Конспект урока "Счастье" ( 8-11 класс, литература)
Оценка 4.6

Конспект урока "Счастье" ( 8-11 класс, литература)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл—11 кл
11.01.2017
Конспект урока "Счастье" ( 8-11 класс, литература)
Конспект урока литературы« Что значит быть счастливым?» (по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна). Класс: 8 Могут присутствовать обучающиеся 9,10 классов. Цели урока: -подумать вместе с учащимися над определением понятия « счастье», - продолжить работу над комплексным анализом художественного текста, -развивать умение рассуждать по проблемным вопросам, - развивать речь учащихся через урок-диспут («учитель-учащиеся») - воспитывать духовные ценности обучающихся через нравственные проблемы, поставленные в своих произведениях А. Чеховым, А. Куприным и И. Буниным, -интеграция урока литературы и подготовки к экзамену по русскому языку (задание 15 ОГЭ, задание 25 ЕГЭ), итоговому сочинению по литературе.
Конспект урока-диспута Что тзначит быть счастливым.docx

Конспект урока-диспута учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 8»

 Стафеевой Н.И.

Предмет: литература.

Тема: « Что значит быть счастливым?» (по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна).

Класс: 8

Наглядность: мультимедийная презентация

Могут присутствовать обучающиеся 9,10 классов.

Ход урока.

Оргмомент.

Цели и задачи:

-подумать вместе с учащимися над определением понятия « счастье»,

 - продолжить работу над комплексным анализом художественного текста,

-развивать умение рассуждать по проблемным вопросам,

- развивать речь учащихся через урок-диспут («учитель-учащиеся»)

- воспитывать духовные ценности обучающихся через нравственные проблемы, поставленные в своих произведениях Чеховым, Куприным и Буниным,

-интеграция  урока литературы и подготовки к экзамену по русскому языку (задание 15 ОГЭ, задание 25 ЕГЭ)

Предварительная беседа.

 Обращение к классу:

-Поднимите руки те, кто хочет быть несчастным.

- Поднимите руки те, кто хочет быть счастливым.

(Из этого небольшого эксперимента ясно, что большинство хотят быть счастливыми)

Знакомство с правилами диспута (корректного спора).

Слайды 1-2

1. Я критикую идеи, а не людей.

2. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

3. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.

4. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

5. Я сначала выясню все идеи и факты, относящие к обеим позициям, а потом попытаюсь их совместить так, чтобы это совмещение дало новое понимание проблемы.

6. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание.

Данные  правила нужно воспринимать не как требование извне, а как внутренние установки: это облегчает их восприятие и принятие.

Продолжение беседы.

-У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может…

- Что есть счастье?

-Как можно стать  счастливым?

-Нет более популярной темы на телевидении, в кино, литературе, чем любовь.

Семья — простейшая форма единения людей. (Обучающиеся высказывают свою точку зрения.) Для некоторых брак действительно становится бесценным приобретением. Для других он просто терпим. Через короткий промежуток времени супруги начинают понимать, что совершенно не выносят совместную жизнь.

- Разница в том, что одни семейные пары строят свой союз на любви, а другие — на увлечении. Такие браки длятся недолго. Нами прочитаны замечательные рассказы, которые и дают предмет для спора.

Вопросы для обсуждения .

Слайды 4-5

-Что такое счастье?

-Сколько раз в жизни может любить человек?

-Какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»?

-Следует ли прислушиваться к мнению других, когда любишь?

-Что делает людей родными?

-Сколько правды в народной мудрости «Стерпится — слюбится»?

-Что делать, если испытываешь сильное чувство к человеку, который уже состоит в браке?

-Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?

-Когда человек по-настоящему счастлив?

 Что такое счастье?

 – Обратимся к стихотворению И. Бунина.

