Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.
Оценка 5

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Оценка 5
Контроль знаний +4
docx
русский язык
10 кл—11 кл
10.03.2017
Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.
Производные имена существительные пишутся с одним или двумя Н в со-ответствии с производящей основой (сколько Н пишется в суффиксе про¬изводящей основы, столько же — и в имени существительном)От основы отымённых прилага-тельных: конопляный — конопляник, нефтяной — нефтяник. 2. От основы прилагательных, об-разованных от глаголов: путаный — путаник, ветреный — ветреникКонспект
Штильман СЛ Русский язык в старших классах.docx
Блок 13 (ОБ­13) Одна и две буквы Н в суффиксах слов и на стыке корня и суффикса ­Н­ ­НН­ Производные   имена   существительные   пишутся   с   одним   или   двумя   Н   в   со­ ответствии с производящей основой (сколько Н пишется в суффиксе производящей основы, столько же — и в имени существительном) 1. От основы отымённых прилага­ тельных:   — конопляник,   — нефтяник. 2.   От   основы   прилагательных, образованных глаголов: путаный   —   путаник,   ветреный   — ветреник 1. собственный — собственник, сонный — сонник. 2. От основы прилагательных, образованных от глаголов: избранный — избранник  От   основы   отымённых   прилагательных:  конопляный   нефтяной от     Примечание.  Написание   некоторых   существительных   следует   сверять   по   оловянный,   длинный,   старинный,  стеклянный,   станционный, словарю: мошенник, сребреник, бессребреник, труженик, гривенник 1. В суффиксах ­ЕНН­, ­ОНН­: 1. В суффиксах ­ИН­, ­АН­, ­ЯН­: куриный,   соловьиный,   кожаный, соломенный,   естественный, реакционный. масляный, серебряный, нефтяной. 2.   На   стыке   основы,   заканчивающейся   на   Н: 2.   В   словах:  багряный,   ветреный, синий, свиной, пряный, юный, румя­ сонный,   туманный, карманный.  ный, рдяный, пьяный, рьяный, зеле­ Исключения: ный  (НО  зеленная   лавка   —   лавка, где продаётся зелень) деревянный    Примечание. В кратких отымённых прилагательных пишется в суффиксе столько же   Н,   сколько   в   полных:  естественный  —  естественны,   ветреный   —   ветрена, безветренный — безветренны, юный — юны В  полных прилагательных,  образо­ ванных от глаголов: 1. Без приставок или с приставкой НЕ:   плавленый, масленый,   немощёный,   жареный, рваный. 2. Без суффикса ­ОВА­, ­ЁВА­:  клееный,   путаный. Кованый,   жёваный  (­ова­  и   ­ёва­ входят в состав корня). 3.   Без   зависимых   слов:  варёный, лужёный, слоёное, топлёное. 4. В устойчивых сочетаниях слов: посажёный отец, Прощёное воскре­ сенье. 5.   При   переходе   причастия   в   имя прилагательные:  писаная 3. Если к ним относятся зависимые слова: давно кошенный луг, полученное утром письмо. 4.   Если   слово   образовано   от   бесприставочного глагола   совершенного   вида:  решённый, брошенный, встреченный, конченное (дело). 5. неслыханный, 2.   Если   в   слове   есть   суффикс   ­ОВА­,   ­ЁВА­ шлифованный, корчёванный, балованный. 1.   Если   в   словах   есть   приставки,   кроме   НЕ: сдавленный, нескошенный, разбуженный. В полной форме отглагольных образований:   негаданный,   нечаянный,   В   словах    нежданный, невиданный,   линованный,  неглаженый,   бешеный,   изданный,     В кратких страдательных причастиях: В кратких прилагательных, образованных от глаголов: Они   капризны   и   избалованны,   следы   зайца Части речи е ы н ь л е т и в т с е щ у с   а н е м И е ы н ь л е т а г а л и р п а н е м И   ) е ы н н ё м ы т о ( е ы н ь л е т а д а р т с   и   е ы н ь л е т а г а л и р п   е ы н ь л о г а л г т О и н е м е р в   о г е ш д е ш о р п   я и т с а ч и р п е р а Н и ч Дети   избалованы   судьбой, замысловаты и запутанны я В наречиях на ­О и ­Е пишется столько же Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы 1 Интересный   —   интересно, бешеный   —   бешено,   ветреный   — Истинный — истинно, искренний — искренне, нечаянный — нечаянно ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ Тренинг 177. Определите, к каким частям речи относятся приведённые ниже слова с ­Н­, в том числе   и   ­НН­,   выделенные   курсивом.   