Конспект урока русского языка на тему "Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи»)"
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка на тему "Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи»)"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
08.01.2017
Конспект урока русского языка на тему "Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи»)"
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи»)". УМК "Гармония". Цель: Знакомство с особенностями наречия как части речи. Задачи: -Обучающие: познакомить с особенностями наречия как части речи ( с вопросами, на которые наречия отвечают, с тем, что данная часть речи обозначает, опытным путем доказать неизменяемость наречий); показать отличие наречия от других частей речи; упражнять в выделении морфем слов разных частей речи, развивать орфографическую зоркость. -Развивающие: расширять словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, познавательный интерес, формировать навык самоконтроля, исследовательские навыки. -Воспитывающие: воспитывать отношения делового сотрудничества, коммуникативную культуру, интерес к предмету, воспитывать желание красиво писать, формировать коммуникативные умения учащихся (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать вопрос).конспект урока русского языка
мой урок.docx

19.10.2016г.

1 урок: Русский язык.

Тема: Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи»).

Цель: Знакомство с особенностями наречия как части речи.

Задачи:

-Обучающие: познакомить с особенностями наречия как части речи ( с вопросами, на которые наречия отвечают, с тем, что данная часть речи обозначает, опытным путем доказать неизменяемость наречий); показать отличие наречия от других частей речи; упражнять в выделении морфем слов разных частей речи,  развивать орфографическую зоркость.

-Развивающие: расширять словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, познавательный интерес, формировать навык самоконтроля, исследовательские навыки.

-Воспитывающие: воспитывать отношения делового сотрудничества, коммуникативную культуру, интерес к предмету, воспитывать желание красиво писать, формировать  коммуникативные  умения учащихся (включение  в  беседу, умение  слушать и слышать  друг друга, сопоставлять  свою  точку  зрения  с  другой, умение  формулировать и задавать  вопрос).

 Личностные УУД

-           формирование желания выполнять учебные действия;

-           использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД

-           самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-           поиск и выделение необходимой информации;

-           выбор наиболее эффективных способов решения задач ;

-          способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

-           использование знаково-символические средства ( моделирование);

Коммуникативные УУД

-           планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-          сотрудничество в поиске и сборе информации;

-           умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-           формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-           формирование умения работать в  парах и в малых группах.

Регулятивные УУД

(типы учебных действий)

-           целеполагание;

-           планирование;

-           прогнозирование;

-           контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-           коррекция;

-           оценка.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно—иллюстративный,    частично—поисковый.

Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в парах, групповая работа.

Оборудование: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «Русский язык» 4 класс, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, мультимедийная презентация.

Ход урока:

Название этапа урока

Содержание

УУУ

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку.

- Желаю мира и добра всем детям с самого утра.

- Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (С прекрасным, с хорошим)

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с трудностями, с хитростями)

- Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? (Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу)
- Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке.

- Запишите число, классная работа, покажите орфограммы.

- У вас на столах лежат  листы самооценки  урока, после выполнения каждого этапа вы должны себя оценить и поставить галочку в нужном столбце.

Л1

Л6

Л9

К1

2

Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- С чего начинаем наш урок?

- Какова цель данного этапа?

- Словарный диктант ( ноябрь, аккуратный, Россия ,езда, чёрный, хорошо, интересный, енот

- Проверьте друг друга. ( взаимопроверка по образцу: слайд №1)

- Что сейчас повторили?

- Где в жизни пригодятся эти знания? (Подготовка к региональному экзамену)

(Лист самооценки : Смог правильно написать словарные слова.)

- Поработайте в парах, надпишите части речи, разделите слова на группы по частям речи.

К2

К6

К8

Р1

П7

 

3

Этап выявления места и причины затруднения.

-Были ли слова,  у которых вы не смогли определить часть речи? Почему?

- Делаем вывод (Мы не все части речи еще знаем)

- Попробуем сформулировать тему нашего урока.

- Прочитаем тему в учебнике с.66

- Какие задачи ставим на уроке? (учащиеся формулируют задачи: У- узнаем название еще одной части речи, Р-…,О-…,К-…)

- Как будем добиваться поставленных задач? (Путем наблюдений, исследований)

(Лист самооценки : формулировал тему и задачи урока)

Л2

П7

К6

4

Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Сегодня вы исследователи, ученые, которые умеют наблюдать и делать выводы.

- Поработайте в парах: возьмите по первой букве известных частей речи,  и узнаете название новой части речи ( на доске переворачиваю- НАРЕЧИЕ)

- Валерий провел исследование и что-то узнал о новой части речи

( Рассказ о наречии ученика)

- Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: существительных, прилагательных, числительных и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или «накладываться» на глагол – речь .

- Хотели бы продолжить делать открытия?

- Составьте в группах алгоритм знакомства с наречием: (1 группа работает у доски)

1. Узнать на какой вопрос отвечает.

2. Что слово обозначает?

3. Как может изменяться?

- Что у нас получилось? (памятка анализа слова как части речи)

- Где в жизни пригодится эта памятка?

К1

Р7

Р12

П3

Л6

5

Этап реализации построенного проекта.

- Проводим наблюдения.

- Что одному не под силу, то легко коллективу.

