19.10.2016г.
1 урок: Русский язык.
Тема: Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи»).
Цель: Знакомство с особенностями наречия как части речи.
Задачи:
-Обучающие: познакомить с особенностями наречия как части речи ( с вопросами, на которые наречия отвечают, с тем, что данная часть речи обозначает, опытным путем доказать неизменяемость наречий); показать отличие наречия от других частей речи; упражнять в выделении морфем слов разных частей речи, развивать орфографическую зоркость.
-Развивающие: расширять словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, познавательный интерес, формировать навык самоконтроля, исследовательские навыки.
-Воспитывающие: воспитывать отношения делового сотрудничества, коммуникативную культуру, интерес к предмету, воспитывать желание красиво писать, формировать коммуникативные умения учащихся (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать вопрос).
Личностные УУД
- формирование желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий
Познавательные УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач ;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
- использование знаково-символические средства ( моделирование);
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в парах и в малых группах.
Регулятивные УУД
(типы учебных действий)
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно—иллюстративный, частично—поисковый.
Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в парах, групповая работа.
Оборудование: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «Русский язык» 4 класс, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, мультимедийная презентация.
Ход урока:
№ |
Название этапа урока |
Содержание |
УУУ |
||
1 |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. |
- Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. - Желаю мира и добра всем детям с самого утра. - Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок. - Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (С прекрасным, с хорошим) - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с трудностями, с хитростями) -
Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? (Хорошо;
быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу) - Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке. - Запишите число, классная работа, покажите орфограммы. - У вас на столах лежат листы самооценки урока, после выполнения каждого этапа вы должны себя оценить и поставить галочку в нужном столбце. |
Л1 Л6 Л9 К1 |
||
2 |
Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
- С чего начинаем наш урок? - Какова цель данного этапа? - Словарный диктант ( ноябрь, аккуратный, Россия ,езда, чёрный, хорошо, интересный, енот - Проверьте друг друга. ( взаимопроверка по образцу: слайд №1) - Что сейчас повторили? - Где в жизни пригодятся эти знания? (Подготовка к региональному экзамену) (Лист самооценки : Смог правильно написать словарные слова.) - Поработайте в парах, надпишите части речи, разделите слова на группы по частям речи. |
К2 К6 К8 Р1 П7
|
||
3 |
Этап выявления места и причины затруднения. |
-Были ли слова, у которых вы не смогли определить часть речи? Почему? - Делаем вывод (Мы не все части речи еще знаем) - Попробуем сформулировать тему нашего урока. - Прочитаем тему в учебнике с.66 - Какие задачи ставим на уроке? (учащиеся формулируют задачи: У- узнаем название еще одной части речи, Р-…,О-…,К-…) - Как будем добиваться поставленных задач? (Путем наблюдений, исследований) (Лист самооценки : формулировал тему и задачи урока) |
Л2 П7 К6 |
||
4 |
Этап построения проекта выхода из затруднения. |
- Сегодня вы исследователи, ученые, которые умеют наблюдать и делать выводы. - Поработайте в парах: возьмите по первой букве известных частей речи, и узнаете название новой части речи ( на доске переворачиваю- НАРЕЧИЕ) - Валерий провел исследование и что-то узнал о новой части речи ( Рассказ о наречии ученика) - Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: существительных, прилагательных, числительных и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или «накладываться» на глагол – речь . - Хотели бы продолжить делать открытия? - Составьте в группах алгоритм знакомства с наречием: (1 группа работает у доски) 1. Узнать на какой вопрос отвечает. 2. Что слово обозначает? 3. Как может изменяться? - Что у нас получилось? (памятка анализа слова как части речи) - Где в жизни пригодится эта памятка? |
