Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
17.02.2017
Методическая тема, над которой я работаю: «Развитие языковой и коммуникативной компетенции на основе дифференциации и индивидуализации». Языковая компетенция обеспечивает овладение системой русского языка (знаниями по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, грамматике – морфологии и синтаксису, стилистике). Коммуникативная компетенция предполагает овладение учащимися особенностями функционирования русского языка в устной и письменной форме, что реализуется в процессе решения следующих практических задач: овладения нормами русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); обучения учащихся умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Хочу проиллюстрировать работу над методической темой на примере одного урока по русскому языку.
Тире м-у пдл. и сказ 8 кл..doc
МКОУ Мировская СОШ
Урок
по русскому языку в 8 классе на тему:
«Тире между подлежащим и
сказуемым»
Учитель: А.И. Карамышева 16.10. 2014 г.
Использование уровневой дифференциации вносит в учебный
процесс определенные изменения, которые проявляются не только
в каких – либо особых методических приемах, применяемых
учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками.
В условиях этой технологии ученик это, прежде всего, партнер,
имеющий право на принятие решений (на выбор содержания
своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Совместная
деятельность учителя и ученика должна обеспечить возможность
каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или на
одном более высоком уровне по выбору ребенка. Главная задача и
обязанность учителя помочь
составить программу
самообразования, поставить познавательную задачу, адекватную
интересам и возможностям ученика, контролировать процесс
освоения, своевременно консультировать и корректировать
программу. При этом данная технология не ограничивает учителя
в выборе средств и методов обучения.
В условиях уровневой дифференциации обучения
целесообразно применять новые информационные технологии:
тесты, разноуровневые карточки, использовать на уроках русского
языка компьютеры. Использование компьютера на уроках
русского языка помогает учителю решать множество задач:
определение уровня обученности, работа по индивидуальному
плану, постоянный контроль за усвоением материала. При этом
учитель экономит время на проверке работ учащихся и имеет
возможность индивидуальной работы с каждым учеником.
Использование новых информационных технологий в обучении
русскому языку в условиях уровневой дифференциации позволило
обеспечить более высокий уровень знаний учащихся, сознательную
мотивацию учения,
положительное
эмоциональное отношение к уроку; разнообразить систему
обучения; повысить грамотность учащихся по русскому языку,
интерес к предмету,
2 подготовиться и успешно справиться с итоговым тестированием в
выпускных классах.
Сложность ЕГЭ в том, что он охватывает весь курс русского
языка. Кроме проверки орфографической и пунктуационной
грамотности проверяется владение нормами литературного языка,
применение теоретических знаний на практике,
умение
анализировать тексты, создавать собственный текст. Главным
инструментом проверки знаний при сдаче ЕГЭ является текст.
Поэтому я стараюсь использовать на уроках тестовые задания.
стилистике).
Методическая тема, над которой я работаю: «Развитие
языковой и коммуникативной компетенции на основе
дифференциации и индивидуализации». Языковая компетенция
обеспечивает овладение системой русского языка (знаниями по
лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, грамматике –
морфологии и синтаксису,
Коммуникативная
компетенция предполагает овладение учащимися особенностями
функционирования русского языка в устной и письменной форме,
что реализуется в процессе решения следующих практических
задач: овладения нормами русского литературного языка;
обогащения словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; формирования прочных орфографических и
пунктуационных умений и навыков (в пределах программных
требований); обучения учащихся умению связно излагать свои
мысли в устной и письменной форме.
Хочу проиллюстрировать работу над методической темой на
примере одного урока по русскому языку.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель:1) ознакомить учащихся с условиями постановки тире
между подлежащим и сказуемым; повторить виды
сказуемых;
2) развитие умений:
а) ставить знаки препинания между главными членами
предложения;
б) составлять предложения, в которых необходимо тире;
в) развитие речи учащихся;
3 3) воспитание интереса к чтению, любви к книгам.
Оборудование: опорные схемы, уровневые карточки, тесты,
компьютеры, выставка книг.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Актуализация.
Сегодня мы проведем урок – соревнование между двумя
командами.
1. Опрос.
1 команда. – Какое сказуемое называется с г с?
(Все учащиеся называют по 1 примеру).
2 команда. – Какое сказуемое называется с и с?
(Один ученик отвечает, остальные приводят по 1 примеру).
2. Тесты.
1) Книга поможет в труде, выручит в беде.
2) Всем хорошим во мне я обязан книгам.
3) Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.
1) Назовите предложения с с.г.с. (3)
2) Назовите предложения с п.г.с. (1)
3) Предложения с однородными сказуемыми. (1)
4) Предложения с однородными определениями. (3)
Проверка тестов.
