Конспект урока по теме «Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица»
Оценка 4.8

Конспект урока по теме «Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
06.11.2017
Конспект урока по теме  «Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица»
презентация к уроку
урок по поэме Ахматовой.doc

Урок по теме  «Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица»

(тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»).

 

Цели: образовательная - провести филологический анализ лирического произведения поэмы Ахматовой «Реквием» в контексте эпохи и творчества поэтессы, показать художественные открытия А.Ахматовой;

развивающая - создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования, готовить учащихся к исследовательской деятельности;

воспитательная - прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать, не быть эмоционально глухими.

                                                       ХОД УРОКА

1.     Психологический настрой  Я хочу, чтобы все сегодня были довольны результатами своей работы на уроке. Мы будем не только слушать друг друга, но и слышать.

2. Вступительное слово учителя: формулировка темы урока, постановка целей.

Ребята, сегодня заключительный урок по творчеству А.А.Ахматовой и в качестве темы взята строка одного из её стихотворений «Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица». На мой взгляд, она выражает главную позицию Ахматовой как поэта: быть со своей страной, со своим народом, быть их голосом и совестью, особенно в моменты горести и скорби. Мы должны проанализировать поэму «Реквием» «как настоящую драму», пытаясь услышать «многоголосие»: голос поэта, матери и историка. Для достижения поставленных целей вами к уроку была проведена большая исследовательская работа как индивидуальная, так и групповая. Поэтому главная ваша задача  заключается в том, чтобы защитить свои выводы, заключения, высказать свои мнения

Поговорим о композиции и истории создания поэмы. Реализация д/з

Над поэмой «Реквием» Ахматова работала в 1934-1940 годах и в начале 60-х годов. По словам современников, он заучивался людьми, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Её переписывали от руки, и один из списков попал за границу и впервые полностью был опубликован отдельной книгой в Мюнхене в 1963г. В России эта поэма впервые напечатана в журнале «Октябрь» в №3 за 1987г. Реквием состоит из 10-ти стихотворений и предисловия, написанных в разное время (3060-е годы). Какие-то стихи датированы, все эти даты связаны с горестными событиями тех лет: арестом 1935г., второй арест 1939 год, приговор, хлопоты по делу.   Указано и место написания, а какие-то нет . У многих   стихов есть заголовки. Они имеют принципиальное значение и являются ключом, которым открывается вся поэма.   Главы «Вместо предисловия» и «Предисловие» помогают понять, что поэма написана по заказу, как когда-то «Реквием» Моцарта.

                   Что же означает слово «реквием»?  

Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что её поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа.

 

Эпиграф к поэме появился лишь в 1962г. (Голос А.Ахматовой). Как вы думаете, придал ли он какое-то новое звучание содержанию? В чём заключается его смысловая нагрузка?

Какие картины у вас вызывает слово – Родина.

- А какая Родина изображена у Ахматовой?

Родина – это живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных марусь»

Словарная работа.

Марусями называли в народе машины для перевозки арестантов, другое название «ворон» или «воронок».

- Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?

 ( Время репрессий, осужденных отправляли на каторгу, людьми овладевал стах.)

               1. Творческая  группа.   Осуждение тоталитарного режима в литературе 30-40 годов.

Тоталитарный _?

Тоталитарное государство -?   Признаки - ?

Голос А.А. Ахматовой («Вступление»)

«Реквием» Ахматовой - только одно произведение из   необъятной темы. («Мы» Е.Замятина, «Котлован» Платонова, «Архипелаг Гулаг» Солженицына, «Ночевала тучка золотая» А.Приставкина, рассказы В.Ф.Тендрякова, «Верный Руслан» Георгия Владимова , «Колымские рассказы» Варлама Шаламова и др.

Тема эта представлена во всех жанрах: проза, драматургия, поэзия. «Реквием» А.Ахматовой - лирическая поэма.

Это так называемая «возвращенная литература». Интересен тот факт, что в 1965 году М.Суслов, официальный идеолог тех лет, сказал, что арестованный цензурой роман Василия Гроссмана (та же тематика) «Жизнь и судьба» будет опубликован через 250 лет.

30-е годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких испытаний. Чудовищные репрессии 30-х годов, обрушившиеся чуть ли не на всех ее друзей, разрушили и ее семейный очаг: вначале был арестован и сослан ее сын, а затем и муж - Н.Н.Пунин.      

Историческая справка. Ежовщина. Ежов. ( Инд. Зад)

Сама Ахматова жила в эти годы под угрозой ареста. В длинных горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу сыну и узнать о его судьбе, она провела, по ее словам, семнадцать месяцев.    В глазах властей она была крайне неблагонадежным человеком: женой контрреволюционера Н.С.Гумилева, расстрелянного в 1921 году, матерью арестованного заговорщика Льва Гумилева и, наконец, женой заключенного Пунина.

Муж в могиле, сын в тюрьме

Помолитесь обо мне.

Историческая справка. Лев Гумелев. ( Инд. Зад)

Анализ глав  «Эпилог» 2ч, Вступление

Ахматова не могла не понять, что ее жизнь постоянно висит на волоске, и как миллионы других людей. Она с тревогой прислушивалась к любому стуку в дверь. Как ни странно, лишенная возможности писать, Ахматова испытывала творческий взлет.

Карточка- итог

2.     Творческая группа    Мать и сын в поэме «Реквием».

Анализ глав « Тихо льется тихий Дон», «»Нет, это не я…», «17 месяцев кричу…», «Приговор», Ахматова пробует увидеть страдания других людей со стороны, но от этого они не менее трагедийны- Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

- Почему Ахматова использует здесь образ стрелецкой женки?

