Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл
15.11.2018
Урок русского языка в теме "Повторение" , целью которого является повторение и обобщение особенностей текста, закрепление понятий "текст", "тема текста", "основная мысль текста", пополнит "Шкатулку знаний" учащихся.Создание эмоционального настроя на уроке поможет формировать умения работать в группе, в парах.Дети поработают с деформированным текстом.
технол.карта урока урока русского языка.docx
русского языка по теме:Обобщение представлений об особенностях текста.
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема и основная мысль текста.
ФИО : Макаревич Наталья Вячеславовна
1. Место работы: МОУ «Киришская СОШ№ 7»
1.2. Должность: учитель начальных классов
2.3. Предмет: русский язык
4.Класс: 3а класс
3.5.Тема и номер урока в теме :Повторение. 6 урок.
Тема:Обобщение представлений об особенностях текста.
Тема и основная мысль текста.
4.6.Источники, используемые при подготовке к уроку, в т.ч. и учебник по предмету с указанием
автора и года издания, перечень используемых ЭОР
Учебник «Русский язык»Авторы: В.П.Канакина В.Г. Горецкий, 2013
Интернет сайт «Инфоурок»
7.Цель урока :
Повторить и обобщить особенноститекста , закрепить понятия «текст», «тема»
и «основная мысль текста»
8.Задачи:закрепить понятия «текст», «тема текста», «основная мысль текста» развивать мыслительную деятельность
формировать интерес к родному языку, расширять кругозор
Планируемые результаты:
предметные: закрепление понятий «текст», «тема текста» «основная мысль текста»
закрепление умения работать с деформированным текстом
личностные: формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки
развитие умения анализировать, обобщать знания
метапредметные:
регулятивные: развивать умение отвечать на поставленные вопросы, вести переговоры,
выполнять задания в соответствии с поставленными задачами и условиями их
выполнения
оценивать учебные действия
познавательные: развивать познавательную активность,
формировать умение анализировать и применять информацию по теме
коммуникативные: формировать умение работать в группе, в паре
9. Тип урокаОбобщение. 10.Формы работы : фронтальная
индивидуальная
в группах
в парах
11. Область применения: проводится в 3 классе, УМК «Школа России»
12.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, жетоны( красный и зеленый цвета),
«Шкатулка знаний», стикеры для записей, карточки со словами.
12.Структура и ход урока
№
Этап урока
1
1.
2
Организационный
момент
Содержание деятельности учителя
содержание деятельности
ученика
Формируемые УУД Время
3
4
5
(Проверка готовности к уроку,
(Проверка готовности к
создание эмоционального настроя)
уроку.
Прозвенел звонок веселый!
Порядок на рабочем месте.)
Все готовы?Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем!
Здравствуйте , ребята!
Эмоциональная ,
психологическая
подготовка учащихся,
создание
положительной
атмосферы урока
формирование
положительной
учебной мотивации
6
1 мин. Всталикрасиво!Садитесь!
2.
Актуализация
знаний. Повторение
изученного о частях
речи.
Сегодня мы целый урок будем
пополнять знакомую нам «Шкатулку
знаний»
Ребята, вспомните, что такое речь?
( показываю карточку со словом
«речь», прикрепляю на доску)
Какая она бывает?
Из чего состоит?
А предложения из чего состоят?
(Дети рассуждают,
вспоминают)
Речьэто то, что мы
говорим.
Устная и письменная
Речь состоит из
предложений
На какие группы мы делимслова?
Из слов
на части речи: имя
существительное,
прилагательное , глагол,
местоимение, предлог,…
Для работы на уроке нам надо
разделиться на5 групп по частям
речи: имя существительное, имя
прилагательное, глагол,
5 мин.
регулятивные:
развивать умение
отвечать на
поставленные
вопросы,
выполнять задания в
соответствии с
поставленными
задачами и
условиями их
выполнения
развивать
мыслительную
деятельность местоимение, предлог.
Перед вами задания в
группах.Чтобы пополнить нашу
«Шкатулку знаний» надо записать
признаки частей речи на стикерах.
Приступайте к работе.
Проверяем.Кто начнёт?
Молодцы,ребята !Пополнили нашу
«Шкатулку знаний».
А зачем нам нужны эти знания?
Совершенно верно.
Писать сочинения и изложения надо
не только правильно, но и красиво, а
формировать умение
обобщать знания
5 мин.
