Конспект урока по теме "Что значит быть ответственным?" (4 класс, ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")
Оценка 4.9

Конспект урока по теме "Что значит быть ответственным?" (4 класс, ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
12.02.2017
Конспект урока по теме "Что значит быть ответственным?" (4 класс, ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")
Данный урок познакомит учащихся с понятием “ответственность”. Целью урока является развитие речи, мышления учащихся, умение работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать; воспитывать интерес к изучению моральных норм поведения людей, стремление быть ответственным, дружелюбное отношение друг к другу.
Что значит быть ответственным 4 класс.docx
Урок этической грамматики в 4 классе Тема: Что значит быть ответственным?» Цель: ­ познакомить с понятием «ответственность»; ­ показать жизненную необходимость этого качества; ­ побудить к ответственности за свои поступки. Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с текстом «Спасительный маяк», карточки «Маяк ответственности» по количеству учеников. Ход урока 1. Приветствие. 2. – Наше занятие начнем с текста, который лежит у вас на партах. Прочитайте его. (Дети читают рассказ М.А. Андрианова «Спасительный маяк»). Спасительный маяк       В рыбацкой деревне на берегу безбрежного океана жили два брата. Каждое утро они выходили из дому и направлялись к своей большой лодке. Проверив сети, они поднимали паруса и уплывали в бескрайние синие просторы океана. А вечером с уловом рыбы они возвращались в свой теплый уютный дом.      Но однажды вечером, когда братья заканчивали ловить рыбу, внезапно подул сильный ветер и на океане начался шторм. Порывы ураганного ветра поднимали огромные волны и с грохотом обрушивали их на лодку. Частые молнии пронзали темные тучи, а невиданной силы ливень казался сплошной серой стеной.      Оба брата очнулись на незнакомом скалистом берегу, когда солнце уже было высоко   в   небе,   и   стали   вспоминать   о   том,   что   же   с   ними   произошло.   Они вспомнили про внезапно налетевший ветер, про сильную бурю и про огромные пенящиеся волны, безжалостно кидающие их лодку на незнакомые скалы. Что было   после,   братья   не   помнили,   но   им   стало   ясно,   что   их   лодки   больше   не существует, а им очень повезло, что они чудом остались в живых. Теперь им надо было искать людей, чтобы узнать, в какой стране они очутились из­за бури, и в какой стороне находится их дом.          Поднявшись по крутому скалистому берегу, братья зашли в лес, но через несколько минут они вновь вышли к океану. Снова и снова они заходили в лес и, куда   бы   они   ни   шли,   все   время   выходили   к   берегу   океана.   Страшное предчувствие   братьев   вскоре   подтвердилось.   Да,   они   попали   на   небольшой остров, и кроме них на острове не было ни одного человека. Вдоль берега всюду валялись останки кораблей, доски, обломки мачт, выцветшие куски разорванных парусов,   а   иногда   даже   попадались   человеческие   кости.   Братья   поняли,   что скалы и подводные камни этого острова потопили не один корабль и погубили много   человеческих   жизней.   Скалы   таили   огромную   опасность   для проплывающих ночью кораблей.          Так братьям пришлось жить на острове, а на их долю выпало множество испытаний,   трудностей   и   лишений.   Они   жили   впроголодь,   питаясь   только молодыми   побегами   бамбука,   горькими   корнями   неизвестного   растения   и кислыми   плодами   незнакомого   дерева.   Спать   им   приходилось   в   шалаше, сложенном   из   веток   и   покрытом   листьями,   который   все   равно   не   спасал   от сильных дождей и ветров. Одежда братьев совсем износилась и представляла собой жалкие лохмотья, а огня, чтобы обогреться, добыть им было негде.          Как­то раз ночью, когда на море опять бушевал шторм, братья услышали слабые крики людей. Выбежав из шалаша, братья увидели вдалеке еле заметный в темноте белый парус тонущего корабля. Но помочь тонущим людям было никак нельзя. Через некоторое время человеческие крики стихли, и стало ясно, что все люди погибли.           Долго   не   могли   заснуть   братья   в   ту   ночь.   