Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"
Оценка 5

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
30.10.2017
Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"
Урок по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту» является одним из уроков по развитию учащихся, которые являются важной составляющей календарно-тематического планирования. На данную тему выделяется 1 час. Урок проведён в классе, где учащиеся обладают в основном средними способностями, не все имеют мотивацию к изучению русского языка. В результате работы на уроке учащиеся должны: - развить умение работать с текстом, анализировать его, определять тему и идею; - развить умение собирать и систематизировать материал для сочинения; - развить умение связно излагать свою точку зрения; - развить умение строить сочинение в определённой композиционной форме (в соответствии с требованиями ОГЭ по русскому языку); -развить умение соотносить прочитанное со своими внутренними убеждениями, давать собственную оценку прочитанному. Развитие и сформированность этих умений позволит выпускникам успешно справиться с сочинением – рассуждением по прочитанному тексту на ОГЭ по русскому языку. Урок начался с организационного момента, задача которого - подготовить обучающихся к работе на уроке. Этот этап урока способствовал повышению мотивации учащихся к изучению темы и позволил быстро включить их в работу. Затем была проведена актуализация опорных знаний. Использование интерактивных средств обучения на данном этапе позволило оперативно провести работу по повторению критериев оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (КС1-КС4, самостоятельно), повторению основных элементов сочинения-рассуждения, видов доказательств, средств связи между частями сочинения-рассуждения, видов размышления, типичных ошибок в построении сочинения-рассуждения. Кроме того, данная работа была направлена на обогащение словарного запаса, необходимого для чёткого и логичного изложения своих мыслей в процессе написания сочинения-рассуждения. На этом этапе урока была использована самостоятельная и фронтальная работа, что способствовало повышению активизации деятельности школьников, развитию умения самостоятельно анализировать прочитанный материал и соотносить его с изучаемым на уроке материалом. На этапе работы с текстом учащимся были предложены вопросы, направленные на выявление темы и идеи текста. Вопросы были направлены на развитие у учащихся внимания, умение извлекать нужную информацию из текста, анализировать прочитанное. Кроме того, этот этап работы имел большое воспитательное значение. Учащиеся анализировали и оценивали поступки героев, соотносили их со своим жизненным опытом. Сочетание самостоятельной и фронтальной работы на данном этапе урока позволило создать оптимальные условия для эффективной деятельности учащихся грамотно распределить время урока. На этапе написания чернового варианта сочинения учащимся была предложена памятка по написанию сочинению-рассуждению с целью выработки устойчивого навыка написания сочинения данного вида и систематизации знаний и умений учащихся. Учащиеся работали самостоятельно. На этапе подведения итогов работы на уроке учащиеся продемонстрировали навыки самоанализа деятельности. Они проанализировали свою работу, соотнесли её результаты с целью урока. Домашнее задание. Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено особое внимание, так как оно является творческим и требует качественного понимания темы в целом. Проведённый урок – урок развития речи. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение учителя, памятки, раздаточный материал, презентация), применялись технические средства обучения (мультимедиапроектор), исследовательский метод (исследование и анализ текста), технология критического мышления. Сочетание фронтальной и самостоятельной работы позволило оптимально использовать время урока, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Первичное ознакомление с работами учащихся и анализ их работы на уроке позволяет сделать вывод, что у них сформировано умение работать с текстом, анализировать его, отбирать нужный материал, строить сочинение-рассуждение в определённой композиционной форме, выражать свою точку зрения. На протяжении всего урока была доброжелательная обстановка, наблюдалось взаимопонимание между учителем и учащимися. Задачи урока выполнены, цель урока достигнута. Преподаватель русского языка и литературы ФГКОУ «Московское суворовское военное училище» Осина В.В.
