Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
математика +1
6 кл
19.02.2017
Урок по теме "Имя числительное как часть речи" - первый урок в теме "Имя числительное", урок "открытия" нового знания. При разработке урока учтены требования к современному уроку в контексте реализации ФГОС. В основе - системно-деятельностный подход. Представлены все формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Имя числительное как часть речи.doc
МКОУ Репьёвская основная школа
Инзенского района
Ульяновской области
Конспект урока
русского языка в 6 классе
« Имя числительное как часть речи»
Автор:
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Пчёлкина Наталья Ивановна 2017 г.
Тема урока: Имя числительное как часть речи
Цель урока:
Дать представление об имени числительном как части речи
Задачи:
обучающие: научить доказывать принадлежность слова к числительному,
определять его синтаксическую роль, распознавать количественные и порядковые
числительные, разграничивать числительные и части речи с цифровым значением;
сформировать умение анализировать новую часть речи; сформировать
представление о словообразовательном потенциале имени числительного
развивающие: расширить представление об истории возникновения в речи имен
числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные
воспитательные: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка,
любовь к родному языку и его истории; интерес к чтению классической литературы
Планируемые результаты:
личностные:
обучающийся получит возможность сформировать умение
соотносить цели и результат
предметные:
обучающийся научится анализировать и характеризовать
общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль
имени числительного; распознавать количественные и порядковые числительные;
разграничивать числительные и части речи с цифровым значением
метапредметные: обучающийся научится извлекать фактуальную информацию
из текстов, содержащих теоретические сведения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Основной подход: системнодеятельностный
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная,
групповая
Образовательные технологии: ????????????????????????????????????????
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, учебник, презентация по теме, «дерево
достижений», карточки для задания «Письмо с дырками», карточки с текстами
Опережающее задание: анкета для гостей открытого урока
Ход урока
1.Организационный момент: приветствие, оформление записи в тетради (тема урока
пока не записывается) 2. Актуализация знаний.
1) Лингвистическая разминка
Итак, у нас сегодня открытый урок русского языка. А как называется наука о языке?
(лингвистика)
Из чего состоит лингвистика? (из разделов)
Какие разделы вы знаете?
А какой раздел изучает большие группы слов, объединённых общими признаками?
(морфология)
Как называются эти группы слов? (части речи)
Какие части речи вы знаете? (ответы детей)
Какие части речи «дружат» между собой?
2) Переход к теме урока
А сегодня мы в этот «коллектив друзей» изученных частей речи мы включим ещё одну.
Определим, какую. Её надо услышать и увидеть. (Учитель читает текст на слайде
презентации)
Но после того как я выходил в течение двух или трёх дней и не открыл ничего
подозрительного, я сделался смелее. Я решил ещё раз сходить на тот берег и
сличить таинственный след с отпечатком моей ноги: если оба следа оказались
одинаковыми, я мог быть уверен, что испугался самого себя. Но когда я пришёл
на то место, где был тот второй след, то для меня, вопервых, стало очевидным,
что, когда я в тот раз вышел из лодки и возвращался домой, я никоим образом не
мог очутиться на этой стороне берега, а вовторых, когда я для сравнения
поставил ногу на след, то моя нога оказалась значительно меньше его. Я ушёл
домой в полном убеждении, что на моём острове недавно побывали люди или, по
крайней мере, один человек. («Жизнь и удивительные приключения Робинзона
Крузо», Д.Дефо)
Какую часть речи вы увидели и услышали? (Ответы детей, но нужно подвести к понятию
«Имя числительное»)
Так какова же тема нашего урока сегодня? (Имя числительное)
И первый урок при изучении любой части речи называется… «Имя числительное как
часть речи» (Запись на доске, в тетради, показ на слайде презентации, карточка на
кластер)
I ОЦЕНИВАНИЕ ЗА «ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ РАЗМИНКУ» (учитель
определяет достижения каждого ученика в «Лингвистической разминке»: вешает яблоко
соответствующего цвета на «Дерево достижений»)
3. Целеполагание.