Они   все   время   вспоминали случившееся, отчаянные крики тонущих людей и вдруг поняли, как много горя приносят людям скалы этого опасного острова, как много слез льется из­за него в семьях моряков и рыбаков.      Встав рано утром, братья пошли к океану. Они увидели на берегу множество обломков и вещей с утонувшего корабля, среди них валялось огниво, с помощью которого   можно   было   разжечь   огонь.   Внезапно   чувство   долга   подсказало братьям,   что   на   острове   нужно   обязательно   построить   маяк,   чтобы   светить плывущим кораблям. Надо было, чтобы люди, увидев в темноте огонь маяка, успевали вовремя развернуть свои корабли и, проплыв мимо скал, спастись от смерти.          Вскоре над морем на самой высокой скале острова выросла сложенная из камней   башня.   Каждый   день   братья   собирали   на   острове   ветки   и   бревна,   а вечером на самом верху башни разводили большой костер. По очереди они всю ночь следили за костром, поддерживая в нем большое пламя. И так продолжалось несколько лет. Теперь уже скалы и подводные камни острова не топили корабли. Моряки  еще  издали   среди  ночной  темноты  видели  огонь  и  успевали  вовремя поворачивать свои корабли в сторону.      Однажды днем к острову подплыл парусный корабль и с него на берег сошли люди. Видя, как трудно братьям собирать ветки и бревна, а потом тащить их на высокую   башню   маяка,   люди   сжалились   и   предложили   братьям   бросить   свой тяжелый   труд   и   на   корабле   вернуться   домой.   Очень   хотелось   братьям возвратиться домой, но чувство долга и ответственности за жизни других людей не позволили им покинуть скалистый остров. Они хорошо понимали, что, уплыв с острова,  они  оставят  в  опасности  многих  людей.  Они  знали,  если  на  острове потухнет огонь маяка, то скалы и подводные камни острова будут, как и прежде, в темноте топить все новые и новые корабли с людьми. – Нет, плывите без нас, – ответили братья людям. – Здесь нам тяжело жить, но гораздо   страшнее   другая   тяжесть,   тяжесть   вины.  Если   мы   уплывем   с   вами   с острова и будем знать, что здесь продолжают тонуть корабли и гибнуть люди, то чувство вины наполнит тяжестью наши сердца.          Корабль уплыл, оставив братьям еду и необходимые вещи. А вечером, как обычно, братья взошли на свою башню, чтобы опять всю ночь светить кораблям и совсем незнакомым людям.          С того давнего времени прошло несчетное количество лет. В море теперь плавают   современные   теплоходы,   гигантские   танкеры   и   мощные   сухогрузы. Многое с тех давних пор позабылось людьми и навсегда потерялось в веках. Скалы   того   острова   уже   давно   разбиты   волнами   океана   и   не   существуют   на картах   моряков.   Но   время   оказалось   бессильным   перед   обыкновенным человеческим   подвигом.   В   сердцах   моряков   и   поныне   осталась   память   о   тех самоотверженных братьях, которые честно исполняли свой человеческий долг и светили людям до последнего дня своей жизни.      Может быть, и вы, увидев на берегу моря маяк, вспомните добрым словом тех братьев, которые добровольно взяли на себя заботу и ответственность за жизни чужих и совершенно незнакомых людей? Беседа по содержанию текста: ­ Встречались ли вам люди, похожие на этих братьев? ­ Какие качества не позволили братьям покинуть остров? (ЗАБОТА О ДРУГИХ, БЛАГОРОДСТВО, ЧУВСТВО ДОЛГА). ­ Посмотрите на доску. (СЛАЙД 1). ­ Ряд слов, который вы назвали, каким еще словом можно дополнить? (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ). ­ За что несли ответственность братья? 3. – Сегодня мы будем говорить о качестве, которое необходимо каждому. Это качество – ответственность и выясним, что значит быть ответственным. ­ А как вы понимаете, что такое ответственность? (Ответы детей). ­ Важно уметь держать ответ за свои слова и поступки в различных ситуациях. ­ А как значение этого слова объясняется в толковом словаре С.И. Ожегова? Прочитайте. СЛАЙД 3. ОТВЕТСТВЕННЫЙ: ­ несущий ответственность; ­   облачённый   правами   и   обязанностями   в   осуществлении   какой­нибудь деятельности, в руководстве делами; ­   имеющий   высоко   развитое   чувство   долга,   ревниво   относящийся   к   своим обязанностям; ­ важный, очень серьезный момент. ­ Словарь дает несколько значений этого слова. Какие из них более подходят к нашему занятию? ­ Всмотритесь, вслушайтесь в слово ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ­ Какое слово спряталось в нем? Верно, ОТВЕТ. ­ В чем важность ответственности как нравственного качества? ­ А как вы считаете, у детей есть ответственность перед другими? Перед кем и какая? ­ А ответственность перед собой? ­   Обратимся   к   вековому   опыту.   