Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
28.10.2019
Конспект урока по русскому языку в 5 классе  по теме   «Имя существительное как часть речи»
Цели урока: Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы. Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно–исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность. Тип урока: комбинированный. Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ. Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: · Прием рефлексивной деятельности · Метод конкретизации целей обучения · Метод открытого обсуждения новых знаний · Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь». Ход урока 1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Все подготовили инструменты для путешествия (проверили подготовку к уроку)? 2. Лингвистическая разминка. На доске (слайде) предложение. – В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.) [Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.) – Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно. – Обозначьте изученные орфограммы.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе.docx
Конспект урока по русскому языку в 5 классе  по теме   «Имя существительное как часть речи»  Тема: «Имя существительное  как часть речи» Цели урока:  Учебно­познавательные: закрепить  и обобщить  сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы.  Интеллектуально­развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки.  Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки  сотрудничества Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно–исследовательская  деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность. Тип урока: комбинированный.  Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ.  Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:  ∙ Прием рефлексивной деятельности  ∙ Метод конкретизации целей обучения  ∙ Метод открытого обсуждения новых знаний  ∙ Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников  Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь». Ход урока  1. Орг. момент. Здравствуйте,   ребята.   Вы   готовы   совершать   сегодня   новые   открытия?   Все   подготовили   инструменты   для   путешествия   (проверили подготовку к уроку)?  2. Лингвистическая разминка. На доске (слайде) предложение. – В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.) [Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.) – Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно. – Обозначьте изученные орфограммы.  Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология­ огромная страна , а мы направимся в г. Предметинск.  . Какой частью речи являются  слова, живущие в этом городе?  Правильный ответ поможет определить тему урока. 4.Постановка проблемы и задач урока     — Правильно, это имя существительное.  — Запишите в тетради  тему урока (Имя существительное как часть речи).  — С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы  вспомните свои знания об этой части речи:  познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.   А  чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким  станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.  Отправляемся в путь!  5. Работа по теме урока  1 остановка «Опознаватнльная»  ­Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в записанных вами  предложениях и назовите их. ( Число запишите в маршрут) А что помогло вам так легко справиться с заданием? ( Теоретические сведения) 2.Остановка «Теоретическая». Прочитаем научное определение и заполним лингвистический паспорт, необходимый для морфологического разбора.   Работа с учебником стр.63 Чтение и анализ текста составление опорного конспекта.                                       Имя существительное                                               Грамматическое значение Морфологические  признаки Вопрос Роль в предложении Предмет Кто? Что? постоянные Собственное  /нарицательное;  одуш./неодуш. Род,  склонение. ­Расскажите  об имени существительном по опорному конспекту Самопроверка по слайду.         Подлежащее,  дополнение, обстоятельство непостоянные Число, падеж Результаты оцените по 5бальной системе(5 столбцов) – 3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы  выполним следующее задание. Найди лишне слово.(слайд)  Олень, дочь, мужчина . (род)  Собака, книга, девочка. (одуш.)  Москва, город, Россия. ( собств.)  Песня, море,  листопад. (склонение)  Ключи, уроки, класс. (число) ­ Исключи из цепочки лишнее слово по какому­нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения  назовите  Результаты оцените и занесите в маршрутный лист. Какой  морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)  Учитель.  Повторим название падежей и падежные вопросы.  Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На  каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание. 4.«Синтаксическая»   Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе., где на них всё держится . Они всё могут!  Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения.  (работа по группам) Россия – моя Родина. Моя родная страна – Россия. За границей я часто думаю о России. С самого рождения я живу в России Какими членами предложения могут быть существительные? (Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.) 5. «Проверочная». Тест. (взаимопроверка) «5» — 5 правильных ответов;  «4» — 4 правильных ответа;  «3» — 3 правильных ответа  6. «Творческая». Употребление существительных в речи. Слайд…  Вечер, поле, Огоньки. Дальняя дорога. (В.Маяковский) Опять дожди, опять туманы. И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий, серый свод небес. (С. Аксаков) Выберите из предложенных слов существительные, отражающие состояние  или чувство поэта.  Лексический ряд: радость, удивление, скука, тревога, восхищение, страх, вдохновение, восторг, удовольствие, печаль, грусть, спокойствие,тишина. . А нужна ли нам эта часть речи?   В чём особенность этого стихотворения? ­ Кто­то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).   ­ Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение  – картина»  Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать" существительные? Прочтите стихотворение без  существительных. Итог. ­ Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической речи в частности. (С помощью существительных можно нарисовать картины природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в  настоящем времени.) . 7) Сочинение – миниатюра.  А   вы   любите   природу?   Какое   время   года   вам   больше   всего   нравится?   Составьте   текст   по   картине,   употребив   как   можно   больше существительных, описывающих все, что изображено. Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось.   Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка. – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение. – Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?  ( Домашнее задание: сочинение­миниатюра «Весна» при помощи существительных) ПРИЛОЖЕНИЕ. Лингвистический  паспорт.                                Имя существительное.                                               Грамматическое значение Морфологические  признаки Вопрос Роль в предложении     постоянные     непостоянные Маршрутный лист  остановка  №  1  «Опознавательная»  «Теоретическая »  2  «Морфологическая»  3  4  «Синтаксическая»  «Проверочная»  5  6  «Творческая»  Самостоятельная работа. Проверка по ключу. Количество баллов 1.Найди неверное утверждение. А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.   Б) Имена существительные изменяются по родам. В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.   2. Найди  существительное? А) Прыгать Б) Прыжок В) Подпрыгивающий 3.Как изменяется имя существительное? А) Спрягается Б) Склоняется В) Не изменяется  4.Укажите существительное 3 склонения А) В степи                 В) У дерева Б) На солнце             Г) На краю  5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом. А) Подлежащее                В) Сказуемое Б) Дополнение                  Г) Обстоятельство

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе  по теме   «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе  по теме   «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе  по теме   «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе  по теме   «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе  по теме   «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе  по теме   «Имя существительное как часть речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2019