Конспект урока русского языка на тему "Орфограммы в корнях слов" (4 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
01.05.2017
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Орфограммы в корнях слов" составлен по программе "Перспективная начальная школа". К конспекту прилагается презентация по данной теме. Цель урока: продолжить формирование умения видеть орфограммы в корнях слов, подбирать проверочные слова и формы слов, доказывающих наличие орфограммы.Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Орфограммы в корнях слов" составлен по программе "Перспективная начальная школа".
урок русского языка_4 класс_Орфограммы в корнях слов.doc
Урок русского языка в 4 классе
(программа «Перспективная начальная школа»)
Тема: «Орфограммы в корнях слов»
Цели:
1. Продолжить формировать умение видеть орфограммы в корнях
слов, подбирать проверочные слова и формы слов, доказывающих
наличие орфограммы.
2. Развивать коммуникативные способности, умения сверять действия с
результатом и исправлять ошибки; оценивать личный вклад в
совместную учебную деятельность.
3. Прививать позитивное отношение к предмету.
Задачи урока:
отрабатывать орфографический навык;
учить обосновывать свой ответ;
учить выделять главное, делать выводы;
развивать речь учащихся;
совершенствовать умение наблюдать и сравнивать;
развивать умение работать с различными источниками информации на уроке;
воспитывать культуру устной и письменной речи;
воспитывать уважение к одноклассникам и педагогу.
Методы: словесный, практический, информационный
Оборудование: учебники «Русский язык. 4 класс» (части 2 и 3), печатная
тетрадь №2, компьютер, мультимедийная установка, презентация
«Орфограммы в корнях слов».
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Создадим хорошее, дружелюбное настроение.
Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Давайте
будем друг другу дарить улыбку и радость. Садитесь.
Проверяем готовность к уроку. На партах у вас лежат учебники (2 и 3 часть),
рабочая и печатная тетради, ручка, карандаш, листы для самооценки. Листы
самооценки нужны для оценки своих знаний и умений на каждом этапе урока.
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
Откройте тетради, запишите дату и классная работа, помните о положении
тетради и о посадке при письме.
2. Орфографическая разминка
1 Начинаем наш урок с орфографической разминки, которая поможет узнать,
что нас ждёт сегодня на уроке. С помощью неё мы сумеем определить тему
нашего урока.
На экране слова: ветер, грустный, бежал, ножка, капуста (слайд)
Найдите и запишите слово с…
1.С буквой непроизносимого согласного в корне слова (грустный)
2.С буквой безударного гласного в корне слова, проверяемого ударением
(бежал)
3.С буквой парного согласного в корне слова (ножка)
4. С буквой беглого гласного в корне слова (ветер)
5. С буквой безударного гласного в корне слова, непроверяемого
ударением (капуста)
2. Определение темы урока
Сейчас вы проверяли свою орфографическую зоркость – умение
обнаруживать орфограмму в слове. Чтобы правильно написать слово с
орфограммой, нужно хорошо знать правила русского языка. Наша
орфографическая
разминка связана с темой урока. Давайте сделаем
предположение, какова же тема нашего урока?
Давайте проверим наше предположение. Откройте учебники на стр.66 и
прочитайте тему урока (на слайде записана тема урока)
3. Целеполагание
Ребята, а для чего вы должны знать орфограммы в корнях слов?
Чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать. Это выражение и
будет девизом нашего урока. Вы согласны?
Чему мы должны научиться при изучении этой темы?
1. Уметь (учиться) находить орфограммы в словах
2. Учиться определять место орфограммы в слове
3. Уметь (учиться) проверять орфограммы в корне разными
способами
Вы согласны? В конце нашего урока мы вернёмся к нашим целям и
проверим, насколько нам удалось их достичь.
4. Актуализация опорных знаний о родственных словах
Чем мы можем воспользоваться, чтобы этому научиться? Что нам поможет в
изучении темы? (наши знания, учебник)
Начнём с того, что откроем учебники на стр.66, давайте прочитаем вопрос
Евдокии Васильевны. Как вам могут пригодиться эти знания при изучении
данной темы? (вспоминаем родственные слова для того, чтобы подбирать
способы проверки)
Давайте выполним следующее задание. На слайде написаны слова:
Место
2 Местный
Месть
Поместить
Найдите лишние слова. Почему они лишние? Как называются оставшиеся
слова? Что такое родственные слова?