урок в 9-ом классе.docx
Конспект урока русского языка в 9 классе Осина В.В., преподаватель русского языка и литературы ФГКОУ «Московское суворовское военное училище» Тема   урока:   Подготовка   к   написанию   сочинения­рассуждения   по предложенному тексту Тип урока: урок  развития речи Цель урока: продолжить работу по отработке навыков  написания сочинения­ рассуждения в формате ОГЭ. Задачи урока образовательные: 1) развивать умение работать с текстом, анализировать его, определять   тему и идею; 2)   развивать    умение    собирать    и    систематизировать   материал   для сочинения; 4)   развивать   умение   строить   сочинение   в   определённой   композиционной форме; воспитательные:   1) формировать нравственные качества учащихся;  развивающие:        1)развивать речевую культуру учащихся, умение связно излагать свою точку зрения. Оборудование   урока:   мультимедиапроектор Ход урока I.Оргмомент.  II. Актуализация знаний.  критериев   оценивания   сочинения­рассуждения   на   тему, ­   повторение   связанную с анализом текста (КС1­КС4), самостоятельно (сборники ФИПИ по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку);   видов ­   повторение   основных   элементов   сочинения­рассуждения, доказательств, средств связи между частями  сочинения­рассуждения, видов размышления,   типичных   ошибок   в   построении   сочинения­рассуждения (презентация). Рассуждение (слайды 2­4): ­ тип   речи,   в   котором   указываются   причины   и   следствия   того   или   иного явления, положения; ­дается объяснение какому­либо явлению, предмету, факту, сообщению и т.д.; ­ основными вопросами рассуждения являются: ­почему это есть? ­почему это произошло, случилось? ­почему так? Основа рассуждения – причинно­следственные отношения, доказательства. Строение текста типа рассуждения: ­тезис ­доказательства ­вывод Композиция рассуждения: 1. Вступление (зачин) – сообщаются предварительные сведения         о предмете рассуждения. 2. Основная часть:         а) формулирование основного тезиса;         б)   приведение   аргументов   как   последовательность   доказательства тезиса. 3. Заключение­вывод. Способы   грамматической   связи   между   тезисом   и  доказательствами (слайд 5): ­вводные слова  во­первых, во­вторых, следовательно, таким образом, наконец и др.; ­союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы, несмотря на и др. Виды доказательств (слайды 6­9).         1. Дедуктивные:          –от тезиса к доказательствам          ( Книга –лучший учитель. Например,…)         2. Индуктивные:         ­ от примера к тексту         (Книга помогает найти ответы на многие вопросы.   Значит, книга – лучший учитель.)         3. Прямые: ­ ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств. (Каждый человек хочет быть счастливым.) ­   ссылка   на   авторитетный   источник: цитата;   проверенные,   достоверные факты,   события;   статистические   данные;   положения   законов   и официальных   документов;   законы   природы;   выводы,   подтвержденные экспериментально;   показания   очевидцев;   примеры   из   художественной литературы). Например:                 «Луну называют богиней ночи. Это ­ наш молчаливый сосед, на ней   нет   жизни.   Она   вращается   вокруг   Земли   на   расстоянии   384400 километров   (238,618   миль).   Полный   оборот   Луны   вокруг   Земли происходит за 27 дней и 12 часов.                 Этот факт, описанный Г. Шалаевой в своих трудах, имеет особое значение. Он означает, что мы никогда не сможем увидеть другую сторону Луны». ­ указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса. ­ приведение аналогии, сравнения. 4. Косвенные:  ­доказательства   от   противного:   через   опровержение   истинности противоположного тезиса. Виды рассуждения (слайд 10) Средства связи (союзы) Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в   результате чего, так что, в   связи   с   чем, если Так как, потому   что, благодаря  тому что, поскольку   Поскольку;   так как;   так   что, если, хотя, несмотря на то, что   Виды рассуждения Доказательство Объяснение Средства   связи (вводные   слова, наречия Во­первых, во­вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому,   тогда, например   Например, таким   образом, поэтому Размышление По­моему,   по моему мнению, по моему убеждению,   на мой   взгляд,   как