В   зависимости   от   морфологической   принадлежности распределите их в таком порядке: 1) имена существительные; 2) отымённые прилагательные; 3) отглагольные прилагательные; 4)   страдательные   причастия   прошедшего   времени;   5)   наречия,   6)   субстантивированные существительные.  масленый  блин, Племянник,   решённая  задача,  разрешено,   двое  на   качелях,   смотреть  отрешенно,   картина, картинный,   картинно,   масляная  краска,  больной  поправился,   перчатки замаслены, халат выглядит замасленным, ветреный день, ветряная мельница, обветренное лицо, руки  обветренны,   на   второе  подали  жаркое,  колбаса  заветрена,   мошенник,   бесприданница, телеграмма  отправлена,  говорил   умно   и  сдержанно,   данное  слово   было  сдержано,  человек сдержанный,   подоконник,   откровенное  признание,  разоткровенничаться,  на   обед   подали заливное,  говорил  откровенно,  слова   его  откровенны,   откровенность,  море  взволновано штормом,   они   чем­то  взволнованы,  слова   его  взволнованны,   взволнованность,  говорил взволнованно,   заряженное  ружьё,   пушка  заряжена,   заряженность  на   работу,   говорил рассеянно,  семена  рассеяны  по ветру, на уроке они  рассеянны, рассеянность, мороженое  был очень вкусным. Тренинг 178. Объясните причину различного написания слов, выделенных курсивом. Овощи взвешены, его слова взвешенны, говорил взвешенно, конченный этап работы, конченый человек,  посаженный  тополь,  посажёный  отец, он говорил  обдуманно,  решение его  обдумано тщательно,  Прощёное  воскресенье,  прощённое  прегрешение,  кованый  сундук,  кованный  на передние ноги конь, ветреный день, ветряная оспа, безветренная погода, ветряная мельница, помещение  проветрено,   непрошеный  гость,  непрощённая  обида,  цена  книги,   книга  ценна, названый брат, названный членами жюри лауреат конкурса, длина отрезка, дорога длинна. Тренинг 179. Разберите слова по составу. Пустынный,   берестяной,   жёваный,   умалишённый,   былинный,   развешаны,   углублённый, балованный, организованы, гостиница, непросеянный, многочисленный, ураганный, негаданный, деревянный, мышиный, лиственница, проведены, сосредоточена, газированный. Тренинг  180.   В   зависимости   от   морфемного   состава   слова   распределите   приведённые   ниже слова по следующим группам: 1) корень+суффикс; 2)   корень+суффикс+окончание; 3)   корень+суффикс+суффикс;  4)   корень+суффикс+суффикс+окончание; 5) прист.+корень+суффикс+окончание; 6)  прист.+корень+суффикс+суффикс; 7) прист.+корень+суффикс+суффикс+окончание; 8)   прист.+прист.+корень+суффикс+окончание; 9) прист.+прист.+корень+суффикс+суффикс+окончание;  10)   корень+корень+суффикс+окончание; 11) корень+корень+суффикс+суффикс+окончание;  12)   прист.+корень+прист.+корень+суффикс+окончание.             Информация для размышления   гостиница,   свиной, Есть ли среди приведённых слов такие, которые не относятся ни к одной из 12­ти групп? Испуганный,   свежезамороженный, полуразрушенная,   истинно,   неестественны,   легкомысленная,   неблагоустроенная,   искренне, недостроенный,   беспрестанный,   блинный,   сверхъестественный,   путешественник,   вдвойне, заасфальтированная, усовершенствованный, неотшлифованный,   решённый,   неслыханный,   перочинный,   пристанционный,   бесприданница, поленница, бессребреник.   полукопчёная,   образованный, сельскохозяйственная,   неразгаданная,     Тренинг 181. Придумайте слова, которые соответствуют следующим моделям: 1) прист.+корень+ИРОВА+НН+ЫЙ. 2) корень+ЕН+НИК, 3) прист.+прист.+СЕЯ+НН+ЫЙ, 4) прист.+корень+А+НН+АЯ, 5) НЕ+корень+А+НН+0. 