Чем будем заниматься на уроке? (Ответы детей: на какие вопросы отвечает, постоянные и
непостоянные признаки, синтаксическая роль, находить в тексте, употреблять в речи и др.)
Зачем нужно изучать имена числительные тебе лично? (Показывается текст слайда с
целями урока)
4. Ситуация осмысления.
Мы уже имеем большой опыт по работе с частями речи. Думаю, что поставленные на
этом уроке цели мы с вами достигнем без труда. А можете вы уже сейчас чтонибудь сказать об имени числительном? (ответы детей)
Воспользуемся планом ответа. О чём говорят эти 3 пункта? (на доске: I, II, III) (Ответ
детей: любую часть речи мы характеризуем по 3 частям общее значение, грамматические
признаки, синтаксическая роль)
Давайте попробуем определить их у имени числительного. (Групповая работа с
кластером: у каждой группы набор карточек из цветного картона, на которых указаны
вопросы, грамматические признаки, синтаксическая роль разных частей речи, в том числе и
числительных. Группы за определённое время выбирают, на их взгляд, правильные ответы,
выбирают того, кто будет отвечать у доски. Отвечающий выходит и прикрепляет нужную
карточку на правильное место).
Работаем в группах.
Сколько времени нужно для выполнения работы? (Приучаем детей чувствовать время,
это им пригодится на экзамене)
5. «Открытие» нового знания.
а) Самостоятельная работа с учебником.
А теперь давайте проверим, правильно ли вы всё определили и распределили. Откроем
учебники на стр.43, §67, сверим получившийся кластер с правилом. (Дети самостоятельно
читают правило, делают выводы)
Что скажете? Что мы сделали правильно?
Какая группа выполнила правильнее? Оцениваем друг друга.
II ОЦЕНИВАНИЕ ЗА «Работу с кластером» (каждая группа определяет
достижения другой группы в «Работе с кластером»: представитель вешает яблоко
соответствующего цвета на «Дерево достижений»)
Чего не хватает? (Исправляем, добавляем в соответствии с правилом. Выясняется, что
ничего не знаем о количественных и порядковых числительных)
Прочитайте об этом в учебнике.
Кто уже может сказать, в чём разница между количественными и порядковыми
числительными?
6. Первичная проверка понимания изученного материала.
а) Задание «Логическая цепочка»: определи, в какой строчке размещены количественные
числительные, в какой – порядковые. На слайде:
1. три, семь, пять четвёртых, сто двадцать один
2. двадцать один, семь, пятёрка, четыре
3. восьмой, тридцать первый, сотый, двухэтажный
4. первый, семьдесят четвёртый, десятый, пятнадцатый
Почему не подходят 2ая и 3я строчки? (Там есть другие части речи)
Как вы это определили? Какими приёмами различения частей речи будем пользоваться?
(Мой приём: существительными, прилагательными и др. считать нельзя)
б) Самостоятельная работа с учебником. Выполнение упражнения 395. (Групповая
работа по рядам: имена существительные 1 ряд, имена прилагательные – 2 ряд, имена
числительные – 3 ряд)
Сколько времени вам нужно для выполнения? Проверяем. (Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями, сверяются с ответами на
слайде, оценивают достижения одноклассников)
Давайте вместе придумаем глаголы (с опорой на образец в учебнике)
III ОЦЕНИВАНИЕ ЗА «Работу с учебником» (каждый ученик определяет
достижение одноклассника в «Работе с учебником»: учитель (в целях экономии времени)
вешает яблоко соответствующего цвета на «Дерево достижений»)
Что вы можете сказать об употреблении имён числительных мальчиком в речи?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
в) «Мозговой штурм» Работа с текстом (Возвращаемся к тексту о Робинзоне Крузо)
Но после того как я выходил в течение двух или трёх дней и не открыл ничего
подозрительного, я сделался смелее. Я решил ещё раз сходить на тот берег и
сличить таинственный след с отпечатком моей ноги: если оба следа оказались
одинаковыми, я мог быть уверен, что испугался самого себя. Но когда я пришёл
на то место, где был тот второй след, то для меня, вопервых, стало очевидным,
что, когда я в тот раз вышел из лодки и возвращался домой, я никоим образом не
мог очутиться на этой стороне берега, а вовторых, когда я для сравнения
поставил ногу на след, то моя нога оказалась значительно меньше его. Я ушёл
домой в полном убеждении, что на моём острове недавно побывали люди или, по
крайней мере, один человек. («Жизнь и удивительные приключения Робинзона
Крузо», Д.Дефо)
Ещё раз посмотрим в текст и выполним задания к нему.