Прочитайте,   что   говорит   об   этом   качестве французский писатель А. де Сент ­ Экзюпери. (СЛАЙД 4). «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. ­ Почему? ­   Верно,   без   этого   качества   человек   может   оказаться   ненадежным, необязательным. ­ А что нужно в себе развивать, чтобы данное качество стало присуще каждому из вас? ­ Да, вы правы, всегда надо помнить о других, о том, как отзовутся на других твои слова и поступки. 4. – Текст, который вы читали в начале урока, называется «Спасительный маяк». У нас на занятии тоже зажегся МАЯК ОТВЕТСТВЕННОСТИ. СЛАЙД 5. ­ Такой маяк перед вами на партах. Выберите тот лучик этого маяка, за который вы хотели бы отвечать. Закрасьте этот лучик. Например, если вы возьмете ответственность за порядок в классе, что вы будете делать, и что получится в результате? ­ Будете убирать свой стол, доску, поливать цветы, следить, чтобы вещи лежали на своих местах; ­ в результате, вокруг будет порядок, вам скажут «спасибо», цветы будут всех радовать своей красотой. ­ А теперь подумайте, что вы будете делать, взяв ответственность за выбранный лучик. ­ Запишите. ­ Предположите, к какому результату приведет ответственное отношение к этому делу. (Работа детей). (Проверка работы). ­ Какие лучики закрасили? Что будете делать? Какой предполагаете результат? ­ Сегодня мы увидели, к какому результату приводит ответственное отношение к любому делу. 5. – Поднимите руку, кому было трудно в выборе лучика?  ­ Ответственность за какой лучик взять труднее всего? ­ Как вам кажется, были ли вы ответственны, когда решали какой лучик выбрать, а когда решали, как поступить? ­   Для   тех,   кто   еще   в   раздумье,   предлагаю   эту   неделю   назвать   НЕДЕЛЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. В течение недели оцените, как вы исполняете взятую на себя ответственность. На следующем уроке расскажите, что у вас получилось. Я верю в вас! ­ А теперь записывайте в свою рабочую тетрадь правила, которые помогут вам преобразовать себя, свой характер. 6. Напомните тему урока. СЛАЙД 6. ­ Что значит быть ответственным? ЭТО…готовность принимать решение, совершать действия, отвечать за них перед собой и другими ­ Трудно было бы вам повторить подвиг братьев? А закончить занятие хочется словами Ф.М. Достоевского «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех и за всё». ­ Спасибо всем за откровенность, доверие, соучастие в работе. Используемая литература: 1. Журнал «Этическое воспитание», № 4, 2012 г. 2. Баранов И.В. и др. «Нравственные ценности», Москва, Генезис, 2003 г. 3. Андрианов   М.А.   «Философия   для   детей   (в   сказках   и   рассказах)»,   Минск, Современное слово, 2003 г.

Конспект урока по теме "Что значит быть ответственным?" (4 класс, ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")

Конспект урока по теме "Что значит быть ответственным?" (4 класс, ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")

Конспект урока по теме "Что значит быть ответственным?" (4 класс, ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")

Конспект урока по теме "Что значит быть ответственным?" (4 класс, ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")

Конспект урока по теме "Что значит быть ответственным?" (4 класс, ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")

Конспект урока по теме "Что значит быть ответственным?" (4 класс, ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")

Конспект урока по теме "Что значит быть ответственным?" (4 класс, ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")

Конспект урока по теме "Что значит быть ответственным?" (4 класс, ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")

Конспект урока по теме "Что значит быть ответственным?" (4 класс, ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")

Конспект урока по теме "Что значит быть ответственным?" (4 класс, ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017