- Какая работа ждет вас дальше? (работа в группах)

1 группа: (слайд №2, №3)

- Прочитайте словосочетания, укажите главные слова, припишите вопросы, на которые отвечают наречия

облетела (____когда__?) осенью, пели (__как___?) грустно, идти  (__куда____?) домой, слышались (____откуда?, где?___?) издали

Вывод: Наречия отвечают на вопросы____________________________________. Наречиями  командуют  ________________. (вешают вывод на доску)

 

2 группа: Попробуй изменить  наречие  грустно  по падежам. Удалось это сделать?

Им.п_______

Р.п_________

Д.п________

В.п_________

Т.п_________

П.п________

 

Вывод: Наречия по падежам__________________ (вешают вывод на доску)

 

3 группа:  Понаблюдайте! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

 пришел (мужской род)   ( когда ?)  утром;

 пришла(_________род)   (______?) _________;

 пришло (________род)    (_______?) _________.

Вывод: Наречия по родам __________________.(вешают вывод на доску)

 

4 группа: Понаблюдайте! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия рано, если оно связано с глаголами разного числа?( единственного и множественного)

Прилетел (ед. ч.) (когда?) рано – прилетели  (мн.ч.) (когда?) рано;

запел        (ед.ч.)  (          ?)______     - запели   (мн.ч.)(____?) ______ ;

проснулся (ед.ч.)  (____?) _____    - проснулись (мн.ч.) (______?) _______.

Вывод: Наречия по числам _____________________________________________________.

 

5 группа: Понаблюдайте! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия вечером , если оно связано с глаголами разного времени?

появились (прошедшее время) ( когда ? ) вечером;

разольются (____время)             (______?) ___________;

цветут         (___   время)            (______?) ___________.

 

Вывод: Наречия по временам ___________________________________________________.

- Где можно проверить свои выводы?

- Прочитаем важные сведения в учебнике с.66 (Сначала про себя, затем Эвелина вслух)

- Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике?

-Наши выводы совпали, значит, мы на уроке сделали открытие.

- Что еще нового узнали из сообщения?

- Где в жизни пригодятся эти знания?

- Вернемся к алгоритму: расскажите по алгоритму, что узнали о наречии.

(Лист самооценки : Принимал активное участие в групповой  работе, открывал новое)

К4

К10

Р1

Р5

Р16

П4

П5

П12

П17

Л3

 

6

Физминутка.

Слайд: А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.

 

7

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

- Продолжаем исследовать и делать выводы:

- Если наречие неизменяемая часть речи, то какой части слова в ней нет?

- А как называется часть на конце наречий?

- Проверьте свои выводы: уч. с.68

- Какую задачу ставим дальше?

Карточка для детей с ОВЗ

- Реши орфографические задачи, определи части речи, надпиши сверху

Фамилия, имя:_________________

Вечером небо зат..нул…сь тучами. Неожиданно пош…л  дождь.

 

 

Карточка для сильных детей:

Замените подходящими по смыслу наречиями, запишите их.

Фамилия, имя:_________________________________________________________

Идти черепашьим шагом.    (как?)   (_________________)

Кот наплакал.                         (как?)   (________________)

Встать чуть свет.                    ( когда? )(_____________________)

Рукой подать.                          ( где?       (________________________)

Работа для всего класса

Уч. с.67 №138- Спиши предложения (по времени: или просто прочитай).

- Найди однокоренные слова (фронтально)

- Условными знаками покажи словосочетания, в состав которых входят эти слова, покажи строение однокоренных слов (фронтально)

- Что повторили?

- Где в жизни пригодятся полученные знания?

( Лист самооценки: Преодолевал трудности, закрепил  изученное).

П2

П5

П15

П17

Л2

Л9

Р8

Р16

К10

К6

8

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

-Вернемся к задачам, поставленным в начале урока.

- Решили ли мы поставленные задачи?

- Посмотрите на экран, продолжите фразы.

- Запишите домашнее задание: Уч. С.69 №141 (придумать и записать продолжение, включив 5-6 наречий)

Резерв

Прочитайте. Выпишите из предложений только наречия. (предложения напечатаны на слайде)

1. Справа мелькали огни города.

2. Слева от дороги тянулись высокие скалы.

3. луна изредка выглядывала из-за облаков.

4. Вскоре путники подошли к дому.

5. В доме наглухо были закрыты ставни.

Проверяем  по образцу:

справа

 слева

изредка

вскоре

наглухо

Л4

Л7

Р16

 

 

 

Лист самооценки урока.

В ходе урока я...

Да

Иногда

Нет

1.Смог правильно написать словарные слова.

2. Формулировал  тему и  задачи урока.

3. Принимал активное участие в групповой  работе, открывал новое

4.Преодолевал трудности, закрепил  изученное.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Русский язык. Тема: Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи»)

Русский язык. Тема: Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи»)

Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - сотрудничество в поиске и сборе информации; -…

Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - сотрудничество в поиске и сборе информации; -…

Тип урока: изучение нового материала

Тип урока: изучение нового материала

С чего начинаем наш урок? - Какова цель данного этапа? -

С чего начинаем наш урок? - Какова цель данного этапа? -

Этап реализации построенного проекта

Этап реализации построенного проекта

Вывод: Наречия по числам _____________________________________________________

Вывод: Наречия по числам _____________________________________________________

Вечером небо зат..нул…сь тучами

Вечером небо зат..нул…сь тучами

Справа мелькали огни города. 2

Справа мелькали огни города. 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017