Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок -пре- и -при-"
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок -пре- и -при-"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
08.01.2017
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок -пре- и -при-"
Данный урок является вводным по теме «Правописание приставок пре-и при. Предлагаемый урок направлен на изученного нового материала . Урок включает в себя три формы работы: Индивидуальный устный опрос: ученики отвечают на вопросы по изученному раннее материалу Групповая форма работы : Ученики получают карточки с заданием, задания по ходу урока усложняются. В некоторых случаях ученики комментируют ответы своих товарищей Работа в парах. В конце урока ребята заполняют оценочный лист, выставляя себе оценкуДокумент Word
2. Приставки пре- и при-6 классДокумент Microsoft Word (2).docx

Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок -пре- и -при-"

Цели: узнать о правописание приставок пре- и при-, уметь применять правило на практике.
Задачи урока: 
 Образовательные: 

1.     Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

2.     Формировать навык написания приставок пре-/ при-;

3.     Повторить морфемный разбор слов;

4.     Развить умение формулировать определение понятий;

 Развивающие: развитие умения формулировать проблему.

Метапредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 

Предметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
                                                     Ход урока:

 Проверка осмысления предыдущего материала:

Ребята, с какой орфограммой мы познакомились на предыдущем уроке? (Правописание Ы – И после приставок на согласную)

Расскажите об этой орфограмме, когда мы пишем И, а когда Ы после Ц?

(ученики формулируют правило)

Молодцы, а теперь проверим на практике, как вы усвоили пройденный материал.

Задание.

На карточке написаны столбиком слова. Ваша задача – подобрать приставку, способную изменить слово; запишите полученное слово:

Например: история - предыстория

Играть - подыграть

Исходный - безысходный

Искать - подыскать

Искусный - безыскусный

Интересный – сверхинтересный

Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

- На доске (есть распечатки  на столе) записана сказка. Прочитайте её.

1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

- Легко ли прочитать эту сказку? Почему? (пропущены буквы)

- Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).

Значит целью нашего урока будет научиться правильно писать гласные в приставках пре- и при-

- А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? (Нет) Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (Правило)

А где мы можем познакомиться с эти правилом? (В учебнике)

Когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то сможете самостоятельно без ошибок вставить пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием.

А теперь обратимся к учебнику стр. 111 п.40 и читаем правило   

Кто может самостоятельно сформулировать правило?

Ребята, я для вас приготовила опорную таблицу, в которой заключено наше правило.  Этой таблице вы будете пользоваться в течение всего урока, а потом вы этот листочек вложите в папочку с правилами.

Теоретический материал

Приставки пре-, при-. Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.

 

Приставка при пишется

Приставка пре- пишется

Если употребляется в значении приближения- прилететь

Если употребляется в значении «очень»

присоединения-прибить

Если можно заменить приставок пере-

близости к чему-либо-пришкольный участок

 

неполноты действия- прикрыть дверь

 

 

 Задание.

На доске расположены четыре колонки, каждая из них подписана.

 

Приближение

 

Присоеди-

нение

 

Близость

 

Неполное действие

 

 

 

 

 

 

На столе лежат карточки, на которых написаны слова. Распределите слова по колонкам

Прикрыть, прибежать, прикрепить, приусадебный, присесть, привокзальный, приморский, привстать, приехать, приоткрыть, пришить, привинтить, прилететь, примчаться, приползти,

Учащиеся по очереди выходят к доске, каждый ученик вписывает одно слово в нужную. колонку .

Учитель: Что общего у всех этих слов? (все слова с приставкой при-)

- С чем связано написание приставки при - ? (с её значением)

- Назовите четыре значения приставки при-.

(приближение, присоединение, близость, неполное действие)

- Теперь обращаемся к нашей приставке пре-.

Определите значение следующих слов:

На доске слова:

Премудрый (очень умный)

Прекрасный – (очень красивый)

Преградить- перегородили

Презабавный – очень забавный

Преступник – тот, кто переступил черту

Прервать – перервать

- Распределите данные слова по колонкам

(учащиеся объясняют значение каждого слова с приставкой пре - и записывают в тетрадь)

- Что общего есть между словами?

(Все они пишутся с приставкой пре-)

- Что общего вы заметили между значениями записанных слов?

