Конспект урока по технологии 6 класс Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»
Оценка 4.7

Конспект урока по технологии 6 класс Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
технология
6 кл
11.05.2017
Конспект урока по технологии 6 класс Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»
Данный урок - урок освоения новых знаний, разработан в соответствии с ФГОС. Цель урока: Развитие художественной творческой активности обучающихся посредством освоения технологии изготовления куклы "Колокольчик". На уроке ведётся диалог, сравнение современной куклы и народной. Учащиеся высказывают свои предположения. Пытаются определить тему урока.
Урок технологии Кукла оберег.docx
План – конспект урока технологии 6 класс Тема: Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик» Класс: шестой Тип урока: освоения новых знаний.  Цель урока: Развитие художественной  творческой активности обучающихся посредством  освоения технологии изготовления куклы Колокольчик. Задачи:   ­ познакомить с историей и изготовлением русской тряпичной куклы Колокольчик;   ­ расширять знания о видах декоративно­прикладного творчества, по истории народной  художественной культуры; ­способствовать  развитию эстетического и художественного вкуса, ­развитию индивидуальных и творческих способностей детей,  посредством освоения технологии  изготовления куклы Колокольчик; ­способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение  народного творчества, сохранение, возрождение и уважение к традициям  духовной культуры  русского народа; Планируемые  образовательные результаты: ­ учащиеся создадут куколку – оберег из ткани; ­ научатся планировать работу, совместно оценивать результат работы; Формирование УУД:          Личностные ­ мотивация учебной деятельности (социальная, учебно­познавательная и внешняя). ­ умение понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; ­  умение устанавливать связи между целью и результатом своей деятельности; ­ умение применять полученные знания и умения в практической деятельности Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем (изготовить куколку­оберег из ткани), используя технологическую карту в работе; выбирать действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации.  Познавательные:  выбор  наиболее эффективных способов  решения задач; в сотрудничестве с  учителем формулировать тему урока и цель своей деятельности; Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие (предлагать помощь и  сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности). Оборудование:  ПК;   мультимедийная презентация к уроку; интерактивная доска; Структура урока: 1. Организационный  этап. Актуализация знаний. 2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы урока. Целеполагание.   3. Мотивация. Этап усвоения новых знаний и способов действий  4. Изучение нового материала 5. Физкультминутка.  6. Практическая работа 7. Этап закрепления знаний. 8. Этап рефлексии. 9. Этап подведения итогов урока. Ход занятия. Учитель: Добрый день, дорогие ребята!хотелось бы урок начать со стихотворения Л. Рубальской 1.Организационный этап Фея знала свое дело И летая в небесах Днем и ночью то и дело Совершала чудеса.    Фея кукол создавала,     Мастерила, колдовала.     Все, чего она касалась     Оживало, просыпалось.  И в ее руках послушных Обретали куклы души. Ведь у кукол судьбы тоже С человеческими схожи.     А потом свои трофеи     Раздавала людям Фея.     Потому что это­средство     Чтобы вечно помнить детство. 2. Актуализация знаний (В руках учителя появляется  народная кукла колокольчик) Учитель: Девочки, что у меня в руках? (Ответы детей) (Появляется современная кукла.)  А сейчас?  Учитель: Что вы можете сказать об этих  куклах?     Учитель. Вам интересно  узнать,  как появилась кукла? Слайд 3. (Учебный видеоролик Кукла, кто она? Откуда родом? Время ­ 4:09 мин. Скачать  видеоролик можно здесь ­> http://www.youtube.com/watch?v=H2MaAXBBfAg )  Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Трудно сказать точно, но кукла  как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад – это подтверждают раскопки под  Новгородом. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежит маленькому  римлянину, жившему за 3000 лет до нашей эры. Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю  культуры, страны и традиции своего народа, отражая их движение и развитие. Условная  человекоподобная фигурка когда­то выполняла магическую роль, служила оберегом; являлась  символом счастья, добра, благополучия  и продолжения рода. Она участвовала в обрядах и  праздниках, в ритуальных событиях круга жизни, сопровождая рождение, свадьбу, уход к предкам.  Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут,  украшение – все эти её значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную  функцию общения. В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству.  Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах,  запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в  приданое. Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях, это куклы, которых делали с  использованием старинных техник и технологий. С давних времён кукол делали из травы, веточек и  лоскутиков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.  Матерчатая кукла ­ простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку",  тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков,  волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.  Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось  белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него  злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для нас. Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору. «Белолика, грудаста, и коса  есть непременно, и упряжена хоть куда» ­ образный перепев, «потешный» эталон «Бабьей красы»,  близкий по сути своей фольклорному образу «девицы – красавицы». Так что литературный образ  становится почти иллюстративным: Красна девица идёт,  Словно павушка плывёт,  На ней платье голубое,  Лента алая в косе. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами – великолепный образец  для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно – прикладному и  текстильному дизайну. Учитель: Какую роль выполняет кукла в вашей жизни? (Идёт диалог, сравнение  современной куклы и народной) В наш век куклы ­ это, чаще всего, детские игрушки.  С куклами играли все, как девочки, так и мальчики. Считалось, чем дольше играет ребёнок в куклы, тем богаче будет его семья. В кукле отразились народные представления о жизни предков, о мире, добре,  красоте. Условная человекоподобная фигурка  когда­то выполняла магическую роль, служила оберегом для  дома и семьи, являлась символом счастья, добра, благополучия  и  продолжения рода, защитой от бед, несчастий, сглаза. Учитель: В каждой семье находилось около 100 видов кукол – оберегов.     Учитель: Девочки,  что значит слово  ОБЕРЕГ? Где мы можем найти значение этого  слова? (Выслушиваются ответы детей) (На доске слова ОБЕРЕГ – ТАЛИСМАН) Значение слова  зачитывают дети. (Приложение) Дети: Оберег – амулет или волшебное заклинание,  спасающее, человека от  различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и   который  носят на теле в качестве талисмана. Учитель: В оберегах – целая философия, мудрость, веками накопленная нашим  народом. Учитель: Куклу  давали сыну, который отправлялся на службу в армию,  мужу — в дорогу, на войну.  Учитель: Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает ему  о доме, очаге. Учитель: Чем же являлась кукла для наших предков?                   От чего мог  защитить семью оберег? Постепенно  менялся  взгляд  человека  на  события,  происходящие  вокруг.   Менялись  быт,  утварь,  жильё  и  другие  аспекты  жизни.   Но  неизменённым  осталось  свойственное  людям  стремление  уберечь  свой  дом  и свою семью  от  невзгод.  3. Мотивация учащихся. Целеполагание. Учитель: Девочки, зачем мы говорим о куклах­оберегах,  Девочки, попробуйте сформулировать тему  урока, (Ученики    высказывают   свои   предположения. Пытаются  определить   тему  урока.) Учитель: Ваши предположения подтвердились,  тема занятия Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик» иначе её называют кукла Добрых вестей. Учитель.   Какова цель урока? (Ответы  учащихся) Учитель:  научиться изготавливать  куклу «Колокольчик» Учитель:  Откройте тетради. Запишите дату ­ сегодня 21апреля и тему урока Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик». 4. Изучение нового материала Слайд 4. Виды традиционных тряпичных кукол по назначению:  Слайд 4.  Игровые: Малышок – голышок, кукла с косой.  Слайд 5. Обрядовые: Масленица, Свадебная.  Слайд 6. Обереговые: Вепсская (Кормилка), Колокольчик. Колокольчик  С давних времён люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий сглаза.  Они умели делать обереги.  Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных  опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на  теле в качестве талисмана. Колокольчик – куколка добрых вестей. Её родина – Валдай. Оттуда и пошли  валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных  болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик  имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и  золотое. И счастье складывается тоже из трёх частей. Если телу хорошо, душе  радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка весёлая, задорная,  приносит в дом радость и веселье – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик,  человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в  нём радостное и весёлое настроение.  5. Физминутка (Любопытная Варвара): Любопытная Варвара (поднимают и опускают плечи) Смотрит влево, (Поворачивают корпус влево) Смотрит вправо, (Поворачивают корпус вправо)   Смотрит вверх,  (Поднимают голову вверх) Смотрит вниз, (Опускают голову вниз) Чуть присела на карниз, (Выполняют легкие полуприседания) А с него свалилась вниз! (Резко приседают) 6. Практическая работа Цель этапа:  изготовить куклу своими руками. Учиться работать с инструкционной  картой. Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения. Текущий инструктаж: Проверка организации рабочих мест учащихся; проверка соблюдения правил техники  безопасности при выполнении задания; инструктирование по выполнению задания в  соответствии с инструкционной картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся. Раздать дидактический материал: инструкционные карты, лекала 3­х кругов (~ 25х25 см;  20х20 см; 15х15 см), прямоугольника (~20х7 см). Технологическая карта изготовления куклы  колокольчика. 1. Слайд 7. Для изготовления куклы вам понадобится: лекало, кусочек ваты,  карандаш, ножницы, нитки, цветные лоскутики. Слайд 8. Вырезать из разноцветных кусочков ткани три круга разных диаметров. Слайд 9. В центр самого большого круга вложить вату или синтепон, привязать  Слайд 10. Получившийся свёрток обернуть лоскутком меньшего диаметра и также  2. 3. 4. колокольчик,   и туго обмотать ниточкой. плотно перевязать ниточкой.  Слайд 11. Вырезать из белой ткани небольшой прямоугольник  для лица и ручек.  Таким же образом обернуть куколку самым маленьким лоскутком. 5. Туго перевязать шейку.  Края белого лоскута завернуть на 1 см внутрь и перетянуть ниточкой, как манжеты. 6. Слайд 12. Вырезать и повязать нарядный платочек и куколка – Колокольчик  готова. 7. Закрепление знаний Что вы сегодня узнали нового? Какое предназначение имели куклы в жизни человека? Почему обереговые куклы были безликими? 1. 2. 3. Откуда родом и какую функцию выполняет кукла – оберег Колокольчик? Девочки, давайте вернемся к теме и цели урока. Как вы думаете, цель урока  4. 5. достигнута? 8. Рефлексия Учитель:  на столах лежат наборы бусин, украсьте свою куклу зелеными        бусинкой, если у вас все получилось,  желтой – вы испытывали небольшие  трудности, красной – урок не понравился. Выставление оценок Домашнее задание:  Пофантазируйте и напишите рассказ «Жизнь оберега» Любого, какой вам больше нравится, и на следующем уроке мы вас  послушаем. Учитель: девочки, спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы. Используемые ресурсы: пособие) 2011г. – 176с. 1. 2. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла (учебное методическое  http://clubs.ya.ru/4611686018427417901/replies.xml?item_no=17 История  тряпичной куклы 3. Видеоролик (слайд – шоу) «Кукла, кто она? Откуда родом?» автор:  Ишина Н.Н. http://www.youtube.com/watch?v=H2MaAXBBfAg  4. Школа физминуток. /Авт.­сост. В.И. Ковалько . – 2­е изд., перераб. –  М.:ВАКО, 2013. – 234 с. – (Мастерская учителя)

Конспект урока по технологии 6 класс Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»

Конспект урока по технологии 6 класс Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»

Конспект урока по технологии 6 класс Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»

Конспект урока по технологии 6 класс Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»

Конспект урока по технологии 6 класс Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»

Конспект урока по технологии 6 класс Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»

Конспект урока по технологии 6 класс Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»

Конспект урока по технологии 6 класс Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»

Конспект урока по технологии 6 класс Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»

Конспект урока по технологии 6 класс Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»

Конспект урока по технологии 6 класс Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»

Конспект урока по технологии 6 класс Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017