ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Светлана Корелина свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Конспект урока по теме:"Основные сословия российского общества в XVII в."
Файл:

российские сословия в 17 веке.docx - Конспект урока по теме:"Основные сословия российского общества в XVII в."


Все файлы публикации > российские сословия в 17 веке.docx
Конспект урока по теме:"Основные сословия российского общества в XVII в."

Класс: 7
Тема: «Основные сословия российского общества в XVII в.»
Учитель: Корелина С.С.
Конспект урока истории
Цель урока: дать представление о сословной структуре российского общества в данный период,
иерархии сословий, особенностях каждого из них.
­ развивать логическое мышление в процессе формирования представлений об особенностях каждого
сословия;
­ воспитывать внимание и интерес к истории своей страны.
Основные понятия: барщина, белые слободы, черносошные крестьяне, оброк, крепостные, подворная
подать, ясак, приказные люди.
Важнейшие даты: 1649 г – Соборное Уложение
Оборудование: карта «Россия в XVII веке».
План урока:
1.Феодалы
2.Крестьяне
3.Городское население
4.Духовенство.
1.Оргмомент
2.Проверка д/з
1) Опрос по параграфу 16.
Ход урока.
­ Назовите новы черты в развитии сельского хозяйства
­ Какова была специализация районов России?
­ Какие изменения произошли в XVII веке в ремесленном производстве? Что такое
мануфактура? Какие мануфактуры вы знаете?
­ Каковы особенности торговли в XVII веке?
­ Какие же новые явления зарождались в экономике России?
2) Работа у доски с терминами:
Мелкотоварное производство, бобыли, мануфактура, всероссийский рынок, засечная черта.
3)Работа по карточкам:
№1: Последствия Смуты.
№2: Дайте характеристику развития мануфактурного производства в 17 веке.
3. Изучение нового материала.
В России наступают новые времена после окончания Смуты. На предыдущем уроке вы
рассмотрели, какие изменения произошли в экономике, т.е. в хозяйстве страны. Постепенно
налаживается жизнь в сельском хозяйстве, появляются районы, специализирующие на производстве
отдельных культур. Происходят изменения и в ремесленном производстве, появляются новый тип
предприятия – мануфактуры. Сегодня на уроке мы с вами охарактеризуем сословный строй
российского общества, постараемся определить права и обязанности основных сословий.

Конспект урока по теме:"Основные сословия российского общества в XVII в."

Тема нашего урока «Основные сословия российского общества».
А скажите, что такое «общество», «сословие»
.Задача класса, слушая рассказ учителя, заполнять таблицу.
Основные сословия российского общества.
Сословие
Состав сословия
Служба или повинность
Феодалы
Вотчинники
Помещики
Посадское
население
Духовенство
Крестьяне
Приказные люди
Приборные люди
Владельцы вотчины
Владельцы поместья
Несли государеву службу на
общих основаниях
Ремесленно­торговое население
городов
Платили налоги (тягло)
Белое (приходские
священники), черное (монахи).
Крестьяне вотчинников и
помещиков; монастырские и
церковные; черносошные .
Служащие государственных
учреждений.
Церковная служба. Белое
духовенство вносило платежи
церковным и светским властям.
Работали на земле и выполняли
различные повинности.
Служили в государственных
учреждениях. По статусу
приравнивались к дворянам.
Стрельцы, пушкари, городовые
казаки, проживающие в
приграничных районах и
городах.
Несли военную сторожевую
службу. Получали
государственное содержание.
Казаки
Военное население Дона,
Терека и Яика.
Несли военную службу.
Ясачные люди
Нерусские народы, платившие
ясак (дань пушниной).
Платили подать мехами.
Работа с документами.
Бояре.
До недавнего времени только мы были _________________ сословием в России, т. к. исправно
состоим на государевой службе. Представляя феодальное сословие, мы имеем родовые земельные
владения –__________. Царская власть относится к нам благосклонно, укрепляет наши ________на
землю и подвластных крестьян, так розыск __________ _________увеличен до 15 лет. А в 1649 году

Конспект урока по теме:"Основные сословия российского общества в XVII в."