Сообщение ученика о казни стрельцов с опорой на картину В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Вывод: обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русских женщин и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

Выражением всеобщего горя становится страшная ночь. Героиня поэмы словно заглядывает в зеркало и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под крестами, где столько «неповинных жизней кончается…» Стих заканчивается на полуслове, на многоточии. В следующем отрывке отчаяние матери, кажется, достигает высшей точки.

Выразительное чтение отрывка (V).

Всё перепуталось в её сознании, ей слышится «звон кадильный» видятся «пышные цветы» и «следы куда-то в никуда». Строфа «Легкие летят недели» датирована 1939 годом. Героиня пребывает в каком-то оцепенении. Все её мысли о сыне, общее у них сейчас – белые ночи, которые глядят в тюрьму, но приносят не свет и радость, а говорят о кресте и смерти. И обрушивается очередной удар – «Приговор».

Выразительное чтение отрывка (VII).

Женщина находится на грани жизни и смерти и как бы в полубреду пытается всё-таки найти выход. Но у героини нет сил жить  «опустелом доме», и она зовёт смерть.

                                 Ты всё равно придёшь – зачем же не теперь?

Так начинается следующая часть «К смерти».

·        В каком виде героиня готова принять смерть? (отравленный снаряд, гирьку бандита, тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» - самое страшное в то время). Но смерть не приходит – приходит безумие.      Уже безумие крылом

                                                                                Души накрыло половину,

                                                                                И поит огненным вином

                                                                                И манит в чёрную долину.

Карточка - итог

 

3.     Творческая  группа  Библейский масштаб заставляет мерить события самой крупной меркой, ведь речь идет об исковерканной судьбе народа, о геноциде, о миллионах безвинных жертв, об отступничестве от общечеловеческих норм. Но по каким-то неведомым законам пламя ее творчества взметнулось высоко и торжествующе. Уже в 30-е годы она писала на клочках бумаги стихи, названные ею впоследствии «Черепками». Они не были известны до 1989 года. Эти стихи очень близки к «Реквиему». Анализ глав 5-6, 10

Трагедия вызывает в памяти самое страшное из преступлений в истории человечества – распятие Христа. Так воплощается религиозно-библейская тема в поэме, хотя в смысловом отношении охватывает всё пространство поэмы. Ей предпослан евангельский эпиграф: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи».Эпиграф обрывается на полуслове. Молчаливое же страдание матери таково, что «туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел». Ахматова соединяет историю Божьего сына с судьбой собственного, и от того частное и общее, личное и общечеловеческое вновь – сливаются воедино. Богоматерь – заступница за людей. Найдите в тексте строки, где звучит этот мотив. Мотив заступничества пронизывает эпилог поэмы: И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною Этот мотив углубляется  и упоминанием «широкого покрова», сотканного для людей Но, видимо, даже мёртвый, настоящий поэт опасен для недостойных правителей. В поэме “Реквием” устами поэта гласит народ, об этом впрямую говорится в поэме          И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный  народ           Стихи звучат, как удары набатного колокола. Безгранично отчаяние матери, но она одерживает победу над палачами сына.

                      Карточка - итог

    Учитель.              Для поэта становился понятен невероятный размах зла. Народная трагедия была так огромна, что лишь вселенский масштаб мог передать ее глубину. Здесь не только библейские мотивы, но и исторические. Откуда пошло зло? Есть ли у него исторические корни? Эту преемственность пыталась исследовать Ахматова. Не может не обратить на себя внимание и удивительное единство двух трагедий: личное горе матери и общая трагедия страны и народа.

4.     Творческая  группа «Тема памятника»

Исследуйте тему памятника в нескольких стихотворениях поэтов   ХУШ- Х1Х веков и в «Эпилоге» «Реквиема» А.Ахматовой.

Перечитайте стихотворения Г.Р.Державина, Пушкина. Сравните их с «Эпилогом» «Реквиема». Анализ «Эпилога». В “Эпилоге” как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом. На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала её жизнь и её стихи.

Продолжите рассказ: Карточка - итог

   Итог урока.      Выводы

 

И. Бродский о творчестве А.А.Ахматовой:

    «В каком-то смысле за именем Анны Ахматовой стоял весь народ, чем объясняется популярность, что дало ей право говорить от имени всех людей и говорить с ними напрямую. Её поэзия, читаемая, гонимая, замурованная, принадлежала людям.

    Она смотрела на мир сначала через   призму сердца, потом через призму живой истории.» АХМАТОВА ВОЗВЕЛА АНТИПАМЯТНИК ЭПОХЕ своей поэмой «Реквием».

 

Рефлексия

 

Так что же для тебя «РЕКВИЕМ»—       Индивидуальное задание о репрессиях корейского народа  (Огай К о своих родственниках) 

    

 Продолжить «Реквием –это___________________________          

 

Домашнее задание (запись)


Урок по теме «Я голос ваш, жар вашего дыханья,

Урок по теме «Я голос ваш, жар вашего дыханья,

Главы «Вместо предисловия» и «Предисловие» помогают понять, что поэма написана по заказу, как когда-то «Реквием»

Главы «Вместо предисловия» и «Предисловие» помогают понять, что поэма написана по заказу, как когда-то «Реквием»

Сама Ахматова жила в эти годы под угрозой ареста

Сама Ахматова жила в эти годы под угрозой ареста

В каком виде героиня готова принять смерть? (отравленный снаряд, гирьку бандита, тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» - самое страшное в то время)

В каком виде героиня готова принять смерть? (отравленный снаряд, гирьку бандита, тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» - самое страшное в то время)

Творческая группа «Тема памятника»

Творческая группа «Тема памятника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017