6) НЕ+ПРО+корень+Я+НН+ЫЙ. 7) СТАР+суффикс+суффикс+ЫЙ. 8) прист.+корень+корень+ЕНН+ ЫЙ, 9) НЕ+корень+ЕНН+Е. 10)ПРЕ+ПО+корень+НН+ЫЙ. Общее задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.  ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Уровень СЛОВА Тренинг 182 Запута_ный,   плавле_ный,   добавле_ный,   неиздан_ый, непроше_ный,   вяле_ная,   прикова_на,   за­   стреле_ный,   копчё_ный,   жёва_ный,   неспроше_ный, нагружен_ый,   путан_ый,   загроможде_ны,   вымуче_ный,   взбешё_ный,   затея_ны,   выреза_ный, выветре_ный,   свежевыкопа_ный,   озаре_ны,   перемеша_о,   зва_ный,   ослабле_ны,   настоян_ы, краде_ный, хвалё_ный, проторё_ные, ноше_ный, ворова_ный. Тренинг 183   согласова_ный,   замороже_ы, Естестве_ный,   серебря_ный,   безветре_ный,   земля_ной,   урага_­   ный,   были_ный,   ветре_ный, водя_ной,   змеи_ный,   таинстве_ны,   бли_ный,   искусстве_ная,   листве_ный,   стари_ный, реакцио_ный, конопля_ный, обыкнове_ны, ледя_ной, стеклян_ый, (новые) да_ные, карма_ный, глиня_ный, кури_ный, оловя_ный, ветря_ная (мельница), деревя_ный, кожа_ный, клюкве_ный, широче_ный,   пря_ный,   (обещания)   тума_ны,   петуши_ный,   безымя_ный,   экстре_ный,   нитяной, искре_ний, ржа_ной, кожеве_ный, сви_ной, платя_ной, недюжи_ный, эволюцио_ный, жжё_ный, име_ной,   льня_ной,   пламе_ный,   железобето_ный,   (звуки)   моното_ны,   производстве_ный, полотня_ный, (улыбка) искусстве_на, мыши_ный, ко_ный, секцио_ный, племе_ной. Тренинг 184 Племя_ник,   уче_ник,   бессребре_ница,   двой_ник,   листве_ница,   нефтя_ник,   поле_ница, ряби_ник,   родстве_ник,   сторо_ник,   со_ник,   дли_на   (отрезка),   были_ник,   путешестве_ник, дровя_ник,   моше_ник,   карма_ник,   бесприда_ница,   гости_ница,   дружи_ник,   дальто_ник, воспита_ник,   ставле_ник,   мороже_ное,   мали_ник,   ко_ница,   Масле_ица,   сребре_ник   (монета), прида_ное,   варе_ник,   великомуче_ник,   костя_ника,   юн_ость,   избра_ник,   ветре_ность, копчё_ность,   торфя_ник,   труже_ник,   имени_ник,   взволнова_ность,   оси_ник,   гриве_ник, покло_ник,   довере_ность,   пле_ник,   жема_ни­   ца,   избалова_ность,   совреме_ник,   соплеме_ник, изгна_ник, болезне_ность, подли_ник, восьмигра_ник, стра_ник, подоко_ник, (конь) коре_ник, тождестве_ность, пря_ность. Тренинг 185 (Говорить)   осмысле_но,   нечая_но,   тума_но,   неизме_но,   ветре_но,   дли_но,   необыкнове_но, стра_но,   величестве_но,   пламе_но,   неожида_но,   изумлён_о,   искре_не,   исти_но,   (смотреть) рассея_но,   време_но,   двойстве_но,   чи_но,   (говорить)   взвеше_но,   печаль_но,   изначаль_но, беше_но, действе_но, качестве_но, безнравстве_но, беспочве_но, естествен_о, таинстве_но. Тренинг 186 Кова_ные,   (поле)   полускоше_но,   свежемороже_ный,   решё_ный,   домотка_ный,   посажё_ный (отец), броше_ный, нечая_ные, пеклёва_ная (мука), купле_на, нежда_ный, конче_ный (человек), Прощёное   (воскресенье),   полукопчё_ная   (колбаса), нежела_ный, встрече_ны, балова_ный, незва_ный, непроше_ный. Тренинг 187   недрема_ное,   свяще_ный,   (око), Иллюстрирова_ный,   назва_ный   (брат),   корчёва_ный,   (вещи)   растеря_ны,   смышлё_ный, незва_ный   (именем),   прида_ное,   жела_ный,   неслыхан_ый,   беше_ный,   конче_ное   (дело), жжё_ный,   жареный,   кошеный,   непроше_ный,   писа_ная   (красавица),   ране_ый,   рассея_ный, мороже_ный,   свежезамороже_ный,   лишё_ный,   воору­   жё_ный,   взволнова_ный,   запруже_ны, организован_ы   (соревнования),   прописа_ный,   окова_ный,   стреля_ный   (воробей),   ветре_ный 3 (день),   отчая_ный,   коррумпирова_ный,   пуга_ная   (ворона),   сушё_ная,   дублё_ная   (кожа), вяза_ный   (жилет),   гримирова_ный   (актёр),   кипячё_ная   (вода),   нечита_ный   (рассказ), нехоже_ные   (тропы),   точё_ный   (профиль),   ликвидирова_ная,   плетё_ная   (мебель),   запуще_на (ракета),  (студенты)   рассея_ны,   посаже_ное   (дерево),   валя_ные   (сапоги),   сдержа_но (обещание), пря_ный (аромат). Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ Тренинг 188. Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Общественность   была   взволнова_на   этим   событием   —   говорить   взволнова_но   —   лицо   её было   вдохнове_но   и   взволнова_но,   вопросы   их   были   хитроумны   и   запута_ны,   движения   их красивы и согласова_ны, идеалы писателя прекрасны и возвыше_ны, следы зайца запута_ны, это мнение   ничем   не   обоснова_но,   она   вела   себя   очень   сдержа_но,   ходы   его   всегда   умны   и продума_ны, население (не) увере_но в завтрашнем дне, впадина эта образова_на тысячи лет назад,   произведение  его   прекрасно  и  возвыше_но,  действовали   они   согласова_но,  говорил  он запута_но   и   косноязычно,   его   порывы   были   сдержа_ны   старшими,   такие   поступки   вполне оправда_ны, стоял он на своём увере_но, соревнование организова_но прекрасно, решение это согласова_но   с   руководством,   слово   его   было   сдержа_но,   вельможи   эти   были   возвыше_ны самим   государем,   слова   его   сбивчивы   и   запута_ны,  говорил   он   увере_но,  это   мнение   вполне логично и обоснова_но, девушка очень умна и образова_на. Шлифова_ные прибоем камни, ране_ный в боях воин, вещь куплен_а в магазине, встрече_ный ими   поезд,   (не)   слыха_ная   популярность,   толчё_ная   в   ступе   пря_ность,   вещи   порва_ны   во многих местах, (не) конче_ное (во) время дело, аккуратно рубле_ная изба. Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ Общее   задание.  Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. К каким частям речи относятся  выделенные  полужирным  курсивом  слова?  Начертите  схемы второго и третьего предложений. Тренинг 189 1)   Отдыхая   в   м_шине,   гляжу   на   лес,   засыпа(н,   нн)ый   снегом,   ра_цвеч_(н,   нн)ый   лучами зах_дяшего  со_нца, и  ко  мне  во_вращается старая душевная мысль о том, что удержать эту крас_ту   можно   только   красками   и   что  тут  в   красках   всё   дело.   И   мне   в_помн_лось   одно подслуш_(н,   нн)ое   определение:   пр_странство   —   это   (цвето)   соз_дающая   сила.   2)   Только   в самое светлое время  утр_(н, нн)ий свет в_таёт раньше меня, но и то я всё (таки) встаю (не) пр_ме(н, нн)о до со_нца, когда даже обыкнове(н, нн)ые пол_вые и лесные берендеи (не) встали. 3) В истори_ Земли жизнь озёр очень кратк_време(н, нн)а: так вот было когда (то) прекрасное озеро   (Б,   б)ерендеево,   и   р_дилась   ска_ка   о   Берендее,   а   теперь   это   оз_ро   ум_рло   и   стало б_лотом. 4) Цветут т_поля, осины, меду(н, нн)ицы, волчье лыко и все первые цветы. 5) С утра был   светлый   день,  утр_(н,  нн)ик   скоро  ра_та_л,   и   к  (полу)   дню  ут_мит_льно   было   ходить   в ватном п_льто. 6) У нас перед домом намело огромный сугроб, и он л_жал на со_нце, с_ял, как (не) п_мятая лебеди(н, нн)ая грудь. 7) Все мы ч_тали, все мы так любили праз_ничные книги, написа(н, нн)ые труж_(н, нн)иками науки. 8) Ол_де(н, нн)елая, набитая к_пытами лош_дей и п_лозьями саней, зан_вож_(н, нн)ая д_рога ух_дила прямо в чистое море воды и (от) туда, в пр_зрачн_сти, показ_валась вместе с весе(н, нн)им обл_ком, пр_ображ_(н,нн)ая и пр_красная. 9) Я   наш_л   уд_вит_льную   берестя(н,   нн)ую  труб_чку.   10)  что   огромное больш_нство найд_(н, нн)ых нами брош_(н, нн)ых дупел  ра_пол_галось  (не) пр_ме(н, нн)о под оси(н,   нн)овым   грибком.   10)   Земля,   разрыхлё(н,   нн)ая   мур_вьиной   р_ботой,   покрылась брусникой,  а под яг_дой  зар_дился  гриб  и,  мало (по) малу  нап_рая своей  упругой шляпкой, подн_л (в) верх над собой целый свод с брусникой, и сам, соверше(н,нн)о белый, пок_зался на свет. 12) Х_зяйка моя  уже  пр_уче(н, нн)а и заинтер_сова(н, нн)а моими наблюдениями. 13) В заутре(н, нн)ий час были постро_(н, нн)ы пауком все радиусы круга, и на них у концов отведе(н, нн)о уже несколько кругов. 