Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов
Оценка 4.7

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
технология
10 кл
01.05.2017
Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов
Разработка урока по технологии для 10 класса, на тему: "Метод контрольных вопросов". Урок включает в себя: актуализацию опорных знаний, изучение нового материала, практическую работу в группах и закрепление новых знаний. Урок по линии алгоритм успеха для 10-11 класса, базовый уровень.
Конспект урока по технологии в 10 классе.docx
17.3.2016 Конспект урока по  технологии в 10  классе Метод контрольных вопросов Х. Камышевка 2016 ГОД МБОУ Камышевская СОШ Конспект  урока по технологии 10 класс «Метод контрольных вопросов» Учитель: Безмогорычный М. С. Х. Камышевка 2016 г. Конспект урока по технологии в 10 классе. Тема урока: Метод контрольных вопросов. Цель урока: познакомить учащихся с еще одним методом активизации творческой деятельность ­ методом контрольных вопросов. Задачи:   ­   развивать   умение   критического   мышления,   умение анализировать и сравнивать; ­ научить учащихся пользовать данным методом в своей жизни; ­ воспитывать стремление к творчеству, новаторству. Тип урока: комбинированный. Оборудование: учебник технологии для 10­11 класса автор Симоненко В. Д., Н.В. Матяш и другие, презентация, компьютер, раздаточный материал. Ход урока 1. Организационный момент Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. 2. Актуализация опорных знаний На прошлом уроке мы познакомились с одним из процессов решения творческих задач.  Напомните мне, пожалуйста, как он называется? (Мозговая атака) Какие виды МА вы знаете? В чем суть данного метода? Как по другому называют мозговую атаку? Сколько групп бывает в процессе реализации задачи?  Чем занимается каждая группа? Сколько человек входит в одну группу? В чем суть метода обратной мозговой атаки? 3. Изучение нового материала Сегодня   мы   продолжим   знакомство   с   методами   решения   творческих задач и это метод контрольных вопросов. Метод   контрольных   вопросов   заключается   в   психологической активизации творческого процесса с целью нащупать решение проблемы при помощи серии наводящих вопросов. Он применяется с первой четверти XX века, его сущность состоит в том, что исследователь отвечает на вопросы, содержащиеся в предлагаемом списке, рассматривая свою проблему в связи с этими   вопросами.   Обычно   вопросы   отражают   наиболее   существенные проблемы, хотя, конечно, нельзя исключить возможности попадания в список поверхностных, т.е. слабых, несущественных вопросов. Благодаря   данному   методу,   творческий   поиск   ведется   более целенаправленно и организованно. Списки вопросов можно применять при проведении мозговой атаки для активизации генерирования идей, ответов. для формулировки     В практике изобретательской деятельности широкое распространение получили   универсальные   вопросники,   составленные   Л.Осборном, Т.Эйлоартом,   Д.Пирсоном,   Д.Пойа,   Г.Я.Бушем   и   др.   Их   много,   но объективно все они ­ своего рода "шпаргалка" изобретателю. МКВ   является   усовершенствованием   метода   проб   и   ошибок.   В сущности,   каждый   вопрос   является   пробой   (или   серией   проб). Составляя   списки   вопросов,   их   авторы,   естественно,   отбирают   из изобретательского   опыта   наиболее   сильные   вопросы.   Поэтому   МКВ сильнее   обычного   метода   проб   и   ошибок.   Но   отбор   вопросов   без понимания   внутренней   механики   изобретательства   приводит   к накоплению   в   списках   внешних,   поверхностных   вопросов.   Поэтому, область применения МКВ ­ задачи второго уровня. Сегодня на уроке мы попробуем поработать с данным методом. Но как  вы уже поняли осуществление метода контрольных вопросов без мозговой  атаки не возможно. 4. Практическая работа Я прошу вас разделиться на 2 группы по 3 человека. Сейчас мы будем  выполнять практическую работу. Откройте страницу 27 в вашем учебнике,  задание №1. Работать мы будем с 2 разными списками контрольных вопросов. Первая группа будет работать с вопросами А. Осборна, а вторая с вопросами  Т. Эйлоарта. Приложение №1,2. Вам необходимо будет придумать несколько способов решения вопроса  практической работы, опираясь на контрольные вопросы. На выполнение  работы вам дается 10 ­15 минут. После этого мы приступим к обсуждению. Высказывание идей. В чем разница этих вопросов? С какими работать легче, на ваш взгляд? 5. Подведение итогов урока Мы познакомились с методом контрольных вопросов? В чем суть  данной методики? Легче придумывать решения задач используя данные вопросы? Вы сегодня работали очень хорошо и заслуживаете хороших оценок. 6. Домашнее задание.  