Конспект урока "Семейные правоотношения"
Оценка 4.6

Конспект урока "Семейные правоотношения"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание
9 кл
19.02.2017
Конспект урока "Семейные правоотношения"
Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ. Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
разработка открытого урока Семейное правоотношение.docx

Предмет: обществознание 9 класс

Класс: общеобразовательный

Тема урока: «Семейные правоотношения»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательная: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;

 проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития.

Развивающая: Формировать умение анализировать семейные отношения, уважая личность другого человека.

Воспитательная:  Пробудить у учащихся чувство личной ответственности за благополучие в своей семье;

формировать понятие о семейных ценностях.

 

Задачи:

I.Образовательные:

1)изучить понятия семьи и брака;

2)выявить функции и отношения семьи;

 II.Коррекционно-развивающие:

1)развивать понятийный аппарат учащихся и устную речь при ответах на вопросы;

2)корригировать мелкую моторику при выполнении письменных заданий.

III.Воспитательные:

1)способствовать воспитанию уважительного отношения к семье и хорошим взаимоотношениям людей в ней.

2) учить учащихся мыслить, высказывать и аргументировать свою позицию по заданным вопросам;

 

Основные понятия: семья, функции семьи, ценности семьи

 

Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

 

Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь, раздаточный материал, учебные принадлежности.

Методы и формы обучения:  работа с учебником в группах, работа со статьями «Семейного кодекса», устные ответы.

Структура занятия:

Этапы урока, время в мин.

Методы и приемы обучения

Деятельность учащихся

Средства обучения

Организационный момент, (1 мин)

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя (здравствуйте ребята, сегодня мы с вами работаем в группах, поэтому напоминаю, о том, чтобы вы соблюдали тишину, чтобы не мешать вашим одноклассникам)

 

На столах разложены ромашка, на лепестках которой написаны задания и высказывания американского ученого-психолога Карнели

Актуализация знаний, сообщение темы и задач урока (5 мин)

Нашу встречу хочется начать со слов: Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Как вы думаете, почему я прочитала эти строки?

Действительно -Тема сегодняшнего урока  - СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

Узнаем, что такое семья, поговорим об условиях создания семьи и об отношениях в семье.

Запись темы урока в тетрадь.

II.Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушиваем ответы ребят

Слайд № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 2

Изучение нового материала (30 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания если останется время

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

Перед вами набор слов, из которых вы должны сложить определение (сложили, прочитали, что получилось, а теперь запишите его в тетради)

 

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:

Семья – это люди, которые живут вместе, ведут общее хозяйство и заботятся друг о друге.

8 июля – День святых Петра и Февроньи. Они прожили вместе всю жизнь и умерли в один день.

8 июля в России отмечают День семьи, любви и верности.

Символом семейного счастья принято считать ромашку.

-Ребята, как вы понимаете, что такое семья?

 

Понятие «семья» мы можем рассматривать с двух сторон:

·         Семья в социальном плане

·         Семья в юридическом смысле

 

Давайте рассмотрим ситуацию: 25-летняя Ксения познакомилась с Александром – состоятельным разведенным мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз этой пары казался благополучным. Она заботилась о нем, как о муже, проявляя такт и внимание. Он порой советовался с ней, баловал дорогими подарками, выводил в свет, знакомил с интересными людьми. Но однажды после 5 лет совместной жизни Александр заявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая, более молодая возлюбленная. Имеет ли Ксения право на имущество Александра? Почему?

Действительно, в юридическом понимании данный союз семьей не являлся, так как он не был официально зарегистрирован и поэтому не порождал юридических прав и обязанностей мужа и жены. Таким образом, давайте подумаем, с какого момента возникают семейные правоотношения и при каких условиях?

Для этого выполним задание и ответим на данный вопрос

                                                                                      Ключевое слово - «БРАК».

 Правильно, с момента заключения брака.

Итак, предпосылкой возникновения семьи является законный брак.

В юридическом смысле брак – свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в установленном законном порядке, имеющий целью создание семьи и порождающий между суп ругами права и обязанности.

 ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

Брак –добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи зарегистрированный в ЗАГСе.

-ЗАГС -  это …запись актов гражданского состояния

"Возможно, это знают не все, но традиция надевать во время свадьбы супругу кольцо на палец идёт из Древнего Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы показать: теперь он лишён свободы и стал собственностью господина. Обряд-то, конечно, красивый. Подъезжает эскорт машин. Празднично одетые молодые по пушистому ковру входят во Дворец. И наконец, торжественное: "Именем РФ объявляю вас мужем и женой!" Свершилось! Он надевает кольцо ей : и делает своей собственностью. Она надевает кольцо ему: и делает его своей собственностью. А печальное событие, оформляющее этот акт насильственного лишения свободы, называется свадьбой!"

Вопрос: как вы считаете, есть ли какие-нибудь условия, которые нужно обязательно соблюсти, чтобы вступить в брак?

 Чтобы ответить на этот вопрос поработаем с учебником. У вас на столах карточки с заданиями, выполните задание № 1 в ваших карточках.

