Тема: Учимся выполнять тестовые задания ОГЭ
Цель: Повторение теоретической части материала для подготовки к ОГЭ.
ХОД УРОКА:
1.Мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2. Вступительное слово учителя:
Давайте обратимся к слайду. Никого не напоминают вам эти испуганные взъерошенные котята? По-моему, именно так выглядит большинство девятиклассников при слове «ОГЭ»… А как же хочется, чтобы и учителя, и ученики выглядели вот так. Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем подготовке к решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы встретить экзамен во всеоружии –это цель нашего урока.
Эпиграфом к уроку пусть станут слова китайского мудреца Конфуция.
Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать – и я научусь.
А сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, вспомните что-то хорошее. Передайте хорошее настроение нашим гостям. И вот с таким отличным настроением мы начинаем урок.
3. Актуализация знаний и умений.
- Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий.
Сейчас проведём Игру «Не прерви цепочку». Она поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории.
( К доске приглашаются по 3 – 4 ученика от каждого ряда. Они выстраиваются в цепочку лицом к классу, держась за руки. Я буду задавать вопросы, ответивший правильно продолжает игру. Тот, кто ошибся, возвращается на место за партой. И так до последнего вопроса).
«НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ».
1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?
2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
3. Из каких частей состоит СПП?
4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?
5. Как определить вид придаточного предложения?
6. Перечислите значения приставки ПРИ.
7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?
8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?
9. Назовите значения приставки ПРЕ.
10. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
11. Что такое фразеологизмы?
4. Закрепление
Русский язык – великий язык. Перед ним преклоняются поэты и писатели, посвящая ему свои произведения. Какие прекрасные слова о нашем с вами языке нашёл Н.В.Гоголь.
А сейчас выполним задание на знание фразеологизмов. Они делают нашу речь богаче. Давайте обратимся к оценочным листам. Я начинаю, а вы заканчиваете и записываете вместо пропусков в листах пропущенные слова. Возьму несколько листов для проверки. Задание № 1 .
– Да, главная цель нашего урока – подготовка к ОГЭ, но вот «герой» урока другой. Попробуйте догадаться, какой, а для подсказки, послушайте стихотворение. Такое стихотворение я взяла не случайно. Вчера мы проводили зиму, а впереди у нас весна. Читает Полина Горева. Слайд подснежник.
Весна. На дереве грачи расселись шумной стаей,
Бегут прозрачные ручьи, и скоро снег растает.
Исчезнет почерневший наст, закрывший плоть земли,
И оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.
Не остудила наших чувств суровая зима,
И мы зовём прекрасных муз, пускаем их в дома.
А там, где солнце припекло, уже видна земля,
И в лунках робко и светло подснежники стоят.
- Именно подснежники станут «героями» сегодняшнего урока. Пусть они подарят вам нежность и ощущение весны, пусть научат мужеству и умению преодолевать трудности.
Обратимся к оценочным листам. Пожалуйста, выполните в них задание № 2. В тексте прослушанного стихотворения пропущены именно те орфограммы и пунктограммы, знание которых понадобится вам при выполнении тестовой части. КАКИЕ ИМЕННО?
Проверка и объяснение через 1 минуту Обменяйтесь листами и проверьте друг друга поставьте оценку.
5. - Задание № 3 в тестовой части посвящено средствам выразительности языка. КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли вы знаете определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к оценочным листам. Задание № 3. Я читаю определение термина, ваша задача – написать название средства выразительности.
«КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ»
1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)
2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)
3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)
4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
- Вернёмся к стихотворению о подснежнике. Какое средство выразительности представлено в нём больше всего? (ЭПИТЕТ) Назовите метафоры (ПЛОТЬ ЗЕМЛИ; ЗИМА НЕ ОСТУДИЛА ЧУВСТВ), а олицетворения (ручьи бегут, исчезнет наст, оживёт предчувствие, подснежники стоят)
6. – Из чего состоит ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ? Может ли она состоять из одного главного члена? Задание «СОБЕРИ ЦВЕТОК» поможет вам выполнить тестовые задания № 8 и 11.
(От каждого варианта к доске приглашаются по 2 ученика от первого и второго варианта, их задача – выбрать из лежащих на столе лепестков относящиеся к подлежащему (1 пара) и к сказуемому (2 пара) и прикрепить с помощью магнитов лепестки на доску).
Класс -вспомнить теоретический материал о подлежащем и сказуемом
Через минуту ученик- эксперт проверяет работу.
- Выполняем в оценочных листах задание № 4.
7. РЕЛАКСАЦИЯ.
- Пусть эта прекрасная мелодия поможет вам выполнить задание по пунктуации.
(Оценочный лист задание № 5)
8. – Что иллюстрируют эти схемы?
Иллюстрируют способы подчинения придаточных предложений в спп
Данная информация понадобится при выполнении тестового задания № 13.
Какой вид подчинения представлен в предложении на слайде?
Понимает Дедал, что готов всё отдать, чтобы спасти его.
Последовательное подчинение. Схема на доске.
- А теперь выполните самостоятельно задание № 6 в оценочном листе. (По окончании работы, оценочные листы сдаются на проверку.)
9. Рефлексия.
– В завершении урока я прошу вас продолжить одно из предложений.
- На сегодняшнем уроке я понял (а)…
10. – На дом вы получаете задания, аналогичные рассмотренным на сегодняшнем уроке. Варианты Д/З раздаются ученикам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.