Разработка конкурсного урока в 3 классе
Тема: «Удвоенные согласные в корне слова» - закрепление
Цель: Закрепление навыка написания слов с удвоенными согласными в корне слова путем активизации фонематического слуха через прием ритмизации.
Задачи:
Образовательные: знакомство с необычным приемом, облегчающим написание слов с удвоенными согласными в корне слова; повторение алфавита.
Развивающие: развитие фонематического слуха, чувства ритма, творческих способностей
Воспитательные: эстетическое воспитание, воспитание коммуникативной культуры.
Методы работы: проблемные методы, ритмизация звукового состава слова, пластическая ритмизация, методы закрепления на основе творческой деятельности.
Формы работы: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа, работа с раздаточным материалом.
Материалы и оборудование: видеозапись танца «Пасодобль» без музыкального сопровождения, музыкальный фрагмент танца «Пасодобль» кастаньеты, «портрет Ритмушек», плоский макет солнца, раздаточный материал в виде лучиков и облачков с творческим заданием, фломастеры, маркеры, магниты.
Ход урока:
1. Оргмомент
Знакомство с детьми. Представиться ФИО. Минитренинг: закрыть глаза, представить себя маленьким солнышком, приложить правую руку к груди, выпустить сквозь пальцы лучик и тихо назвать свое имя.
2. Вводная часть
Показ танца «Пасодобль» без музыки под хлопки. Ответы на вопросы:
· Что это было? (танец)
· Но ведь не было музыки, как получился танец, почему? (ритм отбивали)
· Есть ли ритм в жизни? Где? (падают капли дождя, стучит сердце, послушайте).
· А какой у нас идет урок? (русский язык), а причем тут ритм?
· А может ли присутствовать ритм в речи? (да: стихи с хлопками)
· А в отдельном слове? (деление слова на слоги, постановка ударения)
· А в звуковом составе слова? Можно ли с помощью ритма показать звуковой состав слова?
3. Освоение нового приема для закрепления навыка
В помощь для усвоения темы предыдущих уроков мы призовем веселых Ритмушек (вывешивается портрет Ритмушек). Я покажу вам прием, который, на мой взгляд, помогает лучше услышать те орфограммы, которые вы изучали на прошлых уроках. А вы в конце урока скажете мне, действительно ли Ритмушки вам помогли. А еще, мы с вами на уроке создадим коллективное наглядное пособие по изучаемой теме. Но что нам с вами надо вспомнить, чтобы создать пособие, и научить работать Ритмушек (тему: удвоенные согласные, какие могут быть удвоенные согласные, правила переноса удвоенных согласных)
· А почему их две? (удвоенные согласные).
· А какие буквы я могу поместить на платья Ритмушек?
· А можно ли проверить написание удвоенных согласных? (нет) А как тогда их писать? (запоминать). А можно ли их услышать? Как? (звук дольше тянется).
· А помочь они нам могут следующим образом: пока при произнесении тянутся удвоенные согласные в корне слова, Ритмушки успевают два раза «станцевать» - ударить по ладошке. Вот так.
· Загадайте и назовите мне слова с удвоенными согласными, а я покажу, как «танцуют» Ритмушки. Но сначала я должна сделать своих родных Ритмушек. Для этого я фломастером нарисую на ноготках двух пальчиков левой руки (среднем и указательном) глазки и улыбающийся ротик. И вы сделайте так же.
· Дети называют слова, а учитель показывает, как работают Ритмушки.
· А сейчас мы потренируем своих родных Ритмушек, научим их танцевать.
ФИЗПАУЗА – танец Пасодобль исполняется детьми с помощью хлопков, улавливая и повторяя за учителем ритмический рисунок .
4. Отработка навыка.
А сейчас я проверю, как ваши Ритмушки научились танцевать. Для этого вам пришла телеграмма от Гиппопотама Кирилла. Сначала я ее вам прочитаю, а вы послушайте, что в ней интересного, с точки зрения темы нашего урока (каждая вторая строчка заканчивается словом с удвоенными согласными).
Чтение телеграммы.
От гиппопотама пришла вам телеграмма.
Пишет – с ним случилась драма -
У него болезней гамма.
Голос у него осип
Подхватил он где-то грипп.
В горле очень уж свербит,
Потерял он аппетит.
От пупырышек на коже
Пить ему велели дрожжи.
«Ой!» – Кирилл открыл свой рот
«Что-то у меня все жжет!
Что-то голову кружит
А вокруг жужжит, жужжит.
Сбросить надо лишний жир,
Я пока не пассажир.
Полечусь, поем я супу
И вольюсь я в вашу группу.
Хоть порывами я чист
Все же я не хоккеист!
На прощанье под овации
От меня вам иллюстрации.
Думаю, что буду мил.
ДО свидания, друг Кирилл.
Повторное чтение, дети заканчивают строчку и прохлопывают Ритмушками удвоенные согласные.
5. Творческое задание, в результате которого должно получиться коллективное наглядно пособие.
Детям выдаются на парту карточки желтого цвета (лучики) и белого цвета (облачка) с изображением Ритмушек. На карточке зашифрованы буквы, которые должны стоять на платьях у Ритмушек.
Цель задания «лучики»: разгадать, какую удвоенную согласную надо написать на платьях у Ритмушек, вписать фломастером эти буквы на платья, и записать рядом 3 слова с этой удвоенной согласной.
Цель задания «облачка»: догадаться, о каком правиле идет речь, вписать в платья нужные буквы, записать слово с правильно выполненным заданием.
Составление и чтение пособия: вывешивание карточек на доску с проговариванием и отхлопыванием написанных слов и правил.
6. Домашнее задание:
· Помогли ли вам сегодня Ритмушки лучше слышать слова с удвоенными согласными?
· А можно ли использовать Ритмушек для запоминания или проверки других правил русского языка?
· А какие еще приемы, кроме ритмизации, можно использовать для лучшего усвоения правописания слов и иных правил русского языка?
· Сверхцель урока: что я хотела показать вам этим уроком. МЫ использовали необычный прием для решения конкретной одной непростой задачи. А если будет другая задача? Сможем мы ее решить таким же приемом или другим? Сверхцель – не бояться находить необычные решения для решения проблем.
7. Самооценка
На платье Ритмушки нарисовать
- желтый кружок – если вы были сегодня солнышками, светили, и старались трудиться, как солнышко каждый день.
- красный кружок – если вы были активны, но могли бы приложить еще больше усилий
- зеленый кружок – если ваши усилия сегодня не совсем соответствовали вашим возможностям и способностям.
Итог урока: А сейчас разрешите мне несколько по-другому прочитать наше наглядное пособие.
· Пожелание: чтоб в океане ваших знаний всегда светило яркое солнышко хороших целей и задач; мягкие пушистые облачка ваших мудрых мыслей, решающих трудные задачи и достигающих целей никогда не превращались в мрачные тучи дурных мыслей и нерешенных проблем.
· Пусть эти волшебные Ритмушки с вашими кружочками принесут вам счастья и всегда помогут вам решать не только задачи русского языка, но и самые сложные жизненные проблемы.
Самоанализ урока
Обоснование типа урока:
«Удвоенные согласные в корне слова» - закрепление по программе «Школа 2100». Данная тема является достаточно сложной, не существует правил проверки написания таких слов, и основным приемом является запоминание. Цель программы – вырастить функционально грамотную личность. Исходя из данного противоречия была сформулирована цель урока: показать детям необычный прием ритмизации, который может помочь в запоминании и слышании слов с удвоенными согласными.
Цель: Закрепление навыка написания слов с удвоенными согласными в корне слова путем активизации фонематического слуха через прием ритмизации.
Задачи:
Образовательные: знакомство с необычным приемом, облегчающим написание слов с удвоенными согласными в корне слова; создание коллективного наглядного пособия, которое наглядно поможет лучше запомнить слова с удвоенными согласными.
Развивающие: развитие фонематического слуха, чувства ритма, творческого и логического мышления.
Воспитательные: эстетическое воспитание, воспитание коммуникативной культуры.
Сверхзадача: показать, что для решения любой задачи, проблемы можно привлекать необычные нестандартные способы ее решения.
Тип урока: полижанровый урок.
Для достижения поставленных целей на уроке была создана система эстетико-педагогических условий:
1. Учебно-дизайнерские: эргономические (до меня), эстетические – наглядные пособия; пособие, созданное детьми; музыкальное сопровождение урока.
2. Социально-эмоциональные: создание творческой эмоционально-комфортной атмосферы в классе путем минитренинга в начале урока; свободный диалог и высказывание мнений; творческие взаимоотношения в процессе взаимодействия детей в группах, в классе в целом, с педагогом. Создание ситуации успеха и положительной мотивации, поддержание их на протяжении урока путем смены видов деятельности (5 видов).
3. Эвристико-дидактические: применение творческих форм и методов работы:
· Пластическое ритмизирование
· Пример педагога
· Постановка противоречия, проблемы и выработка способа ее решения
· Аналитические методы по оценке эффективности нового приема работы
· Решение нетиповой задачи
· Синестетическая деятельность – которая является основополагающей в данной системе
· Тренинг
· Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию коллективного наглядного пособия.
· Творческое восприятие стихотворного текста, и анализ с точки зрения изучаемой темы.
· Исследовательская деятельность
Продукт деятельности учащихся получился, на мой взгляд, эстетическим, что также является компонентом данной группы условий.
4. Индивидуально-творческие:
· Каждый ребенок высказывал свое мнение, проявляя свои индивидуальные особенности и склонности.
· Все попробовали себя в новом виде деятельности: пластическом ритмизировании.
· Были созданы и реализованы условия для самореализации каждого, что удалось на уроке.
· Каждый проявил достаточно хороший уровень развития самооценки и взаимоконтроля.
В процессе урока дети, после целеполагания, самостоятельно сформулировали этапы создания наглядного пособия, т.е. задачи урока. Решили эти задачи к концу урока, создав наглядное пособие. Урок носил также исследовательский характер, т.к. учащиеся исследовали эффективность предложенного приема и сделали вывод о возможности его применения к данной теме урока.
Дети смогли также, хоть и с наводящими вопросами, увидеть свехцель урока: возможность использования необычных, нестандартных приемов работы, деятельности для решения проблем. Т.е. решена сверхцель урока: развитие эвристического (латерального) мышления детей.
В целом, на мой взгляд, урок прошел успешно. Было сделано все, что запланировано. Безусловно, определенную трудность для детей представляло быстрое овладение ритмическим рисунком, но почти все с заданием успешно справились. Дети хорошо подготовлены, активны, быстро идут на контакт. Способны мыслить не только в пределах учебной программы. Они были настоящими солнышками, старались, светили, трудились. Было очень приятно с ними работать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.