14) В утр_(н, нн)ей белой дали оз_ро лежит сов_рше(н, нн)о тихое, и д_лёкая лод_чка на нём движ_тся, как муха по пр_стыне. 15) Наслыша(н, нн)ые уже о только что открытой и (не) разведа(н, нн)ой ст_янке (перв_) бытного человека, наши след_пыты и (Р, р)обинзоны, ещ_ (н_) выходя на берег, вытащили из воды кто ч_репок, кто осколок кремня со сл_дами отделки рукой человека, кто каме(н, нн)ое орудие макролит. (М.М. Пришвин)  Зам_чат_льно, Тренинг 190 1) Казё(н, нн)ая палата от мужиков б_гата. 2) (Не) разумного учить — в бездо(н, нн)ую кадку воду   лить.   3)   Серебр_(н,   нн)ый   мол_ток   проб_ёт   железный   пот_лок.   4)   Алты(н,   нн)ого   вора вешают, а полти(н, нн)ого  че_ствуют.  5) Камзолы зелен_ы, а щи (не) соле(н, нн)ы. 6) Не б_ри прида(н, нн)ого, б_ри милу дев_цу 7) Суж_(н, нн)ую­ряж_(н, нн)ую конём (н_) об_ед_шь. 8) (Не) ви(н, нн)о вино, вин_вато пьянство. 9) Зва(н, нн)ый да жела(н, нн)ый гость мил х_зяину, а (не) жда(н,  нн)ый  да  жела(н,  нн)ый  —  (в)  двойне.  10)   Пуга(н,  нн)ая  ворона  и  куста   боит_ся.  11) Правда — кус заработа(н, нн)ый, а лож_ — крад_(н, нн)ый. 12) Человек (не) учё(н, нн)ый что топор   (не)   точ_(н,   нн)ый.   13)   Голосок   соловьи(н,   нн)ый,   а   жало   —   змеи(н,   нн)ое.   14)   Что отлож_(н,   нн)о,  то  потер_(н,   нн)о.   15)   Реш_(н,   нн)ого   дела   советом   не   поправ_шь.   16)   Что миром полож_(н, нн)о, тому и быть так. 17) За уч_(н, нн)ого двух (не) уч_(н, нн)ых дают, да и то не б_рут. 18) От одного порч_(н, нн)ого ябл_ка целый воз загнивает. 19) Обещ_(н, нн)ого три года   ждут.  20)   Дарё(н,  нн)ому   коню   в   зубы   не   смотр_т.   21)  На  обиж_(н,   нн)ых;   воду   воз_т. (Русские народные пословицы и поговорки) Уровень ТЕКСТА Тренинг 191. Вставьте пропущенные  буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Сделайте синтаксический разбор первого предложения, начертите его схему. Сделайте орфографический и   пунктуационный   разбор   второго   и   третьего   предложений.   Слова,   выделенные   полужирным курсивом, разберите по составу. Подберите синонимы к выделенным курсивом словам. ...Все до одной птиц_ в этом отд_лё(н, нн)ом от ц_вилизац_и крае видом точ_ (в) точ_ как наши, (н_) чего  особ_(н,  нн)ого  в них вроде (бы) нет. Скв_рец то (же) и ч_рный и нос у него ж_лтый и радужные отливы на перьях так карти(н, нн)о (ярки). И то (же) как петь соб_рается весь   раст_порщится   и   вот   (вот),   думаеш_,   с  волн_нием  ож_даешь   как   он   (по)   наш_му  (по) весе(н, нн)ему  защ_лкает   —   и   (н_)  чего  (н_)   дождёш_ся:   хр(е,   и)пит   и   больше   (н_)   чего.  А кукушка как (то) стра(н, нн)о кричит (н_) (ку) ку а (ке) ке. (Со) всеми ними Лувен  увлеч_(н, нн)о бесед_вал по утрам подкармл_вал и мне (н_) могла (н_) нравит_ся эта дружба и какое (то) родстве(н, нн)ое внимание (ко) всем живым сущ_ствам. Вып_лняя свой план мы тут (же) нарубили много вин_градных лимо(н, нн)ых и всяких лиан зак_птили эти в_рёвочки на огне. Тут же были (с, з)дела(н, нн)ы и налаж_(н, нн)ы санки что (бы)   можно   было   на   них   навалить   все   эти   лианы   и   без   особ_(н,   нн)ого  напряжения  ве_ти одному человеку. (За) долго до ра(с, сс)вета я уже был на (Т, т)ума(н, нн)ой (Г, г)оре и развёл сигнальный огонь. Мы   до   ночи   работали   перетяг_вая   свою  копч_(н,  нн)ую  в_рёвку   из   лиан.   Мы  дружно, с_гласова(н, нн)о делали общее дело: я обуч_(н, нн)ый (Е, е)вропеец способный быстро во всём разб_рат_ся   и   соверше(н,   нн)о  (не) избалова(н,  нн)ый  благами  ц_вилизац_и и  этот   искатель жень (шеня) человек  смышлё(н,  нн)ый  умудрё(н, нн)ый  опытом не только  знающ_й тайгу  и зв_рей но умеющ_й глуб_ко их пон_мать и соед_нять вокруг них всё в тайге своим родстве(н, нн)ым вн_манием. В смысле исти(н, нн)ой чел_веческой культуры я угад_вал в нём старшего и относился к нему с искр_(н, нн)им почтением. Мы возвр_щались к этому заброш_(н, нн)ому делу — пр_ручению животных — с накопл_(н, нн)ым за это время безмерным (не) слыха(н, нн)ым знанием и конечно и мы (н_) могли уже (н_) быть другими И (по) другому должно было  со_дават_ся дело которое не было заверш_(н, нн)о оконч_(н, нн)о наш_ми далёкими предками­д_карями ещ_ тогда на з_ре человеч_ской культуры. (270 слов) (По книге М.