(есть слово очень и приставка пере-)

- Можем ли мы заменить приставку пре - словом очень или приставкой пере-? Изменится ли значение слов? (можем, значение не изменится)

- Как вы думаете, от чего зависит написание приставки пре-? (если можно приставку заменить словом очень или приставкой пере-, то в приставке пишется Е)

 

Пре в значении «очень»

Пре в значении пере-

 

 

 

Работа по учебнику( Упр 204). Сгруппируйте слова по признаку :а) с приставкой пре-б) с приставкой при-. Обозначьте условия выбора этой орфограммы. Работаем устною. Слова, которые относятся к первой группе пометьте цифрой один, слова второй группой-два. Через три минуты проверяем

 Творческий диктант

- Догадайтесь, какое слово с приставкой при - или пре - соответствует каждому словосочетанию, запишите эти слова в тетрадь, обозначая условия выбора орфограммы.

Пуговицу к пальто … пришить

Чуть-чуть открыть … приоткрыть

Очень спокойный … преспокойный

Участок рядом с берегом … прибрежный

Нарушитель закона … преступник

Край у моря … приморье

Очень интересный … преинтересный

 Распределители словосочетания, объясните написание приставок

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.

Контроль и самопроверка.

Работа по карточкам. Спишите глаголы, выберите е или и в приставке пре-/при-.

Два ученика работают с обратной стороны доски. Один из учеников выполняет задание по первой карточке, второй ученик выполняет задание по второй карточке. Класс работает по вариантам.

 

Карточка 1

Карточка 2

Пр.двинуть

Пр.забавный

Пр.летел

Пр.колоть

Пр.града

Пр.остановить

Пр.морье

Пр.лечь

Пр.огромный

Пр.увеличить

Пр.ободрить

Пр.усадебный

Пр.длинный

Пр.лететь

Пр.рвать

Пр.близить

Пр.двинуть

Пр.интересный

Пр.поднять

Пр.плыл

 

Проверка в парах по написанному на доске. Ученики меняются карточками и карандашом выставляют оценки.

Без ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

Двойки не выставляем.

 

Молодцы. Дальше работаем в группах

1-я группа выписывает слова с приставкой ПРЕ-, вторая группа с приставкой ПРИ-. Потом вместе со сной проверим, что у вас получилось. Один из учеников кажой группы оценивают друг друга

Остров Орлов на Чёрном море все пр_ выкли считать заповедным. 
Повеет весенним ветром, и летят сюда пр_ лётные птицы. 
Они как  пр_ огромные тучи и могут  пр__крыть на минуту небо. 
Позже в птичьих домиках уже шевелятся пр__забавные пушистые комочки. 
Пр___меты осени заставят чаек покинуть родной остров. Но он не пустеет. 
Заповедник пр___влекает караваны бакланов, гусей. 
В пр__брежных зарослях камыша чинно расхаживают цапли. 
На пр__горках столбиками застыли суслики. 
В пр___дорожную канаву то и дело пр___бегают мышки-полёвки. 
Наблюдать за животными – пр__милое занятие!

 

Задание

Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

1.     Расположенный у берега.

2.     Задуматься на некоторое время.

3.     Участок около школы.  

4.     Гнаться за кем-нибудь.  

5.     Слегка задеть что-либо.

6.     Вызывающий восхищение, красивый.  

7.     Немного открыть окно.  

8.     Расположенный у дороги 

9.     Спуститься с неба на землю.  

10. Очень длинный.

Творческий диктант.

Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок. 

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень больших удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

 
Слова для справок: прибыть, пребольшой, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.

Трудные случаи написания.

– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить? 
– В чём сложность написания слов  с ПРЕ- И ПРИ-?  
– Назовите такие слова.

IV этап. Подведение итогов


– Какую цель мы поставили в начале урока?
– Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило?
– Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? – Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? Давайте ещё раз попробуем сформулировать правило на правописание приставок пре- и при-

VI этап. Домашнее задание

Вставить пропущенные буквы и объяснить написание приставок пре-, при- в корнях.

 

 


 

Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок -пре- и -при-"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок -пре- и -при-"

Организационный момент. Определение темы

Организационный момент. Определение темы

Теоретический материал Приставки пре-, при-

Теоретический материал Приставки пре-, при-

Определите значение следующих слов:

Определите значение следующих слов:

Догадайтесь, какое слово с приставкой при - или пре - соответствует каждому словосочетанию, запишите эти слова в тетрадь, обозначая условия выбора орфограммы

Догадайтесь, какое слово с приставкой при - или пре - соответствует каждому словосочетанию, запишите эти слова в тетрадь, обозначая условия выбора орфограммы

Пр.двинуть Пр.забавный Пр.летел

Пр.двинуть Пр.забавный Пр.летел

Гнаться за кем-нибудь. 2.

Гнаться за кем-нибудь. 2.

Вставить пропущенные буквы и объяснить написание приставок пре-, при- в корнях

Вставить пропущенные буквы и объяснить написание приставок пре-, при- в корнях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017