛЕНКИ ШОРТЫ МОКАСИНЫ Р. п.   множественного числа БАХИЛ БОТИНОК ПОГОН БУТС САПОГ БРЮК ТУФЕЛЬ ГЕТР ЧУЛОК ВАЛЕНОК ШОРТ МОКАСИН Конспект урока учителя русского языка и литературы Беркимбаевой Жанны Абдрашевны Представьте, что вы корреспонденты, которым поручили осветить тему  «Нужно ли есть овощи и фрукты и все ли могут это себе позволить?»,  используя имена сущ., обозначающие название овощей и фруктов в Р. п.  мн.ч.

Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)

Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)

Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)

Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)

Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)

Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)

Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)

Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)

Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)

Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)

Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)

Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)

Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)

Конспект урока по русскому языку "Умеем ли мы говорить правильно?" (Грамматические нормы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017