М. Пришвина «Женьшень) ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ  Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ Общее задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, напишите НЕ слитно или раздельно. Тренинг 192 Его   соплеме_ники   были   плохо  воспита_ны;  купле_ны   различные  копчё_ности,   мороже_ная рыба   и   пря_ности;   в   гости_ницу   доставл_н_ы   плавл_н_ые   сыры;   качестве_но   и   организовано провед_н_ы   соревнования,   ещё   (не)   кош_н_ая   трава,   вода   выкач_н_а   из   скважины, 5 пристрел_н_ое   ружьё,   (не)   проше_н_ые   и   (не)   зва_ные   гости,   (домо)   тка_ные   кафтаны   (не) слыха_ной дли_ны, его родстве_ник выглядел подавле_но и растер_н_о; лата_ный и порва_ный пиджак; облегч_н_о вздохнул, когда положение его было определен; дела_но и (не) естестве_но улыбался улыбкой муче_ника, внимание сосредоточ_н_о на вдохнове_ной речи свяще_ника, эти действия   были   предугаданы   и   предупреждены,   дрян_ая   девч_нка,   длин_а   поленнды   дров один_адцать   метров,   надеть   будён_овку,   чисто   прибран_ая   белён_ая   комната,   толч_н_ая   в ступе корица, кончен_ое дело, рублен_ая изба, непрошен_ая встреча, кончен_ый человек, его внимание   сосредоточен_о   на   пустяках,   я   наш_л   в   плавленом   сыре   косточ_ку,   фруктовое морожен_ое, свежеморожен_ые овощи, канон_к костёла, цельнокроен_ые домоткан_ые гладко­ крашен_ые   кафтаны,   дорога   длин_а,   Прощён_ое   воскресенье,   копч_н_ый   окорок,   (мало) езжен_ые   и   (мало)   хожен_ые   тропы,   стена   размалёван_а   горе­художником,   недюжин_ые способности, юн_аты кормят птиц. Тренинг 193 Загадки   были   загадан_ы   всем,   вялен_ая   рыба,   прокопчён_ый   потолок,   травы   на   лугу полускошен_ы,   дети   избалован_ы   взрослыми,   плавлен_ый   сыр,   непрошен_ая   слеза,   слова   его таинствен_ы, его профессия нефтян_ик, пять сребрен_иков, не всё коту масленица, нечаянно толкнул   плеч_м,   моё   мнение   двойствен_о,   полускошен_ый   луж_к,   решён_ые   задачи, смежезаморожен_ые   фрукты,   мощ_н_ая   булыжником   мостовая,   скамья   из   морён_ого   дуба, клятва   была   сдержан_а,   говорить   тихо   и   сдержан_о,   кован_ый   медью   сундук,   (не)   пуган_ые людьми птицы, картин_ая гал_ерея, до сих пор (не) кормлен_ые ученики, ещ_ (не) жарен_ые овощи,   нехоже­   н_ые   тропы,   великий   путан_ик,   тружен_ик,   вкусный   варен_ик,   аккуратные юн_аты, рассеян_ый взгляд, тучи рассеян_ы ветром, смущ_н_ая речь, в зелен_ой лавке продают укроп,   сказан_ый   кем­то   комплимент,   тяжело   ранен_ый   воин,   непрошен_ые   слёзы, неисследован_ый район, слома_ный суч_к, сделан_ый мною резкий скач_к, сто рублей были уже разменян_ы, её слова искрен_и, ставлен_ик местных властей, великомучен_ик, он сегодня име­ нин_ик, да это мошен_ик, пьеса «Беспридан_ица». Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ Тренинг 194. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 1) Ра(н, нн)_й весной до того (не) постоя(н, нн)о в пр_роде, что рад_ват_ся можно только мгн_вениями.   2)   И   когда   у   меня   (с,   з)делался   вид   соверше(н,   нн)о   (не)   счас_ного,   брош_(н, нн)ого, измуч_(н, нн)ого бездомьем человека, она что (то) вдруг пон_ла, улыбнулась той самой прежн_й свой улыбкой Фацелии. 3) Друг мой, (н_) на севере, (н_) на юге нет тебе места, если сам пораж_н: вся пр_рода поб_ждё(н, нн)ому человеку — поле, где была проигра(н, нн)а битва. 