Могут ли они быть разных частей речи?
Приведите примеры из этого упражнения?
5. Самостоятельная работа.
Посмотрите на упр. 59, стр.67. Позже мы определим, как это упражнение
помогло нам достигнуть целей нашего урока.
Прочитайте первую часть задания, мы выполним её, работая в парах.
Выписать слова, в которых корень:
1. с корнем крик;
2. с корнем лет;
3. с корнем лес;
4. с корнем зл;
5. – с корнем бег.
Коллективная проверка (слайд)
Могут ли родственные слова быть словами разных частей речи?
Как пишется корень в родственных словах? Вам эти знания помогут в
умении грамотно писать слова.
Вернёмся ко 2 части задания. Это задание для тех, кто работает быстрее
остальных и уже выполнил 1 часть упражнения. Разбор по составу слова
«бегать». Словообразование
Бег/а/ть бег
Бег+ун=бегун
Самопроверка по Словообразовательному словарю.
Самооценка.
6. Динамическая пауза (слайд)
7. Работа по теме урока
1) отработка умения видеть орфограмму в слове, определять её место в
слове, проверять орфограмму в корне
Сегодня мы работаем с орфограммами, которые находятся где? (в корне
слова)
А сейчас посмотрите на упр.60,стр.67. Прочитайте задание самостоятельно.
Работаем устно по цепочке. Называем слово, определяем, в какой части слова
находится орфограмма.
Вторую часть упражнения на стр.68 выполним письменно.
3 4 человека работают у доски. Ученики записывают слова, рядом с каждым
словом пишут проверочное слово или форму слова, доказывающее наличие
этой орфограммы.
Теперь мы подведём итог нашей работы – все эти орфограммы находятся в
корне слова, а как можно их проверить? (2 способами)
1 способ – подбор родственных слов; 2 способ – подбор формы слова.
Оцените свою работу.
Зачем мы выполняли это упражнение? Какие умения и навыки отрабатывали?
2) Игра «Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?»
Сейчас ваши знания пригодятся вам в игре, которую я вам приготовила. Игра
называется «Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?». Работать
будем по парам. Каждая пара получает карточку с отрывком из
стихотворения. Вы должны отыскать ошибки, исправить их и рассказать,
какую орфограмму вам надо было вспомнить: 2 мин – колокольчик. Один
ученик от группы расскажет нам о её работе.
1. «Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?» (безударная
гласная, непроверяемая ударением в корне слова)
Баюбаюбаюбай,
Ты, сабачка, не лай.
Ты, карова, не мычи,
Ты, питух, не кричи. (Чайкин, Канаев)
2. Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите? (Парные звонкие и
глухие согласные в корне слова)
Код ловил мышей и крыз,
Кролик лист капустный грыс. (Маслова, Боженкова)
3. Здесь ошибки отыщите, в чем причина их, скажите? (Безударная
гласная, проверяемая ударением)
Я в тетрадь слава писала,
Удореньем провиряла. (Комиссаров, Дубровский)
4. Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите? (Непроизносимые
согласные в корне слова)
День рожденья день чудестный,
Радосный, веселый.
Мы желаем на "отлично"
Всем учиться в школе! (Стрелко, Проворов)
Оцените свою работу.
4 8. Итог урока
Над какой темой работали?
Какие умения отрабатывали?
А как вы думаете, эти знания пригодятся вам в дальнейшем?
Рефлексия
Посмотрите на слайд. Закончите начатые предложения
На уроке я научился...
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось …
Самооценивание (листы самооценки)
9. Домашнее задание (Тетрадь для самостоятельных работ №2 с.3233,
з. 29 или учебник, с.71. з.65)
5 Игра «Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?»
Исправь ошибки в словах. Определи, какая это орфограмма.
1 пара
Баюбаюбаюбай,
Ты, сабачка, не лай.