Земский собор принял новое__________, по которому закреплялось вечное наше _______ на
зависимых крестьян, и запрещался переход от одного хозяина к другому. Мы этому очень рады. Но
нам принадлежит _____% крестьянских дворов.
И в отношении государственного управления, нас постепенно теснит _______________. К
сожалению, прежняя система замещения высших должностей в государстве, по родовитости
происхождения, так называемая ________________, в 1682 году была отменена окончательно.
Дворянство.
Мы, дворяне – главная ________царской власти. Мы исправно несём государственную службу, за что
царь жалует нам земли с крестьянами –__________. И мы тоже рады новому Уложению______ г, по
которому мы дворяне имеем _______ право на зависимых крестьян. И нам, принадлежит около ___ %
крестьянских дворов, и постепенно хозяевами земли и крестьян становимся мы.
И мы дворяне несказанно рады отмене ____________, т. к теперь феодалы уравнены в правах. И это
означает нашу победу в соперничестве со старой родовой знатью.
Крестьянство.
Основную массу населения по­прежнему составляем мы – крестьяне. Наше положение остаётся быть
трудным. Именно на наши плечи легло тяжкое бремя________. Среди нас есть _______________ и
черносошные. Владельческие являются полной собственностью дворян, _______, царской семьи и
______________.
Черносошные крестьяне лично свободные и несём мы только ______________ ________________.
Мы, крестьяне, живущие на землях бояр и дворян, полностью ____________от их произвола. И
имущество наше тоже принадлежит _____________. По Соборному Уложению 1649 г. вводился
бессрочный розыск беглых крестьян, что закрепило полное _____________________ право.
Мы отрабатываем барщину, платим натуральный и денежный оброк. Кроме работ в поместье
феодалов, нас привлекают к работам на________________________.
С каждым годом меняется система налогообложения: вместо поземельной подати введена
_____________подать. А земли у нас как было немного, так и осталось всего по 1­2 десятины.
Городское население.
Численность нас горожан в XVII веке выросла. Наряду с крепостями появляются ________.
Посадское население это ремесленники и торговцы, _______, стрельцы, дворяне и бояре.
Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые _________________ и купцы. Они
занимались торговлей, мануфактурным производством и также платили налоги и пошлины
государству. А мы мелкие ремесленники и торговцы несли всю тяжесть налогового бремени. Конечно,
было завидным положение боярских, дворянских и монастырских ________, которые в свободное от
службы время промышляли ____________ и ремеслом. Они, как и их хозяева были жителями белых
слобод и не несли повинности в пользу государства. Но в1649 г эти права белых слобод были
отменены и теперь все платят государственные __________. А жители черных слобод платят оброк
боярам и монастырям.
И среди нас горожан появляются зажиточные ремесленники, которые начинают применять
_____________ труд.
Духовенство.
Численность нашего сословия к концу XVII века значительно _______________. Число церквей и
монастырей по всей стране росло. В их владения входили земли с крестьянами. А с принятием

Конспект урока по теме:"Основные сословия российского общества в XVII в."

___________________ в конце XVI века Русская православная церковь стала полностью
__________________. И мы этим довольны.
Высшим слоем среди нас являются епископы, ________________ и митрополиты. Возглавляет
русскую православную церковь – патриарх Московский и всея Руси.
Мы, приходские священники, относимся к белому духовенству, самые многочисленные из
духовенства и мы ближе всех к ___________. Мы имеем право на семью и имущество. Наша
обязанность проповедовать слово Божие.
Черное духовенство – монахи, живущие в монастырях, подают пример служения Богу. Лично они
ничего не имеют, но монастырям принадлежат земли с крестьянами.
Наша церковь является крупнейшим ______________ земли. Конечно, Соборное Уложение 1649 г.
запретило церкви увеличивать владения и ликвидировало право белых слобод. Но всё равно церковь
остаётся быть крупным владельцем земли, ей принадлежало до _____ % земель.
4. Закрепление нового материала.
1: Главной опорой царской власти было:
1. боярство 2. дворянство 3. посадское население 4. духовенство
2: В Соборном Уложении:
1. подтверждался указ об "урочных летах"
2. восстанавливался Юрьев день
3. увеличивался срок розыска беглых крестьян до 15 лет
4. закреплялось вечное право феодалов на зависимых крестьян
3: Система местничества была окончательно отменена:
1. 1649г. 2. 1653г. 3. 1662г. 4. 1682г.
4: Повинности в пользу государства не несли:
1. черносошные крестьяне
2. жители белых слобод
3. мелкие ремесленники и купцы
4. владельческие крестьяне
5: Новое для России сословие:
1.стрельцы 2. казачество 3. купечество 4. наёмные рабочие.
6: Соборное Уложение было принято в:
1. 1645г. 2. 1649г. 3. 1654г. 4. 1667г.
7: Основным хозяином земли и крепостных крестьян стало:
1. боярство 2. духовенство 3. дворянство 4. представители царской семьи
8: В начале XVII в. была введена новая система налогообложения:
1. полюдье 2. ясак 3. поземельная 4. подворная
9: Главная обязанность служивых людей по отечеству (дворян):
1. военная служба 2. сбор налогов
3. участие в работе приказов 4. осуществление управления
10: Основную часть доходов казачество получало от:
1. занятия скотоводством и земледелием
2. промыслов
3. государственного жалованья и военной службы
4. части, положенного им государственного налога

Конспект урока по теме:"Основные сословия российского общества в XVII в."

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл