Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
20.06.2019
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"
Данная разработка урока по русскому языку предназначена для работы в 4 классе. Она позволяет познакомить учащихся с новой частью речи - местоимение. Ребята повторяют не только изученный материал, но и знакомятся с новым. На уроке представлены различные виды и формы работы.
русск.яз Харитонова.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АКАТЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Тел: 6171 – 269                                                                                                                       140478, Московская область, Коломенский  район, Е – mail: oka   .  ru                                                                                                      село Акатьево, улица Школьная, дом 11  2017@   mail   Урок русского языка в 4 классе Тема: Местоимение как часть речи.                                                                    Учитель: Харитонова Л.Е.,                                                                    высшая квалификационная категория 28.02.19 год Тема: Местоимение как часть речи. Тип урока: урок открытия нового знания Учебная цель: освоить определение понятия «местоимение», сформировать  умение находить местоимения в тексте, заменять имена существительные  местоимениями, отличать местоимения от других частей речи. Педагогическая цель: организовать учебную деятельность учащихся по  освоению понятия « местоимение», организовать работу по формированию у  учащихся умения находить местоимения в тексте, заменять имена  существительные местоимениями, отличать местоимения от других частей речи. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с  тестом, карточки с местоимениями, карточки со словами для определения  местоимения, карточки с разноуровневыми заданиями для домашней работы. Ход урока I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся. Заливистый школьный звонок Позвал нас опять на урок Будьте все внимательны, А еще старательны. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.  Садитесь. II. Актуализация знаний. Орфографическая минутка ­ Откройте тетради ,запишите число, классная работа. 1)Запишите слова, выделите орфограммы. М..ряк,   г..ра,   р..ка,   к..тёнок,    кр..чать,   ст..кольный,   ..довитый,   м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат,тр..ва, л..щи, р..ды, с..ды, в..лна. Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно написать эти слова? 2)Запишите предложение, выделите грамматическую основу, укажите части речи. На старой берёзе строит гнездо чёрный грач. III. Самоопределение к деятельности ­Сегодня мы отправимся в гости к следующей части речи. Будем учиться  распознавать ее в тексте, правильно употреблять в речи. А к какой части речи  мы отправимся в гости ?мы узнаем прослушав стихотворение А.Л.Барто.  Заранее, заранее всё было решено: У школьников собрание, потом у них кино. Домой придёт мой старший брат, Он мне расскажет всё подряд, Он объяснит мне, что к чему, А я большая, я пойму. И вот он начал свой рассказ: ­ Они ползут, а он им  ­ раз! А тут как раз она ползла, А он как даст ему со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз её он спас, Он был с ней заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно, я ещё мала: Я ничего не поняла.  ­ Ребята, почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имена героев, а  заменял их местоимениями). Сформулируйте тему урока. «Местоимение».  Применяем мы всё это Вместо имени предмета, Нам на всё оно укажет, Но ничьих имён не скажет. Часто очень применяется, Сильно очень изменяется. Без него как не крутись, В речи нам не обойтись! Учитель: Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена. Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные  когти и чуткие уши. ( на слайде) ­ О какой птице говорится в данном тексте? ( о сове) ­ Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова сова) ­ Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.) ­ Каким словом можно заменить слово сова? ( Птица, она) ­ Какой текст получится? Прочитайте. Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и  чуткие уши. ­ Какой частью речи является слово сова? ( именем существительным) ­ Вместо какой же части речи мы употребили слово она? ( вместо имени  существительного). ­ Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? ( о местоимении) ­ Кто сформулирует тему урока? ­ Итак, тема урока « Местоимение как часть речи». ­ Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны узнать, что такое  местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи) IV.  Работа по теме урока. ­ Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название? ­ Может быть это уже кто­то знает? ( ответы уч­ся) ­ Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! ­ Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я) ­ Про друга ? ( он) ­ Про подругу? ( она) ­ Про детей ? ( они) ­ Как бы вы обратились к другу ? ( ты) ­ А к взрослому человеку? ( Вы) Все названные местоимения выставляются на доску ­Ребята, а если бы в речи мы не называли конкретно слова, а говорили бы только  «он», «она», «оно», «они». Понятной была бы наша речь? ­Давайте вспомним, как называются слова, которые только указывают на предмет,  но не называют его?( чтение правила в учебнике, с.52)                                            «Достойная замена». Откуда появились       слова ­«местоимения»       ? В далёкие времена в одном царстве – государстве жили добрые и весёлые  люди. Они трудились ,не покладая рук. Поэтому их государство славилось  богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал  в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье,  трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как  навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную  месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и  прокричала: ­ Пусть эти счастливчики забудут свои имена! И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными,  раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители  волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих  детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и  вещей? Они не знали. Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена. ­ Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти  слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас  о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами. Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья  согласилась вернуть имена, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их с  легкостью разгадал. Всё встало на свои места. Но те слова, которые подарил им мудрец, они  оставили себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны  вместо имён и названий предметов, то их так и  назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква в затерялась, и  слова стали называться местоимениями. (ответ на вопрос) ­ В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с  местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая  группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8 . Эта  великолепная восьмёрка перед вами. я ты он она оно мы вы они    В чем же различие существительного и местоимения? ( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на  предмет, не называя его.) Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они часто  употребляются в нашей речи. С какой целью мы употребляем местоимения в нашей речи?(Чтобы сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.) Физминутка Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете. Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно. V.  Закрепление изученного материала. 1.Дифференцированная работа в группах. ­ Предлагаю поработать в группах. ­ Вспомним правила работы в группах на слайде Вы –команда! Будьте активны! Слушайте друг друга! Спорьте честно, искренне! Сделайте работу интересной! 1     группа: Замени выделенные существительные местоимениями По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на  землю холодный мелкий дождь. Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий  берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли  после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша. 2     группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят  варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке.  ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана.  …… имеет полезный и приятный на вкус. 3     группа: Замени, где нужно существительные местоимениями. Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё. 4     группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина  участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло  солнце. 5 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже  пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе.  Дежурные приготовились к уроку. 6 группа:   И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.     Подчеркни местоимения После выполнения всех заданий, все задания читают вслух 7. Самостоятельная работа с самопроверкой. Выборочное письмо – упр. 110 с. 53. Самопроверка. Он – сом. Она – ящерица. Звуко – буквенный разбор слова : 1 в.  ­ глазки                                                            2 в. – змейка. Гимнастика для глаз 4. Работа с текстом. ­ Ребята, перед вами написан текст. Я его сейчас прочитаю, а вы подумайте, о ком  идёт речь? Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем  крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время  от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого  камина. ­ О ком говорится в тексте?( о котенке, о щенке….) ­ Видите, сколько у вас мнений. А почему у вас не было однозначного ответа? ( в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт  речь в тексте, а есть местоимение, которое не называет предмет, а только на него указывает). 5. Работа  в тетради на печатной основе ­ с. 31  упр. 68. Самостоятельно.  Какие местоимения вы подчеркнули?(я, мы, ты, вы, он, она, оно, они 6.Работа в парах. ­Сейчас мы отправимся в гости к местоимениям , а к каким догадайтесь сами. (Вместо точек вставить местоимения. Работа по карточкам). (он)… принес книгу (я)…иду играть (она)…попросила карандаши (ты)…посмотри фильм (оно)…разбилось вдребезги (мы)…учим уроки (они)…попадут в сказку (вы)…приходите в гости 7. Самостоятельная работа   Спишите текст, заменяя выделенные слова местоимениями. Юра идет на каток. Юра хорошо катается на коньках. Нина любит лыжный  спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось  облако. Облако закрыло солнце. VI.Рефлексия. Тест по теме «Местоимение»       ( Читает учитель  )       (Взаимопроверка) Если согласны­ «+», не согласны­ «­ » ( сигнальные карточки) 1.Местоимение – это часть речи.(+) 2.Здесь только местоимения: МЫ, ТЫ, ОХ,ОНА, ОНИ, НО.(­) 3.ОН­это местоимение. (+) 4.Местоимение называет предмет.(­) 5.Личные местоимения заменяют имена существительные. (+) VII. Итог урока.  ­ А теперь  посмотрим какие вы сообразительные. Я буду вам задавать шуточные  вопросы. Когда руки бывают местоимениями? ( когда они вы­ мы – ты) Какие два местоимения портят дорогу?( я – мы) Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?(оно) Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока. Продолжите предложения • Сегодня я узнал… • Теперь я могу… • Я научился… • Я понял, что… ­ Ребята, перед каждым из вас лежат карточки со знаками препинания. Оцените  свою работу. Кто хорошо работал, часто поднимал руки и правильно отвечал,  достиг целей – тот прикрепляет на доску восклицательный знак, а кто мало  отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – тот прикрепляет  вопросительный знак. Подойдите к доске и прикрепите нужный знак.  Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой «  Местоимение». VIII. Домашнее задание. ( дифференцированное) С.52 выучить правило, упр. 111­записать предложения, подчеркнуть  грамматические основы. Подписать, какой частью речи выражено подлежащее. Учитель: Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них три  задания, выберите себе одно для выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за  работу. КАРТОЧКА Задание 1. Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями. Задание 2. Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями. Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый  красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке. Задание 3. Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя  местоимения.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"
Скачать файл