Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
20.05.2018
Интеграция элементов медиаобразования в учебный процесс невозможна без постижения основ медиаграмотности, что наиболее целесообразно осуществлять на уроках русского языка и литературы. Сегодня перед учителем стоит непростая задача – найти новые подходы к организации образовательного процесса, которые основаны на использовании медиаобразовательных технологий. Формой реализации такого подхода в условиях современной школы выступают интегрированные уроки медиа и русского языка.
Использование медиасюжетов, медиатекстов способствует развитию умения наблюдать, видеть, анализировать и вербализировать результаты. Материалом для этого могут стать научно-популярные, художественные, короткометражные фильмы, музыкальные произведения, телепередачи, реклама, обсуждение проблем на сайтах или в блогах. Конечно, нужно учитывать и возраст учащихся, и воспитательную функцию таких материалов. Без сомнения, педагог оставляет за собой право выбора аудиовизуального материала, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Ключевые слова: текст, типы речи, описание, сочинение, береза
Введение
В своей практике элементы медиаобразования я начинаю внедрять постепенно. Наиболее эффективными при достижении обозначенной цели являются уроки развития речи, во время проведения которых медиатексты можно использовать одновременно как средство и материал обучения.
Элементы медиаобразовательной технологии на уроках русского языка.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чистенская школа – гимназия»
Методическая разработка
Элементы медиаобразования на уроках русского языка
Урок. Сочинениеописание признаков предметов и явлений окружающего мира
Предмет Русский язык
Класс 6
Османова Диляра Сайдамедовна Аннотация
Интеграция элементов медиаобразования в учебный процесс невозможна без
постижения основ медиаграмотности, что наиболее целесообразно осуществлять на
уроках русского языка и литературы. Сегодня перед учителем стоит непростая
задача – найти новые подходы к организации образовательного процесса, которые
основаны на использовании медиаобразовательных технологий. Формой реализации
такого подхода в условиях современной школы выступают интегрированные уроки
языка.
медиа
русского
и
Использование медиасюжетов, медиатекстов способствует развитию умения
наблюдать, видеть, анализировать и вербализировать результаты. Материалом для
этого могут стать научнопопулярные, художественные, короткометражные
фильмы, музыкальные произведения, телепередачи, реклама, обсуждение проблем
на сайтах или в блогах. Конечно, нужно учитывать и возраст учащихся, и
воспитательную функцию таких материалов. Без сомнения, педагог оставляет за
собой право выбора аудиовизуального материала, что позволяет построить урок
так,
эффекта.
максимального
чтобы
добиться
учебного
Ключевые слова: текст, типы речи, описание, сочинение, береза
Введение
В своей практике элементы медиаобразования я начинаю внедрять
постепенно. Наиболее эффективными при достижении обозначенной цели являются
уроки развития речи, во время проведения которых медиатексты можно
использовать одновременно как средство и материал обучения.
Урок развития речи по русскому языку в 6м классе
Сочинениеописание признаков предметов и явлений окружающего мира
Цели:
опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения учащихся,
сочинениемописанием;
подготовиться
работе
над
к развивать умение последовательно излагать свои мысли, творческое мышление,
прилагательных;
закрепить
употребление
имён
речи
в
привитие эстетического вкуса учащимся, стремления ярко и образно выражать
собственные мысли, воспитание любви к родной природе.
Планируемые результаты:
предметные: углубить и обобщить знания учащихся об описании как типе речи;
отрабатывать навыки построения текста описательного характера в
художественном стиле;
развивать умение использовать в тексте
художественноизобразительные средства языка для описания;
личностные: воспитание любви ко всему живому, бережного отношения к
природе, привитие эстетического отношения к языку.
метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации,
способность к преобразованию, сохранению и передачи информации,
совершенствование основных лексических, грамматических, стилистических
норм современного русского литературного языка.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков, полученных учащимися
ранее.
Осуществить это на уроке педагогу помогают следующие средства обучения:
компьютер (или ноутбук), медиапроектор, видеоролик,
презентация,
памятка
писать
«Как
мультимедийная
сочинение».
Результативность урока обеспечивает использование разнообразных методов и
приемов обучения: объяснительноиллюстративного, частичнопоискового,
эвристической беседы, ассоциативного ряда, работы в группах, что позволяет
информации.
ускорить
получения
усвоения
процесс
и
У такого урока должно быть интригующее начало, так как у учащихся данной
целенаправленную
возрастной
мотивация
вызывает
группы
активность. Для этого использовалось стихотворение Н. Некрасова.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело. И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня посмотри!
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Переход
к
основной
теме
урока:
− Какова тема этого стихотворения? О каком времени года говорится в нем?
На подобных уроках актуальным является использование межпредметных
связей, в частности – с литературой, поэтому ученикам задается вопрос о жанровой
принадлежности
прослушанного
текста.
Следующий этап урока – знакомству с медиа сюжетом.
− Вы прослушали стихотворение, теперь посмотрите на иллюстрации (презентация −
зимние пейзажи, музыкальное сопровождение – Вивальди, пьеса «Зима» из цикла
«Времена
года»)
− О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (учащиеся формулируют тему и цель
урока).
