Конспект урока - ролевой игры(7класс, литература)
Оценка 5

Конспект урока - ролевой игры(7класс, литература)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
11.01.2017
Конспект урока - ролевой игры(7класс, литература)
Конспект урока – ролевой Тема. Запопрожская Сечь – идейный стержень повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков Вид урока: урок-исследование Цель урока: образовательная: формирование исследовательских, логических и аналитических способностей учащихся; совершенствование навыков работы с текстом и умения сравнивать и обобщать; развивающая: развитие коммуникативных навыков и навыков самооценки. воспитывающая: воспитание чувство патриотизма. Задачи:актуализировать знания о таких понятиях, как товарищество, героизм, патриотизм и т. д. развивать у учащихся познавательную активность через различные формы и виды работы; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой. выработка навыков исследования характеров персонажей натур, выявление традиций героической эпики прошлых веков в повести «Тарас Бульба».
Конспект урока Стафеевой Н. И. Запоржская Сечь-идейный стержень повести Тарас Бульба. (2).docx

Конспект урока – ролевой игры  учителя высшей категории  МОУ «СОШ № 8» Стафеевой Нины Ивановны.

Тема. Запопрожская Сечь – идейный стержень повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цель урока:

образовательная: формирование исследовательских, логических и аналитических способностей учащихся; совершенствование навыков работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

развивающая: развитие коммуникативных навыков и навыков самооценки.

воспитывающая: воспитание чувство патриотизма.

Задачи

актуализировать знания о таких понятиях, как товарищество, героизм, патриотизм и т. д.

развивать у учащихся познавательную активность через различные формы и виды работы;

помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.

выработка навыков исследования характеров персонажей натур, выявление традиций героической эпики прошлых веков в повести «Тарас Бульба».

Тип урока:: урок применения знаний, умений и навыков

 Вид урока: урок-исследование

 Формы обучения: общеклассная, индивидуальная, групповая.

Эпиграф: «Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы».

                                                           Ход урока.

1.Слово учителя. Цели урока.

Слайды  1-2.

-Сегодня мы проводим урок литературы в виде ролевой игры. Все в классе будут исполнять роли. Так как вопрос, котрый мы будем рассматривать очень сложный, разделим функции. Взглянем на рассматриваемую проблему с точки зрения историков, искусствоведов, языковедов, критиков, и, конечно, литературоведов. Литературоведами попытаются быть все.

Слайд 3.

Для Н. В. Гоголя Запоржская Сечь достойна самой высокой поэтизации.

Слайд 4.

Мы попробуем выяснить, как описание Запоржской Сечи связано с образным, идейным стержнем повести.

Слайд 5.

Н. В. Гоголь прославляет Запорожскую Сечь на протяжении всей повести. Остановимся на нескольких главах(2.3,4) – начало.

Когда читают это произведение, пристально следят за судьбой героев: Тараса  Бульбы, его сыновей. Но есть  ещё один очень важный образ – Запоржская Сечь.

Прежде всего спросим у историков, какие исторические факты связаны с Запоржской Сечью.

Слайды  6 - 8.

Выступление историков. (Возможный источник: Зверс Т. В. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»  или такой текст: «Повесть «Тарас Бульба» - результат серьёзного увлечения Н. В. Гоголя историей. Он использовал в своей повести реальные исторические события. Обратимся к древней истории нашей страны.

          Монгольское нашествие в середине 13 века, о котором мы говорили в прошлом году, привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на востоке (будущая Великороссия) оказались под игом ордынских ханов; позднее здесь вокруг Москвы возникло новое русское государство. Земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 году в результате Люблинской унии (союза) Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую. При этом южные земли Литовского княжества перешли в состав Польши. Это была будущая Украина. Древнерусские земли, оставшиеся в составе литовского княжества, - это теперешняя Белоруссия.

            С тех пор положение восточнославянского населения на этих землях сильно изменилось. Государственным языком Речи Посполитой был польский, религией – католицизм. Но большая часть населения Белоруссии и Украины оставалась православной. Со временем польские дворяне (шляхтичи) обзавелись на Украине земельными владениями, а украинские крестьяне стали их крепостными.

             В 1596 году в городе Брест-Литовском была заключена уния православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть папы римского. Однако значительная часть украинского населения не признала унию, начались преследования. Таким образом, украинцы находились и под крепостным, и под религиозным, и под национальным гнётом. Всё это приводило к частым восстаниям, главной силой которых были украинские казаки.

              Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили по южным границам московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев

 

-   

               Здесь возникло вольное казачье братство. В Сечи жилось вольготно. Запорожские казаки занимались охотой, рыбной ловлей, а больше всего любили отправляться военными походами на соседей – крымцев, турок, а то и поляков. Казаки сами выбирали и сами снимали своих начальников – кошевых и куренных атаманов. По сути, эта вольница была казачьей республикой. Казаки не признавали распоряжений польского короля, самостоятельно совершали походы, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Запорожцы и возглавили дело борьбы украинцев с Речью Посполитой.

                  В 1648 году гетман украинского казачества Богдан Михайлович Хмельницкий поднял казаков на восстание, они выступили из Запорожской Сечи, в первых же сражениях разгромили польскую армию гетмана Потоцкого. Понимая, что казакам одним не справиться, Хмельницкий обратился за помощью к России. В 1654 году Переяславская Рада (Совет) провозгласила переход Украины в подданство русского царя и принесла ему присягу на верность. Произошло воссоединение Украины с Россией.»).

 -Получается, что Гоголь в своей повести не стремится к точному воспроизведению исторических событий. Это неоднократно  указывали  исследователи и коментаторы повести: Гоголь относит действиеи и к 15, и к 16 векам, а имена даже к 17 веку (Потоцкий, Остроница).  Итак,  3 века.  Значит,  хотя Гоголь и пользовался историческими сочинениями, он не собирался воссоздавать историческую картину конкретного века.у автора иная цель – построить некий образ, эпический. Героический. Исследователи замечают, что писатель отдавал предпочтение другим источникам, например, народным преданиям, особенно украинским песням – думам. Докажите мне это.

 Слайд 9.

Выступление фольклористов.

Слова самого Гоголя (Н. В. Гоголь. Собрание художественных произведений в пяти томах,1960, т.2.Пимечания.Тарас Бульба, с.428-429)(Возможное выступление: «Хотя Н. В. Гоголь усердно и  всерьёз занимался историей, использовал исторические факты в произведении, в своей прозаической поэме он видел историю через песню своих современников – украинцев; он выступал здесь скорее ориентируясь на фольклор, чем на точные памятники прошлого.

Н. В. Гоголь писал 3 ноября 1833 года: «Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни…онивсе дают по новой черте в мою историю, все разоблачают яснее и яснее, увы! прошедшую жизнь и, увы! прошедших людей…» В статье «О малороссийских песнях» Гоголь писал: «Это народный источник, живая, яркая, исполненная красок, истина, обнаруживающая всю жизнь народа». В той же стате писатель на основе песен даёт характеристику казака, напоминающего образ Тараса Бульбы: «Упрямый, непреклонный, он спешит в степи, в вольницу товарищей. Его жену, мать, сестру, братьев – все заменяет ватага гульливых рыцарей набегов. Узы этого братства для него выше всего, сильнее любви».Гогль говорил о народных песнях, что каждый звук этих песен говорит ему «живее о протекшем. Нежели наши вялые и короткие летописи». Он продолжал: «Если бы наш край не имел такого богатства песен, я бы  никогда не писал истории его, потому что я не постигнул бы и не имел понятия о прошедшем, …история моя  была бы совершенно не то, что я думаю с нею сделать теперь». (Письмо историку И. И. Срезневскому 6 марта 1834 года)

Слайд 10.

Историки подтвердят эти суждения (Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.-Л. Просвещение,1966, с.224)

Доказать, что могучие характеры повести Гоголя – это следствие уклада жизни, воспитавшей эти характеры. Это конструирование картины условий рождения и формирования эпических героев, это картина эпической жизни.

-Как определить понятие «эпос»?

Слайд 11.

Энциклопедисты.  Эпос – обширное повествование в стихах или  прозе о выдающихся национально – исторических событиях. Историческо – героические песни, например, былины. Эпопея  в русской литературе 19 века уже угасает, но Гоголь воскрешает её)

Слайды 12 - 13.

Языковеды проанализируют, как представлена картина эпической жизни в повести.

