Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
29.10.2018
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»
Данный урок является первым в изучении однокоренных слов. На уроке происходит знакомство с признаками однокоренных слов, дети учатся выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь и общность написания корней, подобраны задания для отработки навыка различать однокоренные слова со словами с омонимичными корнями.
русский язык Общее понятие об однокоренных словах.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  Мещерская средняя общеобразовательная школа Урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах» Разработал учитель Начальных классов Букин Иван Игоревич Цели:   ознакомить с признаками однокоренных слов;   учить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую  связь и общность написания корней;   учить различать однокоренные слова со словами с омонимичными  корнями;  учить находить, подбирать и образовывать однокоренные слова;   учить выделять общую часть родственных слов;  развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные слова;   развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление; Ход урока.  Орг. Момент Актуализация знаний. I. ­ Проверьте все ли готово у вас к уроку.  II. ­ Вспомните, какую тему мы закончили на прошлом уроке. Очень важно в жизни правильно  произносить слова и сочетания слов. ­ Выполните задания на карточках по этой теме. Вставьте вместо точек  предлоги. Пришел … школу, вышел … школы, приехал … город, выехал … города,  вошел… магазин, вышел … магазина, вышел … улицу, пришел … улицы,  пошел … концерт, пришел … концерта. Проверка по цепочке. III. Сообщение темы. (слайд 2) ­ Посмотрите на доску, вспомните, из каких частей состоит это растение. ­ Без какой части не сможет жить  растение? ­ Молодцы, основой растения является корень. ­ Для чего нужен корень растению? (он питает растение, укрепляет, держит его за землю, благодаря корню растения растут и развиваются) ­ Ребята, вы знаете, слова тоже состоят из частей. (слайд 3) ­ А какая из этих частей главная вы узнаете, послушав сказку. «Деревья из  слов».  Много­много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди  и думают: «Что с ним делать?». А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово  ВОЗ и стало оно расти.(слайд 4) Сначала один росток пустило, потом второй, третий… Много ростков  появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и свое в каждом  есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова  и увидели, что у всех у них одна общая часть. И решили тогда люди  назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали: от нее, как от корня дерева, образуются новые,  родственные слова. (Зачитываю слова) ­ Попробуйте сказать какая тема сегодняшнего урока. (Общее понятие об однокоренных словах) (слайд 5) IV. Изучение нового. ­ Ксюша, какая у тебя фамилия? Какая фамилия у папы, мамы, бабушки,  дедушки? ­ Кем вы являетесь друг другу? (родственниками) ­ Так вот и слова бывают родственными. ­ Как думаете, какие слова можно назвать родственными. (те, у которых  одинаковый корень) V. ­ Прочитайте название нового раздела. ­ Прочитайте вопрос Почемучки на странице 43. ­ Посмотрите на рисунок. Что изображено? Какой корень у этих слов? ­ Давайте прочитаем сведения о языке на странице 43. ­ Можем ли мы назвать их родственными?(выросли из одного корня) ­ Как по­другому можно назвать родственные слова? ­ Давайте прочитаем сведения о языке на странице 43. Работа с учебником. ­ Послушайте слова: час, часовщик, часок.  ­ Какая орфограмма в этих словах? ­ Наше чистописание посвящено правописанию сочетаний ЧА, ЩА.  ­ Запишите в тетради число, классная работа, пропишите чистописание. ­ Используя правило, выполните упражнение 291 на странице 43. (Записывают 4 человека у доски, по одному сочетанию) ­ Давайте сделаем вывод. Какие слова можно назвать родственными?  (слайд 6) ­ Приведите свои примеры. (лес­лесной­лесник; дом­домашний­домовой­ домик…). Запись примеров на доску, с выделением корня, показ  правильного обозначения.(Записывают дети) ­ Назовите корень этих слов. Общая (одинаковая) часть Родственные (однокоренные) слова                                                                                    Общее значение VI. Физкультминутка. ­ Я буду зачитывать пары слов. В одних парах родственные слова, в других  нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если  назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте.  Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо. Лес – лесник Река – плот Сад – садовый Дом – домашний Дом – дым Кот – котик Поле – полевой Гриб – грибной Обед – стол Стена – гвоздь. ­ А теперь подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар  родственных слов. (6 раз) VII. Закрепление изученного. ­ Послушайте рассказ «Родственники» (слайд 7) Встретились однажды гусь, гусыня, гусята и гусеница. ­ Вы кто такие? ­ Я гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто? ­ А я ваша тетя – гусеница. ­ Можем ли мы назвать слова гусь, гусыня, гусята и гусеница  однокоренными? ­ Посмотрите на доску, прочитайте слова. ­ Напишите, убрав в каждом ряду лишнее слово. (слайд 8) 1. Нос, носильщик, носик, носатый 2. Час, часок, часть, часовщик 3. Циркуль, цирк, цирковой, циркач. ­ Почему убрали эти слова. ­ У вас на столах лежат карточки с текстом. ­ Выпишите себе в тетрадь из этого текста однокоренные слова, выделите  корень в этих словах. К зиме папа купил мне лыжи. В ясный день мы поехали в парк. Через  весь парк проходит извилистая лыжня. Здесь много лыжников и  лыжниц. Скоро начнутся лыжные соревнования.  (Один человек у доски. Фронтальная проверка, сравнение с доской) ­ Посмотрите на доску. Прочитайте однокоренные слова. Напишите их в  порядке указанных значений. Выделите корень.(слайд 9) Повар, вареник, поварешка, варево, варенье. ______________ ­ ягоды, плоды, сваренные в сахаре. ______________ ­ горячее жидкое кушанье. ______________ ­ маленький вареный пирожок. ______________ ­ мастер по приготовлению пищи. ______________­ большая ложка для разливания жидкой пищи. (Записывают слова в тетрадь, выделяют корень) (слайд 10) ­ Составьте предложения с понравившимся словом. Зачитайте  ­ Ребята, вы в начале урока услышали сказку «Деревья из слов».  Попробуйте теперь сами посадить свои деревья. У вас на столах лежат  изображения деревьев, образуйте однокоренные слова и запишите их в  рамках. Задание выполняется в парах. VIII. Итог. ­ Мы с вами хорошо потрудились. ­ Что нового узнали сегодня на уроке? ­ Какие задания вы выполняли с удовольствием? (слайд 11) Продолжите мои предложения: (слайд 12) Я понял что … Было интересно … У меня получилось … Было трудно … Мне захотелось …  Домашнее задание: страница 44 упражнение 293, правило страница 43. Отметки за урок. Дополнительный материал: страница 44 упражнение 292. САД РЫБ МОР ДОМ ВОД ЛЕС ЦВЕТ ВОД ХОД Пришел … школу, вышел … школы,  приехал … город, выехал … города,  вошел… магазин, вышел … магазина,  вышел … улицу, пришел … улицы,  пошел … концерт, пришел …  концерта. Пришел … школу, вышел … школы,  приехал … город, выехал … города,  вошел… магазин, вышел … магазина,  вышел … улицу, пришел … улицы,  пошел … концерт, пришел …  концерта. Пришел … школу, вышел … школы,  приехал … город, выехал … города,  вошел… магазин, вышел … магазина,  вышел … улицу, пришел … улицы,  пошел … концерт, пришел …  концерта. Пришел … школу, вышел … школы,  приехал … город, выехал … города,  вошел… магазин, вышел … магазина,  вышел … улицу, пришел … улицы,  пошел … концерт, пришел …  концерта. Пришел … школу, вышел … школы,  приехал … город, выехал … города,  вошел… магазин, вышел … магазина,  вышел … улицу, пришел … улицы,  пошел … концерт, пришел …  концерта. Пришел … школу, вышел … школы,  приехал … город, выехал … города,  вошел… магазин, вышел … магазина,  вышел … улицу, пришел … улицы,  пошел … концерт, пришел …  концерта. Пришел … школу, вышел … школы,  приехал … город, выехал … города,  вошел… магазин, вышел … магазина,  вышел … улицу, пришел … улицы,  пошел … концерт, пришел …  концерта. Пришел … школу, вышел … школы,  приехал … город, выехал … города,  вошел… магазин, вышел … магазина,  вышел … улицу, пришел … улицы,  пошел … концерт, пришел …  концерта. Пришел … школу, вышел … школы,  приехал … город, выехал … города,  вошел… магазин, вышел … магазина,  вышел … улицу, пришел … улицы,  пошел … концерт, пришел …  концерта. Пришел … школу, вышел … школы,  приехал … город, выехал … города,  вошел… магазин, вышел … магазина,  вышел … улицу, пришел … улицы,  пошел … концерт, пришел …  концерта. Пришел … школу, вышел … школы,  приехал … город, выехал … города,  вошел… магазин, вышел … магазина,  вышел … улицу, пришел … улицы,  пошел … концерт, пришел …  концерта. Пришел … школу, вышел … школы,  приехал … город, выехал … города,  вошел… магазин, вышел … магазина,  вышел … улицу, пришел … улицы,  пошел … концерт, пришел …  концерта. К зиме папа купил мне лыжи. В ясный день мы  поехали в парк. Через весь парк проходит извилистая  лыжня. Здесь много лыжников и лыжниц. Скоро  начнутся лыжные соревнования.  К зиме папа купил мне лыжи. В ясный день мы  поехали в парк. Через весь парк проходит извилистая лыжня. Здесь много лыжников и лыжниц. Скоро  начнутся лыжные соревнования.  К зиме папа купил мне лыжи. В ясный день мы  поехали в парк. Через весь парк проходит извилистая  лыжня. Здесь много лыжников и лыжниц. Скоро  начнутся лыжные соревнования.  К зиме папа купил мне лыжи. В ясный день мы  поехали в парк. Через весь парк проходит извилистая  лыжня. Здесь много лыжников и лыжниц. Скоро  начнутся лыжные соревнования.  К зиме папа купил мне лыжи. В ясный день мы  поехали в парк. Через весь парк проходит извилистая  лыжня. Здесь много лыжников и лыжниц. Скоро  начнутся лыжные соревнования.  К зиме папа купил мне лыжи. В ясный день мы  поехали в парк. Через весь парк проходит извилистая  лыжня. Здесь много лыжников и лыжниц. Скоро  начнутся лыжные соревнования.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Общее понятие об однокоренных словах»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018