Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"
Оценка 5

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
20.05.2018
Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов  и явлений окружающего мира"
Интеграция элементов медиаобразования в учебный процесс невозможна без постижения основ медиаграмотности, что наиболее целесообразно осуществлять на уроках русского языка и литературы. Сегодня перед учителем стоит непростая задача – найти новые подходы к организации образовательного процесса, которые основаны на использовании медиаобразовательных технологий. Формой реализации такого подхода в условиях современной школы выступают интегрированные уроки медиа и русского языка. Использование медиасюжетов, медиатекстов способствует развитию умения наблюдать, видеть, анализировать и вербализировать результаты. Материалом для этого могут стать научно-популярные, художественные, короткометражные фильмы, музыкальные произведения, телепередачи, реклама, обсуждение проблем на сайтах или в блогах. Конечно, нужно учитывать и возраст учащихся, и воспитательную функцию таких материалов. Без сомнения, педагог оставляет за собой право выбора аудиовизуального материала, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Ключевые слова: текст, типы речи, описание, сочинение, береза Введение В своей практике элементы медиаобразования я начинаю внедрять постепенно. Наиболее эффективными при достижении обозначенной цели являются уроки развития речи, во время проведения которых медиатексты можно использовать одновременно как средство и материал обучения.
Элементы медиаобразовательной технологии на уроках русского языка.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Чистенская школа – гимназия» Методическая  разработка Элементы медиаобразования  на уроках русского языка Урок. Сочинение­описание признаков предметов  и явлений окружающего мира Предмет     Русский  язык Класс   6 Османова Диляра Сайдамедовна Аннотация Интеграция элементов медиаобразования в учебный процесс невозможна без постижения основ медиаграмотности, что наиболее целесообразно осуществлять на уроках   русского   языка   и   литературы.   Сегодня   перед   учителем   стоит   непростая задача – найти новые подходы к организации образовательного процесса, которые основаны на использовании медиаобразовательных технологий. Формой реализации такого подхода в условиях современной школы выступают интегрированные уроки языка. медиа русского и       Использование медиасюжетов, медиатекстов способствует развитию умения наблюдать, видеть, анализировать и вербализировать результаты. Материалом для этого   могут   стать   научно­популярные,   художественные,   короткометражные фильмы, музыкальные произведения, телепередачи, реклама, обсуждение проблем на   сайтах   или   в   блогах.   Конечно,   нужно     учитывать   и   возраст   учащихся,   и воспитательную функцию таких материалов. Без сомнения, педагог оставляет за собой  право  выбора  аудиовизуального  материала, что  позволяет  построить  урок так, эффекта.   максимального чтобы   добиться учебного       Ключевые слова: текст, типы речи, описание, сочинение, береза Введение В   своей   практике   элементы   медиаобразования   я   начинаю   внедрять постепенно. Наиболее эффективными при достижении обозначенной цели являются уроки   развития   речи,   во   время   проведения   которых   медиатексты   можно использовать   одновременно   как   средство   и   материал   обучения. Урок   развития   речи   по   русскому   языку   в   6­м   классе Сочинение­описание признаков предметов  и явлений окружающего мира Цели: ­   опираясь   на   художественные   тексты,   музыку,   личные   наблюдения   учащихся, сочинением­описанием; подготовиться работе над к ­ развивать умение последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, прилагательных; закрепить употребление имён речи в           ­ привитие эстетического вкуса учащимся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе. Планируемые результаты:   предметные:  углубить и обобщить знания учащихся об описании как типе речи; отрабатывать   навыки   построения   текста   описательного   характера   в художественном   стиле;   развивать   умение   использовать   в   тексте художественно­изобразительные средства языка для описания;    личностные:  воспитание   любви   ко   всему   живому,   бережного   отношения   к природе, привитие эстетического отношения к языку.   метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную   тему,   умение   вести   самостоятельный   поиск   информации, способность   к   преобразованию,   сохранению   и   передачи   информации, совершенствование   основных   лексических,   грамматических,   стилистических   норм   современного   русского   литературного   языка. Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков, полученных учащимися       ранее. Осуществить   это   на   уроке   педагогу   помогают   следующие   средства   обучения: компьютер   (или   ноутбук),   медиапроектор,   видеоролик,   презентация, памятка писать «Как         мультимедийная сочинение».   Результативность   урока  обеспечивает   использование   разнообразных   методов   и приемов   обучения:   объяснительно­иллюстративного,   частично­поискового, эвристической  беседы,  ассоциативного ряда, работы  в  группах, что  позволяет информации. ускорить получения усвоения процесс и           У такого урока должно быть интригующее начало, так как у учащихся данной целенаправленную возрастной   мотивация вызывает группы       активность. Для этого использовалось стихотворение Н. Некрасова. Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня ­ посмотри! ­ Как розовые яблоки, На ветках снегири. Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух.  Переход   к   основной   теме   урока: − Какова тема этого стихотворения? О каком времени года говорится в нем?  На   подобных   уроках   актуальным   является   использование   межпредметных связей, в частности – с литературой, поэтому ученикам задается вопрос о жанровой принадлежности   прослушанного   текста. Следующий этап урока – знакомству с медиа сюжетом. − Вы прослушали стихотворение, теперь посмотрите на иллюстрации (презентация − зимние пейзажи, музыкальное сопровождение – Вивальди, пьеса «Зима» из цикла «Времена года») − О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (учащиеся формулируют тему и цель   урока). −   В   начале   урока   вы   должны   вспомнить,   что   же   такое   описание.   