− В начале урока вы должны вспомнить, что же такое описание. С этим
понятием вы знакомы с 5 класса. В прошлом году вы познакомились с 3мя типами
речи, назовите их.
− Чем
эти
друга?
Считаю уместным в этот момент урока задать вопросы, связанные с понятием
типы речи отличаются друг
от
«признаки текста», так как сочинение – это тоже текст. Прочитаем 3 текста и попробуем определить тип речи в каждом тексте.
1) Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней,
прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко
раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что
будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала
мальчикам:
собаку
крикнула
сердито
и
стыдно!
−
−А что стыдно? Мы ничего не делали! − удивились мальчики.
Как
вам
не
− Вот это и плохо!
−
Почему
женщина
гневно ответила женщина.
мальчиков?
пристыдила
Тип речи повествование рассказ о происшедшем однажды событии. Для такого
глаголов.
текста
характерно
обилие
2)Слово «книга»
Докажем это.
оно обозначает предмет и отвечает на вопрос ЧТО?
имя существительное.
слово
роду.
слово «книга» изменяется по падежам и числам.
женскому
относится
книга
к
Вопервых,
Вовторых,
Втретьих,
Вчетвертых, в предложении слово «книга» чаще всего бывает подлежащим или
дополнением.
Итак, мы доказали, что слово «книга» имя существительное, так как оно
речи.
признаками
данной
всеми
части
обладает
Тип речи — рассуждение рассуждать значит,
доказывать.
3)На стене кухни висели огромные старинные часы. С башенками, с толстыми
литыми стеклами и большущим желтым маятником. Над циферблатом было
кукушки.
аккуратненькое
окошко
для
Описание это перечисление признаков предмета или явления. Для такого текста
прилагательных.
характерно
обилие
работа
Задание
− Мы уже выяснили, что для текстаописания характерно наличие прилагательных.
Лексическая
2.
А можно ли обойтись без них? На экране текст «Русский лес» (с пропуском некоторых
−
Чего
не
имен
хватает
в
прилагательных)
тексте?
этом
Красив, чудесен русский лес зимою. Лежат под деревьями сугробы. Над
лесными тропинками арками согнулись под тяжестью инея стволы берез.
Шапками снега покрыты ветви высоких и маленьких елей. Вершины елей унизаны
ожерельем шишек. Со свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках
стайки
клестов.
− Вставьте
подходящие
по
смыслу имена
прилагательные.
− Послушайте,
как
звучит
данный
текст
в
оригинале.
Красив, чудесен русский лес зимою. (Глубокие, чистые) лежат под
деревьями сугробы. Над лесными тропинками (кружевными, белыми) арками
согнулись под тяжестью инея стволы (молодых) берез. (Тяжелыми) шапками
белого снега покрыты (темнозеленые) ветви высоких и маленьких елей.
(Высокие) вершины елей унизаны ожерельем (лиловых) шишек. С (веселым)
свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки (красногрудых)
клестов.
(И.СоколовМикитов)
− Мы с вами подобрали имена прилагательные, которые можно использовать в
природы.
текстеописании
зимней
Задание 3. Составьте план этого текста так, чтобы в нем формулировалась основная
мысль описания и были названы признаки зимнего леса.
3. Работа в группах.
Работа с отрывкамиописаниями природы (тексты с заданиями прикрепляются на
снежинках)
1 группа. Какие эпитеты и метафоры позволяют ярче представить картину зимнего
утра?
Утро белое, пушистое и радостно светлеет. На заре в далеком высоком здании
окна горят и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний, остался
(М.Пришвин)
забытый.
2 группа. Найдите синонимы в данном тексте. С какой целью они использованы в описании? Какие
средства
автор?
Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам
выразительности использовал
лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым
глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М. Пришвин)
3 группа. Определите, какова тема описания, озаглавьте текст. Укажите средства
предложений.
связи
На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы.
В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс – и
он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли. (А.Н.Толстой)
4. Сбор материалов к сочинению.
Мы с вами, ребята, наблюдали над работой художников слова. Теперь нам
предстоит нарисовать словами самое простое и привычное нам дерево – березку (на
экране – изображение дерева зимой).
Любой житель нашей страны, не задумываясь на вопрос о том, с каким
деревом ассоциируется у него Россия, ответит что с берёзой. Да что там говорить,
и за рубежом наша страна всегда ассоциировалась с берёзами, недаром при закладке
всевозможных парков дружбы народов Россию всегда олицетворяет берёза, так же
как например Германию дуб или Австрию сосна.
Об особом отношении к этому дереву мы можем судить, так же и по частоте
встречаемости берёзок произведениях русских поэтов и живописцев.
Просмотр видеоролика С. Есенин «Береза»
Работа над описанием картины.
5. Домашнее задание: по подобранным опорным словам написать сочинение
описание на тему «Березка».
Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"
Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"
Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"
Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"
Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"
Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"
Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"
Конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.