кажется, мне   скорее   всего, очевидно, поэтому,   потому, отсюда,   таким образом Речевые обороты   позволяет Из этого следует, что...; это предположить, что…; предположим, что …; допустим, что…; доказательством служит…; об этом свидетельствует…;     полагаю, Это объясняется тем, что...; это зависит от...; это связано с тем, что ...; это   является   следствием того, что... что...; Я   попробуем сравнить...; попытаемся   разобраться...; причина   состоит   в   том, что...; это можно объяснить тем,   что...;   всё   зависит   от того,   что...;   это   позволяет предположить, что...; что...; получается, предположим, что...; допустим, что...; мне близка  мысль  о  том, что...;  я согласна с тем, что...;  я   могу   с   уверенностью сказать (утверждать), что...;  я убежден, что.... Типичные ошибки в композиции текста рассуждения (слайд 11):  несоразмерность   частей   композиции   (затянутое   вступление; недостаточный   объем   основной   части;  слишком   большой   объем заключения);  отсутствие какой­либо композиционной части;  нарушение     последовательности   изложения   материала   (автор «перескакивает» с одного объекта на другой, с одной темы на  другую);   сочинению­  несоответствие   построения   текста   требованиям   к   рассуждению;  недостаточный  объём сочинения. III. Работа с текстом  1.Чтение  текcта (текст у каждого ученика на парте)  (1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение  марками, и у   меня   кончилась   спокойная   жизнь.   (2)Я   снова   стал   вести   существование дикого охотника за марками...      (3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…              (4) ­ Ну что ты волнуешься? (5)У   мальчика   это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет!­ убеждала меня жена.        (8)Пройдет... (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если  бы она знала, что   из   заначек,   которые   теперь   значительно   превышали   мои   былые дофилателистические   потребности,   можно   было   бы   купить   ей   давно  обещанную  шубку,  она не  говорила  бы  так легкомысленно…             (11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего  семейного корабля и вызывали  всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки!          (13)В  конце  концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные   словари   и   справочники,   каждый   раз   позволяли   чувствовать   себя первооткрывателями. (14)Мне уже  мерещилась  мировая  известность  моего выдающегося    собирателя...        (15)­ Ну­с, брат,   ­   обратился   я   как­то к   сыну после   вечернего   чая, в блаженном   предвкушении  потирая   руки. (16) ­  Мне   удалось  выцарапать  две прелюбопытнейшие   марочки Британской Гвианы.  (17)Доставай­ка свой альбомчик…(18)­   сын   посмотрел   на   меня распахнутыми  до  дна глазами. (19)­ Я давно хотел тебе сказать....(20)У меня нет альбома...      (21)­ Потерял?!  ­  всхлипнул я и  в предынфарктном состоянии опустился  на диван­кровать.        (22)­   Ну   что   ты,   папочка!   ­   снисходительно   пожал   плечами   сын,  видимо,   несколько   шокированный   такой   вопиющей   глупостью   родителя.  (23)­ Просто у меня сейчас его нет.   Понимаешь,   папа...   ­ (24)­   Ага...   ­   радостная   догадка   осенила   меня.   (25)­   Ты   на   время   дал посмотреть его своему товарищу?     (26)Молодец!   (27)А далеко он живет, этот твой товарищ?!      (28)­ Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, ­ совсем   не может! (31)Никуда не  может ездить. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я  подарил ему  свой альбом…(34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и   в кино, и   потом, попозже, съездить  в другие страны...       (36)­ А ты  не жалеешь  о своем альбоме? ­ безжалостно спросил  я. (37)­ Только честно?      (38)­ Да,  папа, жалею... (39)Сначала – очень жалел, а  теперь  ­ чуть­чуть... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал,   не   смеялся,   а   заплакал.   (42)Неужели   от   радости   тоже   можно плакать?(43) А,  пап? (44)И  мне теперь очень­очень хорошо... (45)Так ты не сердишься?      (46)Ну что  я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир ­ он щедро подарил его другому.  (48)Это  был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.          (50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...                                                                                                (По Л. Куклину) Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете выражение: «У него в руках был целый мир ­ он щедро подарил его другому».    подтверждающие ваши рассуждения.    применяйте цитирование.       Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.       Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.  2.Анализ   текста   (предполагаемые   вопросы). дающие ответы на вопросы.    1.Долго ли создавалась коллекция марок?    Приводя   примеры,   указывайте   номера   нужных   предложений   или  Находим   предложения,       Приведите   в   сочинении   два   аргумента   из   прочитанного   текста,        (Отец собирал; сыну передалось увлечение). 2.Каков ожидаемый результат собирания марок? (Мне   уже   мерещилась   мировая   известность   моего   выдающегося     собирателя…) 3.Почему альбом с марками можно назвать целым миром? Филателисты узнают много нового о странах, людях, предметах, событиях и т.д.,  которые изображены на марках.     («Они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, позволяли каждый раз чувствовать себя первооткрывателями». «Мне     удалось   выцарапать   две   прелюбопытнейшие   марочки    Британской Гвианы».) Стоимость   редких   марок   обычно   очень   высока,   поэтому   даже небольшая часть проданной коллекции могла бы дать возможность сыну путешествовать по всему миру.                   («Из заначек, которые   теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно  было бы  купить  ей  шубку…») 4.Почему сын щедро подарил этот мир  другому? Причина 1.  «Это мальчик, у которого парализованы обе ноги. Он не может ходить, совсем  не может! Никуда не  может ездить. Разве в его коляске далеко уедешь?»  «Он   так   обрадовался,   что   даже   заплакал.   Не   кричал,   не   смеялся,   а заплакал. Неужели от  радости  тоже  можно плакать?» Причина 2.  «Я   ведь   могу   пойти   и   в   музей,   и   на   стадион,   и   в   кино,   и   потом, попозже, съездить  в другие страны...»  5.Какова идея текста? Для   сына,   как   и   для   отца,   радость   больного   мальчика   от   искренне сделанного   щедрого   подарка   оказалась   гораздо   важнее   собственного увлечения, финансовых затрат, радужных мечтаний. Одним поступком сын доказал свою нравственную состоятельность, взрослость.          Милосердие,   доброта   –   вот   настоящие   ценности   жизни,   дороже которых нет ничего. IV.   Написание   чернового   варианта   сочинения   по   предложенному тексту   с   использованием   памятки  «Как   работать   над   сочинением (часть С2.2)». Памятки  подготовлены для каждого учащегося. 1.Внимательно прочитайте текст. 2.Вдумайтесь   в   смысл   вопроса,   на   который   вам   предстоит   ответить, найдите в нём ключевые слова. 3.Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос. 4.Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса. 5.Приведите   два   примера­аргумента   из   текста,   подтверждающих правильность   высказанных   вами   мыслей.   Цитируйте   примеры   или указывайте в скобках номера предложений. 6.Проверьте   композицию   сочинения:   это   должно   быть   сочинение­ рассуждение (тезис, аргументы, вывод). 7.Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста). V. Подведение итогов урока. VI. Домашнее задание. Закончить работу над сочинением – рассуждением по тексту Л. Куклина Самоанализ урока русского языка в 9­ом классе по теме «Подготовка к написанию сочинения­рассуждения  по предложенному тексту» Урок   по   теме   «Подготовка   к   написанию   сочинения­рассуждения   по предложенному тексту»   является одним из   уроков по развитию учащихся, которые   являются   важной   составляющей   календарно­тематического планирования. На данную тему выделяется 1 час. Урок проведён в классе, где учащиеся обладают в основном средними способностями, не все имеют мотивацию к изучению русского языка. В результате работы на уроке учащиеся должны: ­ развить умение работать с текстом, анализировать его, определять   тему и идею; ­ развить   умение   собирать   и   систематизировать материал для сочинения; ­ развить  умение связно излагать свою точку зрения; ­ развить умение строить сочинение в определённой композиционной форме (в соответствии с требованиями ОГЭ по русскому языку); ­развить   умение   соотносить   прочитанное   со   своими   внутренними убеждениями, давать собственную  оценку прочитанному. Развитие   и   сформированность   этих   умений   позволит   выпускникам успешно справиться с сочинением – рассуждением по прочитанному тексту на ОГЭ по русскому языку.  