С   этим понятием вы знакомы с 5 класса. В прошлом году вы познакомились с 3­мя типами речи, назовите их. −   Чем   эти     друга? Считаю уместным в этот момент урока задать вопросы, связанные с понятием типы   речи   отличаются   друг   от «признаки текста», так как сочинение – это тоже текст. Прочитаем   3   текста   и   попробуем   определить   тип   речи   в   каждом   тексте. 1)   Собака   яростно   лаяла,   припадая   на   передние   лапы.   Прямо   перед   ней, прижавшись   к   забору,   сидел   маленький,   взъерошенный   котенок.   Он   широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала мальчикам: собаку крикнула сердито и           стыдно! − −А   что   стыдно?   Мы   ничего   не   делали!   −   удивились   мальчики. Как вам не       −   Вот   это   и   плохо! − Почему женщина       ­     гневно   ответила   женщина. мальчиков? пристыдила   Тип речи ­ повествование ­ рассказ о происшедшем однажды событии. Для такого глаголов. текста характерно обилие       2)Слово   «книга»     Докажем   это.   оно   обозначает   предмет   и   отвечает   на   вопрос   ЧТО?   имя   существительное. ­   слово роду.   слово   «книга»   изменяется   по   падежам   и   числам.   женскому относится книга к         Во­первых, Во­вторых, В­третьих, В­четвертых, в предложении  слово  «книга» чаще  всего  бывает  подлежащим   или дополнением. Итак, мы доказали, что слово «книга» ­ имя существительное, так как оно речи. признаками данной всеми части           обладает Тип   речи   —   рассуждение   ­   рассуждать   ­   значит,   доказывать. 3)На стене кухни висели огромные старинные часы. С башенками, с толстыми литыми   стеклами   и   большущим   желтым   маятником.   Над   циферблатом   было кукушки. аккуратненькое окошко для       Описание ­ это перечисление признаков предмета или явления. Для такого текста прилагательных. характерно обилие     работа Задание − Мы уже выяснили, что для текста­описания характерно наличие прилагательных. Лексическая 2.       А   можно   ли   обойтись   без   них?   На   экране   текст   «Русский   лес»   (с   пропуском некоторых −   Чего     не   имен хватает   в   прилагательных) тексте?     этом Красив, чудесен русский лес зимою. Лежат под деревьями сугробы. Над лесными   тропинками   арками   согнулись   под   тяжестью   инея   стволы   берез. Шапками снега покрыты ветви высоких и маленьких елей. Вершины елей унизаны ожерельем шишек. Со свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки   клестов. −   Вставьте   подходящие   по   смыслу   имена   прилагательные. −   Послушайте,   как   звучит   данный   текст   в   оригинале. Красив,   чудесен   русский   лес   зимою.   (Глубокие,   чистые)   лежат   под деревьями сугробы. Над лесными тропинками (кружевными, белыми) арками согнулись под тяжестью инея стволы (молодых) берез. (Тяжелыми) шапками белого   снега   покрыты   (темно­зеленые)   ветви   высоких   и   маленьких   елей. (Высокие)   вершины   елей   унизаны   ожерельем   (лиловых)   шишек.   С   (веселым) свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки (красногрудых) клестов.   (И.Соколов­Микитов) −   Мы   с   вами   подобрали   имена   прилагательные,   которые   можно   использовать   в природы. тексте­описании зимней     Задание 3. Составьте план этого текста так, чтобы в нем формулировалась основная мысль описания и были названы признаки зимнего леса. 3. Работа в группах. Работа с отрывками­описаниями природы (тексты с заданиями прикрепляются на снежинках) 1 группа. Какие эпитеты и метафоры позволяют ярче представить картину зимнего утра? Утро белое, пушистое и радостно светлеет. На заре в далеком высоком здании окна горят и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний, остался (М.Пришвин) забытый.   2 группа. Найдите синонимы в данном тексте. С какой целью они использованы в описании?   Какие   средства автор? Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам   выразительности   использовал   лес   собирает   к   ночи   свои   думы.   Через   тьму   кустов   глядит   солнце   рубиновым глазом,  через   кусты   этот   красный   глаз   не   больше   человеческого.  (М.  Пришвин) 3 группа. Определите, какова тема описания, озаглавьте текст. Укажите средства предложений. связи   На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс – и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли. (А.Н.Толстой) 4. Сбор материалов к сочинению. ­   Мы   с   вами,   ребята,   наблюдали   над   работой   художников   слова.   Теперь   нам предстоит нарисовать словами самое простое и привычное нам дерево – березку (на экране – изображение дерева зимой).  Любой   житель   нашей   страны,   не   задумываясь   на   вопрос   о   том,   с   каким деревом  ассоциируется у него Россия, ответит что с берёзой. Да что там говорить, и за рубежом наша страна всегда ассоциировалась с берёзами, недаром при закладке всевозможных парков дружбы народов Россию всегда олицетворяет берёза, так же как например Германию дуб или Австрию сосна. Об особом отношении к этому дереву мы можем судить, так же и по частоте встречаемости берёзок произведениях русских поэтов и живописцев. Просмотр видеоролика С. Есенин «Береза» Работа  над описанием картины.  5. Домашнее задание: по подобранным опорным словам написать сочинение­  описание на тему «Березка».

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов  и явлений окружающего мира"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов  и явлений окружающего мира"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов  и явлений окружающего мира"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов  и явлений окружающего мира"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов  и явлений окружающего мира"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов  и явлений окружающего мира"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов  и явлений окружающего мира"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов  и явлений окружающего мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2018