4)   Такой   лес,   что   со_нце   (н_)   сразу   увид_шь,   только   по   огне(н,   нн)ым   пятнам   и   стрелам дог_даешься, что там оно спрят_лось за большим деревом и бр_сает (от) туда в тёмный лес свои ра(н, нн)ие утр_(н, нн)ие лучи. 5) Вот стра(н, нн)о, казал_сь (бы), всё уже конч_(н, нн)о, самка давно вывела, д_тёны­ ши выр_сли и ул_тели. Для чего (же) старый скв_рец пр_летает каждое утро   на   ябл_ню,   где   прошла   его   весна,   и   поёт?   6)   Солн_чно   (р_систое)   это   утро,   как   (не) открытая земля, (не) изведа(н, нн)ый слой небес, утро такое единстве(н,нн)ое, (н_) кто ещ_ (н_) вставал, (н_) чего (н_) кто (н_) вид_л, и ты сам вид_шь (в)первые. 7) Под (с, з)держ_(н, нн)ый ропот воды струи кат_тся увер_(н, нн)о и на рад_сти (н_) могут (н_) перекликнут_ся: сход_тся м_гучие   струи   в   одну   б_лыную,   и,   встр_чаясь,   сл_ваются,   г_ворят   и   перекл_каются:   это пер_кличка всех пр_ходящих и ра_ходящихся струй. 8. Пр_пя_ствия делают жизнь: (н_) будь их,   вода   (бы)   бе_жизне(н,   нн)о   ушла   в   ок_ан,   как   из   бе_жизне(н,   нн)ого   тела   уход_т   (не) понятная жизнь. 9) По заб_регам обреза(н, нн)а весе(н, нн)яя вода круглой лагункой, и в ней осталась   от   разлива   щучка   в   плену.   10)   Бл_стящий,   как   медный,   зав_ртелся   на   тихой   воде жучок вод_(н, нн)ой, и нае_дник скакал (во) все стор_ны и (н_) ш_велил даже воду. Лимо(н, нн)ица, большая и яркая, л_тела над тихой водой. (М.М. Пришвин. Фацелия) Вот   тут   (то)   я   увид_л   (в)   первые   жень   (шень),   корону   жизни,   и   столь   др_гоце(н,   нн)ый   и редкий, что для пер_носа его назначен, нн)о было шесть сильных  и хорошо в_оруж_(н,нн)ых молодцов. (М.М. Пришвин. Женьшень) Тренинг 195. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Он вновь собрал ра(с, сс)е_(н, нн)ое войско и (пол) дня пр_следовал пр_тивника. 2) А мне х_телось тебя нежда(н, нн)ой шуткой уг_стить. 3) Вот неча_(н, нн)ая встреча! 4) Ибрагим уш_л немного   усп_кое(н,   нн)ый.   5)   В   ту   же   м_нуту   вошла   старая   женщ_на   набелё(н,   нн)ая   и нарумян_(н,нн)ая убра(н, нн)ая цветами и мишурой. 6) Он был человек (не) богатый но умере(н, нн)ый и по части хозяйства весьма смышлё(н, нн)ый. 7) (Пол) листа было исписа(н,нн)о мелким убористым   поч_рком.   8)   Вообр_зите   себе   молод_сть   крас_ту   весёл_сть   самую   беше(н,нн)ую словом   всё   это!   9)   Его   лицо   откормл_(н,   нн)ое   и   гладко   выбритое   украшалось   ч_рными подстриж_(н,   нн)ыми   (по)   амер_кански   усиками.   10)   И   вид   у   них   был   такой   словно   у   (не) увере(н, нн)ых гостей. 11) И почему же нет хвалё(н, нн)ых союзников? 12) Из глаз и_чезло всё и зной и учил_ще а в глазах напр_ж_(н, нн)ейший слух. 13)  Хрустел снег под тыс_чью кова(н, нн)ых к_пыт. 14) Перед зерк_лом держа за(ж, жж)_(н, нн)ую свечу в руке стоял обнаж_(н, нн)ый до пояса владел_ц какого(то) меха. 15) Лицо женщ_ны стало испуга(н, нн)ым. 16) В п_чальном только сер_це может страсть иметь (не) ограничен, нн)ую власть. 17) И мыслит он вот жизни новой пришла жела(н, нн)ая пора. 18) От камня брош_(н,нн)ого в воду далёко ширятся круги. 19) Униж_(н, нн)ая до конца страна веселием об_ята. 20) Люто заморож_(н, нн)ый Петербург г_рел и бредил. 20) Поезда с заспа(н, нн)ым грох_том проб_рались сквозь стену листве_ниц. 22) Он покинул Лунина заинт_ресова(н, нн)ый сле_ка обиж_(н, нн)ый. 23) Это было (н_) что иное как тщательно обдума(н, нн)ый ра(с, сс)чёт, 24) Но следствия нежда(н, нн)ой встречи сегодня милые друзья пере(с, сс)казать (н_) в силах я! 25) В вагоне (салоне) с зашарка(н, нн)ым суко(н, нн)ым полом пом_нутно пели тихие нежные голоса. 26) Казалось что сейчас же за стеной тесно набитого   каб__нетика   забитого   книгами   нач_нается   весе(н,   нн)ий   таинстве(н,   нн)ый   спута(н, нн)ый лес. 27) Парень он был бало­ ва(н, нн)ый но очень смышлё(н, нн)ый. 28) А пёс выл и выл (как) будто и (в) правду брош_(н, нн)ый х_зяевами. 