Параграф 4, стр. 26 ­28, вопрос №3 письменно. Приложение №1 Список контрольных вопросов по Эйлоарту: Перечислить все качества и определения предлагаемого  1. изобретения, изменить их. 2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные  3. принципы, новые предложения. Набросать фантастические, биологические, экономические,  4. молекулярные и другие аналоги. Построить математическую, гидравлическую, механическую и  5. другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналоги). Попробовать различные виды материалов, состояния веществ,  6. эффекты, виды энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту  и др.; теплоту, магнитную энергию, электрическую энергию, свет, силу удара и т. д.; различные длины волн, поверхностные свойства и т. п.; переходные состояния ­ замерзание, конденсация, переход через точку  Кюри и т. д.; эффекты Джоуля­Томсона, Фарадея и др. 7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические  совпадения. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном 8. деле людей. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все  9. рассуждения и каждую идею без критики. 10. Попробовать ''собственные'' (личные) решения: хитрое,  всеобъемлющее, расточительное, сложное. 11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ,  ехать, пить, есть, играть, играть в теннис­все с ней. 12. Бродить среди стимулирующей обстановки (выставки,  технические музеи, магазин для технического творчества),  просматривать журналы. 13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д., разных решений проблемы или разных ее частей, искать  проблемы в решениях или новые комбинации. 14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные. 15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения (скорее или  медленнее) размеров, вязкости и т. п. 16. В воображении залезть внутрь механизма. 17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые  изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто  совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения. 18. Чья это проблема? Почему его? 19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные  толкования этой проблемы имели место? 20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился? 21. Определить общепринятые граничные условия и причины их  установления. Приложение №2  Список контрольных вопросов А. Осборна:  1. Можно ли объект (идею) использовать по­другому?  Возможны ли  совершенно новые способы применения? Можно ли модифицировать  известные способы применения? Можно ли применить идею к чему­то  другому?  2. Можно ли воспользоваться аналогиями? Что напоминает объект?  Вызывает ли аналогия новую идею? Известны ли подобные проблемы и  решения, которые можно использовать? Что можно копировать? Что можно  имитировать?  3. Что можно изменить? Какие модификации объекта возможны?  Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота?  Какие возможны изменения назначения, функции, цвета, движения, запаха,  формы, очертаний?  4. Что можно увеличить? Что можно присоединить, добавить?  Возможно ли увеличение времени службы, воздействия? Можно ли увеличить размеры, прочность, толщину, громкость, объём, концентрацию, частоту,  высоту, длину, стоимость, расстояние? Можно ли повысить качество? Что  можно дублировать? Возможна ли мультипликация элементов? Возможны ли  увеличение, гиперболизация элементов? 5. Что можно уменьшить? Что можно убрать, заменить? Можно ли что­ нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, укоротить, сузить,  отделить, раздробить? Что можно сделать короче, мельче, светлее, тоньше?  Можно ли применить приём миниатюризации?  6. Что можно заменить? Что можно заменить и чем? Другой  ингредиент, материал, процесс, источник энергии? Другое расположение?  Другой цвет, звук, освещение? Можно ли использовать элементы другого  стиля, других времен?  7. Что можно преобразовать? Какие компоненты можно взаимно  заменить? Что можно поменять местами? Можно ли переместить отдельные  части, фрагменты? Можно ли изменить разбивку, разметку, планировку,  последовательность? Можно ли поменять местами причину и следствие?  8. Что можно сделать наоборот? Можно ли воспользоваться  противоположной по смыслу идеей? Как будет выглядеть объект в  зеркальном отражении? Нельзя ли поменять местами противоположно  размещенные элементы, изменить роли, функции?  9. Что можно скомбинировать? Можно ли сочетать эту идею с другой?  Может ли она стать частью чего­то большего? Какие цели, привлекательные  признаки можно комбинировать? Можно ли создать смесь, сплав, новый  ассортимент?»

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов

Конспект урока по технологии (10 класс) Метод контрольных вопросов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017