( Возможный вариант.Глава 1. «..лишившись дома и кровли…стал здесь отважен человек». «Отважен – слово одобрительного, гордого, возвышенного колорита. Гоголь возвеличивает человека воли и битвы: «..когда на пожарищах в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете,  когда бранным пламенем: «грзные соседи», «глядеть прямо в очи», «бранное пламя», «объялся»,» древле», а не древне – всё это высокий стиль эпического повествования.

Ради чего это? Писатель хочет сказать современникам, какие характеры должны стать идеалом человека, уже привыкшего жить тихо, «правильно», мелко.

-Почему Гоголь относится к ним восторженно?

 -Почему, по мнению Гоголя, Запоржская Сечь достойна самой возвышенной поэтизации?

-Какие детали в поведении Тараса, въезжающего в Сечь, и в описании предместья подтверждают это?

Слайд 15.

( Казаки оправили коней. «Тарас приосанился,  стянул на себе покрепче пояс и гордо провёл рукою по усам». Гл. 2. Жанровая картина: фигура запоржца. «Закинутый гордо чуб его захватывал на пол – аршина земли. Шаровары алого дорогого сукна были запачканы дёгтем для показания полного к ним  презрения).

-Какое впечатление это производит? Что хотел сказать автор? Для чего так подробно описывает богатыря?(Увидели многое, характерное для З. С.: широту, независимость, презрение к богатству.Сравнение запоржца со львом – смел и мужественен, кода нужно. «Пышная фигура» вызывает восхищение, одобрение, улыбку – это «знак», символ запорожского казачества).

Слайд  16.

-Следующая картина продолжает первое впечатление, вводит в характеристику Сечи. Это титаническая бешеная пляска, котроая встречает Тараса и его сыновей и читателя тоже. Прочтем концовку этого описания: «Толпа чем далее росла; к танцующим приставали другие, и нельзя было видеть без внутреннего движения, как вся толпа отдирала танец самый вольный, самый бешеный, какой только видел когда – либо мир и который по своим мощным изобретателям понёс название казачка».

Слайд 17.

«Только в одной музыке есть воля человеку. Он в оковах везде. Он сам себе куёт ещё тягостнейшие оковы , нежели налагает на него общество и власть везде, где только коснулся жизни. Он – раб, но он волен только потерявшись в бешеном танце, где душа его не боится тела и возносится вольными прыжками, готова завеселиться на вечность».Это прославление воли, преодоления страха во имя разрушения оков рабства хотя бы в эмоции. Вся 3 глава прошита  как лйтмотивом темой народной воли.

-Звучит тема воли, тема мощи людей в атмосфере вольного коллектива. Используется гипербола: «..какой только видел… мир». Определение гиперболы?

-А, может быть, мы додумываем за автора, а он только описывал танец. Нет,  далее контраст.

-Что узнаёт Тарас о казаках, которыми интересуется? (Погибли, страшна смерть, суровая правда жизни.  Не легкомысленное развлечение). К счастью, Н. В. Гоголь  сам достаточно прокомментировал этот отрывок.  В  первой редакции повести  далее шли слова Гоголя ( цензура Николая Первого не допустила, чтобы они увидели свет)

- С чем ещё сравнивает автор  Сечь?( 3 глава)  (Со школой).

Слайд 18.

(«Веселость была пьяна, шумна, но при всем том это не был черный кабак, где мрачно-искажающим весельем забывается человек; это был тесный круг школьных товарищей. Разница была только в том, что вместо сидения за указкой и пошлых толков учителя они производили набег на пяти тысячах коней; вместо луга, где играют в мяч, у них были неохраняемые, беспечные границы, в виду которых татарин выказывал быструю свою голову и неподвижно, сурово глядел турок в зеленой чалме своей. Разница та, что вместо насильной воли, соединившей их в школе, они сами собою кинули отцов и матерей и бежали из родительских домов; что здесь были те, у которых уже моталась около шеи веревка и которые вместо бледной смерти увидели жизнь - и жизнь во всем разгуле; что здесь были те, которые, по благородному обычаю, не могли удержать в кармане своем копейки; что здесь были те, которые дотоле червонец считали богатством, у которых, по милости арендаторов-жидов, карманы можно было выворотить без всякого опасения что-нибудь выронить. Здесь были все бурсаки, не вытерпевшие академических лоз и не вынесшие из школы ни одной буквы; но вместе с ними здесь были и те, которые знали, что такое Гораций, Цицерон и Римская республика»)

Оппозиция школе - жизнь. Бурса – антижизнь. (Остап стал учиться под угрозой). В Сечи учат ратному икусству, но не только этому. Труд и не только ратный: « Не было ремесла, которого не знал казак…»

-Можно ли назвать Запорожскую Сечь семьёй?