29) Где вечер пуст как прерва(н, нн)ый ра(с, сс)каз оставле(н,нн)ый звездой без прод_л­ женья к нед_уменью тысяч_ разных  глаз бе_до(н, нн)ых и лиш_(н, нн)ых выраженья. 30) На старом дереве гр_моз_ком завеш_вая (с) верху дом г_рят   закапа(н,   нн)ые   воском   цветы   за(ж,   жж)_(н,   нн)ые   дождём.  (Из   произведений   русских писателей) Уровень ТЕКСТА Тренинг 196. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Сделайте синтаксический   разбор   последнего   предложения,   начертите   его   схему.   Разберите   по   составу слова, выделенные полужирным курсивом. (Не) под_лёку от стари(н, нн)ого (П, п)одм_сковного города (3, з)в_нигорода на бер_гу (М, м)осквы   (реки)   стоит   (не)   большая   д_ревня   (Д,   д)унино.   Таких   д_ревень   в   (Р,   р)оссии бе_числе(н,  нн)ое  множ_ство.   Но   особе(н,   нн)ой   ун_кальной   эту   д_ревню   делает   (один) единстве(н, нн)ый дом с (не) большим учас_ком дом номер два. Когда (то) (з, с)десь жил зам нательный писат_ль Михаил Михайлович Пришвин. Теперь (з, с)десь музей. (В) первые я попал сюда соверше(н, нн)о случайно. Отдыхая в одном из (3, з)в_нигородских п_нсионатов в холодный зимн_й день мы с женой гуляли по дорожкам вдоль реки (Москвы) и жена п р _ д л _ ж и л а  мне зайти в музей. Помню   как  искре(н,  нн)е  удивился   я   когда   встрет_вшая   нас   экскурс_вод   Лилия Александровна спр_сила Вы (от) куда пр_ехали? Мне почему (то) показалось  стра(н,  нн)ым что сюда в Дунино в холодный зимний день можно пр_ехать сп_циально. «А сюда (ото) всюду едут даже (из) за границы. Вот недавно из Китая пр_езжали  покл_нит_ ся  месту  где жил и работал Михаил Михайлович, — продолжала Лилия Александровна. — Творч_ство Пришвина призна(н, нн)о во всём мире он на д_сятки языков перев_дён. Особе(н, нн)о его любят в (А, а)зи_ его повестью (Жень) шень там просто зачит_ваются. Мы   ходили   с   экскурс_водом   по   комн_там   где   жил   и   писал   свои   книги   этот   поистин_е ун_кальный пр_заик. Вот (з, с)десь любила отдыхать его собака зап_ч_тлё(н, нн)ая Пришвиным на   множ_стве   снимков.   Что   (бы)   шкура   её   не   прела   он   сделал   для   её   л_жанки   специальную сеточку.   Вот   стул   который   через   мгн_вение   может   пр_вратит_ся   в   лес_ницу   —   тоже изобретение   писат_ля.   Пор_зила   библ_отека   Пришвина   тщат_льно   подобра(н,   нн)ая   том_к   к том_ку   книж_чка   к   книж_чке.   Стены   более   чем   скромного   дом_ка   писателя   увеш_(н,   нн)ы фот_графиями   (с,   з)дела(н,   нн)ыми   самим   Михаилом   Пришвиным.   Так   я   (н_)   без   уд_вления узнал что он был потр_сающим фотографом. (На) всегда запомн_лась одна из фотографий на 7 которой заснято варварское разрушение колоколов (с, з)броше(н, нн)ых с наших ц_рквей после (О, о)ктябрьского переворота. Ужасают лица этих самых р_зрушит_лей. (Не)   жда(н,   нн)ым   и   (не)   гада(н,   нн)ым   открытием   явил_сь   для   меня   тогда   и   дн_вники писат_ля   собра(н,   нн)ые   и  сохр_нё(н,  нн)ые  его   женой   Валерией   Дмитр_евной   изда(н,нн)ые милыми   храни­   т_льницами   музея   Лилией   Александровной   и   Яной   Зиновьевной.   В   этих дн_вниках перед нами пр_дстаёт  соверше(н,  нн)о  иной (не) знакомый нам Пришвин св_детель «страшных лет (Р, р)осси_». И теперь по той или иной пр_чине оказавшись в (3, з)в_нигороде я (не) преме(н, нн)о захожу сюда в этот  дом где вс_гда рады гостям где с_храняют для  исти(н,  нн)ых  любит_лей ру(с, сс)кой л_тературы и творч_ства Пришвина этот дом. А в сотн_ шагов от музея (не) возмутимо н_сёт свои воды широкая но м_лковатая (з,с)десь в   этом   месте   река   (Москва)   которой   (н_)   раз   и   (н_)   два   любовался   из   окон   своего   дома Пришвин. (366 слов)

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Конспект урока русского языка на тему ,, Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2017