Конспект урока русского языка в 4 классе (система Л.В. Занкова) по теме "Текст: стиль, тип, тема." и презентация к этому уроку.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока русског языка .docx
Русский язык  4 класс (система Л.В. Занкова) 10 ноября 2015 года учитель: Сальникова Е.Б. Тема: Текст: стиль, тип, тема. Цель: создать условия для осознания и осмысления работы над текстом. Задачи: Образовательные:  ­ формируем умение работать с текстом: определять тему текста, микротему,  тип и стиль текста, его структурные части. ­ продолжаем формировать умение составлять тексты различных типов. Воспитательные: ­  воспитываем интерес к учебному предмету; ­ воспитываем гордость за нашу страну, выдающихся личностей. Развивающие: ­ развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний. ­ развиваем речь: учимся оформлять свои  мысли правильно в устной и письменной форме. Тип урока – урок комплексного применения знаний и умений Формирование УУД: Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам; на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные:  умение   определять   цель   деятельности   на   уроке;   оценивать   учебные   действия   в   соответствии   с поставленной задачей; осуществлять личную и познавательную рефлексию. Коммуникативные:  умение   строить   речевое   высказывание;   оформлять   свои   мысли   в   устной   и   письменной   форме; умение слушать и понимать других. Оборудование:  учебник   русского   языка,   толковый     словарь,   энциклопедия,     статьи   из   сети   Интернет,   компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, цветные карандаши, маркеры.Ход урока I  . Организационный момент. ­ Передо мной  – выпускники начальной школы. Вы  уже много знаете. У вас  «хорошая голова»,  я уверена, что вы   справитесь со всеми  трудностями  на уроке.  ­ Что значит «хорошая голова»? ­ Выберите из следующих выражений синонимичное к данному.  (Слайд №2) ­ Какое ещё выражение подойдет к уроку. Как вы его понимаете? Жить с хорошей головой, что с богатой кладовой!  (Слайд №3) ­ Именно, с «хорошей головой» человек добивается успеха в своей жизни и в своем  любимом деле.  ­  Мы много говорим на уроках о выдающихся личностях. ­ Какие качества объединяют  этих людей, которые добились успеха в своей жизни? (Слайд №4) Знание + упорство + решительность + достижение цели = УСПЕХ  (на магнитной доске) ­  Постараемся и мы  вывести формулу своего  успеха на уроке.  II.              Мотивация  (самоопределение) к учебной деятельности. ­  Посмотрите внимательно на следующий слайд. (Слайд №5) На слайде даны слова:     связанность.  Целостность, микротема,  структурность,  заголовок,  тема,    законченность, тип, стиль, ­ Знакомы вам эти термины? К какой теме они относятся? ­ Можете ли вы по опорным   словам  сказать тему урока. Учитель записывает тему на доске. ­ Правильно. Тема урока «Текст. Стиль, тип, тема». (Слайд№6) ­ Предположите возможные виды работы на уроке. ­ У каждого из вас на листах в правом верхнем углу есть «Волшебная линейка». Оцените себя по          десятибалльной шкале. ­ Поставьте красным карандашом точку, которая показывает уровень ваших знаний на начало урока.      ­ Зеленым карандашом сделайте пометку,  насколько бы хотели повысить этот уровень в течение урока.      ­ Молодцы!ии III. Актуализация и коррекция опорных знаний. 1. Чтение текста о А.В. Суворове. ­ Ещё раз обратимся к тексту  упражнения  158 на стр. 89 в учебнике. ­ Какую мысль хочет донести автор до читателя? ­ Так кто же такой А.В. Суворов? (Слайд №7) ­ Национальный герой России, великий русский полководец.  Генералиссимус   российских сухопутных и морских сил,   кавалер   всех   российских   орденов   своего   времени,   вручавшихся   мужчинам,   а   также   многих   иностранных военных орденов.  2.  Работа с толковым словарем. (Слайд №8)   (от лат. generalissimus —«самый   главный»)     –   высшее   воинское   звание (воинская   должность, Генерал ссимус почётный военный титул) во многих государствах.   Исторически данный термин использовали для обозначения  главнокомандующего вооружёнными силами и командующего армией государства или нескольких государств,  находящихся в военном союзе (чаще только на период войны).  В настоящее время обладатели звания, титула и должности «генералиссимус» отсутствуют. ­   В   «Справочнике   эпитетов»   найдите   статью   на   слово  характер.  Какие   слова   отражают   качества   Суворова, записанные в тексте? 3. Проверка домашнего задания. ­ Работаем с текстом упражнения. ­ Докажите, что это текст. ­ Какова тема текста? ­ Как озаглавили? ­ На сколько частей  разделили? ­ Назови микротему каждой части.  ­ Чтение составленных планов.IV. Первичное закрепление в знакомой ситуации.       ­ В каком стиле написан текст?  (Слайд №9)       ­ Определи тип текста. Обратимся к справочным материалам, стр. 152. (Слайд №10, №11)       V   .  Первичное закрепление в измененной ситуации. 1. Индивидуальная работа. ­ Орфографическая подготовка. Исследуйте   4­ый и 5­ый абзацы текста.  ­ На какие группы можно разделить пропущенные орфограммы? ­ В какой части слова находятся орфограммы? ­ Слова выписаны по группам. Дети самостоятельно вставляют пропущенные буквы.  Взаимопроверка одновременно сравнивают с написанием на слайде и объясняют. В группах работают консультанты. ­ Покажите способ проверки. (Слайд №12) 2. Работа в группах. В каждой группе распределены роли: лидер группы, консультант, эксперт. 1 группа.    ­ У вас на столах разные источники информации: статья из сети Интернет, учебник, энциклопедия. Исследуйте их.  ­ Подберите материал о детстве А.В. Суворова. 2 группа. ­ Поработайте со словарем на стр. 90 учебника и справочником эпитетов,  раздаточным материалом. Выберите только те слова, которые подходят к картине И. Штейнбена «А.В. Суворов». 3 группа. ­  Порассуждайте,     что   помогло   Суворову   стать   непобедимым   полководцем?       К   проблемному   вопросу   подберите соответствующие доказательства и вывод. Воспользуйтесь предложенными вариантами.  .  Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) VI  1. Работа в группах. Получение задания.1 группа.  ­  На основании проработанных вами материалов, восстанови последовательность абзацев текста «Как детские мечты Суворова воплотились в жизнь?»  ­ Как вы считаете,   каким  типом  текста вы воспользуетесь? (Слайд №12) 2 группа.   ­ Какие качества Суворова передал художник в его портрете. Как он отразил эти качества во взгляде, позе, одежде полководца, в фоне на котором он изображен?  ­ Ваш тип текста? (Слайд №13, №14) ­ Впишите слова, чтобы получился текст. 3 группа.   ­ Составьте текст на тему «Что помогло стать Суворову великим полководцем» (Слайд №16) 2. Самостоятельная работа учащихся.  3. Проверка самостоятельной работы в группах. ­  От   каждой   группы   лидер   отправляется   в   другую  группу,  чтобы   выслушать   главную   мысль   текста.  Ее  представят эксперты.  Лидеры, выслушав мнения экспертов, определят порядок выступления ребят. ­ На доске дети записывают план рассказа «Ни разу непобежденный».                                           План 1. Имя Суворова  – символ доблести и славы. 2. Самая первая и главная победа. 3. Образ Суворова в искусстве.  .  Закрепление пройденного материала.   3 группа, 1 группа, 2 группа. (Слайд №17)   4. Презентация работ (один ученик от группы)   Порядок:    VII   ­ Вернемся к ранее перечисленным качествам выдающихся людей. (Слайд №18) ­ Как вы считаете, помогли ли эти качества А.В. Суворову стать выдающимся полководцем? ­ В истории нашего Отечества много людей,  с которых нам можно брать пример. Сегодня мы  говорили  об одном из них. Его жизнь ­ хороший пример для будущих поколений: великая цель, великие дела, слава Отчизны. Вот идеал, достойныйподражания! Вся жизнь А.В. Суворова позволяла ему сказать: «Потомство мое прошу брать мой пример... до издыхания быть верным... Отечеству». (Слайд № 19) На могиле Суворова   в Александро­Невской лавре в Санкт­ Петербурге,   вделанная в пол белая мраморная плита с огромными медными буквами: «Здесь лежит Суворов». И никаких объяснений ­ ни орденов, ни побед, ни титулов. Просто большими буквами СУВОРОВ ­ и у каждого русского сожмется сердце. Русский поэт Ю. Николаев написал прекрасное стихотворение, в котором выразил все эти чувства. (Слайд №20) Могила Суворова С годами сердце жаждет простоты, Побольше дел, поменьше разговоров. Вот я стою у каменной плиты С тремя словами: «Здесь лежит Суворов». Ни мрамора, ни бронзы рядом нет. Цветы и те глядят чуть­чуть сурово. Как много надо одержать побед, Чтоб так звучали три негромких слова! Когда хватают славу на лету, Когда о титулах заводят споры, Я вспоминаю серую плиту С тремя словами: «Здесь лежит Суворов» Заслуженная, истинная слава...   ­ Вернитесь к «Волшебной линейке». Отметьте,  синим карандашом,  уровень знаний по окончании урока. Совпали ваши предположения. IX  ­  Поделитесь своими мыслями об уроке. ­  Какие качества помогли вам достичь   успеха на уроке? Какова ваша формула успеха?  . Итог урока.      VIII  . Рефлексия.X. Домашнее задание. ­ Упражнение 177. Выполнить упражнение вам поможет «хорошая голова», знания,  приобретенные на сегодняшнем уроке.