Найдите имена числительные в тексте (обращаем внимание на числительное «оба»)
Определите, какие из них порядковые, какие количественные.
Каким членом предложения они являются?
Назови часть речи с цифровым значением. Встретилась ли она нам в учебнике? (Обратить
внимание на слово «раз»)
Назовите имя числительное в И.п.
Назовите имя числительное в Р.П.
С какой частью речи «дружит» имя числительное?
Много имён числительных встретилось в данном тексте?
В книге о Робинзоне Крузо имена числительные встречаются очень часто. Как вы думаете,
почему?
А вообще, как часто встречаются имена числительные в нашей речи? Как вы думаете? В
каком стиле? Чем подтвердите? (Например, много пословиц, поговорок, фразеологизмов:
Один ум хорошо, а два ума лучше. Как две капли воды, наговорить с три короба, в два
счёта и т.п.)
Г) Решение проблемной ситуации «Перекрёстный опрос» (На слайде текст) По частоте употребления в речи числительные занимают 8 место, а всего 13 частей
речи.
прилагательное).
Название числительное является производным от слова «число» и
образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи
(существительное,
По частоте употребления в речи
числительные занимают 8е место. Имя числительное – уникальная часть речи.
Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные,
прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены
полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов
может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого
количества!
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и
журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть
за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными
знаками. Однако это не так. Цифра «говорит» с нами об очень многом: она
«знает», сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года
новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она «знает», сколько ребят
учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что
в СанктПетербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен
принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит
китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита
выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в
нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом.
Задание к тексту:
Придумайте проблемный вопрос к данному тексту и задайте его своему однокласснику.
Вопрос должен начинаться со слова «Почему…»
Сколько времени нужно для выполнения этого задания?
У кого вопросы и ответы получились интереснее и грамотнее?
IV ОЦЕНИВАНИЕ ЗА «Перекрёстный опрос» (каждый ученик определяет
достижение одноклассника в «Перекрёстном опросе»: учитель (в целях экономии времени)
вешает яблоко соответствующего цвета на «Дерево достижений»)
7. Вторичная проверка понимания изученного материала. Проверочная работа
«Письмо с дырками» с последующей самопроверкой (Даётся текст по теме урока с
пропусками. Дети заполняют пропуски. На слайде ответы)
количество и
Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает число,
1. предметов при счёте. Имя числительное отвечает на вопросы: сколько? и …. 2. ?
Числительные делятся на количественные и … 3.
Имена числительные изменяются по … 4.
.
.
В предложении имена числительные бывают….5.
V ОЦЕНИВАНИЕ ЗА «Письмо с дырками» (каждый ученик определяет своё
достижение в «Письме с дырками»: учитель (в целях экономии времени) вешает яблоко
соответствующего цвета на «Дерево достижений»)
8. Рефлексия
Достигли поставленных целей?
Нужно ли нам уточнять кластер по теме «Имя числительное»?
Запишите любой вопрос, на который вам бы хотелось ответить (на слайде).
Буду ли я обращать внимание на имена числительные и почему?
В какой сфере я чаще всего могу встретить имена числительные и почему?
Чем интересно мне изучение имён числительных?
О чём заставляют задуматься имена числительные?
О происхождении какого имени числительного мне хотелось бы разузнать?
9. Домашнее задание
Ответ на вопрос, который вы сейчас записали, и есть ваше домашнее задание.
1. Задание на знание лингвистической терминологии.
2. Работа с кластером «Имя числительное как часть речи»
3. Разграничение имён числительных и частей речи с цифровым значением.
4. Перекрёстный опрос: на общие сведения об имени числительном
5. Проверочная работа на знание материала об имени числительном.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.