Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.
Оценка 4.6

Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
20.01.2017
Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.
Представленный мною урок является вводной частью к циклу уроков, посвящённых изучению поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри". На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством автора.В течении урока мы выясняем, какую роль в его судьбе сыграл Кавказ, обращаемся к его стихотворениям, посвященным Кавказу.
Урок №1 Документ Microsoft Word (2).docx
Урок № 1. Тема: М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта. Цели: ­ ­ ­ расширить знания учащихся о личности и творчестве Лермонтова; выявить роль Кавказа в жизни и поэзии его; развивать познавательную активность учащихся, навыки моноло- гического ответа, расширять круг чтения учащихся; ­ прививать любовь к литературе, творчеству Лермонтова, способ- ствовать развитию интереса к чтению. Оборудование: автопортрет Лермонтова (1837-1838), книги о Лермонтове, записи на доске, аудизапись романса на стихи Лермонтова «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу...». Ход урока I. Организационный момент. П. Вступительное слово учителя. Ребята, послушайте, пожалуйста, романс и попытайтесь определить на чьи стихи он написан. ( На стихи Лермонтова) Верно. О ком пойдёт сегодня речь на уроке?( О Лермонтове, о его жизни и творчестве) Да. Мы с вами начинаем говорить о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. С произведениями этого автора мы с вами знакомимся каждый год, начиная с 5-го класса. И вначале я хотела бы провести небольшое анкетирование. Ответьте, пожалуйста, на 4 вопроса: 1. Как и когда познакомились с поэзией Лермонтова? 2. Какие его стихотворения особенно вам близки? 1. В каких известных вам фактах биографии наиболее ярко проявил- ся характер Лермонтова? 2. Какие вопросы возникают у вас при чтении стихов Лермонтова? (Анкетирование показывает, насколько хорошо учащиеся помнят судьбу и творчество Лермонтова, насколько хорошо понимают его лирику и интересуются ею). III. Объявление темы урока. Сегодня на уроке мы не просто будем говорить о жизни Лермонтова, а попытаемся разобраться в том, какую роль в его судьбе сыграл Кавказ. Также обратимся к его стихотворениям, посвященным Кавказу. IV. Работа с учебником. Чтение и обсуждение статьи. Начнем свою работу со статьи «Певец Родины и свободы» (учебник литературы 8 кл., автор - составитель - Г.И. Беленький, 2000, стр. 135 -137). а) Беседа. ­ В чем, на ваш взгляд, проявилась многогранность личности М.Ю. Лермонтова? («Лермонтов... был разным и непохожим - среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, в сражении и в петербургской гостиной...». Учащиеся также отмечают многообразие стилистических приемов). ­ Почему автор статьи, И. Андроников, характеризуя образ Лер- монтова, так подробно говорит о его образованности и начитан- ности? (Не может быть подлинно великого художника вне куль- турных корней, вне системы знаний, исторических представле- ний, литературного опыта его эпохи). ­ Что дало И. Андроникову право утверждать, говоря о единствен- ном прижизненном издании произведений Лермонтова: «Никто еще не выступал в первый раз с таким сборником»? Безмерная строгость к себе позволила Лермонтову включить в сборник толь- ко лучшие свои произведения, и они были гениальны. Составление тезисного плана по вступительной статье. б) Примерный вариант. Образ Лермонтова. 1. «... Лермонтов действительно был разным и непохожим». 2. «Лермонтов исповедовался в своей поэзии». 1. «Историю протекших веков и все лучшее, накопленное русской и европейской культурой<...>Лермонтов усваивал с первого дня пребывания в пансионе». 2. «Взыскательность, строгость его по отношению к себе удиви- тельны». 5.«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека». V. Литературно-музыкальная композиция «Кавказ в судьбе Лермон- това». Учитель: Отдельным этапом в жизни и творчестве Лермонтова стали встречи с Кавказом. Кавказ для Лермонтова - это символ вольной, неукротимой, самобытной природы: это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; эта земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта. Образ Кавказа появляется в произведениях Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина. Некоторые ученики нашего класса подготовили литературно-музыкальную композицию «Кавказ в судьбе Лермонтова». 1. Звучит романс на стихи Лермонтова «Горные вершины». 2. Чтец 1. Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный <...> Ещё ребенком робкими шагами Взбирался я на гордые скалы, Увитые туманными чалмами, Как головы поклонников аллы. Там ветер машет вольными крылами, Там ночевать слетаются орлы; Я в гости к ним летал мечтой послушной И сердцем был товарищ их воздушный. 3. Чтец 2. О первой встрече с Кавказом Лермонтов расскажет сам. «Кто мне поверит, что я узнал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша была она или нет. Но ее образ и теперь хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут и играла с кузиной в куклы: моё сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни о чем еще не имел понятия, тем не менее, это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано!.. Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнения в лице: я плакал потихоньку без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату.<...> Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые; непринужденность - нет, с тех пор я ничего подобного не видел, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны... И так рано! В 10 лет! О, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!.. Иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! Но чаще - плакать». 4. Чтец 3. С тех пор прошло тяжелых много лет, И вновь меня меж скал своих ты встретил. Как некогда ребенку, твой привет Изгнаннику был радостен и светел, Он пролил в грудь мою забвенье бед И дружески на дружный зов ответил. 5. Чтец 4. Чтец 4. Чтец 2. Чтец 3. Ссылка на Кавказ под пули горцев последовала за запрещенное цензурой стихотворение «Смерть поэта». Шел 1837 год. Несмотря на трагизм происходящего, поэт радовался новой встрече с Кавказскими горами -«престолом природы». 6. Однако благие пятигорские впечатления вскоре заслонили картины войны... Валерик (Отрывок) ... Что нужды? Здешние полки Народ испытанный... «в штыки, Дружнее!» - раздалось за нами. Кровь загорелася в груди! Все офицеры впереди... Верхом помчался на завалы Кто не успел спрыгнуть с коня... «Ура» - и смолкло. «Вон кинжалы, В приклады!» - и пошла резня. И два часа в струях потока Бой длился. Резались жестоко, Как звери, молча, с грудью грудь, Ручей телами запрудили. Хотел воды я зачерпнуть... (И зной и битвы утомили Меня), но мутная волна Была тепла, была красна. 7. Из донесения командированию. «В делах 29 сентября и 3 октября Лермонтов обратил на себя особенное внимание отрядного начальства расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством, почему и поручена ему была команда охотников 10 октября; когда раненый юнкер Дорохов был вынесен из фронта, я поручил его начальству команду, из охотников состоящую. Невозможно было сделать выбора удачнее: всюду поручик Лермонтов, везде первым подвергался выстрелам хищников и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы. 8. Судьба хранила М.Ю. Лермонтова от нелепой пули. Бабушке же удалось тем временем выхлопотать для него отпуск. Но вскоре за первой ссылкой последовала вторая. В последний раз, покидая петербургский свет, Лермонтов, кажется, был уверен: любимые горы не подведут, помогут забыться, пусть не излечат, но притупят душевную боль. Но именно Кавказским горам суждено было стать безмолвными свидетелями трагедии. Вспоминает А.И.Васильчиков, секундант М.Ю. Лермонтова. «Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место по тропинке, <...> темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бегитау. Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде «марш». Зарядили пис- толеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову и скомандовали: «Сходитесь!» Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслонясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице Какие новые грани личности М.Ю. Лермонтова раскрылись для поэта перед дулом пистолета, же направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте <...>. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу. 9. Романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» - вас в данном биографическом материале? VI. Чтение и анализ стихотворения «Кавказ». а) Выразительное чтение стихотворения (читает подготовленный ученик). - лите биографическую основу стихотворения «Кавказ». Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетаются в стихотворении с величественностью песнопения благодаря использованию церковнославянских, книжных слов и форм. Опираясь на литературоведческий комментарий (учебник), выде- ­ Найдите эти слова и объясните их лексическое значение («Глас» - голос, «воспомня» - вспоминая, «летах» - годах, «отторгнуть» - отделить, отнять насильственным путем). ­ С чем сравнивает Лермонтов Кавказ? (Со «сладкой песней отчиз- ны»). ­ Подберите к слову «сладкий» синонимы, объясняющие его значе- ние в данной строке. Сладкий - сладкозвучный, мелодичный, приятный, отрадный, благозвучный, гармоничный, стройный. - М.Ю. Лермонтов любил вечер. Как вы думаете, почему вечер, упоминаемый в стихотворении, поэт назвал «розовым»? Какая картина встает перед глазами благодаря такому эпитету? (Величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца). - Определите стихотворный размер в данном тексте. U-U U-U U-U - - U-U U-U U-U U- U-U U-U U-U U- U-U U-U U-U U- U- (1-4 строки - четырехстопный амфибрахий, 5-я строка каждой строфы - двустопный амфибрахий). - Какого эффекта достигает поэт чередованием коротких и длинных строк? (Эффекта неровного дыхания как следствия волнения). - Какую композиционную роль выполняет в стихотворении строчка «Люблю я Кавказ»? (Она является рефреном, связывающим различные лирические темы главной, единой мыслью). VII. Итог урока. - Что мы с вами попытались доказать, проследить на уроке? (Кавказ сыграл огромную роль в жизни и творчестве Лермонтова). - Открыли ли вы сегодня на уроке что-то новое о жизни и творчестве Лермонтова? Что? VIII. Домашнее задание. 1.Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ». 2. Письменно докажите, что каждая встреча с Кавказом была для поэта судьбоносной, требовала наивысшего напряжения душевных сил. IX. Выставление оценок за урок.

Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Конспект урока по теме: "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017