 ( «Они приходили сюда, как будто бы возвращаясь в свой собственный дом, из которого только за час пред тем вышли».Тарас Бульба, полковник, - батько и не только для Остапа и Андрия. Кошевой – батько, куренные – батьки).

Суждения о дикости Запорожья Гоголь опровергает. Обучение отделилось от воспитания. Истинным учителем Остапа и Андрия становятся Тарас и Запорожская Сечь- то есть семья. В них совмещаются отец и учитель, мать и учитель. Как в природе, нет школ, учат детёнышей родители.

-Какой красивый образ подтверждает эту мысль? (Вот то гнездо…»)

-Чему учит эта семья – школа, каким нравственным правилам?

-Мы часто говорили с вами, что человек не может жить в обществе по своим, придуманным для себя нормам нравственности. Дополню: поведение человека соотносится  с социальными и историческими условиями  жизни общества. Неподчинения нормам морали неизбежно приводит  человека к конфликту с окружающим миром.

Слайд 19.

- Представьте человека, нарушающего даже простые нормы нравственности и реакцию на это  окружающих. В обстановке своеволия, казалось бы, не могло быть и речи о законах морали. Однако твёдое подчинение, нукоснительное следование простым, но строгим нравствным нормам и создавало в Сечи ту обстановку для выработки самосознания, самодисциплины, кторые так были необходимы этому разношёрстному войску и без чего запорожцы не могли бы существовать.

-Какими же были законы Запоржской Сечи и на что они были направлены?

-Что диктовало такие нормы поведения?

-Если казак проворовался? Что ждало не платившего вовремя должника? Как наказывали за смертоубийство?

-А разве запорожцы не грабили, не убивали во время набегов? Почему же так суровы законы: не укради, не обмани, не убей, кара – смерть.Эту беспощадную суовость можно объяснить только одним: огромная семья, которую представляло собой запорожское войско, должна была безгранично верить каждому из её членов. В тяжёлой, полной опасности жизни должна быть уверенность, что рядом надёжные, верные, способные прийти на помощь члены семьи.

-А представьте, как воспринималось предательство?

Не случайно всё описанное передано не от автора. Чей взгляд? (Остапа и Андрия)

Запорожская Сечь – республика.

 Что собой представляла? Как принимали в Сечь? Почему так просто?

(Свобода сечевиков, среди них нет никаких делений или различий, нет сословий (по Гоголю), нет классов, нет никакого неравенства). Сцена восхищает писателя  отсутствием бюрократии. Всё искусственное отпало. Свободная и стихийная демократия.

Слайд 20.

Народ приказывает собрать общенародное собрание. Кошевой слагает власть, уходит в толпу, кланяется. Выборы кошевого.

- Вспомним, для чего живёт современный Гоголю обыватель в его повестях?

 ( Есть, спать, коптить небо).

 - Для чего живёт запорожец? ( Кошевой не смог ответить казаку, и смещён за это).

Нельзя «чтобы пропадала даром казацкая сила, чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христианству не было от него никакой пользы…»

-Понять этот эпизод, воссоздать эмоциональный отклик нам, возможно, поможет картина И. Е. Репина « Запоржцы пишут письмо турецкому султану». Воссозданы другие события, но мы видим братское родство запорожцев и у Гоголя, и у Репина.

Слайд 21.

Выступление искусствоведов.

-Что же такое Сечь в поизведении Н. В. Гоголя?

Эпопея. Идея гармонии, идея единства отцов и детей, природы и человека, духа и плоти.

Круг. Для Гоголя чрезвычайно важна фигура круга, кольца. Круг защищает, спасает. Бурсака Хому Брута спасает очерченный им круг во время ночных молитвенных бдений в церкви.(«Вий») Переступить круг, нарушить его – погибнуть. В повести  « Тарас Бульба»

Крепость – кольцо,кольцо – два ряда телег. Андрий ломает утроенный круг и погибает. Рожение – смерть – круг замыкается. ( « Я тебя породил, я тебя и убью»)

 

-Поэтому оформим наши выводы в виде схемы, круга.

Слайд 22.