К1 Р7 Р12 П3 Л6 |
||
5 |
Этап реализации построенного проекта. |
- Проводим наблюдения. - Что одному не под силу, то легко коллективу. - Какая работа ждет вас дальше? (работа в группах) 1 группа: (слайд №2, №3) - Прочитайте словосочетания, укажите главные слова, припишите вопросы, на которые отвечают наречия облетела (____когда__?) осенью, пели (__как___?) грустно, идти (__куда____?) домой, слышались (____откуда?, где?___?) издали Вывод: Наречия отвечают на вопросы____________________________________. Наречиями командуют ________________. (вешают вывод на доску)
2 группа: Попробуй изменить наречие грустно по падежам. Удалось это сделать? Им.п_______ Р.п_________ Д.п________ В.п_________ Т.п_________ П.п________
Вывод: Наречия по падежам__________________ (вешают вывод на доску)
3 группа: Понаблюдайте! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода? пришел (мужской род) ( когда ?) утром; пришла(_________род) (______?) _________; пришло (________род) (_______?) _________. Вывод: Наречия по родам __________________.(вешают вывод на доску)
4 группа: Понаблюдайте! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия рано, если оно связано с глаголами разного числа?( единственного и множественного) Прилетел (ед. ч.) (когда?) рано – прилетели (мн.ч.) (когда?) рано; запел (ед.ч.) ( ?)______ - запели (мн.ч.)(____?) ______ ; проснулся (ед.ч.) (____?) _____ - проснулись (мн.ч.) (______?) _______. Вывод: Наречия по числам _____________________________________________________.
5 группа: Понаблюдайте! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия вечером , если оно связано с глаголами разного времени? появились (прошедшее время) ( когда ? ) вечером; разольются (____время) (______?) ___________; цветут (___ время) (______?) ___________.
Вывод: Наречия по временам ___________________________________________________. - Где можно проверить свои выводы? - Прочитаем важные сведения в учебнике с.66 (Сначала про себя, затем Эвелина вслух) - Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? -Наши выводы совпали, значит, мы на уроке сделали открытие. - Что еще нового узнали из сообщения? - Где в жизни пригодятся эти знания? - Вернемся к алгоритму: расскажите по алгоритму, что узнали о наречии. (Лист самооценки : Принимал активное участие в групповой работе, открывал новое) |
К4 К10 Р1 Р5 Р16 П4 П5 П12 П17 Л3
|
||
6 |
Физминутка. |
Слайд: А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево И берёмся вновь за дело. |
|
||
7 |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. |
- Продолжаем исследовать и делать выводы: - Если наречие неизменяемая часть речи, то какой части слова в ней нет? - А как называется часть на конце наречий? - Проверьте свои выводы: уч. с.68 - Какую задачу ставим дальше? Карточка для детей с ОВЗ - Реши орфографические задачи, определи части речи, надпиши сверху Фамилия, имя:_________________ Вечером небо зат..нул…сь тучами. Неожиданно пош…л дождь.
Карточка для сильных детей: Замените подходящими по смыслу наречиями, запишите их. Фамилия, имя:_________________________________________________________
Работа для всего класса Уч. с.67 №138- Спиши предложения (по времени: или просто прочитай). - Найди однокоренные слова (фронтально) - Условными знаками покажи словосочетания, в состав которых входят эти слова, покажи строение однокоренных слов (фронтально) - Что повторили? - Где в жизни пригодятся полученные знания? ( Лист самооценки: Преодолевал трудности, закрепил изученное). |
П2 П5 П15 П17 Л2 Л9 Р8 Р16 К10 К6 |
||
8 |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
-Вернемся к задачам, поставленным в начале урока. - Решили ли мы поставленные задачи? - Посмотрите на экран, продолжите фразы. - Запишите домашнее задание: Уч. С.69 №141 (придумать и записать продолжение, включив 5-6 наречий) Резерв Прочитайте. Выпишите из предложений только наречия. (предложения напечатаны на слайде)
- Проверяем по образцу:
|
Л4 Л7 Р16 |
Лист самооценки урока.
В ходе урока я... |
Да |
Иногда |
Нет |
1.Смог правильно написать словарные слова. |
|||
2. Формулировал тему и задачи урока. |
|||
3. Принимал активное участие в групповой работе, открывал новое |
|||
4.Преодолевал трудности, закрепил изученное. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.