Слайд 6(с аудиозаписью)

 О счастье мы всегда лишь вспоминаем.                   Окно открыто. Пискнула и села

 А счастье всюду. Может быть, оно -                           На подоконник птичка. И от книг

 Вот этот сад осенний за сараем                                    Усталый взгляд я отвожу на миг.

 И чистый воздух, льющийся в окно.

 

 В бездонном небе легким белым краем                      День вечереет, небо опустело.

 Встает, сияет облако. Давно                                         Гул молотилки слышен на гумне...

 Слежу за ним... Мы мало видим, мало знаем,           Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

  А счастье только знающим дано.

-Что же значит быть счастливым?

- Что же значит быть счастливым?

Слайд 7

Счастье  (праславянское; из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»)— состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначен

Слайд 8. В «Большом толковом словаре современного русского языка»   Д. Н. Ушакова:

Счастье – 1.Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, удовлетворение  жизнью. 2.Успех, удача.

 Слайд 9. В Словаре В. Даля:

 1.Случайность, желанная  неожиданность, талант, удача, успех.  2.Благоденствие, благополучие,  желанная насущная жизнь,  без горя, смуты,  тревоги, покой и довольство.

 Слайд 10. В  Сборнике «Пословицы русского народа»  В. И. Даля помещено  570 пословиц о счастье.

Вот    некоторые из них:

«Счастье в нас, а не вокруг да около».

«Счастье мать, счастье мачеха, счастье бешеный бык».

Слайд 11.Высказывания о счастье:

«Счастью не верь, а беды не пугайся. Жизнь даётся один раз,

и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво». ( А.П.Чехов)

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом». ( Пифагор)

«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленно из несчастья делает счастье». (Л. Н. Толстой)

                                                                                                                                                                                                    Слайд 12. Обратимся к высказыванию о счастье известного мыслителя Конфуция.

- Конфуций приводит нам три уровня счастья. Рассмотрим его высказывание. Быть счастливым - значит быть ПОНЯТЫМ. Действительно, если нет людей, которые разделяют твою позицию и понимают тебя, то трудно найти язык общения с окружающими. Человек обязательно должен знать, что он  не один во всем мире. Непонимание - это одиночество, которое ни к чему хорошему не приведет. Поэтому, человек должен искать таких же, как он. Вместе, легче выжить в нашей непростой социальной ситуации. Однако, многое зависит и от нас самих. Если человек не умеет понимать и заботиться о других, то это ведет к тому же одиночеству. Позаботьтесь о людях, и вы почувствуете себя счастливым. "Большое счастье", говорит Конфуций, когда "ЛЮБЯТ ТЕБЯ". Действительно, без нежности, ласки, страсти и любви любой здоровый чело-век превратится или в, лишенную души, телесную оболочку, или же попросту сойдет с ума.                    

     Когда нас любят, мы получаем не только положительные эмоции, но и очень даже негативные. Нельзя бояться этого. Чем хуже вам сейчас, тем ровно настолько же лучше, будет вам потом. Один из самых грозных врагов счастья - это скука. Любовь человека к вам - ваше оружие против  скуки. Поэтому, быть счастливым - уметь ценить любовь, которую нам дают наши близкие люди. Нужно уметь замечать их.

Любовная тема стала одной из центральных в творчестве Бунина, ее не обошел стороной и Чехов, и Куприн каждый из них попытался разобраться в ее морально-этических и нравственных проблемах.

     -Что есть любовь? Величайшее счастье или величайшая трагедия?

Сегодня мы вместе с этими писателями попробуем ответить на поставленные ими вопросы.

Слайд  13-14

Давайте вспомним рассказ А. Чехова «О любви».  Он  входит в трилогию, которая объединяется темой так называемой «футлярной жизни». Герои этих рассказов («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») закрыты от окружающей жизни, потому что они ее боятся. Но нас сегодня интересует не это, а любовная история и нравственные размышления о ней.

 — В чём суть рассказа?

 Слайд15

— Вспомним развитие   событий.

Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». Он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.

Слйд 16

-Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».

Слайд17

-Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.

Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа

Слайд 18

 Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его:

«К чему может повести наша любовь?»,

 «Честно ли это?»,

«Куда бы я мог вести её?»,

«Как бы долго продолжалось наше счастье?»

              Подобными вопросами  задавалась и героиня.

Слайд 19

-Как вы думаете, почему герои рассказа А. Чехова не могут быть счастливы?

    На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить

— Как вы понимаете слова Алёхина: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.» 

Смысл концовки рассказа.  Слайды 21-23

- Часто говорят, что любовь нужно подтверждать поступками.    На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить.

-Давайте проверим это утверждение, обратившись к рассказу И. Бунина «Кавказ».

Это произведение входит в цикл рассказов Бунина о любви «Темные аллеи», лейтмотивом которого можно считать слова автора: «любовь прекрасна» и «любовь обречена».

- Любовь "как поединок роковой"  Слайд 24

Поединок – дуэль (один на один); единоборство.

Роковой – судьбоносный, трагический.

То есть – «трагическое единоборство».

- Любовь – это трагическое единоборство кого с кем?

 — В чём счастье и несчастье герое в рассказа?

Слайд 25.   Для Бунина истинная любовь сродни вечной красоте природы,  а подлинно прекрасно только естественное,  ненадуманное чувство.  Бунин не скрывает, что возвышенная любовь приносит не только радость, но зачастую таит в себе муки разочарования и смерть.

Слайд 26. Классический «любовный треугольник»

Слайд 28. Какие чувства вызвали у вас поступки героев?

— Что он оставляет в душе читателя?

— Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

-На чьей стороне вы?

— Можно ли простить измену?

— Может ли человек по своей воле уходить из жизни?

-Хочу процитировать  слова одного из героев Максима Горького: «Лежала на мне гора обид. Дышать не мог. А как простил, — нет горы, от обид ничего не осталось».

— Умеем ли мы прощать? Аргументируйте свои суждения. Сравним эти 2 рассказа.

Слайды  28-29

А.П. Чехов. Рассказ « О любви».

-Вспомним сюжет.

1. Знакомство. Зарождение любви

2. Счастье взаимного влечения (светлое чувство)

3. Страдание из-за невозможности быть вместе. Разрыв.

4. Развязка. Осознание утраты. Личная драма.

И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ».

1. Взаимное влечение. Ожидание возможного счастья.

2. Страдания из-за страстного желания быть вместе и страха перед мужем (расплатой)

3. Счастье взаимной любви, обретения друг друга.

4. Трагическая развязка, гибель героя.

-Герои рассказа «Кавказ» словно «украли» свое счастье, в их любви было много радостного и много тревожного, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы.

-Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.

-Чеховские герои, полюбив, не изжили дурной рефлексии, не возвысили свои души.  Счастье прошло мимо героев. Писатель поведал о скорбной доле русского интеллигента, который не только по чужой, но и по собственной  воле истощает чувства и убивает здоровые порывы и стремления.

-Весь рассказ «Кавказ» посвящен описанию любви и достижению счастья. В отличие от чеховских персонажей бунинские влюбленные позволили себе быть счастливыми.

- Добились ли герои счастья? Почему? (Их счастье очень кратковременно. Трагический финал доказывает, что на лжи и обмане ничто долго не устоит) (Совмещая идеи, можно попытаться дать новое понимание проблемы прощения.)

- В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться?»

Слайд 30.

-Об этих словах хочется вспомнить, читая рассказ А.Куприна «Куст сирени».

Слайды 31-34

— Какое настроение возникает после прочтения рассказа «Куст сирени»?

Чем близка нам героиня?(Добрая, отзывчивая, любит своего   мужа.В любой ситуации сможет найти выход.Упорная, настойчивая, верит в свои силы.)

— Счастлива ли Вера Алмазова? Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?
( Любовь – это «труд»:  доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми0

— Назовите произведения о любви, самоотверженности, которые читали раньше.