Запоржская Сечь…

Сечь – школа жизни. (Ратная удаль, трудовые навыки, духовность. Этот гармоничный мир противопоставляется скуке, бездуховности официального просвещения. От этого бежит Остап. Верность заветам отца.

Сечь – семья ( «гнездо»).Тарас – отец, батько целого полка, « детей» уупрямых, неласковых.

Сечь – это «тесный круг школьных товарищей. Разница была только в том, что вместо сидения за указкой и пошлых толков учителя, они производили набег на пяти тысячах коней…Разница была та, что вместо насильной воли, соединившей их в школе, они сами собой кинули отцов и матерей и бежали из родительских домов своих...»

Запоржье -  дом

Запорожская Сечь – остров. (У берегов острова Хортица). Все признаки островной жизни: исчерпывающее знание людьми друг друга, ясность их отношений, демократичность.

Сечь – Родина. Сечь – вера. Тихия удали получила эпическое направление( по морали 19 века). Идея борьбы ради Веры, Отечества. Любоввь к Родине вовсе не предполагает любви к человеку. Вера в Россию, по Гоголю, и есть Вера. «Нет, братцы, так любить, как русская душа…нет, так любь нкто не может!»

«Написать патриотическую книгу -  легко, написать хорошую патриотическую книгу – очень трудно».

Слайд 23.

Мы видим герб запорожской республики. Попробуйте  создать герб Запоржской Сечи, показанной, описанной Н. В. Гоголем в повести «Тарас Бульба», идейного стержня.

Задание на дом.

Нарисовать  герб  можно дома. Обязательно должен прозвучать комментарий к рисунку.

(Реальные варианты детских работ: гнездо, сабли, знамёна, орёл, расправивший крылья; восходящее над островом, окружённом водой, алое солнце; головы орла , ль ва и буквы

«З .С.» и т. д.)

Литература                                                                                                                                     Н. В. Гоголь. Собрание художественных произведений в пяти томахМосква,1960

Браже Т.Г. «Литература в школе: книга для учителя»,Мирс ИД,2008;пт сссс

Волков Сергей «Ответ читателю» газ. «Литература», «Первое сентября» 2002, №9;

«Гоголь в школе» сборник статей под ред. Голубкова В.В.М. , академия педагогич. наук,1954.;

 Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.-Л. Просвещение,1966

Зверс Т.В. «Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» М., «Просвещение» 1980;

Кирилюк З.В. «Я тебя породил» ж. «Русский язык, литература» Киев, 1990 №8;

Коровина В.Я. «Литература 7 класс» М, «Просвещение», 2008;

 «Конспекты уроков для учителя литературы 7 класс» М., гуманитарный издат. центр «Владос»,2003.;

Маранцман В.Г.»Проблемное изучение литературного произведения» М.,»Просвещение»1977;

Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» М. Директ-Медиа, 2008;

Махмутов М.И. «Проблемное обучение» М.»Просвещение»,1975;

Мещерякова Н.Я. «Нравственное воспитание школьников на уроке литературы», М., «Просвещение»,2002;

Савина Л.Н. «Уроки литературы в 7 классе» Волгоград «Учитель», 2003;

Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холокова Л.А. «Литература в 7 классе» М., ООО «Торгово-изд. Дом «Русское слово» 2003 г.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока – ролевой игры учителя высшей категории

Конспект урока – ролевой игры учителя высшей категории

Н. В. Гоголь прославляет Запорожскую

Н. В. Гоголь прославляет Запорожскую

Здесь возникло вольное казачье братство

Здесь возникло вольное казачье братство

Нежели наши вялые и короткие летописи»

Нежели наши вялые и короткие летописи»

Какое впечатление это производит?

Какое впечатление это производит?

Здесь были все бурсаки, не вытерпевшие академических лоз и не вынесшие из школы ни одной буквы; но вместе с ними здесь были и те, которые…

Здесь были все бурсаки, не вытерпевшие академических лоз и не вынесшие из школы ни одной буквы; но вместе с ними здесь были и те, которые…

А представьте, как воспринималось предательство?

А представьте, как воспринималось предательство?

Слайд 22. Запоржская Сечь…

Слайд 22. Запоржская Сечь…

Зверс Т.В. «Повесть Н.В.Гоголя «Тарас

Зверс Т.В. «Повесть Н.В.Гоголя «Тарас
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017