Конспект урока по теме: Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.
Оценка 4.8

Конспект урока по теме: Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
искусство +2
Взрослым
01.05.2017
Конспект урока по теме: Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.
Данный материал представляет собой конспект урока по Истории театрального искусства, тема: Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма.На этом уроке учащиеся узнают, что такое литургическая драма и способы её постановки, что такое миракль и когда появляется этот театральный жанр. затем они узнают, что такое мистерия и как она стала универсальным жанром.Конспект урока по теме: Мистерии. Фарс. Литургическая драма.
Урок 25 История театра.doc
Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. Урок 25. Цель:   познакомить   учащихся   с   формами   драматических   произведений средневековой Европы. Ход урока I. Литургическая   драма (литургия   от   греч.   «служение», «общее дело»). Λειτουργία   –          История   религиозного   театра   западноевропейского   Средневековья начинается   с   жанра   литургической   драмы.   Борясь   против   остатков античного театра, в противовес сельским игрищам и гистрионам, церковь стремилась   использовать  действенность   и   зрелищность  театрального искусства   в  своих   целях.   Уже   в   IX   в.   театрализуется  месса, вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из жизни Иисуса Христа, начиная с его рождения и заканчивая погребением и воскресением. Именно из   этих   диалогов   стала   формироваться   ранняя   литургическая   драма, которая разыгрывалась посреди храма.       Постепенно литургическая драма стала существовать в двух ежегодно повторявшихся циклах, а именно рождественском и пасхальном.          В день Рождества Иисуса Христа выставлялась икона Девы Марии с младенцем и, например, разыгрывалась сцена «Поклонения пастухов». К иконе   подходили   священники,   изображавшие   евангельских   пастухов. Священник, который служил литургию, спрашивал у них, кого они ищут. Пастухи отвечали, что ищут Христа.        В пасхальной литургической драме разыгрывалась сцена 3­х Марий и ангела у гроба Христа. Их изображали 4 священника. Один из них в образе ангела спрашивал: «Кого вы ищете в гробу, христианки?». Марии хором отвечали: «Иисуса Назарянина, распятого, о Небожитель!» Ангел говорил им в ответ: «Его здесь нет. Он восстал, как предсказал раньше. Идите, возвестите,   что   Он   восстал   из   гроба».   После   этого   хор   пел   молитву, восхвалявшую воскресение Иисуса Христа. В дальнейшем литургическая драма   усложнялась   за   счет   разнообразия   костюмов   актеров,   создания «режиссерских инструкций» с точным указанием текста и движений. 1 Способы постановки         Литургическая драма являлась частью литургии и находилась в стилевом единстве с ней.            Исполнителями   литургической   драмы   были   исключительно   церковнослужители, первоначально монахи, а затем духовенство церквей и соборов. Разыгрывая ту или иную сцену Священного Писания, они следовали точным указаниям, во что им нужно одеться, в какой момент выйти, куда направиться и что продекламировать, точнее – пропеть: до XIII в. латинский текст не произносили, а пели, включая и прозаические части.     Ранние  литургические   драмы   были   насыщены  символами  и символическими   жестами.   Например,   монахам,   изображавшим   жен­ мироносиц,   предписывалось   покрывать   голову   накидкой,   а   в   сцене «Поклонение   пастухов»   Мария   и   младенец   Христос   изображались   при помощи   иконы,   устанавливаемой   на   алтаре.   Когда   число   исполнителей увеличилось, больше внимания стало уделяться костюмам. У волхвов были длинные белые бороды и широкополые шляпы. Воины, убивавшие младенцев, щеголяли блестящими шлемами. Иоанн Предтеча кутался в звериную шкуру.        В дальнейшем в исполнении литургической драмы наметился переход от  условного и абстрактно­поэтического изображения к более реалистичному.      Во­первых, персонажей драмы наделили диалектной, понятной местным  жителям речью.            Во­вторых, та же тенденция прослеживается и в оформлении зрелища. Например,   первоначально   для   изображения   Гроба   Господня   использовали алтарь. Позднее стали сооружать ящик из дерева, который помещали в алтаре или   в   одном   из   углов   церкви.   