Работа с учебником: откройте стр.156  рассмотрим схему, каковы же условия заключения брака? (1 группа)

·         Взаимное добровольное согласие

·         Отсутствие других браков

·         Отсутствие близкого родства

·         Достижение брачного возраста

·         Дееспособность

Найдите на стр.157  какой порядок существует при регистрации брака? (2 группа)

·         Совместное письменное заявление в органы ЗАГСа

·         Назначение даты через  1 месяц

·         Обязательное присутствие жениха и невесты на бракосочетании

·         Ответ на юридический вопрос

·         Подпись в записи акта заключения брака

·         Обмен кольцами и вручение государственного документа – свидетельства о заключении брака

Но вот все препятствия позади, прозвучал марш Мендельсона и новоиспеченные супруги вступают в сферу семейных правоотношений, которые регулируются нормами семейного права, основным источником которого является Семейный кодекс РФ.  (слайд №  9)

·         (группа № 3)  Вопрос: назовите участников семейных правоотношений? (супруги, родители и дети)

Давайте попробуем вместе назвать, в чем же заключаются особенности семейных правоотношений?

 

·         Субъекты – члены семьи

·        Основание возникновения (объект) – юридический факты: брак,                 

                                                                                                   родство

·         Содержание семейных правоотношений – юридические права и обязанности членов семьи

     Права и обязанности членов семьи разделяются на 2 группы:

·         Личные (неимущественные) правоотношения

·         Имущественные правоотношения

Чтобы их охарактеризовать выполните пожайлуста задание № 2 в ваших карточках. Задание (работа в группах):

1 группа: стр.159 прочитайте и назовите, что относят к личным (неимущественным правам) супругов.

2 группа: стр.159 прочитайте и назовите, что относится к законному режиму имущества супругов.

3 группа: стр.160 прочитайте и назовите, что относится к договорному режиму имущества супругов.

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу – мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

 

Ребята, данное стихотворение было прочитано не только для отдыха, скажите, что является самым важным событием в жизни супругов, когда появляется «основа основ – родительский дом»? Действительно, когда появляются дети.

 

 Рождение детей удостоверяется свидетельством о рождении, которое выдается органами ЗАГСа.

Вопрос: скажите, после рождения ребенка, какие семейные правоотношения возникают? Правоотношения родителей и детей. Отличительная особенность родительских прав в том, что они одновременно являются и их обязанностями.

Давайте поработаем с выдержками из Семейного кодекса. У вас на столах лежат приготовленные статьи, работая с ними, ответьте на задание № 3 в ваших карточках.

Задание 1 группе: прочитайте статьи 54-60 из Семейного кодекса РФ и назовите, какими правами обладают несовершеннолетние дети?

Задание 2 группе: прочитайте статьи 61-68 из Семейного кодекса РФ и назовите, какими правами и обязанностями обладают родители

Задание 3 группе: рассмотрите ст.69, 70 и скажите, в каких случаях родителей лишают родительских прав и каков порядок лишения родительских прав.

Задание в группах «Создайте портрет»:
• 1 группа – идеальный портрет жены;
• 2 группа – идеальный портрет мужа;
• 3 группа – идеальный портрет ребенка.

До нашей следующей встречи я предлагаю вам выполнить ряд заданий по изученной теме, что поможет вам  в закреплении тема, поэтому запишите домашнее задание: § 18, стр.163, задания № 1, 3, 4. А для тех, кто хочет более детально поработать над этим вопросом, либо выбрал обществознание для сдачи экзаменов, я дополнительно предлагаю написать эссе «Брачный договор: за и против».

Ребята, а теперь я предлагаю вам вернуться к началу нашего урока, вспомнить те цели и задачи, которые вы ставили перед собой и давайте попробуем построить цепочку наших ответов на вопрос «Что я знаю о семейных правоотношениях»? И свой ответы вы начните с фразы «Я знаю, что…».

В заключение урока мне хотелось бы вам подарить семь правил Американского специалиста в области человеческих отношений, автор книги «Как перестать беспокоиться и начать жить» Д. Карнеги, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь: ведь в будущем каждый из вас создаст свою счастливую семью

Ребята складывают из набора слов определение, озвучивают его.

Записывают получившееся определение в тетрадь

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(выслушиваются ответы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают определение брака под диктовку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника. Озвучиваем ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника. Озвучиваем ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают с выдержками из «Семейного кодекса»

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

Набрасывают те черты, которые хотели бы видеть в идеальной жене, муже, ребенке

 

 

 

 

Слайд № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд № 4

 

 

 

Слайд № 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд № 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд № 8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (слайд № 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд № 11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд № 12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд № 14)

 

 

 

 

 

 

(слайд № 13)

 

 


 

Предмет: обществознание 9 класс

Предмет: обществознание 9 класс

РФ. Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным…

РФ. Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным…

Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!

Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!

Задания если останется время

Задания если останется время

Задания если останется время

Задания если останется время

Задания если останется время

Задания если останется время

Задания если останется время

Задания если останется время

Изучение нового материала (30 мин)

Изучение нового материала (30 мин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017