Урок   начался     с организационного   момента,   задача   которого   ­ подготовить обучающихся к работе на уроке. Этот этап урока способствовал повышению   мотивации   учащихся   к   изучению   темы     и   позволил   быстро включить их  в работу. Затем была проведена актуализация опорных знаний. Использование интерактивных   средств   обучения   на   данном   этапе     позволило   оперативно провести   работу   по   повторению    критериев   оценивания   сочинения­ рассуждения   на   тему,   связанную   с   анализом   текста   (КС1­КС4, самостоятельно),  повторению   основных   элементов   сочинения­рассуждения, видов доказательств, средств связи между частями  сочинения­рассуждения, видов размышления, типичных ошибок в построении сочинения­рассуждения.  Кроме того, данная работа была направлена на обогащение  словарного запаса,  необходимого  для  чёткого   и  логичного   изложения   своих   мыслей   в процессе написания сочинения­рассуждения.   На этом этапе урока была использована самостоятельная и фронтальная работа,   что   способствовало   повышению   активизации   деятельности школьников,   развитию умения самостоятельно анализировать прочитанный материал и соотносить его с изучаемым на уроке  материалом. На этапе работы с текстом  учащимся   были   предложены     вопросы, направленные на выявление темы и идеи текста. Вопросы  были направлены на развитие у учащихся   внимания, умение извлекать нужную информацию из текста,   анализировать   прочитанное.   Кроме   того,   этот   этап   работы   имел большое   воспитательное   значение.   Учащиеся   анализировали     и   оценивали поступки героев, соотносили их со своим жизненным опытом.  Сочетание   самостоятельной   и   фронтальной   работы   на   данном   этапе урока   позволило   создать   оптимальные   условия   для   эффективной деятельности  учащихся грамотно распределить время урока. На этапе написания чернового варианта сочинения  учащимся была предложена   памятка   по   написанию   сочинению­рассуждению   с   целью выработки   устойчивого   навыка   написания   сочинения   данного   вида   и систематизации   знаний   и   умений   учащихся.   Учащиеся   работали самостоятельно.  На   этапе   подведения   итогов   работы   на   уроке  учащиеся   Они продемонстрировали   навыки   проанализировали   свою работу, соотнесли  её результаты с целью урока. самоанализа   деятельности. Домашнее задание. Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено особое внимание, так как  оно является творческим и требует качественного понимания темы в целом. Проведённый   урок   –   урок   развития   речи.   В   ходе   урока   были использованы   объяснительно­иллюстративные   методы   (беседа,   объяснение учителя,   памятки,   раздаточный   материал,   презентация),   применялись технические средства обучения (мультимедиапроектор),   исследовательский метод (исследование и анализ текста), технология критического мышления. Сочетание     фронтальной   и   самостоятельной   работы   позволило оптимально   использовать   время   урока,   активизировать   мыслительную деятельность учащихся. Первичное  ознакомление с работами учащихся  и анализ их работы на уроке   позволяет сделать вывод, что  у них сформировано умение работать с текстом, анализировать его, отбирать нужный материал, строить сочинение­ рассуждение в определённой композиционной форме, выражать свою точку зрения. На   протяжении   всего   урока     была   доброжелательная     обстановка, наблюдалось взаимопонимание между учителем и учащимися.  Задачи урока выполнены, цель урока достигнута. Преподаватель  русского языка и литературы  ФГКОУ «Московское суворовское военное училище»                                                                             Осина В.В.

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"

Конспект урока русского языка в 9-ом классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по предложенному тексту"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2017