Русский язык
4 класс (система Л.В. Занкова)
10 ноября 2015 года
учитель: Сальникова Е.Б.
Тема: Текст: стиль, тип, тема.
Цель: создать условия для осознания и осмысления работы над текстом.
Задачи:
Образовательные:
формируем умение работать с текстом: определять тему текста, микротему, тип и стиль текста, его структурные части.
продолжаем формировать умение составлять тексты различных типов.
Воспитательные:
воспитываем интерес к учебному предмету;
воспитываем гордость за нашу страну, выдающихся личностей.
Развивающие:
развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний.
развиваем речь: учимся оформлять свои мысли правильно в устной и письменной форме.
Тип урока – урок комплексного применения знаний и умений
Формирование УУД:
Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам; на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей; осуществлять личную и познавательную рефлексию.
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание; оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
умение слушать и понимать других.
Оборудование: учебник русского языка, толковый словарь, энциклопедия, статьи из сети Интернет, компьютер,
мультимедийный проектор, раздаточный материал, цветные карандаши, маркеры.Ход урока
I . Организационный момент.
Передо мной – выпускники начальной школы. Вы уже много знаете. У вас «хорошая голова», я уверена, что вы
справитесь со всеми трудностями на уроке.
Что значит «хорошая голова»?
Выберите из следующих выражений синонимичное к данному. (Слайд №2)
Какое ещё выражение подойдет к уроку. Как вы его понимаете?
Жить с хорошей головой, что с богатой кладовой! (Слайд №3)
Именно, с «хорошей головой» человек добивается успеха в своей жизни и в своем любимом деле.
Мы много говорим на уроках о выдающихся личностях.
Какие качества объединяют этих людей, которые добились успеха в своей жизни? (Слайд №4)
Знание + упорство + решительность + достижение цели = УСПЕХ (на магнитной доске)
Постараемся и мы вывести формулу своего успеха на уроке.
II.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Посмотрите внимательно на следующий слайд. (Слайд №5)
На слайде даны слова:
связанность.
Целостность, микротема, структурность, заголовок, тема, законченность, тип, стиль,
Знакомы вам эти термины? К какой теме они относятся?
Можете ли вы по опорным словам сказать тему урока. Учитель записывает тему на доске.
Правильно. Тема урока «Текст. Стиль, тип, тема». (Слайд№6)
Предположите возможные виды работы на уроке.
У каждого из вас на листах в правом верхнем углу есть «Волшебная линейка». Оцените себя по десятибалльной
шкале.
Поставьте красным карандашом точку, которая показывает уровень ваших знаний на начало урока.
Зеленым карандашом сделайте пометку, насколько бы хотели повысить этот уровень в течение урока.
Молодцы!ии
III. Актуализация и коррекция опорных знаний.
1. Чтение текста о А.В. Суворове.
Ещё раз обратимся к тексту упражнения 158 на стр. 89 в учебнике.
Какую мысль хочет донести автор до читателя?
Так кто же такой А.В. Суворов? (Слайд №7)
Национальный герой России, великий русский полководец. Генералиссимус российских сухопутных и морских
сил, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных
военных орденов.
2. Работа с толковым словарем. (Слайд №8)
(от лат. generalissimus —«самый главный») – высшее воинское звание (воинская должность,
Генерал ссимус
почётный военный титул) во многих государствах. Исторически данный термин использовали для обозначения
главнокомандующего вооружёнными силами и командующего армией государства или нескольких государств,
находящихся в военном союзе (чаще только на период войны).
В настоящее время обладатели звания, титула и должности «генералиссимус» отсутствуют.
В «Справочнике эпитетов» найдите статью на слово характер. Какие слова отражают качества Суворова,
записанные в тексте?
3. Проверка домашнего задания.
Работаем с текстом упражнения.
Докажите, что это текст.
Какова тема текста?
Как озаглавили?
На сколько частей разделили?
Назови микротему каждой части.
Чтение составленных планов.IV. Первичное закрепление в знакомой ситуации.
В каком стиле написан текст? (Слайд №9)
Определи тип текста. Обратимся к справочным материалам, стр. 152. (Слайд №10, №11)
V . Первичное закрепление в измененной ситуации.
1. Индивидуальная работа.
Орфографическая подготовка. Исследуйте 4ый и 5ый абзацы текста.
