Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
математика +1
6 кл
19.02.2017
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
Урок по теме "Имя числительное как часть речи" - первый урок в теме "Имя числительное", урок "открытия" нового знания. При разработке урока учтены требования к современному уроку в контексте реализации ФГОС. В основе - системно-деятельностный подход. Представлены все формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Имя числительное как часть речи.doc
МКОУ Репьёвская основная школа Инзенского района  Ульяновской области Конспект  урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи»                                                                                                                                                                             Автор:                                                     учитель русского языка и литературы                                                 I квалификационной категории                                                                 Пчёлкина Наталья Ивановна 2017 г. Тема урока:  Имя числительное как часть речи  Цель  урока:    Дать представление об имени числительном как части речи Задачи:    обучающие:   научить   доказывать   принадлежность   слова   к   числительному, определять его синтаксическую роль, распознавать  количественные и порядковые числительные, разграничивать числительные и части речи с цифровым значением; сформировать   умение   анализировать   новую   часть   речи;   сформировать представление о словообразовательном потенциале имени числительного развивающие:   расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные воспитательные:  воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории; интерес к чтению классической литературы                                         Планируемые результаты:  личностные:  обучающийся   получит   возможность   сформировать   умение соотносить цели и результат  предметные:  обучающийся   научится   анализировать   и   характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки   и синтаксическую роль имени   числительного;   распознавать   количественные   и  порядковые   числительные; разграничивать числительные и части речи с цифровым значением  метапредметные:  обучающийся научится извлекать   фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Тип урока: урок «открытия» нового знания Основной подход:  системно­деятельностный Форма   организации   учебной   деятельности:  фронтальная,   индивидуальная,   парная, групповая Образовательные технологии: ???????????????????????????????????????? Оборудование:  ПК,   мультимедиапроектор,   учебник,   презентация   по   теме,   «дерево достижений», карточки для задания «Письмо с дырками», карточки с текстами Опережающее задание: анкета для гостей открытого урока Ход урока 1.Организационный   момент:  приветствие,   оформление   записи   в   тетради   (тема   урока пока не записывается) 2. Актуализация знаний. 1)  Лингвистическая разминка ­ Итак, у нас сегодня открытый урок русского языка.   А как называется наука о языке? (лингвистика) ­  Из чего состоит лингвистика? (из разделов) ­ Какие разделы вы знаете? ­   А   какой   раздел   изучает   большие   группы   слов,   объединённых   общими   признаками? (морфология) ­ Как называются эти группы слов? (части речи) ­ Какие части речи вы знаете? (ответы детей) ­ Какие части речи «дружат» между собой? 2) Переход к теме урока ­ А сегодня мы в этот «коллектив друзей» изученных частей речи мы включим ещё одну. Определим,   какую.   Её   надо   услышать   и   увидеть.     (Учитель   читает   текст   на   слайде презентации)     Но после того как я выходил в течение двух или трёх дней и не открыл ничего подозрительного, я сделался смелее.   Я решил ещё раз сходить на тот берег и сличить таинственный след с отпечатком моей ноги: если оба следа оказались одинаковыми, я мог быть уверен, что   испугался самого себя. Но  когда я пришёл на то место, где был тот второй  след, то для меня, во­первых, стало очевидным, что, когда я в тот раз вышел из лодки и возвращался домой,  я никоим образом не мог   очутиться   на   этой   стороне   берега,   а   во­вторых,   когда   я   для   сравнения поставил ногу на след, то моя нога оказалась значительно меньше его.   Я ушёл домой в полном убеждении, что на моём острове недавно побывали люди или, по крайней   мере,   один   человек.   («Жизнь   и   удивительные   приключения   Робинзона Крузо», Д.Дефо) ­ Какую часть речи вы увидели и услышали? (Ответы детей, но нужно подвести к понятию «Имя числительное») ­ Так какова же тема нашего урока сегодня?  (Имя числительное) ­ И первый урок при изучении любой части речи называется…  ­ «Имя числительное как часть речи»     (Запись   на доске, в тетради, показ на слайде презентации, карточка на кластер) I  ОЦЕНИВАНИЕ   ЗА   «ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ   РАЗМИНКУ»  (учитель определяет достижения каждого ученика в «Лингвистической разминке»: вешает яблоко соответствующего цвета на «Дерево достижений») 3. Целеполагание. ­Чем будем заниматься на уроке?  (Ответы детей: на какие вопросы отвечает, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль, находить в тексте, употреблять в речи и др.) ­ Зачем нужно изучать имена  числительные  тебе  лично? (Показывается  текст слайда  с целями урока) 4. Ситуация осмысления. ­ Мы уже имеем большой опыт по работе с частями речи. Думаю, что   поставленные на этом уроке цели мы с вами достигнем без труда. ­ А  можете вы   уже сейчас что­нибудь сказать об имени числительном? (ответы детей) ­ Воспользуемся планом ответа. О чём говорят эти 3 пункта? (на доске: I,   II, III) (Ответ детей: любую часть речи мы характеризуем по 3 частям ­ общее значение, грамматические признаки, синтаксическая роль) ­   Давайте   попробуем   определить   их   у   имени   числительного.     (Групповая   работа   с кластером: у каждой группы набор  карточек  из  цветного  картона, на которых указаны вопросы, грамматические признаки, синтаксическая роль разных частей речи, в том числе и числительных.  Группы за определённое время выбирают, на их взгляд, правильные ответы, выбирают того, кто будет отвечать у доски. Отвечающий  выходит и прикрепляет нужную карточку на правильное место). ­ Работаем в группах.  ­ Сколько времени нужно для выполнения работы?  (Приучаем детей чувствовать время, это им пригодится на экзамене)   5. «Открытие»  нового знания. а) Самостоятельная работа с учебником. ­ А теперь давайте проверим,  правильно ли вы всё определили и распределили. Откроем учебники на стр.43, §67, сверим получившийся кластер с правилом. (Дети самостоятельно читают правило, делают выводы) ­Что скажете? Что мы сделали правильно?  ­ Какая группа выполнила правильнее? Оцениваем друг друга. II  ОЦЕНИВАНИЕ   ЗА   «Работу   с   кластером»  (каждая   группа   определяет достижения   другой   группы   в   «Работе   с   кластером»:   представитель   вешает   яблоко соответствующего цвета на «Дерево достижений») ­ Чего не хватает? (Исправляем, добавляем в соответствии с правилом.  Выясняется, что ничего не знаем о количественных и порядковых числительных) ­ Прочитайте об этом в учебнике.  ­   Кто   уже   может   сказать,   в   чём   разница   между   количественными   и   порядковыми числительными? 6. Первичная проверка понимания изученного материала. а) Задание «Логическая цепочка»: определи, в какой строчке размещены количественные числительные, в какой – порядковые. На слайде: 1. три, семь, пять четвёртых, сто двадцать один 2. двадцать один, семь, пятёрка, четыре 3. восьмой, тридцать первый, сотый, двухэтажный 4. первый, семьдесят четвёртый, десятый, пятнадцатый ­ Почему не подходят 2­ая и 3­я строчки? (Там есть другие части речи) ­ Как вы это определили?  Какими приёмами различения частей речи будем пользоваться?  (Мой приём: существительными, прилагательными и  др. считать нельзя) б)   Самостоятельная работа с учебником. Выполнение упражнения 395.  (Групповая работа по рядам: имена  существительные  ­ 1 ряд, имена прилагательные – 2 ряд, имена числительные – 3 ряд)  ­ Сколько времени вам нужно для выполнения? ­ Проверяем. (Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями, сверяются с ответами на слайде, оценивают достижения одноклассников) ­ Давайте вместе придумаем глаголы (с опорой на образец в учебнике) III  ОЦЕНИВАНИЕ   ЗА  «Работу  с учебником»  (каждый   ученик     определяет достижение одноклассника в «Работе с учебником»: учитель (в целях экономии времени) вешает яблоко соответствующего цвета на «Дерево достижений») ­ Что вы можете сказать об употреблении имён числительных мальчиком в речи? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  в)  «Мозговой штурм» Работа с текстом (Возвращаемся к тексту о Робинзоне Крузо)     Но после того как я выходил в течение двух или трёх дней и не открыл ничего подозрительного, я сделался смелее.   Я решил ещё раз сходить на тот берег и сличить таинственный след с отпечатком моей ноги: если оба следа оказались одинаковыми, я мог быть уверен, что   испугался самого себя. Но  когда я пришёл на то место, где был тот второй  след, то для меня, во­первых, стало очевидным, что, когда я в тот раз вышел из лодки и возвращался домой,  я никоим образом не мог   очутиться   на   этой   стороне   берега,   а   во­вторых,   когда   я   для   сравнения поставил ногу на след, то моя нога оказалась значительно меньше его.   