1 вопрос объясняет 2 команда.
2 вопрос объясняет 1 команда.
3 вопрос объясняет 2 команда.
4 вопрос объясняет 1 команда.
3. Задания. (разные для команд).
1 команда – анализ предложенного текста.
Выполняет по 1 ученику у доски, остальные в тетрадях.
4 Человек, любящий и умеющий читать, счастливый
человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных
друзей. Друзья эти – книги.
Книги встречают нас в самом раннем детстве и
сопровождают нас всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно
совершенствоваться.
1)
2)
Подчеркните грамматическую основу. Определите, чем
выражены главные члены предложения.
Определите вид сказуемых.
(К. Паустовский)
О чем размышляет Паустовский?
А какую роль в вашей жизни играет книга?
2 команда. Уровневые карточки.
(Определите вид сказуемых; определите, чем выражены
главные члены предложения).
III. Усвоение нового материала.
1. Записывают тему урока.
2. – Почему в 1, 3 – ем предложениях (текст на доске)
ставится тире?
Чем выражены в этих предложениях подлежащие и
сказуемые?
3. Анализ предложений.
1)
2)
3)
4)
Читать – это не только узнавать факты. Читать –
значит вырабатывать вкус, постигать прекрасное.
(К. Федин)
Дело художника – рождать радость.
Паустовский).
Прочитать хорошую книгу – это огромная радость.
(М.Горький).
А ведь двадцать лет – треть человеческой жизни.
(К.
Чем выражены главные члены предложения?
В каких случаях между подлежащим и сказуемым
ставится тире?
5 4. Запись опорной схемы:
Сущ. – сущ.
Н.ф.гл. – н.ф.гл.
Сущ. – н.ф.гл.
Н.ф.гл. – сущ.
Числ. – числ.
5. Вывод: Опираясь на схему расскажите, в каких случаях
между подлежащим и сказуемым ставится тире.
IV. Физкультминутка.
Кое , либо , то , нибудь –
Черточки не позабудь.
И при таки , ка , и де –
Ставьте черточки везде.
Лишь к частицам бы, же, ли,
Черточки не проводи.
V. 1) Когда тире не ставится между подлежащим и
сказуемым?
Найдите главные члены предложения. Определите, чем
они выражены.
1. Озеро как зеркало.
2. Бедность не порок.
3. Он победитель конкурса.
Вывод: В каких случаях тире не ставится?
3)
VI. Формирование умений и навыков.
1.
Работа на компьютере.
2 текста: 1) теоретический, 2) практический.
Учитель диктует предложения.
2.
I команда. Записывает предложения с постановкой тире.
II команда. Записывает предложения без постановки тире.
6 1) Книга – источник знания.
2) Книга будто друг.
3) Слово – одежда всех фактов.
4) Хорошие книги – вот верные друзья.
5) Он читатель.
6) Читать вечером книги – мое любимое занятие.
7) Любимая книга словно сказка.
8) Чтение научной литературы не шутка.
9) Я писатель.
Проверить, объяснить.
3. – Наш следующий конкурс так и называется – «Я
писатель».
Кто лучше составит предложения (с тире). А в конце учитель
зачитывает высказывания выдающихся деятелей.
1) Слово – это одежда всех фактов, всех мыслей.
2) Основной мотив моей жизни – не прожить даром жизнь.
(М.Горький).
(Циолковский).
3) Читать – это не только узнавать факты. Читать –
значит вырабатывать вкус, постигать прекрасное.
(К.Федин).
4) Первая цель искусства – воспроизведение
действительности. (Чернышевский).
5) Чтение – создание собственных мыслей при помощи
мыслей других людей. (Рубакин).
6) Книга – лучший друг.
7) Книга – мост в мир знаний.
8) Книга – твой друг, без нее как без рук. (Пословицы).
Книга – одно из самых великих изобретений человеческого
ума – обогащает опытом нашу жизнь. Какое же счастье для
человека, что ему дана возможность дружить с книгой и
пользоваться ее неиссякаемой мудростью! (Б. Горбатов).
7 Книга – учитель, книга – наставница.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, вытекает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.
(В.Быков).
VII. Итог урока.
На какую тему мы сегодня писали, составляли
предложения, беседовали?
(Обратить внимание на выставку книг).
VIII. Домашнее задание на выбор.
1) Написать сочинение – миниатюру «Книга – мой друг».
2) Составить предложения на все случаи постановки тире.
IX. Вывод:
1. Когда между подлежащим и сказуемым ставится
тире?
2. Определить и поздравить победившую команду.
3. Выставить оценки в дневники.
8
Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.