На какие группы можно разделить пропущенные орфограммы?
В какой части слова находятся орфограммы?
Слова выписаны по группам. Дети самостоятельно вставляют пропущенные буквы.
Взаимопроверка одновременно сравнивают с написанием на слайде и объясняют. В группах работают консультанты.
Покажите способ проверки. (Слайд №12)
2. Работа в группах.
В каждой группе распределены роли: лидер группы, консультант, эксперт.
1 группа.
У вас на столах разные источники информации: статья из сети Интернет, учебник, энциклопедия. Исследуйте их.
Подберите материал о детстве А.В. Суворова.
2 группа.
Поработайте со словарем на стр. 90 учебника и справочником эпитетов, раздаточным материалом. Выберите только те
слова, которые подходят к картине И. Штейнбена «А.В. Суворов».
3 группа.
Порассуждайте, что помогло Суворову стать непобедимым полководцем? К проблемному вопросу подберите
соответствующие доказательства и вывод. Воспользуйтесь предложенными вариантами.
. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
VI
1. Работа в группах. Получение задания.1 группа.
На основании проработанных вами материалов, восстанови последовательность абзацев текста «Как детские мечты
Суворова воплотились в жизнь?»
Как вы считаете, каким типом текста вы воспользуетесь? (Слайд №12)
2 группа.
Какие качества Суворова передал художник в его портрете. Как он отразил эти качества во взгляде, позе, одежде
полководца, в фоне на котором он изображен?
Ваш тип текста? (Слайд №13, №14)
Впишите слова, чтобы получился текст.
3 группа.
Составьте текст на тему «Что помогло стать Суворову великим полководцем» (Слайд №16)
2. Самостоятельная работа учащихся.
3. Проверка самостоятельной работы в группах.
От каждой группы лидер отправляется в другую группу, чтобы выслушать главную мысль текста. Ее представят
эксперты. Лидеры, выслушав мнения экспертов, определят порядок выступления ребят.
На доске дети записывают план рассказа «Ни разу непобежденный».
План
1. Имя Суворова – символ доблести и славы.
2. Самая первая и главная победа.
3. Образ Суворова в искусстве.
. Закрепление пройденного материала.
3 группа, 1 группа, 2 группа. (Слайд №17)
4. Презентация работ (один ученик от группы)
Порядок:
VII
Вернемся к ранее перечисленным качествам выдающихся людей. (Слайд №18)
Как вы считаете, помогли ли эти качества А.В. Суворову стать выдающимся полководцем?
В истории нашего Отечества много людей, с которых нам можно брать пример. Сегодня мы говорили об одном из них.
Его жизнь хороший пример для будущих поколений: великая цель, великие дела, слава Отчизны. Вот идеал, достойныйподражания! Вся жизнь А.В. Суворова позволяла ему сказать: «Потомство мое прошу брать мой пример... до издыхания
быть верным... Отечеству». (Слайд № 19)
На могиле Суворова в АлександроНевской лавре в Санкт Петербурге, вделанная в пол белая мраморная плита с
огромными медными буквами: «Здесь лежит Суворов». И никаких объяснений ни орденов, ни побед, ни титулов. Просто
большими буквами СУВОРОВ и у каждого русского сожмется сердце. Русский поэт Ю. Николаев написал прекрасное
стихотворение, в котором выразил все эти чувства. (Слайд №20)
Могила Суворова
С годами сердце жаждет простоты,
Побольше дел, поменьше разговоров.
Вот я стою у каменной плиты
С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».
Ни мрамора, ни бронзы рядом нет.
Цветы и те глядят чутьчуть сурово.
Как много надо одержать побед,
Чтоб так звучали три негромких слова!
Когда хватают славу на лету,
Когда о титулах заводят споры,
Я вспоминаю серую плиту
С тремя словами: «Здесь лежит Суворов»
Заслуженная, истинная слава...
Вернитесь к «Волшебной линейке». Отметьте, синим карандашом, уровень знаний по окончании урока. Совпали
ваши предположения.
IX
Поделитесь своими мыслями об уроке.
Какие качества помогли вам достичь успеха на уроке? Какова ваша формула успеха?
. Итог урока.
VIII
. Рефлексия.X. Домашнее задание.
Упражнение 177. Выполнить упражнение вам поможет «хорошая голова», знания, приобретенные на сегодняшнем
уроке.