Я ушёл домой в полном убеждении, что на моём острове недавно побывали люди или, по крайней   мере,   один   человек.   («Жизнь   и   удивительные   приключения   Робинзона Крузо», Д.Дефо) ­ Ещё раз посмотрим в текст и выполним задания к нему.  ­ Найдите имена числительные в тексте (обращаем внимание на числительное «оба») ­ Определите, какие из них порядковые, какие количественные. ­ Каким членом предложения они являются? ­ Назови часть речи с цифровым значением. Встретилась ли она нам в учебнике? (Обратить внимание на слово «раз») ­ Назовите имя числительное в И.п. ­ Назовите имя числительное в Р.П. ­ С какой частью речи «дружит» имя числительное? ­ Много имён числительных встретилось в данном тексте?  ­ В книге о Робинзоне Крузо имена числительные встречаются очень часто. Как вы думаете, почему? ­ А вообще, как часто встречаются имена числительные в нашей речи? Как вы думаете?  В каком стиле? Чем подтвердите? (Например, много пословиц, поговорок, фразеологизмов: Один ум хорошо, а два ума лучше. Как две капли воды, наговорить с три короба, в два счёта и т.п.) Г)  Решение проблемной ситуации  «Перекрёстный опрос» (На слайде текст) ­ По частоте употребления в речи числительные занимают 8 место,  а всего 13 частей речи.   прилагательное).                     Название   числительное   является   производным   от   слова   «число»   и образовано   по   аналогии   с   наименованием   двух   других   именных   частей   речи (существительное,   По   частоте   употребления   в   речи числительные занимают 8­е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы?  В любом толковом словаре числительные приведены полностью,   и   новые   вряд   ли   появятся.   Но   это   ограниченное   количество   слов может  образовывать   неограниченное   число  сочетаний  для  обозначения  любого количества!          Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за   ними   реальные   факты,   цифры   могут   показаться   пустыми,   ненужными знаками.   Однако   это   не   так.   Цифра   «говорит»   с   нами   об   очень   многом:   она «знает», сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она «знает», сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что в Санкт­Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом.   Задание к тексту:  ­ Придумайте проблемный вопрос к данному тексту и задайте его своему однокласснику. Вопрос должен начинаться со слова «Почему…»  ­ Сколько времени нужно для выполнения этого задания? ­ У кого вопросы и ответы получились интереснее и грамотнее? IV  ОЦЕНИВАНИЕ ЗА «Перекрёстный опрос»  (каждый   ученик     определяет достижение одноклассника в «Перекрёстном опросе»: учитель (в целях экономии времени) вешает яблоко соответствующего цвета на «Дерево достижений»)     7.  Вторичная     проверка   понимания   изученного   материала.   Проверочная   работа «Письмо с дырками»  с  последующей  самопроверкой    (Даётся текст по теме  урока с пропусками.  Дети заполняют пропуски. На слайде ­ ответы)     количество и       Имя   числительное —   это   самостоятельная часть   речи,   которая   обозначает   число, 1.        предметов при счёте. Имя числительное отвечает на вопросы: сколько?   и ….  2.                           ? Числительные делятся  на  количественные и   …  3.           Имена числительные изменяются  по … 4.  . . В предложении имена числительные бывают….5.     V ОЦЕНИВАНИЕ ЗА «Письмо с дырками»  (каждый ученик   определяет своё достижение   в «Письме с дырками»: учитель (в целях экономии времени) вешает яблоко соответствующего цвета на «Дерево достижений») 8.  Рефлексия  ­ Достигли поставленных целей? ­ Нужно ли нам уточнять кластер по теме «Имя числительное»? ­ Запишите любой вопрос, на который вам бы хотелось ответить (на слайде).  Буду ли я обращать внимание на имена числительные и почему?  В какой сфере я чаще всего могу встретить имена числительные и почему?  Чем интересно мне изучение имён числительных?  О чём заставляют задуматься имена числительные?  О происхождении какого имени числительного мне хотелось бы разузнать?   9. Домашнее задание ­ Ответ на вопрос, который вы сейчас записали, и есть ваше домашнее задание.     1. Задание на знание лингвистической терминологии. 2. Работа с кластером «Имя числительное как часть речи» 3. Разграничение имён числительных и частей речи с цифровым значением. 4. Перекрёстный опрос: на общие сведения об имени числительном 5. Проверочная работа на знание материала об имени числительном.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017