коммуникативные:
формировать умение
работать в группе,
вести переговоры
формировать
интерес к родному
языку
Работа в группе:
Дети на стикерах
записывают признаки частей
речи:
Имя сущ.обозначает
предмет,отвечает на
вопросы кто?что?, в
предложении бывает
главным и второстепенным
членом…
и т. д.
Представители групп по
желанию зачитывают
признаки частей речи со
стикеров и опускают в
«Шкатулку знаний» 3.
Минутка
чистописания
для этого нельзя забывать о
чистописании.
Посмотрите на доску.Прочитайте:
На доске:
Шестнадцатое мая.
Классная работа.
Кто вовремя помог, тот дважды
помог.
Что это?
Есть ли текст на доске?
А что означает эта пословица?
Да, ребята, в каждой пословице есть
мудрая мысль.
А как записана пословица?
Почему её так называют?
Правильно, ребята. Посмотрите,
какие красивые строчки делали в
(дети снимают с доски
карточки и опускают в
«Шкатулку знаний»)
Дети рассуждают:
Нам эти знания нужны,
чтобы составлять
предложения , тексты,
писать сочинения.
2 мин.
Развивать
познавательную
активность
Дети объясняют записи на
доске:
пословица древности.
нет. Это предложение.
( на экране страницы древних книг с
Дети рассуждают:
красными строками)
Вы догадались , какую букву мы
будем прописывать сегодня? Задание
не совсем обычное, это не просто
буквы. Будьте внимательны.
Помощь, оказанная
вовремя, лучше и больше
в несколько раз.
Открываем тетрадь. Записываем
число и название работы.Обратите
внимание на слово « Классная»
(на доске прописываю элементы и
соединения элементов и букв.
С красной строки.
Разговор пойдет о чемто
новом, букву выделяли
другим цветом, украшали
рисунками .
Пишем по образцу на доске
элементы букв и соединений.
Кк
Молодцы!
Дети пишут: Шестнадцатое
мая.
коммуникативные:
формировать умение
работать в паре
формировать умение
анализировать и
применять
информацию по теме А теперь послушайте загадку:
Дети записывают элементы
Словарная работа
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под
и буквы за учителем
Классная работа.
сосной?
И стоит среди травы
Уши больше головы.
Кто это?
5 мин.
4.
Это текст?Докажите!
Запишите словоотгадку на
строке с маленькой буквы,
поставьте ударение.
Откуда это слово?
Подберите однокоренные
слова. Запишите их рядом через
запятую.
Дети отгадывают загадку:
заяц
Да.2 предложения.Одна
тема про зайчика.
А теперь составьте
Из словаря
предложения с этими словами по
вариантам:
I вариант Каким
предложением можно начать
Дети называют
однокоренные слова.
(зайчиха, зайчата, зайчонок,
закрепить понятия
«текст», «тема
текста», «основная
мысль текста» текст?
II вариантКаким
предложением можно закончить
текст?
заячий)
Дети составляют
предложения.
познавательные:
развивать
познавательную
активность,
формировать умение
А может и мы немного
отдохнём?
Потрудились — отдохнём
Потрудились — отдохнём, (Ходьба
на месте.)
Встанем, глубоко
вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты
туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны
влевовправо.)
Три наклона, прямо встать.
(Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять.
(Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на
месте.)
Всем улыбки подарили.
Физкультминутка.
5.
(Например: В соседнем лесу
анализировать и
у опушки мы видели
зайчиху с зайчатами.
применять
информацию по теме
Зайчонок весело прыгал и
играл со своими друзьями.)
2 мин.
Дети выполняют
упражнения . Подведение к теме
урока и работа по
теме
6.
Ребята, посмотрите на экран. Перед
вами 6 утверждений, над которыми
надо подумать. Работаем в парах. На
столах у вас жетоны : красный«не
согласен», зеленый «согласен»
Обсуждаете и отвечаете на вопрос .
показывая жетон.
1 слайд:
1. Наша речь состоит из
предложений.
2.Предложения бывают только
распространённые.
3.Ребята, больше читайте книг!Это
побудительное предложение.
4.Тема текста –это то, о чём
говорится в предложении.
5.В тексте бывают разные по цели
высказывания предложения.
6.Словосочетаниеэто 2 слова, не
связанные между собой по смыслу.
Учащиеся (по желанию
поднимают руку) читают
утверждение.
Все показывают жетон.
Если утверждение
неправильное, обсуждают
правильный ответ.
5 мин.
закрепить понятия
«текст», «тема
текста», «основная
мысль текста» Как вы думаете, о чем сегодня мы
будем говорить, кто догадался ,
какая тема урока?