— Что их объединяет, а что рознит?

 

Слайд 35

Особенности взаимоотношений каждой семейной пары  из рассказов:

1. Семья  Луганович: взаимное уважение, отсутствие общих интересов.

2. Семья из рассказа «Кавказ»: себялюбие, неуважение к личности человека, недоверие.

3. Семья  Алмазовых: доброта, отзывчивость, общие интересы, забота.

- Семья — простейшая форма единения людей. В семье человек усваивает народные традиции и мораль.

Слайд 36.

Слайд 37.

-В чём секрет семейного счастья?(Научитесь ценить друг друга. Умейте прощать. Берегите здоровье своё и своих близких. Оказывайте друг другу знаки внимания. Поддерживайте друг друга в трудные моменты жизни. Хороший брак покоится на таланте и дружбе).

Слайд 38 .Сделаем выводы.

 Высказывния:

«В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого».

                                                  Лев Николаевич Толстой

«Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужным близким людям!»

                                                                    Антон Павлович Чехов

  - Согласны ли вы с этими  утверждениями?

(Учащиеся приводят альтернативные идеи.)

Подведение итогов урока

— Изменилось ли представление о счастье и любви после разговора в классе?

— Что нового вы поняли, осознали?(Ты не имеешь права требовать, чтобы тебя любил тот, кого любишь ты сам, — никто не обязан разделять твои чувства и отвечать на них. Если чувства совпадают – это великое и редкое счастье. Если нет – то это обычное явление. «То объяснение, которое, казалось бы, годится для одного случая, уже не годится для десяти других…» - утверждает чеховский Алехин. Скорее всего, он прав. Неоспоримая правда о любви – «тайна сия велика есть». Каждый выбирает для себя…)

Слайд 39 ( с аудиозаписью)

-Об этом стихотворение Ю. Левитанского( текст и аудио в исполнении Никитина или Газманова)

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или   пророку -

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

 Каждый выбирает  по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

                (Ю. Левитанский)

Слайд 40. -Изменилось ли представление о счастье и любви после разговора в классе?

— Что нового вы поняли, осознали?

Слайд 41.

 - Есть один (минимум один) вопрос, на который мы никогда не ответим «нет». Вопрос этот звучит так: «А ты хочешь быть счастливым?» Мы все хотим испытывать счастье... Только вот оно, как и любовь, у каждого свое. Какое? Мы обернулись в прошлое, мы опросили наших современников и  я предлагаем вам послушать свое сердце и понять, что такое счастье — для  вас...

Задание на дом.

1.Напишите мини – сочинение: «Счастливы ли герои рассказа…»(8 класс).

2. Напишите сочинение в формате задания 15.3 ОГЭ: «Что такое счастье?»(9 класс).




 

Конспект урока-диспута учителя русского языка и литературы

Конспект урока-диспута учителя русского языка и литературы

Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему

Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему

Обратимся к стихотворению И. Бунина

Обратимся к стихотворению И. Бунина

Счастью не верь, а беды не пугайся

Счастью не верь, а беды не пугайся

Вспомним развитие событий.

Вспомним развитие событий.

Смысл концовки рассказа. Слайды 21-23 -

Смысл концовки рассказа. Слайды 21-23 -

Умеем ли мы прощать? Аргументируйте свои суждения

Умеем ли мы прощать? Аргументируйте свои суждения

Слайды 31-34 — Какое настроение возникает после прочтения рассказа «Куст сирени»?

Слайды 31-34 — Какое настроение возникает после прочтения рассказа «Куст сирени»?

Согласны ли вы с этими утверждениями? (Учащиеся приводят альтернативные идеи

Согласны ли вы с этими утверждениями? (Учащиеся приводят альтернативные идеи

Слайд 40. -Изменилось ли представление о счастье и любви после разговора в классе? —

Слайд 40. -Изменилось ли представление о счастье и любви после разговора в классе? —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017