Звезда,   обязательная   для   инсценировки «Поклонения   волхвов»,   первоначально   изображалась   в   виде   светящейся короны, которую возлагали на алтарь, либо прикрепляли к верхушке шеста, находящегося в руках у предводителя процессии. Со временем звезду стал изображать   фонарик   с   горящей   свечой   внутри,   закрепленный   на   веревке, которую передвигал один из клириков по верхней галерее церкви, указывая путь к «яслям Иисуса». 2 II. К   религиозному   направлению во   второй   период   следует отнести миракль, мистерию и моралите. III. Миракль (от лат. miraculum – чудо)        Этот театральный жанр появляется на рубеже XII–XIII вв. В его основе – авторская   драма,   хотя   имена   многих   сочинителей   не   сохранились.   Сюжет миракля   не   имел   прямого   отношения   к   событиям   Священной   истории,   а сочинялся   на   основе   легенд   о   святых,   чудесным   образом   спасающих праведников. Так, в одном из первых известных мираклей «Игра о святом Николае» (1200 г.) имелись отзвуки крестовых походов. Когда христианин попал   в   языческий   плен,  Николай   Угодник   чудом   избавил   христианина   из плена. В этом же миракле более половины текста заняли бытовые комические эпизоды трех сцен в трактире, где воры пировали и делили награбленное. Мистерия (от греч. mysterium – таинство, служба, обряд)                Дальнейшее развитие средневекового театра ознаменовано развитием более универсального жанра – мистерии, который начинает свою историю с XIII в. Наибольшего расцвета мистерия достигла с XV до середины XVI вв. Она стала продуктом городской культуры и выросла из городских процессий в честь религиозных праздников. Из них постепенно складывалась площадная мистерия,   которая   уже организовывалась не   церковью,   а ремесленными цехами и муниципалитетами. Ее авторами были ученые­богословы, юристы и врачи. В мистериях участвовали сотни горожан. Представление длилось весь день, а крупные мистерии исполнялись в течение нескольких дней или даже месяцев.        Мистериальная драматургия делилась на три цикла:  1) ветхозаветную, 2) новозаветную и 3) апостольскую.               Ветхозаветные   мистерии   содержали   циклы   ветхозаветных   сюжетов, новозаветные   рассказывали   историю   рождения   и   воскрешения   Христа,   а апостольские мистерии строились по сюжетам из житий святых. Способы постановки                    В связи с тем, что исполнителями мистерий были в основном цеха ремесленников   у   каждой   профессии   была   возможность   проявить   себя. 3 Например,   сцену   «Всемирного   потопа»   ставили   рыбаки   и   матросы,   «Ноев ковчег» – судостроители, «Изгнание из рая» – оружейники. Все это сложное мистериальное действо устраивалось под надзором особого постановщика – руководителя игр. Игровым пространством мистерии был весь город. Приемы постановки: 1.инсценировка на передвижных телегах; 2.инсценировка на стационарной сцене на площади; 3.инсценировка в кругу амфитеатра. III. Фарс             Как во французском, так и в английском средневековом театре ярко выступает   смешной   элемент,   грубость,   а   иногда   и   вульгарность   которого составляет   его   отличительные   черты,   причем   во   Франции   происходит чередование   комического   и   драматического,   тогда   как   в   Англии   мы наблюдаем   смешение   того   и   другого.  Комизм   в   мистериях   Англии   скорее внутренний,   чего   нельзя   сказать   о   французском   смехе,   который   создал внешний по своим приемам фарс.        Со времени своего возникновения и до второй половины XV века фарс был   площадным,  плебейским.  И   только   потом,  пройдя   долгий,  скрытый путь развития, он выделился в самостоятельный жанр.         Название «фарс» происходит от латинского слова farsa, что означает «начинка». Такое название возникло потому, что во время показа мистерий фарсы вставляли в их тексты.  Заключение:             Средние века не знают профессионального класса актеров: бродячие певцы, плясуны менестрели, принимавшие иногда участие в представлениях, особого значения в масштабных литургических представлениях не имеют и стоят   особо,   являясь   некоторым   пережитком   отдаленного   прошлого.  Все театральное   дело   первоначально   находилось   в   руках   духовных   лиц, которые   писали,   режиссировали   и   представляли   пьесы.   Некоторые   из клириков   так   увлекались   сценической   игрой,   что   по   целым   годам   не   пренебрегая   своими   прямыми   обязанностями. совершали   служб, 4 Составлялись  иногда  странствующие  труппы  клириков,  которые ходили  из города в город, разыгрывая ту или иную мистерию. 5

Конспект урока по теме: Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017