Правильно, сегодня мы будем
говорить о тексте, о главной мысли
текста и о других признаках,
вспомним как определять текст по
признакам.
Что такое текст ?
(карточка)
Посмотрите на доску. Прочитайте
А) Ходил верблюд по степи.
Таскал на горбах тяжелые
вьюки. Наконец привели его
домой на отдых. Лежит в
хлеву, солому жует. Ты
только смотри его не дразни,
а то он рассердится и в тебя
плюнет.
Б) После дождя на небе
появилась радуга. Мне
На картине изображены
купили электронную книгу.
Дети предполагают:
Я думаю, о нашей речи , о
предложениях , о текстах…
Дети отвечают:
Текстэто несколько
предложений, объединённых
одной темой, основной
мыслью.
5 мин. горы. Обычная книга никогда
не уйдет из нашей жизни.
-Работаем в
парах.Обсуждаем вопрос:
-Какая группа предложений
является текстом?
определили?
Почему? Докажите. Как
В паре дополняем друг
(В ходе ответов достаю
карточки со словами ,
помещаю на доску)
друга.
Молодцы!Чем же мы можем
пополнить нашу «Шкатулку
знаний»?
(стикеры ):
Тема.
Связность.
Основная мысль
Дети отвечают:
Первая
Предложения объединяет
закрепить понятия
«текст», «тема
текста», «основная
мысль текста»
одна тема о верблюде.
Предложения связаны по
смыслу.Все идет по
порядку есть
последовательность. В
каждом тексте есть начало,
основная часть, концовка.
Вторая группа текстом не
является.Это отдельные
предложения.
развивать умение
анализировать,
обобщать знания Начало .Основная часть.Концовка.
(обратная сторона
Последовательность)
Понять основную мысль текстаэто
как бы найти волшебный ключик к
тексту.
А можете ли вы похвастаться , что
не читая текста, можете
предположить , о чем пойдет речь в
тексте?Что вам поможет?
Пробуем. Заголовок текста: « Мои
увлечения» о чём?
Попробуйте вы!
(Ученики опускают в
«Шкатулку знаний»
карточки )
Дети догадываются:
Ещё одну карточку помещаем в нашу
Заголовок
«Шкатулку знаний»
Мы продолжаем работать.
Работа с
деформированным
Ребята , откройте учебники, найдите
упр. № 251 стр. 136.Прочитайте
Об увлечениях, хобби…
Дети предлагают названия
текстов..( «Моя школа», «
Мои любимые книги» и т.д.)
Развивать умение
оценивать учебные
действия текстом в учебнике.
заголовок.
«Зайчонок»
Как вы думаете , о ком пойдет
речь?
Прочитайте про себя, что же о нем
говорится.
О зайчике.
10 мин
закрепление умения
работать с
деформированным
7.
Читаем 1 вопрос под текстом:
Составляют ли предложения
текст? Объясните свой ответ.
Читаем 2 вопрос
Составьте из данных частей
текст (в тексте должно быть
три части).Определите его
тему и главную мысль.
Читаем 3 вопрос
Запишите заголовок и текст по
Дети читают про себя.
текстом
Дети читают вопросы и
отвечают на них
Это не текст.Предложения
все про зайчонка, но
порядок нарушен.
(Составляем текст
совместно)
темаСпасение зайчонка Обобщение знаний.
частям. Проверьте себя.
Главная мысль не только
люди помогают животным,
но и животные друг друга не
оставляют в беде.
Я буду называть понятия, а вы
( пишут текст по частям в
тетрадь)
Дети хлопают в ладоши ,
услышав признаки текста.
хлопочками выбирайте
признаки текста:
Склонение, тема, род,
связность, число, время,
основная мысль,
последовательность, лицо,
заголовок.
Итак, подведем итоги.Чем мы
сегодня пополнили нашу
«Шкатулку знаний»?.Что мы
знаем о тексте? А кто новое
узнал?
Что было интересно?
Рефлексия
Домашнее задание
8.
9.
2 мин.
.
2 мин.
закрепить понятия
«текст», «тема
текста», «основная
мысль текста» А что непонятно?
Что помогло вам в работе?
Ребята, откройте дневники,
запишите домашнее задание
упр.254.Посмотрите в
учебник.Вам дома надо будет
поработать с текстом, все
знания , полученные на уроке
вам помогут.
Урок окончен.
10
.
3 мин.
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение представлений об особенностях текста.Тема и основная мысль текста." (3 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.