Ты, карова, не мычи,
Ты, питух, не кричи.
Игра «Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?»
Исправь ошибки в словах. Определи, какая это орфограмма.
2 пара
Код ловил мышей и крыз,
Кролик лист капустный грыс.
Игра «Здесь ошибки отыщите, в чем причина их, скажите?»
Исправь ошибки в словах. Определи, какая это орфограмма.
3 пара
Я в тетрадь слава писала,
Удореньем провиряла.
Игра «Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?»
4 пара
6 Исправь ошибки в словах. Определи, какая это орфограмма.
Деревянная дорога,
Вверх идёт она отлого,
Что ни шак — то оврак.
Игра «Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?»
Исправь ошибки в словах. Определи, какая это орфограмма.
5 пара
День рожденья день чудестный,
Радосный, весёлый.
Мы желаем на "отлично"
Всем учиться в школе!
Тест "Орфограммы корня"
1.Вспомни и допиши правила:
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить слово или подобрать
___________________ так, чтобы безударный гласный стал _______________.
Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово или подобрать
___________________ так, чтобы после согласного стоял _______________ звук.
2.Отметь однокоренные слова
o прудик;
o запруда;
o запрудить;
o прутик;
o пруд.
3.Отметь слова с проверяемой безударной гласной в корне слова
o заяц;
o летать;
o лесной;
o багаж;
o звезда.
4.Отметь слово с ошибкой
o берега;
o наваднение;
o дожди;
o морской;
o катить.
7 5. Отметь слова, в которых пишется буква Д
o мё...
o тор...
o кро...
o мос...
o огоро...
6.Отметь слова, в которых пропущена буква О
o с...довник;
o под...рить;
o д...ждливый;
o тр...пинка;
o стр...на.
7.Отметь все проверочные слова к слову морской
o моряк;
o море;
o приморье;
o морс;
o морячок.
8.Отметь все проверочные слова к слову завязка
o вязка;
o связывать;
o связка;
o завязочки;
o вязать.
Лист самооценки учащегося 4 класса
№
1
Практические задания
Орфографическая разминка
2
3
4
Родственные слова (упр.59, стр.67).
Работа в парах
Самостоятельная работа (упр.60,
стр.6768)
Игра «Здесь ошибки отыщите, в чём
причина их, скажите?» (работа в
парах)
ИТОГ (всего баллов)
Самооценка
Критерии оценивания
Выполнил задание правильно, самостоятельно 5 баллов
Допустил 12 ошибки, испытывал незначительные затруднения 4 балла
Допустил 35 ошибок, часто нуждался в помощи 3 балла
Допустил более 6 ошибок, не смог выполнить задание самостоятельно 2 балла
8 Самооценка
Лист самооценки учащегося 4 класса
№
1
Практические задания
Орфографическая разминка
2
3
4
Родственные слова (упр.59, стр.67)
Работа в парах.
Самостоятельная работа (упр.60,
стр.6768)
Игра «Здесь ошибки отыщите, в чём
причина их, скажите?» (работа в
парах)
ИТОГ (всего баллов)
Критерии оценивания
Выполнил задание правильно, самостоятельно 5 баллов
Допустил 12 ошибки, испытывал незначительные затруднения 4 балла
Допустил 35 ошибок, часто нуждался в помощи 3 балла
Допустил более 6 ошибок, не смог выполнить задание самостоятельно 2 балла
9
Конспект урока русского языка на тему "Орфограммы в корнях слов" (4 класс)
Конспект урока русского языка на тему "Орфограммы в корнях слов" (4 класс)
Конспект урока русского языка на тему "Орфограммы в корнях слов" (4 класс)
Конспект урока русского языка на тему "Орфограммы в корнях слов" (4 класс)
Конспект урока русского языка на тему "Орфограммы в корнях слов" (4 класс)
Конспект урока русского языка на тему "Орфограммы в корнях слов" (4 класс)
Конспект урока русского языка на тему "Орфограммы в корнях слов" (4 класс)
Конспект урока русского языка на тему "Орфограммы в корнях слов" (4 класс)
Конспект урока русского языка на тему "Орфограммы в корнях слов" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.