Конспект урока русского языка на тему "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью" (4 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
01.04.2017
Конспект урока русского языка нацелен на формирование умений оформлять цитаты в виде предложения с прямой речью. На уроке предполагается закрепление навыков и умений написания предложений с прямой речью; развитие основ мыслительной деятельности, интеллектуальных способностей учащихся и орфографической зоркости;
Через работу в парах и группах предполагается развитие коммуникативных умений, умений аргументировать свою точку зрения. Содержание урока способствует воспитанию культуры общения.Файл содержит разработку конспекта урока русского языка по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью" для 4 класса по программе "Школа 2100"
Конспект урока русского языка в 4 классе.docx
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.
Цель: формирование умений оформлять цитаты в виде предложения с прямой речью;
Задачи:
1. Закреплять навыки и умения написания предложений с прямой речью;
2. Научиться записывать цитаты в виде прямой речи
3. Обогащать словарный запас учащихся;
4. Развивать основы мыслительной деятельности, интеллектуальные способности учащихся и
орфографическую зоркость;
5. Развивать коммуникативные умения, умения аргументировать свою точку зрения и умения
эффективно работать в парах;
6. Способствовать воспитанию культуры общения.
Ход урока.
Этап
Ход урока
Психол
огическ
ий
настрой
Словар
ная
работа.
- 2016 год - год российского кино. А вы
любите смотреть кино? Предлагаю
посмотреть эпизод интересного детского
фильма «Завтрак на траве», где звучит
песня В. Шаинского «Ты никогда,
пожалуйста, на белый свет не жалуйся».
-Какое настроение у этой песни?
-Пусть такое же бодрое, радостное
настроение будет у вас на уроке и в течение
всего дня!
1) Работа со словом «пожалуйста».
Какое волшебное слово вы услышали в словах песни?
Начнем работу в тетрадях с этого слова, т.к. слово это
словарное и нужно запомнить его написание.
А) Запишите слово «Пожалуйста», выделите
орфограммы. (Читаем орфографически и орфоэпически).
Б) Запишите транскрипцию слова «пожалуйста»
[пажалуста].
В) Знакомство со значением слова «Пожалуйста»
Знаете ли вы, как родилось слово – пожалуйста?
Рассказ ученика (прием «Микрофон»):
рисунок кадр «Значение слова»
Деятельность
обучающихся
(бодрое,
веселое,
радостное,
хорошее…)
(пожалуйста)
Сообщение ученика:
В древние времена к
именам властных,
именитых людей
добавлялось слово
«старый» в значении
почитаемый,
уважаемый.
Постоянно
повторялось слово
«старый», порой без
всякого смысла, лишь
бы выполнить долг
вежливости. Изза
быстрого
неотчетливого
проговаривания от
слова оставался
только слог «ста». А
слово «пожалуй» в
далекие времена Прием «Микрофон»
А) 2 ученика у доски готовятся к ответу:
1. Расставить знаки препинания в предложениях с
прямой речью:
С добрым утром!
Шла вчера я по Садовой,
так была удивлена –
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна
С добрым утром! С добрым утром!
Я спросила Это мне?
Улыбнулся он в окне.
Закричал еще комуто
С добрым утром! С добрым утром!
2.Выполнить синтаксический разбор предложения:
Дети, пожалуйста, читайте сказки, рассказы, повести.
(побуд., невоскл., прос., распр., с одн.чл. пр.)+ схема
Б).Остальные: Закончите предложение – пожелание
или совет одноклассникам:
Сегодня на уроке, пожалуйста, …..
Обратите внимание, слово «пожалуйста», в
предложениипросьбе всегда выделяется запятыми. Это
вводное слово.
3. Проверка работы у доски.
Я уверена, что вы знаете много вежливых слов.
Приведите примеры…
(рисунок кадр «Вежливые слова»)
Встретились ли предложения с прямой речью?
Что такое прямая речь?
1.Графический диктант
вспомнить все, что знаете о прямой речи.
А) – Ответьте графическими знаками:
Прямая речь заключается в …
Часть предложения, которая указывает, кому
принадлежит прямая речь?
Первое слово прямой речи пишется с …
После слов автора перед прямой речью ставится…
Перед словами автора после прямой речи ставится…
После прямой речи с повествовательной интонацией и
«Говорящие знаки» поможет
Актуализа
ция
знаний.
имело значение
«награди меня своей
милостью». От
этих двух слов
«пожалуй» и «ста»
образовалось
волшебное слово
«пожалуйста».
Дети,
пожалуйста,
читайте сказки,
рассказы,
повести. (побуд.,
невоскл., прос.,
распр., с одн.чл.
пр.)
Составляют
предложения со
словом
«пожалуйста»
Называют
вежливые слова
да, в стихотворении
Слова, переданные от
имени говорящего
Самопроверка и
самооценка: перед словами автора ставится …
Б) Самопроверка работы. Самооценка.
Проверьте и оцените свою работу.
Кто написал без ошибок? Кто написал на «4»? У кого 3
ошибки? У кого больше ошибок? Спасибо за верные
ответы!
Вежливые слова знаете, а что такое вежливость?
Прочитайте высказывания на слайде:
Ученик ответил: «Вежливость – это умение
соблюдать правила приличия».
«Вежливость – соблюдение правила приличия,
воспитанность, учтивость» (С.Ожегов)
Что записано?
Что такое цитата? Прочитайте в толковом словаре
учебника с.154.
Чтото общее есть в записи этих предложений?
Проблемный вопрос: А можно ли цитату записать в
виде предложения с прямой речью?
Это основной вопрос урока, на который мы должны
найти ответ.
Прием «Корзина идей»
Ваши размышления по поводу главного вопроса урока:
мнения, идеи о том, можно ли записать цитату в виде
прямой речи?
Где можем найти точный ответ на наш вопрос?
Откройте учебник на стр.91 упр. 95. Прочитайте текст
задания и образец записи предложений.
Дайте ответ на вопрос урока.
***Запишем цитату Ожегова в виде предложения с
прямой речью к любой схеме: (“П!” а. или А: “П!”)
С. Ожегов писал: «Вежливость – соблюдение правила
приличия, воспитанность, учтивость» или:
«Вежливость – соблюдение правила приличия, воспитанность,
учтивость», писал С. Ожегов.
Сформулируйте тему урока.
Что для этого нужно?
1.Повторить и закрепить знания о прямой речи и знаках
препинания в предложениях с прямой речью.
2.Учиться различать цитаты и прямую речь.
3.Учиться записывать цитаты в тексте.
Зачем нам это знать? (чтобы….)
«»
А
Б
:
,
ответы детей
цитата и
предложение с
прямой речью
кавычки
?
ответы детей
в учебнике
Цитаты можно
записать в идее
предложения с
прямой речью. Для
этого высказывание
можно поставить дои
после слов автора,
добавив слова: писал,
говорил, утверждал,
считал…
Запись цитаты в
виде
предложения с
прямой речь.
Повторить…
Научиться…
Мнения детей: чтобы
Постанов
ка
проблемы
.
Открыт
ие
новых
знаний.
Сообще
ние
темы и
цели
урока. Физкул
ьтурная
минутк
а
Закреп
ле ние
изучено
го.
Выполняете мои команды в том случае,
когда я вас прошу «пожалуйста».
Встаньте, пожалуйста,
Руки в стороны
Шаг на месте, пожалуйста.
Наклоны туловища вправо влево, пожалуйста.
Наклоны головы вниз, назад, пожалуйста.
Шпагат!
Приседаем, пожалуйста.
Кувырок!
Тихо сели, пожалуйста
Самостоятельная работа.
А) Выполнение упр. 95 каждому ряду по одной цитате.
Б) Проверка работы.
Вывод учителя: О чем записали предложения?
Красив и богат наш язык, но особую ценность в нем
имеют добрые, вежливые слова.
Мало говорить вежливые слова, важно, чтобы и
поступки наши были хорошими, вежливыми.
2. Работа в парах. Поиск цитаты в тексте.
-О хороших и плохих поступках, о вежливых словах
много написано рассказов у писательницы В.Осеевой.
Несколько книг имеется на нашей выставке, после урока
можете взять их почитать. В предисловии к книге «Три
сына» она обратилась к детям читателям с письмом.
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила
читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла
читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: -
Понравился тебе рассказ? Я ответила: «Не знаю. Я о нем
не думала». Мама огорчилась. «Мало уметь читать, надо
уметь думать, » - сказала она. С тех пор, прочитав
рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках
девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И
так как в жизни мне это помогло, что я написала и для
вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться
читать и думать, и размышлять над поступками. Мои
рассказы – это советы вам, читателям. В каждом их вас,
ребята, есть волшебная сила – сила ваших слов и
правильно писать
письма, сочинения,
чтобы успешно сдать
экзамены…, чтобы
выразительно читать
текст с прямой речью,
с цитатами…...
(о языке, о
богатстве
языка)
«В каждом из
вас, ребята,
есть
волшебная
сила – сила ваших слов и
поступков»
поступков». В.Осеева. (Из предисловия к книге: Осеева
В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.)
Прочитайте текст письма и найдите цитату о волшебной
силе.
***Запишите эту цитату в виде предложения с прямой
речью. (В. Осеева писала: «В каждом из вас, ребята,
есть волшебная сила – сила ваших слов и поступков)
(рисунок – кадр)
Как понимаете эти слова?
Вывод: Волшебная сила слов и поступков наполняет
наш мир добром.
Творческая работа в группах.
1. Составление предложений к иллюстрации.
Проверим вашу волшебную силу.
Нужно составить и записать предложения с прямой
речью к картинке на слайде.
(рисунки – кадры)
2. Проверка работы.
***3. Озаглавливание диафильма.
У нас получился целый диафильм. Осталось дать
название. Выберите из предложенных вариантов наиболее
подходящий:
«Добрые дела», «Волшебные слова» «О вежливости».
Теперь осталось скрепить кадры диафильма, и можем
подарить книжку с диафильмом первоклассникам.
Какой был основной вопрос урока? Ответили на него?
Справились с поставленными задачами?
Прием «Микрофон» Закончите предложение
«Сегодня на уроке я узнал (а):…»
Д /з по выбору:
1). стр. 92 упр. 96
2).нарисовать кадр для нашего диафильма и подписать
его предложением с прямой речью.
Оценивание учителем
Оцените свою работу на уроке. Выберите ответ:
( отлично усвоено, усвоено хорошо, усвоено, но бывают
затруднения)
Спасибо за урок!
«О
вежливости»
Ответы детей
«Сегодня на
уроке я узнал
(а):…»
Самооценка
Итог
урока.
Рефлек
сия.
Конспект урока русского языка на тему "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью" (4 класс)
Конспект урока русского языка на тему "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью" (4 класс)
Конспект урока русского языка на тему "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью" (4 класс)
Конспект урока русского языка на тему "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью" (4 класс)
Конспект урока русского языка на тему "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью" (4 класс)
Конспект урока русского языка на тему "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.